Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)
Казанцева Г.С.,

председатель ОО «Профсоюз работников малого и среднего бизнеса ВКО»,

Республика Казахстан, г. Усть-Каменогорск
За прошедшие 20 лет Казахстан состоялся как успешное и сильное государство с демократической политической системой, либеральной рыночной экономикой и развитым гражданским обществом.

Эти годы независимого развития нашей страны обеспечили законодательную поддержку достойному труду, принятию новой модели регулирования трудовых отношений и формированию организационно-правовой базы для развития социального партнерства и социальной ответственности бизнеса.



Социальное партнерство является одним из главных механизмов реализации социальной политики государства в области трудовых отношений. Оно позволяет решать вопросы социально-экономических интересов работников, соблюдения трудовых гарантий, сохранения социальной стабильности.

Учитывая международный опыт, за последние годы в Казахстане сформирована многоуровневая система и законодательная основа социального партнерства. Действующее правовое поле служит основой партнерских отношений и соблюдения баланса интересов работников и работодателей, и обеспечивают в стране цивилизованный порядок построения и регулирования трудовых отношений между основными субъектами рынка труда: работодателями, наемными работниками и государством.

На республиканском уровне вопросы социального партнерства рассматривает республиканская трехсторонняя комиссия по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений, которая является постоянно действующим органом по обеспечению согласования интересов социальных партнеров путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими решениями. Участниками республиканской комиссии являются полномочные представители Правительства Республики Казахстан, республиканских объединений работников и республиканских объединений работодателей.

Основополагающим документом республиканского уровня является Генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей (далее - Генеральное соглашение), в настоящее время оно заключено на 2012-2014 годы.

Одной из важных форм социального партнерства является социальная ответственность бизнеса.

Социальная ответственность бизнеса, несмотря на то, что является частной инициативой, неизбежна в условиях модернизации экономики и социальной сферы Казахстана.

Отсчет активной фазы внедрения социальной ответственности бизнеса в Казахстане начался с момента проведения в январе 2008 г. в г. Джезказгане первого Форума по социальной ответственности бизнеса, где Глава государства задал качественно новую планку включения предпринимательства в решение задач развития общества и поручил продолжить работу по формированию благоприятной среды, стимулирующей повышение субъектами предпринимательства корпоративной социальной ответственности.
Четвертый год нам предоставляется возможность оценить практику социальной ответственности бизнеса через призму конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз», учрежденного Главой государства.

Этот конкурс являет собой хороший пример расширения пропаганды социальной ответственности в бизнес – среде. Он также стал площадкой государственного масштаба, осуществляющей популяризацию и оценку деятельности предприятий в этом направлении.

За честь участвовать в конкурсе «Парыз» в 2008-2011 годах претендовало 1071 предприятий страны. За 4 года Гран ПРИ - лидер социальной ответственности из рук Главы государства получили корпорация «Казахмыс», компании «Тургай Петролеум» и «Актобемунайгаз».

Званий лауреатов конкурса были удостоены 94 представителя бизнес структур.

С 2011 года в дополнение к 3 номинациям «Лучший коллективный договор», «Лучший социальный проект года» и «Лучшее социально ответственное предприятие» введена номинация «За вклад в экологию». В данной номинации рассматривается деятельность претендентов, значительно отличившихся в реализации природоохранных (экологических) программ, направленных на улучшение состояния окружающей среды.

Ценность и значимость конкурса, стремление и амбициозные порывы предприятия-участника стать лучшим в своем социально ответственном поведении, имеющим коллективный договор и реализовавшим социальный проект, сохраняются и по сегодняшний день.



Коллективный договор – это форма социального партнерства и основа для корпоративной социальной ответственности. Коллективный договор обозначает важные пункты и обязательства сторон их подписавших под эгидой понятий «человеческий капитал», «достойная заработная плата», «развитие человеческих ресурсов», «социальный пакет».

Мероприятия по расширению охвата предприятий системой коллективно-договорных отношений и проведению ее мониторинга, стали частью стратегического плана Министерства труда и соцзащиты населения РК. Сегодня системой коллективных договоров охвачено 63,7 тыс. предприятий, или 30,4 % из действующих предприятий, при этом охват из числа крупных и средних предприятий составляет 89,3%. В нашем профсоюзе это малый и средний бизнес в основном и практически в 92 процентах заключены коллективные договоры и соглашения.

Эти итоги показывают активизацию социальной функции бизнеса, призванного обеспечивать достойный труд и создавать условия для общественного согласия и уменьшения социальных конфликтов.

Выступая на Форуме в г.Джезказгане, Глава государства отметил о важности продвижения принципов Глобального договора ООН.



Глобальный договор ООН призывает деловые круги руководствоваться в своей деятельности основными принципами в области соблюдения прав человека, норм трудовых отношений и охраны окружающей среды.

Всего в Казахстане на сегодняшний день Глобальный договор ООН объединяет 32 компании, в числе которых находятся АО «НК «Казмунайгаз», GSM Казахстан/ Kcell, Казкоммерцбанк, Казпочта и др.

