Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1



Сравнительный анализ портретов Ф.И Шаляпина. Работы Б.М Кустодиева и К.А Коровина

Российская Академия Художеств Санкт Петербургский государственный академический институт живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Факультет теории и истории искусств Отделение заочного обучения Хрисанова Ольга Петровна (2курс) Курсовая работа Сравнительный анализ портретов Ф.И Шаляпина Работы Б.М Кустодиева и К.А Коровина.Домашний адрес: Сочи, Руководитель Цветной б-р, д 22, кв 33 Белова Т.И. Санкт Петербург 2000-2001 2 В 1902 году писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился кхудожникам-«властителям слова и формы» с призывом запечатлеть образгениального певца и его творения, создать из произведений Федора ИвановичаШаляпина « прекрасную долговечную статую» Слова Леонида Андреева нашли отклик у современников Шаляпина,особенно у его друзей-художников. Их кистью, карандашом и резцом сохранен ввеках облик артиста и образы им созданные. Шаляпин общался почти со всеми наиболее значительными мастерамирусского искусства его времени. Все художники испытывали влияниеШаляпинского творчества.Каждое выступление Шаляпина для слышавших и видевших его художниковявлялось событием, будило высокие чувства, рождало новые творческиезамыслы.Для них, как и для широких демократических кругов России, в целом, жизнь итворчество Шаляпина было явлением глубоко знаменательным. Шаляпина рисовали и писали часто. Валентин Серов и АлександрГоловин, Леонид Пастернак и Николай Богданов- Бельский, Константин Коровини Борис Кустодиев, Илья Репин и Исаак Бродский создали обширную галереюшаляпинских портретов. «Портреты актера-человека с тысячью лиц» это не наслоение масок,скрывающих его душу, а ряд фильтров, через которые частицы его живогообраза проходят все более чистыми и определенными. Из нескольких портретовскладывается единый сложный образ, а при сравнении становиться наглядноясно, какие его аспекты оказались близки каждому из портретистов.* Дать сравнительный анализ портретов Шаляпина работы КонстантинаКоровина ( «В светлом костюме» 1911г.) и Бориса Кустодиева (1922г.)основная задача работы. Никаких крупных, обобщающих трудов о Константине Коровине несуществует. Обычно искусствоведческие очерки о нем ставят целью дать скорееобщую оценку творчества, чем разбор его произведений. Коровинское творчество начала XX века, его работы рассматривают не сточки зрения их содержания и пластической сущности, критики сосредотачиваютвсе внимание на живописности широте самой манеры письма. Ошибочность такойпозиции заключается в том, что у Коровина сама манера живописи и то. чтов неё вкладывалось художником, тесно переплеталось- одно выражало другое.*Салынский Д. Театральные портреты « Творчество», 1974,№2, с 23 3 Анализ портрета Шаляпина, в книгах из списка использованнойлитературы, практически отсутсвует.Только в книге А. Н Раскина «Шаляпин и русские художники» автор пытаетсякратко проанализировать этот портрет, но не сравнивает его с другими. Стоитотметить монографию Коган Доры Зиновьевны, которая освещает творческий путьхудожника на основании многих его произведений. Одно их больших достоинствкниги- это полная, прекрасно составленная библиография.Портретам, как таковым в творчестве Коровина, вообще уделяется маловнимания. Чаще всего дается общая характеристика. Люди, писавшие о немсловно прогуливаются по выставке, иногда ненадолго останавливаясь околокакой либо картины отмечают пару деталей и идут дальше более не вспоминаяо пройденном, их внимание мимолетно. Так к примеру освещаются портреты вкниге А.П. Гусаровой «Константин Коровин». О портрете Федора Ивановича Шаляпина работы Кустодиева писали ипишут чаще.Почти единодушно мнение критики о том, что портрет этот лучший среди всехпортретов написанных Борисом Михайловичем Кустодиевым.Высокую оценку творчества дал Анатолий Васильевич Луначарский в своейработе « Статьи об искусстве». Он писал « В нем не только хорош здоровый,ясный, сочный реализм техники; хорошо и что его жизнь- живая, кипучая,разнообразная, разноцветная жизнь, реальность сама по себе, а не какпредлог для колористических эффектов… В чем ищет он живописание? Вподлинных проявления человеческой жизни»* Существует два мнения о жанре анализируемой далее работы БорисаКустодиева. Валериан Михайлович Богданов –Березовский считает, что работане является портретом, а большой сюжетной композицией, « в которой самыйпортрет вынесенный на передний план, играет роль главного, но все жесоставного компонента».