Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Статья

Ортологическая направленность лексико – фразеологической работы на уроках русского языка в начальной школе.

Подготовила: учитель начальных классов

Жигулина Лидия Васильевна

Вопросы развития речи являются наиболее актуальными в современном обучении русскому языку. Одна из ведущих задач начальной школы – формирование языковой, а на этой основе и коммуникативной компетенции. Языковое образование и речевое развитие учащихся должно строится, прежде всего, на овладении школьниками языковой нормой параллельно с усвоением лингвистических знаний. Актуальность этой задачи диктуется жизнью: уровень развития навыков связной речи учащихся продолжает оставаться низким. Ученые, занимающиеся исследованием детской речи (М.Р.Львов, М.С.Соловейчик и др.) указывают, что речевые нарушения в высказываниях детей однотипны и повторяются из поколения в поколение. В речи младших школьников встречается достаточно большое количество нарушений лексических и фразеологических норм. Одна из причин – недостаточная разработка методики овладения нормами русского литературного языка в начальной школе.

Ортология основывается на признании учеными принципиальной возможности регулировать социальную речевую деятельность. Норма – основной признак русского литературного языка. Произношение, выбор слов, употребление грамматических форм – все это подчинено в русском языке известным нормам. Несмотря на некоторые колебания и неизбежную изменчивость в связи с развитием языка и его взаимодействием с диалектами, нормы литературного языка являются единственным условием его существования: без них литературный язык не мог бы сохраняться. Отсюда проистекает необходимость укрепления норм литературной речи, важность борьбы за чистоту и правильность языка.

Современный этап развития русского литературного языка характеризуется следующими процессами: широким притоком терминологической лексики и фразеологии; иноязычными заимствованиями разных типов; дальнейшим усвоением литературным языком социально – ограниченного или диалектного по своему происхождению речевого материала; стилистическими перемещениями и сдвигами, связанными с развитием средств массовой коммуникации и информации. Воспитание и обогащение индивидуального культурного и языкового опыта каждого человека – задача лингвистов, преподавателей, учителей словесников.

Анализ работ методистов, опыт учителей и наш собственный практический опыт свидетельствуют о том, современные школьники недостаточно хорошо владеют лексическими и грамматическими нормами русского литературного языка, неумело используют в своей речи фразеологизмы, синтаксические конструкции, антонимы, синонимы. Между тем в методической литературе, действующих программах и учебных пособиях для начальной школы не уделяется должного внимания нормативности русского языка, его ортологической направленности.

Проведенный констатирующий эксперимент помог выявить типичные речевые ошибки учащихся, связанные с нарушением лексических и фразеологических норм русского литературного языка, а так же описательно и статистически доказал, необходимость организации специальной работы над речью учащихся на уроках русского языка, чтения, так и на других уроках, а так же во внеурочное время. Для выявления типичных ошибок письменной были проанализированы творческие работы учащихся за второй класс и отмечены типичные ошибки, связанные с нарушением лексических и фразеологических норм. Анализ программ, учебных пособий для начальной школы, изучение и обобщение передового учительского опыта, результаты констатирующего эксперимента доказали целесообразность и необходимость проведения определенной работы по реализации ортологического аспекта лексико – фразеологической работы в начальной школе.

В процессе экспериментального исследования была разработана система упражнений, направленная на предупреждение лексических ошибок, которые вызваны в основном незнанием значений слов и правил их смысловой и стилистической сочетаемости и предусматривающая последовательное ознакомление младших школьников с лексическими и фразеологическими нормами русского языка, формировании навыков уместного употребления средств языка в процессе общения.

В ходе обучающего эксперимента работа, направленная на реализацию ортологического аспекта лексико - фразеологической работы, была организована в двух направлениях. Первое направление предполагало формирование умения правильного, соответствующего норме, использования слов и фразеологизмов. Работа по второму направлению – формированию навыков уместного употребления средств языка в процессе общения включала выполнение специальных упражнений, направленных на реализацию ортологического аспекта лексико – фразеологической работы в начальной школе.

Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень овладения лексическими и фразеологическими нормами русского языка повысился. Кроме того, повысился интерес учащихся к употреблению фразеологизмов в речи. Младшие школьники показали больший, чем в начале обучения уровень владения ортологическими нормами русского языка. повысилась общая грамотность учащихся.

