Специальность 23.00.02 –
Политические институты, процессы и технологии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора политических наук
Екатеринбург - 2010
Диссертация выполнена на кафедре теории и истории политической науки Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А. М. Горького»
Научный консультант: доктор политических наук, профессор
Комлева Наталья Александровна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор
Рязанцев Сергей Васильевич
доктор политических наук, доцент
Фадеичева Марианна Альфредовна
доктор политических наук, доцент
Шестаков Сергей Александрович
Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Защита состоится « 26 » октября 2010 г. в «______» часов на заседании диссертационного совета Д 212.286.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» по адресу: 620000, Екатеринбург, проспект Ленина, 51, комн. 248.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А. М. Горького».
Автореферат разослан «____» _____________ 2010 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат философских наук,
доцент Б. Б. Багиров
Ландшафт международных отношений и мировой политики в целом постоянно меняется, и миграции населения являются его неотъемлемой частью. В условиях глобализации становится очевидна неполнота широко распространенного и используемого сегодня в политической науке государствоцентричного подхода как к анализу иммиграционных процессов, так и к их регулированию. Трансформация механизмов идентичности и лояльности людей на фоне относительной прозрачности границ и возможности свободного передвижения не может не задавать более широкий ракурс понимания миграционных процессов. Вместе с тем, следует отметить, что правительства большинства государств мира по традиции стараются сохранить и упрочить свой контроль над динамикой иммиграционных процессов.
Во второй половине ХХ века комплекс вопросов, возникающих в связи с разработкой и реализацией инструментов и механизмов политического регулирования иммиграционных процессов, как в национальных, так и в глобальных масштабах, несомненно, стал одним из наиболее острых и дискуссионных в политической науке и практике.
Политическое регулирование иммиграционных процессов в современном мире представляет собой разработку и реализацию принципов управления иммиграционными процессами в национальных, макрорегиональных или глобальных масштабах, осуществляемую государством или международной организацией при непосредственном участии иных субъектов политического процесса, представляющих собой институты гражданского общества. Специфика политического регулирования состоит в том, что и национальная, и международная иммиграционная политика сегодня принимают форму интенсивных связей с соотечественниками за рубежом, а также поощрения процессов реэмиграции и/или репатриации.
Раскрывая специфику политического регулирования иммиграционных процессов, автор диссертации анализирует актуальные проблемы корреляции иммиграционных процессов с политическими реалиями, особенности воздействия иммиграции на политические процессы в принимающих странах, а также вопросы разработки эффективной и оптимальной национальной и международной иммиграционной политики.
Важно отметить, что в диссертации политическое регулирование иммиграционных процессов понимается одновременно и как процесс, и институт. Процессуальный компонент включает в себя и собственно иммиграционную политику, осуществляемую органами власти, и ответную реакцию иммигрантов на действия властей, а институциональный компонент – нормативные и организационные основы деятельности государственных и общественных организаций, связанных с разработкой, реализацией и оптимизацией иммиграционной политики.
Так, например, А. Фавелл, С. Кастельс, А. Алейникофф1 в своих работах обращаются к анализу общих проблем политической интеграции иммигрантов в принимающих обществах, а также влияния этнической иммиграции на политические процессы в современных государствах.
Проблемы политического участия и политической интеграции иммигрантов, а также реализации ими политических прав (преимущественно на местном уровне) находят отражение в трудах Р. Баубока, Р. Гайдука, М. Мартинелло, А. Чаглар, Д. Эрнеста, С. Вертовеца2.
М. Феннема и Дж. Гимпель3, помимо анализа особенностей политического участия среди различных групп иммигрантов, обращаются также к изучению активности антииммигрантских партий и организаций.
Главным предметом исследований Э. Геддеса, М. Вейнера, Р. Пеннинкса1 выступает разработка и реализация современной иммиграционной и интеграционной политики в Европе.
Важные методологические наработки содержатся в работах Я. Сойсал и Н. Глик Шиллер2, которые обращают особое внимание на формирование транснациональной политической идентичности мигрантов и развивающийся в связи с этим феномен транснационального гражданства.
Особенности протекания политических процессов в условиях этнокультурного многообразия, проблемы разработки концепций мультикультурной политики и мультикультурного гражданства подробно рассматриваются в трудах У. Кимлики и Ф. Фукуямы, а также К. Джоппке3.
Помимо значительного вклада в политологические исследования иммиграционных процессов, зарубежные ученые, такие как Дж. Холлифилд, Т. Хаммар, Г. Брокманн4, развили междисциплинарный подход к изучению международных миграций в целом, и конкретных проблем социально-политической интеграции иммигрантов в принимающие общества в частности.
Эволюцию транснациональных социально-политических пространств, формируемых мигрантами, анализируют Т. Файст, А. Портес, Д. Массей5, а в трудах Б. Эдмонстона, М. Боммеса и Дж. Рекса6 существенное внимание уделяется изучению взаимосвязи между иммиграционными процессами и межэтническими отношениями в принимающих государствах, которая непосредственно проявляется в политической сфере.
