1.Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия)
В тетради ученика написано: бес приятеля, без Оли, бес них. Объясните, где здесь описка, где ошибка?
|
2.Наш язык в действии (лексика)
Наблюдательный человек – приметливый или приметный? Как надо сказать про еду, приготовленную из рыбы: рыбная или рыбья? Какое слово определяет уклончивого собеседника: дипломатичный или дипломатический? Объясните свой выбор.
|
3.Как растут слова? (Морфемика, словообразование)
Какое существительное отличается от остальных по составу: Льдинка, пылинка, бусинка, соломинка, изюминка? Свой выбор объясните.
|
4.Кто есть кто? (Морфология)
Охарактеризуйте слова звонок и попугай с точки зрения орфоэпии, лексики и морфологии. |
5.Точка, точка, запятая… (Синтаксис и пунктуация)
Составьте и запишите предложения так, чтобы слово язык в предложении выступало в роли разных членов предложения. |
6.От слова – к тексту (творческая работа) Напишите сочинение-рассуждение: Почему слов в языке меньше, чем предметов в действительности? 6 класс
|
1.Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия) В каких фонетических вариантах представлен корень в словах рыба, рыб, рыбка, рыбешка? Объясните, почему?
|
2.Наш язык в действии (лексика)
Объясните происхождение фамилий Сыромятников, Пономарев, Кривых, Гончаров. |
3.Как растут слова? (Морфемика, словообразование)
Образуйте десять глаголов от существительных – названий животных, рыб и птиц. Подберите к каждому из этих глаголов синоним. |
4.Кто есть кто? (Морфология)
Охарактеризуйте слова мелок и знать с точки зрения орфоэпии, лексики и морфологии. |
5.Точка, точка, запятая… (Синтаксис и пунктуация) Прочтите отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». И во весь дух Пошли зайчишки. А я им: «У-х! Живей, зверишки! Смотри, косой, Теперь спасайся, А, чур, зимой Не попадайся!»
Докажите, что зайчишки и зверишки – разные синтаксические единицы. |
6.От слова – к тексту (творческая работа) Напишите сочинение-рассуждение: Знает ли человек все слова родного языка? Почему?
|
1.Звуки, буквы, встаньте в ряд! (Фонетика и орфоэпия)
Докажите, что [з`] не сонорный. |
2.Наш язык в действии (лексика)
Прочтите фрагмент сказки А. Ремизова. «Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! – говорил старик. Встретишься с медведем, скажи ему: «Иди, иди, Мишка!» И медведь уйдет»
Назовите устаревшее значение выделенного слова. В каком значении употребляется это слово в современном русском языке? |
3.Как растут слова? (Морфемика, словообразование)
Перед вами существительные в форме родительного падежа множественного числа: коров, домов, столов, голов, подков. Выделите окончания в данных словах и определите, в каком слове окончание зависит от значения. |
4.Кто есть кто? (Морфология) Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Обоснуйте свой ответ. Мне рассказывал один знакомый. Дела нет, один разговор. На улицу вели многие пути, а в переулок только один.
|
5.Точка, точка, запятая… (синтаксис и пунктуация)
Приведите все возможные варианты членения фразы на слова: ЗАЧЕМПОСТАВЛЕНАТАМАРКА? Объясните, что помогает Вам членить фразу.
|
6.От слова – к тексту (творческая работа) Прочтите фрагмент стихотворения В. Шефнера:
Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь (людское чудо) Не скудела в наши дни. Назовите известные вам лингвистические словари русского языка. Расскажите об одном из них. |
metUZAO_r
Сопоставьте два четверостишия И. А. Бунина и объясните, почему в первом запятая стоит перед словом синея, а во втором синея выделяется с обеих сторон.
Ведет вдали как будто небосклон:
Там море подымается, синея
Меж позабытых мраморных колонн…
Зовет меня к скалистым берегам.
Где море подымается, синея,
К пустынным и далеким небесам.
Заполните таблицу. На основе значение фразеологизма и этимологической подсказки установите «загаданный» фразеологизм и запишите ответ под соответствующим номером в тетради, где Вы выполняете работу.