** Мнение остальных критиков единодушно- « Портрет Ф.И. Шаляпина»является портретом – картиной.Никто из критиков не ставил перед собой задачу сравнить эти два портретаШаляпина, а цель моей работы именно в этом. *Луначарский А.В. Статьи об искусстве. М., 1941, с. 423 ** Богданов-Березовский В. Кустодиев. В кн.: Богданов-Березовский В.Встречи М., 1967, с 169. 4Портрет не являлся основной творчества выдающегося русского живописцаКонстантина Коровина. Страстно влюбленный в природу, отдающийся радостному,беззаботному любованию цвета и света, он не был портретистом по складусвоего дарования, но проявил себя в них большим мастером. В то время в русском искусстве часто можно было встретить усадебнуютему. Обычно изображалась небольшая часть комнаты возле окна или двери наверанду с обязательным за ними пейзажем. Многие из этих работ очень хорошив живописи, они музыкальны по цвету, неслучайно некоторые из них именуются«ноктюрном». Исполненные Коровиным портреты Шаляпина –подлинные живописные поэмы опрекрасном человеке, которого он любил и которым восхищался. ВсеКоровинские портреты Шаляпина- это портреты артиста в жизни.Оптимистическому мироощущению Коровина был более близок Шаляпин-человек,чем трагические и сатирические образы им созданные. В свое время импрессионизм оказал большое влияние на Коровина.Поэзия живописи вдохновляла его. В некоторых работах это влияниечувствуется особенно сильно. Позже оно переродилось во впечатление побольшей своей части. Это впечатление присутствует и в данном портрете.Легкость, воздушность, поэтическое спокойствие атмосферы… Эдакий Русский,Коровинский вариант импрессионизма. Коровин защищает право живописца на выражение поэтическихпереживаний, отводя упрек в литературности, ценя в искусстве, прежде всегоформу, считая её носительницей содержания, он любит в ней индивидуальнуюнеповторимость, в которой выражена душа художника. Коровиным владеетвосторг перед красотой мира, он передает его в живописи, как всеимпрессионисты, подобно безумно поющей птице. Прекрасным выражением понимания и восприятия художником Шаляпинаявился «Портрет в светлом костюме», созданный в 1911г. во Франции вкурортном городке Више, где друзья тогда отдыхали. В 1900- годы появляются лучшие портреты Коровина. Художниказахватывают те же поиски напряженного выражения жизни человеческого духа,характерные в это время для мастеров его круга. Но ему чужды экспрессивнаяманера и трагическое мироощущение, символический драматизм врубелевскихпортретов. Он не поднимается до яркой психологической заостренностиотличающей Серова. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Издесь художник-импрессионист дорожит правдивостью мгновенного зрительноговпечатления, подчеркивая случайность момента жестом, движением, поворотоммодели. Но если в ранних портретах остановленное мгновение передаетсяхудожником как стоп кадр и поэтому носит едва не натуралистическийхарактер, то в 1900-е годы Коровин умеет выхватить из потока жизнимгновение счастливой духовной наполненности, когда раскрываются дремлющиежизненные и творческие силы человека. В известной мере он наделяет своюмодель свойствами 5 собственной личности: страстным жизнелюбием и праздничностьюмироощущения, яркостью темперамента. Таков в его изображении Федор Шаляпин. Виртуозность кисти и любование чувственной прелестью мира нарастают вискусстве Коровина. Уже не боясь осуждения, он исповедует почти языческое поклонение красоте природы. Главной задачей творчествастановится очаровать зрителя красками, средствами живописи дать зрителюнаслаждение, подобное тому, какое дает музыка. Шаляпин позировал для портрета на открытой террасе освещеннойсолнечными лучами, проникающими сквозь густую зеленую листву. Статныймолодой, мужественный, он сидит у стола в невысоком кресле одетый в светлыйкостюм, белую рубашку со стоячим воротником, повязанным сиреневым шелковымбантом, на лице артиста счастливая улыбка. Он наслаждается бодрящейсвежестью свежего погожего дня, струящимся светом и теплом солнца. Егобольшая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Весьего облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дна.