В Генеральное соглашение между Правительством, республиканскими объединениями профсоюзов и работодателей на 2012-2014 годы включены разделы, направленные на внедрение 10 принципов Глобального договора ООН по корпоративной социальной ответственности бизнеса.

Базовой площадкой для обсуждения обозначенных в Генеральном соглашении мероприятий, определения направлений стратегического развития социального партнерства, служит республиканская трехсторонняя комиссия по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.

Накопленный практический опыт социально ответственного ведения бизнеса все же требует осмысления и решения имеющихся проблем в социально-трудовой сфере в свете новых задач экономической и социальной модернизации развития страны.

Во-первых, сегодня в сфере занятости сохраняются неэффективная занятость, низкое качество трудовых ресурсов, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда и др. В свою очередь, эти проблемы являются причинами медленного роста производительности труда и препятствуют долгосрочному экономическому росту.

В этой связи, одним из важных направлений в соответствии с программой форсированного индустриально-инновационного развития, новой Программой занятости-2020, является вклад бизнеса во внедрение системы профессиональных стандартов, управление человеческими ресурсами и подготовка баланса трудовых ресурсов. Такое партнерство позволит значительно повысить производительность труда.

В настоящее время совместная работа уже начата. Министерство образования и науки, Министерство Труда и соцзащиты населения и Профсоюзы, совместно с Национальной Экономической палатой «Союз «Атамекен», работают над разработкой соответствующей нормативно-правовой базы.

Законодательное закрепление профессиональных стандартов нашло отражение в проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс», находящегося в данное время на обсуждении в Мажилисе Парламента РК.

Во-вторых, политика в области заработной платы является важнейшим стимулом к высокопроизводительному труду и, соответственно, росту производства.

В реализацию статьи 122 Трудового кодекса РК на 2012-2014 годы утверждены повышающие отраслевые коэффициенты в машиностроении, угольной, химической промышленности, горно-металлургической, нефтегазовой, строительной и электроэнергетической отраслях.

Но, несмотря на принимаемые меры реализации, сохраняются факты нарушения трудовых прав граждан, в том числе задолженности по выплате заработной платы.

Поэтому вклад бизнеса в решении данного вопроса состоит в обеспечении связи между производительностью труда и уровнем заработной платы.

В-третьих, необходимо институциональное обеспечение вопроса внедрения социальной ответственности бизнеса. Сегодня действует Государственный стандарт РК «Социальная ответственность. Требования» (SA 8000:2001). Однако требуется современный подход в вопросах корпоративной социальной ответственности.

Полагаю возможным начать применение лучшего мирового опыта в этой сфере. Так, в октябре 2010 года принят Международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». Этот стандарт представляет руководство по основным темам, проблемам и способам интеграции социально ответственного поведения в стратегии предприятия.

Для расширения и понимания в обществе социальной ответственности бизнеса важна также информационно-разъяснительная работа.

Кроме того, распространение социальной ответственности среди предпринимателей должно быть поддержано и государством.

Один из сложнейших профсоюзов – «профсоюз частников» - объединяет в своих рядах членов Профсоюза, представляющих свыше 29 отраслей экономики Казахстана, руководствуется принципом консенсуса, т.е. взаимопониманием между работодателем и наемным работником, от которого очень много зависит на предприятии – это и повышение производительности труда, и благоприятный бизнес – климат и.т.д. И здесь, не менее важным моментом, является создание эффективной модели социального партнерства между наемными работниками и работодателями.

Профсоюз здесь играет немаловажную роль, формируя оптимальные условия для успешного развития бизнеса на предприятиях, что достигается через консолидацию предпринимателей и их взаимодействие с государством и обществом.

Такой подход основан на понимании того, что без эффективного использования человеческих ресурсов добиться высоких результатов в производственно – экономической деятельности невозможно.

Основная деятельность профсоюза базируется на принципах защиты представителей малого и среднего бизнеса, представляя интересы предпринимателей на всех уровнях исполнительной власти. Это включает в себя, прежде всего, помощь предприятиям в виде консультаций для ведения бизнеса в рамках закона, соблюдение деловой и профессиональной этики, требований экологии, обязательств перед своими работниками, потребителями, местным сообществом. Принцип социальной ответственности бизнеса требует именно партнерских отношений, двусторонних отношений с обществом. Именно в условиях партнерства могут вырабатываться решения, учитывающие последствия для всех вовлеченных сторон.

Во взаимодействии с государством принцип социального партнерства эффективно реализуется в главном направлении деятельности профсоюза – участии в работе по совершенствованию законодательной базы для успешного развития предпринимательства.

Важным инструментом такого участия служит проведение экспертизы проектов законов и подзаконных актов государственных органов. Являясь членами экспертных советов некоторых министерств и ведомств, «профсоюз частников» оповещает своих членов о поступающих на экспертизу документах, собирает позиции и предложения, параллельно проводя собственный юридический и экономический анализ проектов, обобщает и приводит мнения предпринимателей к единой позиции.