Фразеологизм или образное выражение |
Значение |
Этимологические «подсказки» |
1 |
Не имеющая никакого значения пустая бумажка, липовый, не обладающий какой-либо реальной ценностью документ. |
Раньше обозначало: «глупо, плохо составленный документ». Простофиля. |
2 |
Чрезвычайно быстро двигаться. |
«Лошадиное» происхождение фразеологизма. |
3 |
Исчезнуть навсегда и бесследно, подвергнуться навсегда и полному забвению. |
Лета – река забвения в подземном царстве, из которой души умерших пили воду, чтобы забыть свою прошлую жизнь (древнегреческая мифология). Отойти в вечность = умереть |
4 |
Бросило в озноб (от холода, страха, волнения) |
Мурашка (от мураш), букашка, муравей. |
5 |
Бедный человек, без денег. Пустой человек, духовное ничтожество (вторичное значение) |
Ямочка у человека, расположенная между ключицами на шее. По народным представлениям, это углубление называется душой, потому что душа помещалась именно здесь. Об искреннем, откровенном человеке говорили, что у него душа нараспашку (человек с расстегнутым воротом рубахи, показывающий, что у него за пазухой ничего нет). Пазуха - пространство между грудью и прилегающей одеждой. |
6 |
Очень сомнительно, неясно |
Вилы – круги, а не современное: «вид сельскохозяйственного орудия» |
7 |
Дешевое, но в то же время вполне качественное |
Старое значение слова сердитый – от слова сьрдь (сердце), то есть дорогой, хороший. |
8 |
Грубая, некачественная работа |
Происхождение – из речи плотников |
9 |
Нечего возразить, нечего ответить |
Происхождение – из «картежной семьи» так же, как: смешать карты (расстроить чьи-либо планы), ставить на карту (надеяться чего-либо добиться, рискуя своим имуществом, состоянием и др.) |
10 |
Что-либо желанное, крайне необходимое |
По библейскому мифу – пища, которую Бог посылал иудейскому народу каждое утро с неба, когда «сыны Израиля» шли пустыней в страну обетованную. |
Какая реалия растительного мира в русских народных говорах названа каждой
группой синонимов? Мотивируйте свой ответ.
а) поганица, пустушка, дурняшка, собачьи губы, поганые губы –
б) пустодуй, вшивик, проходная трава –
в) путик, топтун, гармошка, тропинник –
г) пороховица, порховка, пылевик –
Оценка. За определение правильного значения каждого ряда слов - 2 балла (1 балл - название, 1 балл - обоснование и объяснение). Максимум - 8 баллов.
4.
Расставьте запятые при обращениях в следующих текстах. Объясните, почему во внешне похожих конструкциях знаки препинания ставятся по-разному.
A) «Здравствуй князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»
Б) Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Определите способы образования слов:
Определите синтаксические функции подчеркнутых существительных.
1. Что еще нужно от женщины, от жены, если в ней столько нежности, кротости, изящества? (А.Куприн) 2. Вся в инее шапка большая, усы, бороды в серебре (Н.Некрасов). 3. В лесу раздавался топор дровосека (Н.Некрасов). 4. Паук мой бесится с досады (И.Крылов). 5. Публика относилась к нему с особым уважением.
Оценка: правильный ответ – 1 балл. Итого – 5 баллов.
7.
Сколькими звуками различаются слова чашка и тяжко?
Дайте точный перевод отрывка из произведения Древнерусской литературы «Сказание о Мамаевом побоище»
Определите лексическое и грамматическое значение слов.
Оценка. Правильный перевод – 5 баллов (каждая ошибка снижает на 0,5 балла). Комментарий слова – каждое слово по 2 балла. Максимум -15 баллов
9 класс
metUZAO_r
Большинство французских слов произошло из латинских. Одно и то же латинское слово (или корень слова) могло, с одной стороны, найти отражение во французском языке (чаще всего в измененном виде), а с другой стороны, проникнуть в русский язык. С какими русскими словами исторически (через латинский язык) связаны следующие французские слова, если известно, что надстрочный знак «∧» ставится над той гласной, после которой в языке-источнике был звук «с»:
1. arrêter [арэтэ´] – останавливать
2. fête [фэт] – праздник
3. plâtre [платр] – гипс
4. pâte [пат] – тесто, мармелад
5. bête [бэт] – животное
Оценка: за каждый ответ – 1 балл. Итого – 5 баллов.
