Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


М. В. Дмитриев

(Исторический факультет

МГУ им. М.В. Ломоносова)

Средневековые корни национализма?

Представления о «племени», «народе», patria и natio в культуре Франции, Польши, Украины, Белоруссии и России, XIV - XIXвв.


Содержание.

Средневековые корни национализма? 1

Представления о «племени», «народе», patria и natio в культуре Франции, Польши, Украины, Белоруссии и России, XIV - XIXвв. 1

Введение: Тематика лекций и семинарских дискуссий 6

Тема 1: Что такое нация, национальная идентичность и национализм? Что такое этнос и этничность? Какое отношение к их истории имеет христианство? Natio и nationes - категории христианской культуры средневекового Запада? 10

ТЕМА 3. «Стратегии этнического различения» и дискурсы идентичности в христианской культуре средневековья (опыт и гипотезы «Венской школы исторической этнографии»). 22

ТЕМА 4. Средневековые корни национализма? 26

ТЕМА 5. Средневековые корни национализма? 29

ТЕМА 6. Средневековые корни национализма? 31

Тема 8. Этничность, «национальность», православие в Древней Руси. XII – XV вв. 35

Тема 9: «Patria», «natio» и «nationes» в культуре Византии. Что значило быть «ромеем»? «Этничность» ромеев. Как «ромеи» смотрели на «народы»? 38

Тема 11. Парадоксы «национального» самосознания элит Московского государства в 14-17 вв.: (2) Московская Русь как «Святая Русь». 45

Тема 13. Рождение «этнических», «этнонациональных» («этногосударстенных») СЭР в культуре Московской и украинско-белорусской Руси (Рутении) в 16-17 вв. 50

Тема 14. Католицизм, протестантизм и французское национальное самосознание в XVI – XVII вв. 53

Тема 17. Итоги спецкурса: почему мы думаем, что мы «русские», «поляки», «французы», «украинцы» etc.? (итоговый «коллоквиум») 60

Предмет спецкурса - генезис и развитие представлений об «этнического», “национальном” и «патриотическом» в культуре Западной, Центральной и Восточной Европы в 14 -19 вв. Наше внимание будет сосредоточено на Франции, Польше, украинско-белорусских землях и России.

Одна их важнейших задач курса - показать, как сравнительно-исторический взгляд на происхождение, природу и особенности «этнических», «национальных» и «патриотических» представлений объясняет происхождение этнонациональных конфликтов в европейской истории XIX - XX вв.

Эта общая задача подразумевает, в частности, поиск ответа на следующие вопросы:

(1) насколько и как именно знание средневековых культурных традиций может помочь адекватному осмыслению генезиса национализма и его катастрофических последствий в XIX-XX вв.?

(2) как в Средние века и раннее Новое время конфессиональная специфика католицизма, православия и протестантизма влияли на формирование представлений об «этническом» и «национальном»? Есть ли связь между «прото-национализмом» и католицизмом? Сказывалась ли специфика византийско-славянского православия на представлениях об «этническом» и «национальном»?

(3) насколько различия французской, польской и русской культур 14-18 вв. влияли на понимание «народности», «национальности», «патриотизма» во Франции, Польше и России XIX в. ?

В данной области исследований сложилась противоречивая ситуация. Создано громадное число работ, посвященных истории национализма и этнонационального самосознания европейских обществ. Однако обилие опубликованных книг и статей производит обманчивое впечатление. Среди опубликованных исследований по-прежнему очень редки такие, которые подошли бы к данной проблематике сравнительно; почти никогда историки национализма не берут во внимание влияние конфессиональной специфики восточного христианства по сравнению с западным (и vice versa) на формирование протонациональных дискурсов; практически нет междисциплинарных исследований по проблемам взаимодействия конфессионального, этнического и социального в Европе раннего нового времени; нет убедительных попыток взглянуть на роль средневековых традиций в генезисе национализме с точки зрения «структур большой длительности».

Одна из гипотез, которую предстоит проверить в ходе курса состоит в том, что в восточном и западном христианстве (как и в исламе, и в иудаизме) представления об “этносе”, “нации”, “родине” формировались по-разному в зависимости от конфессионально-культурных особенностей соответствующих религиозных традиций.
В курсе будут чередоваться лекции, совместное изучение тех или иных текстов и дискуссии.
Требование к студентам: еженедельно прочитывать рекомендованные к очередному занятию источники, статьи, главы из монографий, подготавливать ответы на заданные вопросы.

Во время экзамена/зачета студенты должны будут проанализировать одну из проблем, изучавшихся в спецкурсе (на основе прочитанной литературы, источников, материалов лекций и дополнительной самостоятельной работы).



Введение: Тематика лекций и семинарских дискуссий

(в выборе тем и их последовательности возможны изменения).

Что такое нация, национальная идентичность и национализм? Что такое этнос и этничность? Какое отношение к их истории имеет христианство? Natio и nationes - категории христианской культуры средневекового Запада?

«Стратегии этнического различения» и дискурсы идентичности в христианской культуре средневековья (опыт и гипотезы «Венской школы исторической этнографии»).

Средневековое монашетво и формирование представлений о «nationes», «gentes», «linguae». Гипотеза Э. Канторовича о генезисе патриотизма в Средние века.

«Patria», «natio» и «nationes» в культуре средневековой Франции.

«Patria», «natio» и «nationes» в культуре средневековой Польши.