Вместе с тем, социальная ответственность бизнеса – явление достаточно молодое и государственная политика должна формироваться на долгосрочную перспективу, опираться на взвешенные принципы и использовать ясные, понятные бизнесу методы реализации. То есть, необходимо проведение широкомасштабного исследования, которое позволит проанализировать проблему формирования развитой системы социального партнерства в Казахстане в разрезе малого, среднего и крупного бизнеса, как по республике в целом, так и на региональном отраслевом уровне. Если у крупных компаний имеются возможности для проведения эффективных социальных программ для своих сотрудников и для участия в акциях милосердия, выделяя средства на благотворительную и спонсорскую помощь, то среднему и мелкому бизнесу в этом плане гораздо сложнее.

Для субъектов малого и среднего бизнеса, социальной ответственностью должно быть:


  1. внутренняя социальная ответственность перед своими работниками

  • создание безопасных условий труда,

  • рост заработной платы с повышением качества работ,

  • установление дополнительных социальных гарантий для работников,

  • предоставление возможности повышения квалификации работников.

И реализация всего этого должна проходить через принципы социального партнерства, через систему заключения соглашений и коллективных договоров на предприятиях.

  1. и по возможности участие во внешней социальной ответственности: спонсорство и благотворительность.

Для того чтобы это было принято и охвачено большим количество предприятий, необходимы изменения в налоговом законодательстве в сторону снижения налогообложения социально-ответственного бизнеса, т.е. если предприниматель направляет средства на благотворительность, то эти средства необходимо освобождать от налогов.

В заключение, для формирования развитой системы социально – ответственного бизнеса в Казахстане необходимо:





  • Дальнейшее развитие институтов гражданского общества, а именно, общественных объединений работников, работодателей и предпринимателей, обеспечение осуществления их диалога между собой и государством.

  • Сотрудничество с профсоюзами, ориентированными не на конфронтацию, а на достижение консенсуса между наемными работниками и работодателями.

  • Трехсторонние комиссии должны играть существенную роль в эффективном развитии национальной экономики и в повышении конкурентоспособности казахстанских предприятий.

  • Формирование авторитетной площадки в составе: объединений предпринимателей, представителей международных организаций, отечественных и работающих в Казахстане зарубежных компаний, которые в своей деятельности руководствуются принципами социальной ответственности бизнеса.

Учитывая все это, есть основания полагать, что предпринимательское бизнес - сообщество в Казахстане будет идти в авангарде социальной ответственности, ежедневно подтверждая это не на словах, а на деле.







Социальная ответственность малого и среднего бизнеса (опыт республики казахстан) Казанцева Г. С., председатель оо «Профсоюз работников малого и среднего бизнеса вко»

За прошедшие 20 лет Казахстан состоялся как успешное и сильное государство с демократической политической системой, либеральной рыночной экономикой и развитым гражданским обществом

96.98kb.

25 09 2014
1 стр.


Малый инновационный бизнес в Республике Казахстан

В статье анализируется инновационное развитие в сфере малого и среднего бизнеса. Для примера приводятся зарубежные страны. Уделяется внимание вопросам поддержки малого и среднего б

103.29kb.

25 12 2014
1 стр.


Программа кредитования малого и среднего бизнеса Долгосрочная программа в рамках Германо-Азербайджанского финансового сотрудничества

Совместно с «рабитабанк», гаф\ебрр осуществляет программу кредитования малого и среднего бизнеса в Азербайджане

29kb.

02 10 2014
1 стр.


Конкурс среди субъектов малого и среднего предпринимательства «Флагман малого и среднего бизнеса»

Утвержденной постановлением администрации Тульской области от 10. 06. 2009 №418, проводит комплекс мероприятий по подготовке и проведению 26 мая 2011 года восьмого областного откры

32.83kb.

14 12 2014
1 стр.


Факторинг как инструмент финансирования субъектов малого и среднего бизнеса Владимир Емельянов, Генеральный директор фк

Лишь немногие правильно представляют себе, каким образом можно применять этот финансовый инструмент для развития своего бизнеса. Задача данной статьи осветить основные преимущества

96.71kb.

14 12 2014
1 стр.


Комиссия по предоставлению субсидий на возмещение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан и объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан

Республики Татарстан и объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, осуществляющих мероприятия по технологическому присоединению к

22.91kb.

14 12 2014
1 стр.


Программн0-целевых процессов развития малого бизнеса

Основы современной государственной политики США в отношении предпринимательства и малого бизнеса

273.73kb.

04 09 2014
1 стр.


Докладов в рамках блока «Корпоративный бизнес»

Государственная нефинансовая поддержка малого бизнеса. Мероприятия по оказанию нефинансовой поддержки малого бизнеса на примерах региональных программ субъектов РФ

207.11kb.

17 12 2014
1 стр.