Достройте пропорцию:
———— = ———— = —————
огромный рыдать
Какие отношения связывают слова, стоящие в знаменателе, со словами, стоящими в числителе?
Оценка: правильно поставлены слова – 2 балла. Объяснение – 2 балла. Итого - 4
Как вы думаете, почему слова «ходьба», «белизна» относятся к существительным, ведь первое обозначает действие, а второе признак?
Оценка. Правильный ответ – максимум 2 балла.
4.
Из приведенного ряда слов выпишите те, в которых есть (или была) приставка об- (о-).Докажите наличие приставки путем подбора родственного слова.
Обед, обелиск, обод, обормот, облава, обувь, овёс, овал, острог, опёнки, опрометью, осень.
Оценка. За правильно выписанное слово - 0,5 балла, за родственные слова - 0,5 балла.
5.
В Изборнике 1073 года читаем:
По четырьмъ образомъ съгр_шаеть челов_къ: по незаапу, по пр_льсти, по
неразум_нию, по любъви.
Объясните значения выделенных слов в данном предложении.
Расставьте запятые при обращениях в следующих текстах. Объясните, почему во внешне похожих конструкциях знаки препинания ставятся по-разному.
А) «Чем вы гости торг ведете
И куда теперь плывете?»
Б) «Ой вы гости-господа
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем? иль худо?
И какое в свете чудо?»
В) «Матушка моя родная!
Ты княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
Подчеркните сравнение в данных предложениях. Укажите способ выражения сравнения.
1)Там сонмы душ возносят стройным хором своих молитв немолчные дары
(А.К.Толстой) 2) И в розное они теченье опять влекомые судьбой, сойдутся ближе на мгновенье, чем все миры между собой (К.К.Павлова). 3)Как по условленному знаку, вдруг неба вспыхнет полоса… (Ф.Тютчев). 4) Брала знакомые листы и чудно так на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело… (Ф.Тютчев) 5) Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера. (Ф.Тютчев)
Выделите грамматические основы, определите типы предложений (двусоставное или односоставное, полное или неполное). Охарактеризуйте компоненты грамматической основы.
1. Ехать по мягкой весенней дороге было истинным наслаждением (Ч.). 2. По заячьему следу доходят и до медвежьего (посл.). 3. Мы люди маленькие, а вы великий человек (Ч.). 4. На улице ни души. 5. Сесть бы на это облако и плыть, плыть на нем в этой жуткой высоте (Бун.). 6. С вечера всё спится, на дворе темно (Фет).
Оценка: каждое предложение – 1 балл. Итого – 6 баллов.
9.
Определите синтаксическую функцию выделенных наречий.
1. Гусиные стаи и справа и слева (В.Песков). 2. Путь направо без коня оставит (Бун.). 3. Маргарита увидела, что она наедине с летящей над ней луной (М.Булг.). 4. Она когда-то была замужем, но скоро овдовела (Тург.). 5. Даже замужем она вспоминала с умилением девичье время (П.). 6. Это ухо уловило женский смех, быстрые и бойкие шаги вниз (М.Булг.).
Оценка: правильный ответ – 1 балл. Итого – 6 баллов.
10.
Прочитайте фрагмент из радищевского «Письма другу, жительствующему в Тобольске», напечатанного в первом томе ПСС (1938) по прижизненной публикации 1790 г. Найдите и прокомментируйте языковые явления (факты), не характерные для современного русского языка. Повторяющиеся явления объединяйте в один пример и комментируйте вместе.
В день назначенный для торжества, во втором уже часу пополудни, толпы народа стекалися к тому месту где зреть желали лице обновителя своего и просветителя. Полки Гвардии Преображенский и Семеновский, бывшие некогда сотоварищи опасностей Петровых и его побед, так же и другие Полки Гвардии тут бывшие, под предводительством начальников своих окружили места позорища, Артиллерия, Кирасирской Новотроицкой Полк и Киевской пехотной заняли места на близлежащих улицах. Все было готово, тысящи зрителей назделанных для того возвышениях и толпа народа разсеяннаго повсем близ лежащим местам и кровлям ожидали с нетерпением зрети образ того, котораго предки их в живых ненавидели, а посмерти оплакивали.
