Семён Людвигович Франк (1877-1950), «Смысл жизни» (1926)
1. Какие две формы отношения к жизни мешают человеку задуматься о смысле жизни? Что в жизни в наибольшей степени заставляет человека ставить перед собой вопрос о смысле жизни?
2. Каким образом вопрос «что делать?» связан с вопросом о смысле жизни? Какие два значения этого вопроса не связаны напрямую с вопросом о смысле жизни, и в каком своём значении он оказывается связан с этим вопросом? Каковы два основных русских ответа на вопрос «что делать?»? Каковы два основных упущения этих ответов? Какой должна быть истинная формулировка вопроса «что делать?», чтобы он в полной мере выражал вопрос о смысле жизни?
3. Что имеет в виду Франк, говоря о «разумной цели» жизни как об условии её осмысленности? Что представляет собой эта разумная цель? В каком случае эта разумная цель может сделать жизнь человека осмысленной, а в каком – нет (можно пояснить это на примере любви, как её понимает Франк)? Почему в качестве дальнейших условий осмысленности жизни Франк называет вечность и знание? Каким образом с этими условиями связано понятие Бога? Как Франк понимает Бога? Какие трудности возникают в связи с пониманием смысла жизни, намеченным Франком?
4. Почему смысл жизни имеет своим условием свободу и почему он невозможен в том случае, если человеческая жизнь всецело подчинена необходимости и случайности? Почему смысл индивидуальной жизни возможен только через причастность человека общечеловеческой истории и общемировому смыслу? Имеют ли история и мир очевидный для всех и несомненный смысл? Почему мир в его нынешнем состоянии не может восприниматься как непосредственное доказательство существования благого и всемогущего Бога? Какие два возможных вывода о Боге следуют из нынешнего состояния мира, и могут ли эти возможности служить условием осмысленности человеческой жизни? Каков тогда смысл веры в Бога перед лицом мировой бессмыслицы?