«Patria», «natio» и «nationes» в культуре Византии. Что значило быть «ромеем»? «Этничность» ромеев. Как «ромеи» смотрели на «народы»?

Этничность, «национальность», православие в Древней Руси. Этничен ли «этнический» дискурс «Повести временных лет»?

Парадоксы «национального» самосознания элит Московского государства и украинско-белорусских земель в 14-17 вв.: (1) Русь как «Третий Рим», Москва/Киев/Новгород/Тверь как «Новый Иерусалим»

Парадоксы «национального» самосознания элит Московского государства и украинско-белорусских земель в 14-17 вв.: (2) Русь как «Новый Израиль»

Парадоксы «национального» самосознания элит Московского государства и украинско-белорусских земель в 14-17 вв.: (3) тема «Святой Руси» в русских и украинско-белорусских текстах.

Парадоксы «национального» самосознания элит Московского государства и украинско-белорусских земель в 14-17 вв.: (4) специфика византийско-славянского православия как ключ к пониманию тем «Русь как Рим», «Русь как Израиль», «Русь как Святая Русь»?

Аналоги тем «Святая земля», «Новый Израиль», «Новый Рим» в опыте западноевропейских стран и Польши.

Христианство и французское «национальное» самосознание в эпоху «религиозных войн» (1559-1598)

Христианство и польское «национальное» самосознание в 16 в.

Украинско-белорусское (руськое, русинское, рутенское, западнорусское), «национальное» самосознание в конце 16 - начале 17 в.

Эволюция католицизма и развитие национального самосознания в Польше 17-18 вв.

Эволюция католицизма и развитие национального самосознания во Франции 17-18 вв.

Структура национальных дискурсов в польском и французском обществах 19 века.

Структура национальных и имперских дискурсов в русском обществе 19 века.

В самом ли деле национализм 19 века есть «модерное» явление?

Итоги спецкурса: почему мы думаем, что мы «русские», «поляки», «французы», «украинцы» etc.?
Рекомендуемая литература:
Что такое нация, национальная идентичнсть и национализм? Насколько хорошо современные теоретические представления «работают» на материале Центральной и Восточной Европы?

Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991

Коротеева В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et Contra. Т. 2 (1997). № 3

Миллер А.И. Национализм как теоретическая проблема (предварительные итоги) // Национализм и формирование наций: теории - модели- концепции. Под ред. А.И. Миллера. М., 1994. C.I - IX (+ можно прочесть рефераты работ Смита, Андресона, Геллнера, Гроха, австрийских исследований в этой книге)

Миллер A.И. Теоретические приципы изучения национализма, важные для этой книги // Миллер А.И. “Украинский вопрос” в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в.). Спб: Алетейя, 2000. С. 8-19

Миллер А.И. Национализм как теоретическая проблема // Полис. 1995. № 6

Миллер А.И. О дискурсивной природе национализмов // Pro et Contra. T. 2 (1997), № 4

Миллер А.И. Ответ П. Канделю // Pro et Contra. T. 3 (1998). № 3

Миллер A.И. Теоретические приципы изучения национализма, важные для этой книги // Миллер А.И. “Украинский вопрос” в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в.). Спб: Алетейя, 2000. С. 8-19

Нации и национализм. М.: ИНИОН, 1999

Национализм и формирование наций: теории - модели- концепции. Под ред. А.И. Миллера. М., 1994

Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. С. 143-178 («Этничность и национализм»)


Что такое этнос и этничность? Что с ними происходит в Средние века и Новое время?

Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996.

Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Представления об этнической номинации и этничности. XVI - начало XVIII века. Спб.: Петербургское востоковедение, 2000. С. 109-111 («Этничность: предварительные пояснения»)


следующая страница>


Средневековые корни национализма?

Представления о «племени», «народе», patria и natio в культуре Франции, Польши, Украины, Белоруссии и России, XIV xixв

430.61kb.

14 12 2014
6 стр.


Занятие № Корень. Особенности анатомического строения, связанные с функцией

Если зародышевый корешок быстро отмирает, вместо него у основания побега образуются придаточные корни, от них отходят боковые корни. Так формируется мочковатая корневая система

79.17kb.

15 10 2014
1 стр.


Линн Дениза "Фэн-шуй Вашего дома"

И как только я начинала пускать корни на новом месте, их приходилось снова обрубать. Тем не менее, я росла как сорная трава, пуская корни везде, где мы жили. Мне казалось

3358.77kb.

13 10 2014
20 стр.


Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору)

Луковицы, клубни, клубневидные корни, клубнелуковицы, корневища, включая разветвленные, находящиеся в состоянии вегетативного покоя, вегетации, или цветения; растения и корни цикор

176.75kb.

13 10 2014
1 стр.


-

В качестве примера взяты два публициста и пророка русского национализма: М. Н. Катков и И. С. Аксаков

285.82kb.

17 12 2014
1 стр.


10–11 классы Впишите пропущенные буквы (букву) в исторические понятия, выделите слово французского происхождения

Шовинизм – (франц chauvinisme), крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности

231.42kb.

29 09 2014
1 стр.


Литература по дисциплине «Модернизационные процессы в Западном полушарии»

Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса / Э. Геллнер // Нации и национализм / Лорд Актон, Б. Андерсон и др. – М., 2002

29.54kb.

25 09 2014
1 стр.


Н. Гудрик-Кларк Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на на- цистскую идеологию

Н. Гудрик-Кларк Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на на

3689.65kb.

17 12 2014
17 стр.