Вопрос о выживаемости сольфеджио в отечественном музыкальном образовании стоит сегодня как никогда остро. И содержание учебного предмета, и методика его преподавания переживают кризис и вынуждены доказывать свою многостороннюю эффективность. Один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке стоит следующим образом: как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно востребованным новым поколением учащихся?
Непосредственно направленное на разностороннее развитие музыкального слуха, сольфеджио имеет две цели:
Анализируя историю развития сольфеджио, отметим, что в XVIII веке предмет представляет собой лишь систему вокальных упражнений, зародившихся в придворных и церковных певческих капеллах и целиком подчинённых задаче развития голоса. В XIX веке кроме упражнений для интонирования появляются рекомендации по развитию навыков слухового анализа. В 1891 году издаётся первое в России руководство по написанию диктанта Н.М. Ладухина, до сих пор широко применяющееся в педагогической практике. В начале XX веков методические основы сольфеджио расширяются введением ритмических и тембровых упражнений и диктантов. Характерной особенностью этого этапа в истории сольфеджио является использование инструктивных примеров и ограниченное обращение к музыкальной литературе. XXI век – это преподавание сольфеджио на стилевой основе, весомая роль ладового сольфеджио и использование методов психологии и синестезии.
Огромное внимание профессиональному слуху и методам его воспитания уделял Б. Асафьев. Его книга «Речевая интонация» представляет собой модель учебника сольфеджио для подростков - «абсолютников» . Проблеме формирования и развития слуха как инструмента художественного познания музыки посвящено вступление к первой части книги «Музыкальная форма как процесс».
Изучение Б. Яворским бесконечного разнообразия исторически развивающихся способов «развёртывания лада во времени» стало основой теории ладового ритма, которую он называл теорией музыкального мышления.
Во второй половине XX века начинается новый этап в становлении российского сольфеджио. Методика преподавания разрабатывается такими выдающимися педагогами, как А.Агажанов, Б. Алексеев, Д. Блюм, Е.Давыдова, Т. Мюллер, A. Островский , Б.Незванов, И.Способин, и представляет собой мощную, развитую систему детально разработанных приёмов освоения языка классической музыки. Долгое время казалось, что этого вполне достаточно. В 60-е годы традиционное сольфеджио развивается по линии накопления материала и усиления дидактической базы. Создаются новые учебники, хрестоматии по слуховому гармоническому анализу, сборники диктантов. К началу 80-х годов стала ощущаться необыкновенно остро необходимость коренной перестройки методики сольфеджио с целью сокращения разрыва между уровнем подготовки музыкантов и требованиями современной музыкальной практики.
Преподавание сольфеджио на стилевой основе становится одним из важнейших направлений в современной музыкальной педагогике. Считается необходимым, чтобы слух как бы прошел через все исторически важные этапы развития музыки. Поэтому выбор тематического материала основывается на последовательном обращении к творческому наследию композиторов разных эпох. В рамках этого направления О. Хромушин стал автором первого в России "Джазового сольфеджио", а также "Учебника джазовой импровизации для ДМШ". Педагог - новатор внес большой вклад в дело расширения педагогического репертуара детских музыкальных школ за счет классического и современного джаза.
Продолжает в XX - XXI веках развиваться и ладовое сольфеджио, которое помогает подготовить слух к освоению стилей и направлений современной музыки. Вслед за «Ладовым сольфеджио» В. Блока появляются «Детское музыкальное творчество на русской народно основе» Б. Шеломова, «Японское сольфеджио» М. Карасевой и др. пособия.
Труд Б.М. Теплова, посвященный исследованию психологии музыкальных способностей положил начало серьёзному изучению психологических проблем сольфеджио, интерес к которым станет особенно заметным к концу XX века. В научных работах В. Медушевского, Ю.Холопова, Л. Маслёнковой, Ю.Рагса, Е.В. Назайкинского, А.Милки, Д.Кирнарской, М.Карасёвой стало уделяться пристальное внимание именно психологическим закономерностям музыкального восприятия, памяти и развития слуха.