Ощущение праздничности подчеркнуто убранством стола, украшенного букетомроз, живописно сервированной вазой с фруктами, хрустальным графином,высокой бутылкой с золотистым ликером и бокалом, в котором, как рубинсверкает вино. В портрете нет пересказа натуры, лепка лица и фигуры обобщенная, в тоже время художник уделяет много внимания выявлению характерного. Показанослияние человека с природой, когда привлекательность человека и красотаприроды дополняют друг друга. Обладая даром абсолютного зрения, врожденным умением видеть и передатьтончайшие цветовые созвучия в их отношениях, Коровин достиг в портретеисключительного богатства колористического построения. Колорит картины необычайно изыскан, строится на контрасте светлыхжелтоватых тонов одежды, стены комнаты и синевы южного полуденного неба,ярко-розовых цветов и «ядовитой» зелени. «Краски и форма в своих сочетания дают гармонию красоты, - писалКоровин. -Краски могут быть праздником глаза… Глаза говорят вашей душе -радость, наслаждение…Краски, аккорды цветов, форм… Неожиданностью форм, фонтаном цветов мнехотелось волновать глаза людей… И я видел, что даю им радость. Среди сотен холстов Коровина нет двух одинаковых по тону. Художникнеобычайно верно передает на полотне тональные отношения отдельныхкрасочных пятен, подмеченных им в натуре. В то же время он чуждаетсякропотливого выписывания деталей. Интересы художника сосредоточены напередаче той колористической цельности полотна, которые даютсяпроникновенным и пытливым созерцанием живой природы. «Портрет Ф. И. Шаляпина» закономерное развитие нового методапортретирования, который заключается в том, что образ дается не впостепенном развертывании, как это было раньше, а как бы схваченный и 6отраженный художником. Портрет благодаря этому приобретает живость,исключительную выразительность, свежесть и трепетность. Выбор точки зрения,передача света и воздуха, движение, воздуха пронизывающее картину, вызываетощущение мгновенно схваченного момента. Мазок у Коровина то фактурно-выразительный, то слегка сглаженный, тонаоборот, плотный, корпусно-положенный выраженный энергичной экспрессивнойрукой художника.Портрет Шаляпина при всем к нему глубоко интимном подходе художника неносит печать чисто субъективной оценки личности артиста. Константин Коровинобычно в портрете не вскрывал классовое различие портретируемых. Полнотыхарактеристики художник достигал лишь в случае совпадения своегомироощущения и характера модели. Так было со всеми портретами ФедораШаляпина, которые, как правило, удавались художнику. Обратимся теперь к другому портрету. Среди всех портретов написанных Кустодиевым, так же как и средипортретов Шаляпина, написанных разными художниками, кустодиевский Шаляпинпризнаётся лучшим.В этом вопросе критики на редкость единодушны вплоть до сегодняшнего дня. Первым, кто дал самую высокую оценку портрету, был сам Шаляпин. Онкупил портрет и не расставался с ним до конца жизни. На фоне плоскостного, яркого лубочного пейзажа, изображающегоярмарку, стоит огромная, подавляющая все своим размером фигура Шаляпина. Нанем подбитая бобровым мехом шуба и такая же меховая шапка с бархатнымверхом. Он только что поднялся сюда: шуба его распахнута, разноцветныйвязаный шарф развивается по ветру. У ног его любимый бульдог Ройка. Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за егоспиной. И центром, вершиной всего этого мира является человек, в которомширота, размах, талантливость, жизнелюбие русского народа сказались согромной полнотой. Вероятно, нигде размышления Кустодиева о национальномсвоеобразии русского народа не нашли такого конкретного воплощения как вэтом портрете. Шаляпин оглядывается. Вокруг него сверкающий солнечной улыбкой,убранный чистым снегом- русский город. На просторной заснеженной площади,окаймленной заиндевевшими пушистыми березами, кипит веселый праздникширокой масленицы. Березы там невыразимо высокие, возвышенные парящие надземлей в белом инее, как фонтаны из снега. Повсюду оживленная толпа. В выписывании ярмарки Кустодиев со всей щедростью разбросал запасы своей неистощимой наблюдательности, заполнив живописное пространство множеством фигур, предметов, движущихся линий 7переливающихся красок. Это фон постепенно становился все ярче, обрасталцветовой плотью -отливал розовым снег, испещренный голубыми тенями, желтелинаскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор;лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувныхшаров; «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневымибликами, многочисленные снующие фигуры.