В России исследованием широкого спектра вопросов, связанных с политическим регулированием миграционных процессов и анализом ключевых проблем, возникающих в процессах разработки и реализации иммиграционной политики в Российской Федерации и зарубежных государствах, занимаются Т. М. Регент, С. Н. Градировский, Г. Г. Гольдин, Ю. Г. Ефимов, О. Д. Выхованец7.
Этнополитическими исследованиями активно занимаются В. А. Тишков, В. И. Дятлов, В. И. Мукомель1, труды которых посвящены изучению различных аспектов адаптации иммигрантов в принимающих обществах, формированию диаспор, проблемам межэтнической коммуникации между иммигрантами и местным населением, а также механизмам социокультурной интеграции иммигрантов. Проблемы этнополитических конфликтов наряду с проблемами вынужденной миграции также находят отражение в трудах Г. С. Витковской2.
Наряду с изучением иммиграционных процессов в рамках политической науки, в России активно ведутся научно-исследовательские работы и в иных областях социально-гуманитарного знания.
Так, например, существенный вклад в методологию изучения иммиграционных процессов сделан А. Г. Вишневским, Л. Л. Рыбаковским, В. И. Переведенцевым, В. А. Ионцевым3. Этими учеными на основе обширного статистического материала и многочисленных эмпирических исследований были всесторонне изучены особенности миграций в СССР и России.
Многочисленные работы А. Г. Вишневского, Ж. А. Зайончковской, Н. В. Мкртчяна, М. Б. Денисенко4 посвящены широкому кругу демографических и социально-экономических проблем, связанных с внутренними и внешними миграциями населения на постсоветском пространстве.
Глобальные перемещения трудящихся мигрантов, экономические аспекты иммиграционных процессов, воздействие трудовой миграции на динамику экономического развития принимающих иммигрантов стран подробно раскрываются в работах С. В. Рязанцева, И. В. Ивахнюк, И. П. Цапенко, а Е. В. Тюрюканова и Е. С. Красинец5, также занимающиеся вопросами трудовой миграции, известны своими работами по проблемам нелегальной иммиграции.
Самостоятельные направления изучения феномена иммиграции развиваются также в философии, социологии и юриспруденции6.
Среди исследователей иммиграционных процессов, проживающих и работающих в новых независимых государствах на постсоветском пространстве, следует назвать Я. Н. Пилинского, И. Н. Молодикову, И. М. Прибыткову (Украина), В. Г. Мошнягу (Молдова), Л. П. Шахотько (Беларусь), Е. Ю. Садовскую, А. Н. Алексеенко, С. Б. Кожирову (Казахстан), М. В. Тухашвили (Грузия), С. К. Олимову (Таджикистан). Все они вносят значительный вклад в изучение социально-экономических особенностей влияния иммиграционных процессов, прежде всего на их страны. При этом в фокусе внимания большинства исследователей из новых независимых государств находятся почти исключительно проблемы трудовой и нелегальной миграции.
В научной литературе сложился довольно широкий спектр различных подходов к пониманию и трактовке феномена международных миграций, и, прежде всего иммиграционной их составляющей. Однако до настоящего времени, за исключением области этнополитологии, миграционная проблематика фактически не получила должного внимания со стороны широкого профессионального сообщества политологов в России. Кроме того, тема политологических исследований миграционных процессов практически не затрагивалась в ходе заседаний на всех пяти Всероссийских конгрессах политологов (проводившихся в 1998, 2000, 2003, 2006 и 2009 гг.). В рамках IV Всероссийского конгресса политологов в 2006 г. автор диссертации впервые выступил инициатором проведения круглого стола на тему «Политика РФ в миграционной сфере и политическое значение современных мировых миграционных процессов».
Если не принимать в расчет иммиграционные исследования, не имеющие прямого отношения к политической проблематике и не опирающиеся на методологию и категориальный аппарат политической науки, то станет очевидным то, что в современной политологии большинство исследований посвящено проблемам государственного регулирования иммиграционных процессов. Более того, практически все эти исследования имеют, во-первых, четкую географическую локализацию, а именно, они посвящены описанию и иногда сравнительному анализу иммиграционной политики стран Европы и Северной Америки, а во-вторых, под иммигрантами преимущественно понимаются либо беженцы, либо трудовые мигранты.
В современной политической науке существует ряд пробелов в изучении иммиграционных процессов.