Оценка. За названное явление (слово, морфема) – 0,5 балла. Комментарий к слову – 0,5 балла. Итого не более 6 баллов (+1 балл за глубину ответа в целом).
10-11 класс
metUZAO_r
В данной таблице некоторые слова записаны неверно. Запишите их в исправленном виде в тетради (форму таблицы сохраните). Какие из данных в таблице слов являются заимствованными?
Слово |
Исправленный вариант |
Заимствованное или нет |
протвень |
|
|
друшлак |
|
|
варежка |
|
|
грейфрукт |
|
|
проволка |
|
|
невропатолог |
|
|
полувер |
|
|
дерматин |
|
|
битон |
|
|
компрометировать |
|
|
Во фрагменте из русского духовного стиха
2. Определите их значение
Объясните написание причастия «движимый» с суффиксом –ИМ.
Какое грамматическое значение проявляется у глагола быть в следующих выражениях, свойственных народной речи? Переведите их на литературный язык.
В первой половине XVIII в. русская научная терминология ещё не устоялась. Все приведённые ниже слова являются терминами, обозначающими одно и то же понятие:
1) былие;
2) зелие;
3) летораслия;
4) росада;
5) прозябающие вещи, прозябения;
6) вегетабили;
7) планты.
В 1757 г. М. В. Ломоносов в речи «О рождении металлов от трясения земли» впервые предложил для данного понятия новый термин, использовав для него уже существовавшее в русском языке слово. Этот термин, вытеснивший все остальные, мы используем и сейчас. Назовите этот термин. Укажите родственные слова для каждого из приведенных терминов.
Оценка. За слово - 3 балла, по 1 баллу за толкование каждого. Итого: 10 баллов.
6.
Рассмотрите два газетных заголовка:
1) ЖУРНАЛИСТ УВОЛЕН
2) УВОЛЕН ЖУРНАЛИСТ
Есть ли смысловое различие в этих фразах? Обоснуйте свой ответ.
Оценка: до 7 баллов в зависимости от ответа.
7.
Прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Цыганы».
Он* ждал: придет ли избавленье.
И всё несчастный тосковал,
Бродя по берегам Дуная,
Да горьки слезы проливал,
Свой дальный град воспоминая,
И завещал он, умирая,
Чтобы на юг перенесли
Его тоскующие кости,
И смертью - чуждой сей земли
Неуспокоенные гости.
* Имеется в виду Овидий в изгнании.
Перескажите выделенный фрагмент прозой.
1) Какую синтаксическую функцию в предложении выполняет слово гости.
2) В чем заключается несоответствие формы этого слова современной грамматической норме.
Оценка. За правильное расположение слов в тексте - 4 балла. За вопрос 1)– 2 балла. За вопрос 2) - 4 балла. Итого: 10 баллов.
8.
Сравните выделенные пары слов в двух представленных текстах. Дайте толкование этим парам с точки зрения значения, словообразования и употребления.
- А как же ты попал в дом вечером?
- У меня отъело ключ.
В одном краю такой был случай:
Гуляя как-то раз,
Набрёл мудрец на куст колючий
И выцарапал глаз.
Но был на редкость он умён
И, не сказав ни слова,
Забрёл в другой кустарник он
И глаз вцарапал снова.
В отрывке из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Осень» расставьте запятые всеми возможными способами. Объясните каждый из вариантов.
Листья в поле пожелтели
И кружатся и летят
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Прочитайте текст. Переведите его на современный русский язык.
Ответьте кратко на вопросы:
1. Какой частью речи является слово написа?
2. Каково по происхождению слово Володимеровичю?
3. Куда делся ъ в слове въструбим в современном русском языке?
4. Что значит слово псалтыри в этом тексте?
14 10 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
13 09 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
02 10 2014
1 стр.
25 09 2014
7 стр.
30 09 2014
1 стр.