Это была почти оперная полиграфия красочных пятен, человеческих групп,расположенных, как почти всегда у Кустодиева, несколькими планами уходящейвглубь перспективы, сзади и ниже огромной фигуры, высящейся на переднемплане. Позади артиста и значительно ниже его ног в лакированных туфлях сосветлыми гетрами, возле афиши, оповещающей о его концерте, проходят тричеловека- мужчина, заложивший руку за борт пальто, и две девочки. Этифигуры писались с Исая Григорьевича Дворщина -секретаря и друга Шаляпина-и дочерей певца- Марфы и Марины. Все трое замедляют шаги и с восхищением илюбопытством снизу вверх взирают на артиста, как нечто недосягаемое. Заними извозчик придерживает лошадь, видимо, по требованию седока, и тожеудивленно воззрился на невиданного барина. Несмотря на все сходство с жанром, и по идейным задачам и по системеисполнения портрет Шаляпина нельзя считать жанровой картиной. И не толькопотому, что, что в центре внимания художника находится конкретнаячеловеческая личность, переданная с большим сходством, но, прежде всегопотому, что художник дает своеобразно острую и яркую характеристику своеймодели, идущую от определенных черт шаляпинского гения. Здесь снова со всейяркостью выступают черты портрета-картины. Человек передается как носительопределенных идей, а мир за его спиной как дополнительный компонент враскрытии этих идей. Фон позади Шаляпина напоминает театральную декорацию; онмногословен, наполнен массой деталей, его можно долго разглядывать, онрадует глаз. Собственно по сути своей он и является декорацией для стоящейна первом плане массивной фигуры певца.Что в принципе не удивительно учитывая, что в 1920 году Кустодиев работалкак художник декоратор над оперой А.Н. Серова «Вражья сила». В декорацииизображавшей сцену озорных разгульных проводов масленицы, былиприспособлены к сценическим условиям композиционные замыслы «Маслениц».Эскиз её изображает древнюю «зимнюю потеху» русского народа и «гулянье подгорами», когда вокруг катальных ледяных гор, близ реки, на площадиразмещались балаганы, качели, театр петрушки, раешники. В праздничной толпена сцене фигуры купцов, пряничников, саечников… Найденное Кустодиевым в этой декорации щедро использовано в пейзажном фоне портрета Шаляпина; и будь он реален или сочинен он имеет прямоеотношение к образу, к характеру модели. Ярмарочное веселье своеобразныйрассказ о творчестве певца, о его биографии-биографии артиста, прошедшегоогромный путь от ярмарочных театриков до лучших 8оперных сцен мира. Он показал неразрывную связь артиста с народом: в этомкруговороте веселья Шаляпин свой в родной ему стихии. Здесь и современность, и декоративность, и ирония, и пафос, ифилософское обобщение, и лубок. Это интереснейший памятник Шаляпину, и одновременно памятник русскомуталанту вообще. Вот отчего так ценил этот портрет сам Шаляпин, отчегопортрет этот из интереснейших в «шаляпинской галерее» и из лучших уКустодиева. И от чего он, пережив своего владельца, должен был вернуться вРоссию. Теперь, когда произведен стилистический анализ каждого произведения,обратимся к их сравнению. Константин Коровин и Борис Кустодиев жили в одно время, их волноваливсе современные им события художественной жизни. И Шаляпин, как одно изкрупнейших художественных явлений эпохи был близок им обоим, близок чисточеловечески. Константин Коровин не был портретистом по складу своего дарования, ав творчестве Бориса Кустодиева портрет занимал гораздо большее место. Обахудожника стремились передать красоту и радость окружающего мира, именнопоэтому всё их творчество глубоко оптимистично. Оптимизм не только в ярких красках, но и в отношении художников кпортретируемому. Коровин показывает нам Шаляпина как удивительного посовершенству человека, создает прекрасный образ прекрасного человека.