«СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ»
Аннотация программы учебной дисциплины
для направления подготовки 040100.62 «Социология»
1. Цели и задачи дисциплины.
Целями освоения дисциплины (модуля) социология потребления являются ознакомление студентов указанной специальности в первую очередь с представлениями о потреблении как одном из важных явлений и процессов в современном обществе; формирование мировоззрения на основе знания факторов и процессов поведения потребителей; воспитание потребительской культуры.
Задачами дисциплины являются: знакомство студентов с предметом социологии потребления; проанализировать основные социологические теории потребления;
сравнить экономические, социологические и маркетинговый подходы к потреблению; изучить основы применения основных достижений и подходов социологического анализа потребления в экономических дисциплинах;
рассмотреть методы эмпирических исследований потребления и основные результаты в этой области; изучить тенденции истории потребления в России и мире.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
способность применять в профессиональной деятельности базовые знания о социальных принципах и закономерностях, касающиеся потребления (ПК-1);
знать и использовать методы и теории, изучаемые в модуле социология потребления для осуществления экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);
уметь использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересах социальных групп (ПК-5);
способность участвовать в разработке основанных на знаниях о потреблении предложений и рекомендаций по решению социальных проблем (ПК-6);
уметь обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);
способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);
способность использовать знания о сущности и значении потребления в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);
уметь использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (ПК-12).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: предмет социологии потребления и понятие потребления, специфику российского и современного мирового потребления.
уметь: определять особенности подходов к потреблению с точки зрения социологии и экономики.
владеть: навыками описания и анализа разновидностей видов потребления, навыками основных направлений современных эмпирических исследований в области потребления.
3. Содержание дисциплины. Основные разделы.
Тема 1. Потребление как предмет социологического анализа.
Тема 2. Психологические и философские основания поведения потребления.
Тема 3. Экономическая модель поведения потребителей.
Тема 4. Классификация социологических теорий потребления.
Тема 5. Потребление в историческом и этическом контексте.
Тема 6. Культура потребления.
Тема 7. Концепция стиля жизни в теории потребления.
Тема 8. Потребление в теориях социальной стратификации.
Тема 9. Черты современного потребления.
Тема 10. Тенденции в потреблении в СССР и в России эпохи реформ.