Рождаются неожиданные оригинальные идеи, позволяющие изменить само отношение к предмету. Так появляется проект нового сольфеджио Е. Назайкинского, который открывает невиданные горизонты и кажется столь же привлекательным, сколь и фантастичным. В нём сольфеджио трактуется как психотехника музыканта, управляющая исполнительским процессом. Появляется понимание, что сольфеджио призвано «обслуживать» специальность. В связи с этим определяются четыре формы исполнительского слуха:
Таким образом, в начале XXI века из вспомогательной дисциплины, направленной на слуховое освоение теории музыки сольфеджио превращается в практическую часть психологии музыкального восприятия. Суть сольфеджио теперь составляет многоуровневая обработка слуховой информации, соединяющая эмоциональное впечатление с рациональным анализом и осознанным воспроизведением услышанного в пении, игре на инструменте, нотной записи или мысленном представлении.
Созвучна этому направлению авторская «Комплексная методика творческого развития пианиста» профессора Санкт- Петербургской консерватории С. Мальцева, основанная на тесном взаимодействии сольфеджио и специальности. По мнению С. Мальцева, голос и пение – главные помощники исполнителя - пианиста. В его классе все дети поют по голосам - от инвенций Баха до сонаты Моцарта и Бетховена, как будто разговаривают друг с другом. Через пение все дети научаются играть по слуху. С. Мальцев определяет шесть этапов формирования такого слуха:
XX век отмечен печатью многочисленных авторских методик преподавания сольфеджио, как у нас в стране, так и за рубежом. . Одна из них- венгерская релятивная система Золтана Кодая, основанная на методе относительной (ладовой) сольмизации и использования ручных знаков. Главным видом музыкальных занятий Кодай считал хоровое пение народных песен в сочетании с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмичным аккомпанементом, играми и т.д.
Другая - концепция немецкого композитора и педагога Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей», распространенная более чем в 40 странах мира. Пятитомная антология музыки для детей собрана и обработана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля музыкально- шумовых инструментов. В этой методике также прослеживается интерпретация фольклора: французского, датского, шведского, английского. Основная цель методики К. Орфа: воспитывать “открытый миру” слух и вкус, а не замыкать ребенка только в кругу европейской музыкальной классики XVIII-XIX веков.
Поиски рациональных методов обучения сольфеджио привели швейцарского педагога Э. Жак- Далькроза к созданию уникальной авторской ритмической системы музыкальных движений. «Ритмика, - подчеркивал автор - это сольфеджио для всего тела».
Глубокого исследования заслуживает методика американца с русскими корнями Валерия Брайнина, автора музыкально-педагогической системы "Развитие музыкального интеллекта у детей". Принципиальное отличие его метода от других – в направленности каждого упражнения на развитие внутреннего «ожидающего слуха» и выстраивание всего здания музыкальной культуры на фундаменте постепенно разрастающегося словаря. Приведем тезисы автора:
"Музыкальная графика", или синестезия была вызвана к жизни австрийским педагогом и искусствоведом Оскаром Райнером, который обосновал и долгое время возглавлял "Институт музыкальной графики" в Вене. Работа музыковеда с детьми выявила связь между звуком и цветом, помогла раскрыть ценность "музыкальной графики" как художественно-педагогического приёма. Применение синестезии в педагогике стимулирует интерес учащихся к музыкальному искусству, способствует развитию творческой фантазии, колористического и интонационного мышления.
В отечественной педагогике «прорубил окно в Европу» Лев Баренбойм, предложив свою методику обучения музыкальному творчеству. Резко критикуя «дрессуру и натаскивание», имеющие место в педагогике, Л. Баренбойм подчеркивает необходимость развития творческой личности. Он рассматривает одаренность детей как качество динамичное, условно подразделяя его на три типа:
Петербургские композиторы и педагоги О. Булаева и О. Геталова выпустили ряд интересных пособий по сочинению и импровизации, помогающиех творческому развитию детей с самых азов постижения музыкальной грамоты.