Во-первых, международные миграции населения долгое время не попадали в спектр вопросов, актуальных для политической науки вообще и любого из ее частных направлений. Гораздо раньше, чем политологи, миграциями населения стали заниматься представители других областей научного знания, прежде всего демографы, экономисты, географы, историки и социологи. Различные аспекты миграций населения затрагиваются также в контексте психологических, юридических и международных исследований. Можно сказать, что в научной литературе стал проявляться феномен «вторичности» политических аспектов иммиграции. Элементы политологического подхода и даже политического анализа содержатся в большинстве работ, так или иначе касающихся миграции и написанных в области различных социальных и гуманитарных наук, а также в публицистическом жанре. Большинство ученых и специалистов, специализирующихся в различных предметных областях гуманитарных и обществоведческих научных исследований, не только раскрывают проблему иммиграции с методологических позиций своей науки, но и посвящают определенную часть своей работы обсуждению политического измерения иммиграционного феномена. Чаще всего такие тексты вносят существенный вклад в понимание специфических характеристик и аспектов ситуации, сложившейся в миграционной сфере. Однако в данном случае междисциплинарность следует признать скорее препятствием для развития собственно политических исследований иммиграционных процессов, нежели их катализатором.
Во-вторых, на данный момент недостаточно исследований, касающихся изучения особенностей разработки и реализации иммиграционной политики на макрорегиональном и международном уровнях. Единственным исключением являются исследования по общей иммиграционной политике Европейского союза, а также по общим стандартам иммиграционной политики, принятым на уровне Совета Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Существует также ряд исследований по вопросам выработки глобальной иммиграционной политики в мировых масштабах, основанных на изучении опыта Организации Объединенных Наций, Управления Верхового Комиссара ООН по делам беженцев, Международной организации труда и Международной организации по миграции. Вместе с тем, практически отсутствуют исследования не только по государственной, но и по региональной иммиграционной политике в Латинской Америке, Африке и Азии.
В-третьих, небольшое количество исследований посвящено иммигрантам как субъекту политических процессов в принимающих и в отдающих странах. В этом отношении следует обратить внимание на то, что иммигранты стали предметом политических исследований только с начала 1980-х гг. и только в Западной Европе и Северной Америке. В этих исследованиях иммиграция рассматривается, прежде всего, через призму концепций гражданства, прав человека, а также политического участия и политической культуры. Таким образом, в настоящее время западная политическая наука накопила некоторый массив работ по электоральному и консультативному участию иммигрантов в политических процессах, особенностям организации деятельности политических объединений и групп иммигрантов, специфике реализации ими своих гражданских и политических прав, а также по общим вопросам гражданственности и политической культуры иммигрантских сообществ. Еще раз подчеркнем, что в политической науке практически отсутствуют работы, посвященные анализу различных аспектов политического участия иммигрантов в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
В России первые работы, посвященные анализу политического регулирования иммиграции и роли иммигрантов в социально-политических процессах в принимающих странах, появились только во второй половине 1990-х гг. и до сих пор имеют единичный характер. Кроме того, почти все они написаны в парадигме секьюритизации иммиграционного феномена. Иными словами, предметом исследований немногочисленных в российской политической науке работ, посвященных иммиграции, являются различные проблемы обеспечения национальной безопасности, в том числе борьба с нелегальной иммиграцией (с особым акцентом на «неблагополучных» иммигрантах – беженцах и неквалифицированных трудовых мигрантах) и сопряженными с ней криминогенными, сепаратистскими, экстремистскими и иными угрозами, среди которых «капсулирование» иммигрантских сообществ, рост интолерантности, межэтнической и межкультурной напряженности в принимающем обществе.
Конфликтогенный характер иммиграционных процессов, проблемы и сложности адаптации иммигрантов, а также рост политического влияния антииммигрантских парламентских и непарламентских партий и объединений, в частности, в Западной Европе отмечаются и обсуждаются и в западной политической науке. Однако в ней миграционные исследования не сводятся к логике «вызов-реакция» или «угроза-ответ», не всегда акцентированы на силовых, рестриктивных, «консервативно-охранительных» методах регулирования иммиграционных процессов и, наконец, опираются на качественный и количественный аналитический инструментарий и разнообразный эмпирический материал. И в этом смысле работы, написанные авторами из США, Канады, Германии, Нидерландов, Бельгии или Соединенного Королевства имеют политологический, а не политический характер.
В диссертации использованы имеющие важное методологическое значение для понимания феномена миграций в эпоху глобализации идеи постмодернизма, прежде всего, это подходы Ж. Делеза, Ф. Гваттари и Ж. Дерриды. Существенное значение для определения специфических особенностей иммиграционных процессов в условиях эволюции постиндустриального общества имели теории Э. Тоффлера, И. Валлерстайна, М. Кастельса, В. Л. Иноземцева.
При анализе проблем политической интеграции иммигрантов в принимающих государствах использованы теоретические концепции постнационального (транснационального) гражданства, межкультурного взаимодействия, реализации принципов мультикультурализма и космополитизма в политике, проработанные в трудах Ю. Хабермаса, Я. Сойсал, Н. Глик Шиллер, Ш. Бенхабиб, У. Кимлики, Д. Розенау.
14 12 2014
4 стр.
10 10 2014
24 стр.
18 12 2014
5 стр.
11 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
14 12 2014
4 стр.
25 09 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.