Кустодиев создал портрет- биографию артиста, создал памятник ему, иодновременно памятник русскому таланту вообще. Портреты многим схожи. Оба художника изображают артиста в жизни, обаотносятся к своей модели с глубокой симпатией, но показывают они намШаляпина по разному. Глубокий национальный дух отличает работу Кустодиева.Художник поэтически возвышает личность портретируемого, хотя в портрете ичувствуется ирония, и пафос (Шаляпин изображен в центре полотна. Крупнымпланом, он царит над миром) Перед нами как бы проходит вся жизнь артиста, портрет невольнозаставляет задуматься над судьбой Шаляпина, над судьбой России. РаботаКустодиева обильно декорирована. Нет этого в портрете работы КонстантинаКоровина. Портрет отличается интимностью. Шаляпин сидит у стола и даже не вцентре, а с боку. Одно из самых ярких впечатлений, объединяющих оба портрета этоощущение праздничности. Отличаются портреты композицией, рисунком, колоритом, техникойисполнения. Композиция в портрете у Кустодиева сложно построенная, портрет можнодолго рассматривать. 9 Портрет Шаляпина, работы Коровина сначала дает впечатление мгновенносхваченного момента, но это не совсем так, ощущение праздничности, котороенесет портрет, подчеркнуто многими деталями, очевидно специальнозадуманными художником. Рисунок у Коровина размашистый, в порте чувствуется свобода живописнойманеры. А у Кустодиева рисунок мягкий, особенно тщательно работал он надлицом модели, об этом говорит предварительно выполненный эскизный портрет. Коровин-колорист по природе своего таланта, и в его портрете колоритбогат и изыскан. Строится на контрасте светло-желтых тонов, синих, яркорозовых и ядовито зеленых. У Кустодиева краски переливаются, постепенностановятся все ярче, все богаче. Оба портрета отличаются единством формы и цвета. В основе этого лежалоне одно вдохновение, но отличное знание ремесла, совершенное владениетехникой живописи. Борис Михайлович Кустодиев и Константин Алексеевич Коровин стоят нетолько в ряду самых лучших русских художников эпохи конца XIX – начала XXвеков, но и относятся к мастерам, чьё творчество принадлежит всему миру. 10 Список использованной литературы1 Алексеева А. Две зимы. В кн.: С веком наравне. Рассказы о картинах. Т.2.М.,19692 Богданов – Березовский В. Кустодиев. В кн.: Богданов – Березовский В.встречи. М.,19673 Виннер А. Живописная техника К. Коровина. « Художник», 1968,№94 Власова Р.И. Константин Коровин. Творчество. Л.,1969.5 Гусарова А.П. Константин Коровин путь художника, художник и время.«Советский художник» М.,1990.6 Дмитриевский В.Н. и Катернина Е.Р. Шаляпин в Петербурге-ПетроградеЛ.,19697 Докучаева В.Н. Борис Кустодиев жизнь в творчестве«изобразительное искусство» М.,1991.8 Зингер Л. Портрет в руской советской живописи. Л.,1966.9 Зотов А. Константин Коровин «Искусство», 1961, «12.10 Зинльберштейн И.С. и Самков В.А. Константин Коровин вспоминает«Изобразительное искусство» М.,1990.11 Капланова С.Г. Б.М.Кустодиев. Альбом. Л.,197112 Капланова С.Г. Кустодиев «Художник», 1969 №713 Коган Д.З. Константин Коровин М.,196414 Коган Д.З. Мамонтовский кружок. М.,197015 Комаровская Н.И. О Константине Коровине. Л.,196116 Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания.М.,196317 Луначарский А.В. Статьи об искусстве. М.,1941 1118 Лебедева Виктория. Кустодиев время, жизнь, творчество.«Детская литература» М.,1984.19 Молева Н.М. Жизнь моя – живопись. Константин Коровин в Москве. М.,197720Раскин А.Н. Шаляпин и русские художники. Л.,-М.,196321Русакова А. Портрет на рубеже веков «Творчество», 1974,№222 Салынский Д. Театральные портреты. «Творчество», 1974,№223 Саутин Н.А Борис Михайлович Кустодиев «художник РСФСР» Л.,1987.24 Федоров – Давыдов А.А. Природа стиля. Живопись. В кн.: Федоров – ДавыдовА.А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М., 197525 Эткинд М. Б.М. Кустодиев. М.-Л.,1966 11 Список иллюстраций1 К.А. Коровин. Портрет Ф.И Шаляпина. Масло. 65х81. 1911Санкт-Петербург Санкт-Петербург Санкт-Петербург. ГРМ.2 Б.М. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. Масло, 213х177.1921 Санкт-Петербург. Театральный музей.3 Б.М. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. Фрагмент. 12 Иллюстрации