Система развития общих способностей на основе музыкально-творческого воспитания положена в основу программы Владимир Кирюшина «Одновременное развитие многомерного интеллекта ребенка через освоение уникального языка музыки». Она построена на музыкальных мифах-сказках, в которых детям самого разного возраста (от ясельного до школьного) даются основные понятия музыкальной грамоты, теории музыки, гармонии и сольфеджио, а также вся музыкальная терминология в доходчивой и понятной для ребенка форме. На основе программы В. Кирюшина всего за два-три года осваивается база музыкального образования, на которую по традиционным методикам затрачивается иногда и до 10 лет. При этом каждый ученик приобретает развитый абсолютный музыкальный слух.
Еще одна инновационная система - «Хроморяд Белецкого» . Это 12-ти слоговая система наименования музыкальных звуков. Она также имеет высокую эффективность и простоту применения в донотный период обучения и формирует следующие навыки:
Отличительной чертой развития сольфеджио на рубеже XX-XXI веков стала компьютеризация и привлечение информационных технологий. Назрела необходимость признать, что музыкальная педагогика сегодня не может не быть электронной.
Профессор Московской Государственной консерватории Галина Тараева-автор трехтомника «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике», в котором разрабатывается:
В последние годы появилось множество обучающих мультимедийных программ. Например, американская - Soft Way to Mozart, автор - Елена Хайнер. Отличительными признаками этой программы являются:
1. Изобретение Азбучного Нотного стана – такой нотной записи, которую способен понять любой человек, начиная с двухлетнего возраста
2. Изобретение «карты расположения клавиш», делающее цифровое фортепиано «учителем чтения» - обучающим музыкальной грамоте инструментом, необходимым для каждого человека с раннего дошкольного возраста
3. Изобретение нового поколения программного обеспечения, которое делает обучение игре на фортепиано высоко интерактивным.
Мультимедийные программы «Музыкальный экзаменатор» и «Музыкальные пазлы» входят в проект «Сольфеджио на компьютере», охватывающий теоретические сведения и практические тренажёры-экзаменаторы по всем музыкально-теоретическим дисциплинам ДМШ.
Заслуживает внимание и признается полезным использование на уроках сольфеджио Караоке- плейеров, таких, например, как «студия Vocal Jam – школа сольфеджио», «Музыкальный класс», «Детская музыкальная студия».
Дидактическая и учебная литература последних лет изобилует красочными увлекательными пособиями по сольфеджио для детей трех-, пяти- и даже одного года. Это и уроки- игры, и музыкальные азбуки, и сказочные пособия по теории музыки, и занимательные диктанты, и «Азартное сольфеджио», и «Гимнастика музыкального слуха», и «Уроки Господина Канона» и многое, многое другое.
8-10 ноября 2011 г. в МГК имени П. И. Чайковского состоялась Международная научно-практическая конференция «Современное сольфеджио ». где обсуждались проблемы и перспективы развития предмета в разных странах. Тематика конференции:
А знаменитая система Судзуки применяется в Японии и в преподавании сольфеджио. В три года дети, как правило, «одноканальны». Они могут слушать только одного человека и тут же отвлечься, при этом с трудом вернуться «на прежний канал». По системе Судзуки учитель побуждает ребенка к многоканальному восприятию. Вместе с этим идет активное развитие обоих полушарий мозга.
ВЫВОДЫ:
Сольфеджио на современном этапе – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество. Оно направлено, прежде всего, на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.
Разумеется, в рамках небольшого доклада невозможно рассмотреть с желаемой подробностью поднятые нами вопросы. И вместе с тем, думается, нам удалось показать, что вопрос об обучении сольфеджио в современной системе музыкального воспитания достаточно серьезен и настоятельно требует своего решения, для которого нужны совместные координированные усилия методистов, преподавателей исполнительских музыкально-теоретических дисциплин, исследователей истории педагогики, психологов и лингвистов.
Заведующая
теоретическим отделением
ДМШ им. Р.М. Глиэра
10 10 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
25 12 2014
45 стр.
15 09 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.