Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Школьная олимпиада по русскому языку для 9-х классов

2012-2013 учебный год
Задание № 1. Расставьте ударение в словах в соответствии с орфоэпическими нормами.

Средства, завидно, баловать, оптовый, туфля, щавель, зевота, кухонный, каталог, звонят, бензопровод, завсегдатай, облегчить, диспансер, из аэропорта, цемент, мышление, банты, жалюзи, начавший, красивейший, безудержный, включит, обетованная (земля), танцовщица, экспертный, заговор, сироты, христианин, мастерски.


Задание № 2. Выпишите те слова, в которых согласный перед выделенным Е произносится мягко.

Мембрана, бенефис, детектив, декорация, бизнесмен, шинель, фонема, эффект, тембр, гротеск.


Задание № 3. Графически обозначьте морфемный состав выделенных слов.

Синевато светились звёзды. Небо на востоке слегка синевато. Нос посинел от холода. Посиневшие тучи ползли по небу. Её глаза теперь казались синее. Синь небес и зелень деревьев радуют глаз.
Задание № 4. Приведите примеры фразеологизмов (не менее 6), построенных по указанной ниже модели. Укажите значение каждого фразеологизма, с двумя из них составьте предложения.

Сравнительный союз + имя существительное (с предлогом или без него) + глагол в форме прошедшего времени.


Задание № 5. Объясните смысл следующих слов.

Превратный, предвзятый, предосудительный, пресловутый, презентабельный.


Задание № 6. Определить, какой частью речи являются в предложении слова, заканчивающиеся на О.

А) Собрание не закончено.

Б) Лицо мальчика было бледно.

В) Далеко по носу лодки видна желтая полоса песчаного берега.

Г) «Здесь всё выращено детьми!» - было крупно написано на щите.
Задание № 7. Среди названий кушаний укажите 3-5 таких, которые отсылают к входящему в них продукту или способу приготовления, и 3-5 таких, которые ни с каким предметом не связаны.
Задание № 8. Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.

А) Сколько же (платья) тебе нужно?

Б) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

В) Над болотом кружила пара (цапли).

Г) Сколько (доли) наследства ты получил?

Задание № 9. 1) Назовите основные способы выражения именной части составного именного сказуемого, приведите по одному примеру на каждый способ.

2) Графически обозначьте грамматическую(ие)основу(ы) в каждом предложении.

А) Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства! (А. С. Грибоедов)

Б) Но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю. (А. С. Пушкин)

В) Но разве ты забыл, что жизнь твоя ценою примиренья? (В. А. Жуковский)
Задание № 10. Какие особенности народно-поэтического языка использованы Н. А. Некрасовым в качестве стилистических приёмов в данном фрагменте поэмы «Коробейники»?

Не тростник высок колышется,

Не дубравушки шумят,

Молодецкий посвист слышится,

Под ногой сучки трещат.

Показался пёс в ошейничке.

Вот и добрый молодец:

Путь-дорога, коробейнички!

Путь-дороженька, стрелец!
Задание № 11. Продолжите текст, ответив на вопросы, которые в нем поставлены. Озаглавьте ваше рассуждение.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет, атрофируется.

Упражняется ли милосердие в нашей жизни? Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему? (Д. Гранин)

Ключи к заданиям для проведения школьной олимпиады

по русскому языку в 9 классе

Задание № 1. Расставьте ударение в словах в соответствии с орфоэпическими нормами.

Средства, завидно, баловать, оптовый, туфля, щавель, зевота, кухонный, каталог, звонят, бензопровод, завсегдатай, облегчить, диспансер, из аэропорта, цемент, мышление, банты, жалюзи, начавший, красивейший, безудержный, включит, обетованная (земля), танцовщица, экспертный, заговор, сироты, христианин, мастерски.



Ответ: Сре′дства, зави′дно, балова′ть, опто′вый, ту′фля, щаве′ль, зево′та, ку′хонный, катало′г, звоня′т, бензопрово′д, завсегда′тай, облегчи′ть, диспансе′р, из аэропо′рта, цеме′нт, мышле′ние, ба′нты, жалюзи′, нача′вший, краси′вейший, безу′держный, включи′т, обетова′нная (земля), танцо′вщица, экспе′ртный, за′говор, сироты′, христиани′н, мастерски′.