Сравнение данных констатирующего и контрольного экспериментов свидетельствуют, что упражнения и задания, использованные в ходе формирующего этапа, способствовали повышению грамотности младших школьников, и уровень владения лексическими и фразеологическими нормами русского языка повысился.

Цели и задачи работы, заявленные во введении, были выполнены. Проведенная нами опытно – экспериментальная работа по овладению ортологическими нормами лексико – фразеологической работы на уроках русского языка, чтения показала, что системное и целенаправленное включение в уроки упражнений, будет способствовать повышению уровня владения лексическими и фразеологическими нормами младшими школьниками.

В процессе экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза о том, что работа над процессом овладения лексическими и фразеологическими нормами русского языка будет проходить эффективно, если: учитель использует различные методы и приемы работы в процессе овладения лексическими нормами русского языка; такая работа планируется и осуществляется учителем целенаправленно и систематически; используются различные виды тренировочных упражнений, направленных на овладение лексическими и фразеологическими нормами русского языка. Проведенная экспериментальная работа не только подтвердила мнение ведущих методистов о необходимости начинать работу по овладению ортологическими нормами русского языка в начальных классах, но и эффективность этой работы экспериментально была нами доказана. Цели и задачи, заявленные во введении, были выполнены.



Учитель начальных классов: Жигулина Лидия Васильевна

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Актуальные проблемы культуры речи // Л.И.Скворцов. - М., 1970. - С.53

  2. Атрощенко Т.А. Использование субъектного опыта ученика при работе над словом на уроках русского языка // Начальная школа № 12, 2000.- С. 35-39.

  3. Алиева Т.С. Словарь синонимов русского языка. – М.: ЮНВЕС. – 2001. – 624с.

  4. Архипова, А.В. Проблемы речевого развития младших школьников [Текст]: автореф. дисс… доктора пед. наук. - М., 1998. – 37 с.

  5. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Я., Леонова Я.Л. Стилистика русского языка. / Под ред. Н.М. Шанского. - Л., 1989. – 455с.

  6. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Начальная школа № 10, 2003. – С. 41-45.

  7. Бутузова, И.Д. Лексическая работа на уроках русского языка и чтения [Текст] / И.Д. Бутузова // Начальная школа. - 1992. - № 1. – С.14-19.

  8. Бунаков, Н.Ф. Школьное дело//Избранные педагогические сочинения. – М.,1953. – С. 168 – 169.

Статья Ортологическая направленность лексико – фразеологической работы на уроках русского языка в начальной школе.

Ортологическая направленность лексико – фразеологической работы на уроках русского языка в начальной школе

51.16kb.

23 09 2014
1 стр.


Тема: «Игры на уроках немецкого языка в начальной школе». учитель немецкого языка

Цель работы: поделиться идеями, как при помощи игры разнообразить разные виды деятельности на уроках немецкого языка

206.56kb.

16 12 2014
1 стр.


Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

В начальной школе все шире применяются информационно- компьютерные технологии (икт) : для повышения мотивации учащихся, организации индивидуальной и групповой работы, диагностики и

15.25kb.

11 10 2014
1 стр.


«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка»

Проблема: недостаточная разработанность методики использования икт на уроках русского языка

219.26kb.

17 12 2014
1 стр.


Доводящая карточка на уроках русского языка в начальной школе

Одна из задач учителя, организующего любые учебные занятия обеспечить освоение всеми учащимися определённого учебного материала. Однако встаёт вопрос, а есть ли такие способы, мето

40.6kb.

25 09 2014
1 стр.


«Развитие познавательной активности на уроках русского языка в начальной школе»

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но, если интересно построить урок, корень этот вполне может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит

62.59kb.

02 10 2014
1 стр.


Проектная (название проекта: «Пословицы русского языка

А изучения особенностей фразеологической системы русского и других славянских языков

128.81kb.

13 10 2014
1 стр.


Е. В. Чиркова, учитель начальных классов школы №1929 в 2005 2006 учебном году работа на уроках русского языка была направлена на исследование

Исследование стратегии разбора слов по составу на уроках русского языка в начальных классах

36.11kb.

25 09 2014
1 стр.