Сравнительный анализ портретов Ф. И шаляпина. Работы Б. М кустодиева и К. А коровина
131.48kb.

16 12 2014
1 стр.


Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина»

Цели и задачи: углубление понятия о жанре портретного очерка; формирование умения использовать дополнительный материал при подготовке к домашнему сочинению; редактировать и создава

52.47kb.

16 12 2014
1 стр.


Чарльз Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем

Энд 64 Чарльз Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем. Эффектив­ность осуществления политического курса и социальные преобразования. Пер с англ. М.: Издательский дом «

6064.23kb.

16 12 2014
19 стр.


«Сравнительный анализ свойств геометрии треугольника на плоскости и геометрии треугольника на сфере»

Тема работы: «Сравнительный анализ свойств геометрии треугольника на плоскости и геометрии треугольника на сфере»

26kb.

14 10 2014
1 стр.


Н. К. Рериха и «Гитанджали» Р. Тагора: сравнительный анализ некоторых аспектов. Эта небольшая статья

«Цветы Мории» Н. К. Рериха и «Гитанджали» Р. Тагора: сравнительный анализ некоторых аспектов

104.77kb.

12 10 2014
1 стр.


Анализ воспитательной работы заместителя директора гбоу сош №473 за первое полугод

В соответствии с годовым планом работы проведен анализ работы за первое полугодие 2012 -2013 учебного года по выявлению положительных и отрицательных сторон запланированной воспита

293.16kb.

17 12 2014
1 стр.


Средства выражения оценки в текстах газетно-публицистического стиля Актуальность

Цель исследования – выявление способов языкового выражения оценочности. Методы исследования – теоретический анализ научной литературы; текстологический и сравнительный анализ газет

70.92kb.

17 12 2014
1 стр.


Доклад «Сравнительный анализ современных методик преподавания игры на баяне»
86.58kb.

13 10 2014
1 стр.