Оценка: за каждый правильный ответ – 0,2 балла. Максимальный балл - 6
Задание № 2. Выпишите те слова, в которых согласный перед выделенным Е произносится мягко.

Мембрана, бенефис, детектив, декорация, бизнесмен, шинель, фонема, эффект, тембр, гротеск.



Ответ: мембрана, бенефис, декорация, шинель, эффект.

Оценка: за каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальный балл – 2,5
Задание № 3. Графически обозначьте морфемный состав выделенных слов.

Синевато светились звёзды. Небо на востоке слегка синевато. Нос посинел от холода. Посиневшие тучи ползли по небу. Её глаза теперь казались синее. Синь небес и зелень деревьев радуют глаз.

Ответ: синевато (светились) – син-еват-о (суффикс); синевато (небо) – син-еват-о (окончание); посинел – по-син-е-л- (нулевое окончание); посиневшие – по-син-е-вш-ие; Синее – син-ее (суффикс); синь – синь- (нулевое окончание).

Оценка: за каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальный балл - 3
Задание № 4. Приведите примеры фразеологизмов (не менее 6), построенных по указанной ниже модели. Укажите значение каждого фразеологизма, с двумя из них составьте предложения.

Сравнительный союз + имя существительное (с предлогом или без него) + глагол в форме прошедшего времени.



Ответ:

Как гора с плеч свалилась – рассеялись тревоги, сомнения.

Как в воду канул – бесследно исчез, пропал.

Как ветром сдуло – кто-либо молниеносно исчез, что-либо мгновенно исчезло.

Как из-под земли вырос – внезапно, неожиданно появился.

Как корова языком слизала – быстро и бесследно исчез, будто совсем не было.

Как Мамай прошел – полнейший беспорядок, разгром.

Оценка: за каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальный балл - 3
Задание № 5. Объясните смысл следующих слов.

Превратный, предвзятый, предосудительный, пресловутый, презентабельный.



Ответ:

Превратный – 1) изменчивый, непостоянный; 2) ложный, извращающий истину.

Предвзятый – основанный на предубеждении, ложно или враждебно принятый.

Предосудительный – заслуживающий осуждения.

Пресловутый – нашумевший, широко известный чем-то плохим.

Презентабельный – представительный.



Оценка: за каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальный балл – 2,5
Задание № 6. Определить, какой частью речи являются в предложении слова, заканчивающиеся на О.

А) Собрание не закончено.

Б) Лицо мальчика было бледно.

В) Далеко по носу лодки видна желтая полоса песчаного берега.

Г) «Здесь всё выращено детьми!» - было крупно написано на щите.

Ответ:

А) не закончено – краткое страдательное причастие

Б) бледно – краткое прилагательное.

В) далеко – наречие.

Г) выращено, написано – краткие страдательные причастия; крупно – наречие.

Оценка: за каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальный балл - 3
Задание № 7. Среди названий кушаний укажите 3-5 таких, которые отсылают к входящему в них продукту или способу приготовления, и 3-5 таких, которые ни с каким предметом не связаны.

Ответ: А) творожник, свекольник, жаркое, поджарка, рассольник, холодец, заливное, мороженое – эта группа слов своими корнями «подсказывает» некоторые свойства блюд, то, что они содержат, или как приготовлены.

Б) шарлотка, бульон, компот, щи, салат, шашлык – в этой группе слов ни о каких свойствах не сообщается.



Оценка: за каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальный балл – 5
Задание № 8. Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.

А) Сколько же (платья) тебе нужно?

Б) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

В) Над болотом кружила пара (цапли).

Г) Сколько (доли) наследства ты получил?

Ответ: А) платьев, Б) граблей (реже грабель), В) цапель (реже цаплей), Г) долей

Оценка: за каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальный балл - 2
Задание № 9. 1) Назовите основные способы выражения именной части составного именного сказуемого, приведите по одному примеру на каждый способ.

2) Графически обозначьте грамматическую(ие)основу(ы) в каждом предложении.

А) Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства! (А. С. Грибоедов)

Б) Но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю. (А. С. Пушкин)

В) Но разве ты забыл, что жизнь твоя ценою примиренья? (В. А. Жуковский)
Ответ: 1) Основные способы выражения именной части составного именного сказуемого:

- имя прилагательное (Земля велика и прекрасна. Восточная часть неба была темнее западной.);



- имя существительное (Был он с хитрецой. Весь сад в цвету.);

- причастие (Фонари не зажжены. Брови её были сдвинуты.);

- числительное (Марк был лет двадцати семи);

- местоимение (Вишнёвый сад теперь мой.);

- наречие (Ей туфли впору будут. При встрече с Федей я был настороже.);

- синтаксически неделимое словосочетание (Он был высокого роста.);

- в именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно (Строгое лицо его было как из чугуна).

2) Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства! (А. С. Грибоедов)

Но мне порукой ваша честь, и смело ей себя вверяю. (А. С. Пушкин)

Но разве ты забыл, что жизнь твоя ценою примиренья? (В. А. Жуковский)



Оценка: 1) за каждый правильный ответ – 0,25 балла. Максимальный балл – 2

2) за каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальный балл – 2


Задание № 10. Какие особенности народно-поэтического языка использованы Н. А. Некрасовым в качестве стилистических приёмов в данном фрагменте поэмы «Коробейники»?

Не тростник высок колышется,

Не дубравушки шумят,

Молодецкий посвист слышится,

Под ногой сучки трещат.

Показался пёс в ошейничке.

Вот и добрый молодец:

Путь-дорога, коробейнички!

Путь-дороженька, стрелец!
Ответ: В данном отрывке из поэмы «Коробейники»используются такие художественные приёмы народно-поэтического характера, как постоянные эпитеты (добрый молодец, молодецкий посвист), сложные слова с усилительным значением (путь-дорога, путь-дороженька), отрицательное сравнение, которое к тому же повторено в параллельной конструкции:

Не тростник высок колышется,

Не дубравушки шумят.

Широко используются производные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: пёс в ошейничке, коробейнички, дубравушки, дороженька.

Характерным признаком народно-поэтического языка является и употребление краткой формы прилагательного в роли определения: не тростник высок колышется.

Текст оживляется за счет введения в него элементов диалога (обмен персонажей репликами) ,что также часто встречается в оригинальных произведениях устного народного творчества.



Народно-поэтический характер имеет и сам размер стиха, его плавность, напевность, а употребление простых глагольных сказуемых придаёт тексту динамичность.

Оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 6
Задание № 11. Продолжите текст, ответив на вопросы, которые в нем поставлены. Озаглавьте ваше рассуждение.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет, атрофируется.

Упражняется ли милосердие в нашей жизни? Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему? (Д. Гранин)

Оценка: максимальный балл - 10
Максимальное количество баллов – 47.

Школьная олимпиада по русскому языку для 9-х классов 2012-2013 учебный год Задание №1

Задание № Расставьте ударение в словах в соответствии с орфоэпическими нормами

94.64kb.

16 12 2014
1 стр.


Школьная олимпиада по русскому языку для 7 класса 2012-2013 учебный год

Баловаться, договор, заржаветь, положить, облегчить, квартал, красивее, кухонный, позвонит, феномен

44.17kb.

15 09 2014
1 стр.


Олимпиада по русскому языку для 4 класс. Школьный тур. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов

Предлагаются олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 4 классов. Школьный уровень

32.28kb.

14 10 2014
1 стр.


Трофимовой Анны Сергеевны по русскому языку 5 «а» класс 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
1008.64kb.

10 10 2014
6 стр.


Олимпиада по русскому языку для 5 класса Задание 1

Задание Укажи, какие части слова, кроме корня, есть в слове шумный

200.02kb.

25 09 2014
1 стр.


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2011/2012 учебный год муниципальный этап 10 класс Вопросы, ответы и баллы

Какое слово получится, если взять 1-й, 17-й, 15-й и 2-й звуки фразы «Счастье приходит к счастливым»?

50.79kb.

23 09 2014
1 стр.


Вологодский многопрофильный лицей. 2012-2013 учебный год. Заочная олимпиада по биологии, 8-9 классы. Ответы

Задание 1 (15 баллов). На каждый вопрос можно дать несколько правильных ответов (от нуля до пяти). Номера выбранных ответов внесите в таблицу

86.84kb.

18 12 2014
1 стр.


Отчет о проведении в 2011/2012 учебном году

Олимпиада прошла по 15 предметам: физике, истории, математике, английскому языку, немецкому языку, русскому языку, литературе, биологии, технологии, обж, физической культуре, общес

296.6kb.

08 10 2014
1 стр.