Статья
Ортологическая направленность лексико – фразеологической работы на уроках русского языка в начальной школе.
Подготовила: учитель начальных классов
Жигулина Лидия Васильевна
Вопросы развития речи являются наиболее актуальными в современном обучении русскому языку. Одна из ведущих задач начальной школы – формирование языковой, а на этой основе и коммуникативной компетенции. Языковое образование и речевое развитие учащихся должно строится, прежде всего, на овладении школьниками языковой нормой параллельно с усвоением лингвистических знаний. Актуальность этой задачи диктуется жизнью: уровень развития навыков связной речи учащихся продолжает оставаться низким. Ученые, занимающиеся исследованием детской речи (М.Р.Львов, М.С.Соловейчик и др.) указывают, что речевые нарушения в высказываниях детей однотипны и повторяются из поколения в поколение. В речи младших школьников встречается достаточно большое количество нарушений лексических и фразеологических норм. Одна из причин – недостаточная разработка методики овладения нормами русского литературного языка в начальной школе.
Ортология основывается на признании учеными принципиальной возможности регулировать социальную речевую деятельность. Норма – основной признак русского литературного языка. Произношение, выбор слов, употребление грамматических форм – все это подчинено в русском языке известным нормам. Несмотря на некоторые колебания и неизбежную изменчивость в связи с развитием языка и его взаимодействием с диалектами, нормы литературного языка являются единственным условием его существования: без них литературный язык не мог бы сохраняться. Отсюда проистекает необходимость укрепления норм литературной речи, важность борьбы за чистоту и правильность языка.
Современный этап развития русского литературного языка характеризуется следующими процессами: широким притоком терминологической лексики и фразеологии; иноязычными заимствованиями разных типов; дальнейшим усвоением литературным языком социально – ограниченного или диалектного по своему происхождению речевого материала; стилистическими перемещениями и сдвигами, связанными с развитием средств массовой коммуникации и информации. Воспитание и обогащение индивидуального культурного и языкового опыта каждого человека – задача лингвистов, преподавателей, учителей словесников.
Анализ работ методистов, опыт учителей и наш собственный практический опыт свидетельствуют о том, современные школьники недостаточно хорошо владеют лексическими и грамматическими нормами русского литературного языка, неумело используют в своей речи фразеологизмы, синтаксические конструкции, антонимы, синонимы. Между тем в методической литературе, действующих программах и учебных пособиях для начальной школы не уделяется должного внимания нормативности русского языка, его ортологической направленности.
Проведенный констатирующий эксперимент помог выявить типичные речевые ошибки учащихся, связанные с нарушением лексических и фразеологических норм русского литературного языка, а так же описательно и статистически доказал, необходимость организации специальной работы над речью учащихся на уроках русского языка, чтения, так и на других уроках, а так же во внеурочное время. Для выявления типичных ошибок письменной были проанализированы творческие работы учащихся за второй класс и отмечены типичные ошибки, связанные с нарушением лексических и фразеологических норм. Анализ программ, учебных пособий для начальной школы, изучение и обобщение передового учительского опыта, результаты констатирующего эксперимента доказали целесообразность и необходимость проведения определенной работы по реализации ортологического аспекта лексико – фразеологической работы в начальной школе.
В процессе экспериментального исследования была разработана система упражнений, направленная на предупреждение лексических ошибок, которые вызваны в основном незнанием значений слов и правил их смысловой и стилистической сочетаемости и предусматривающая последовательное ознакомление младших школьников с лексическими и фразеологическими нормами русского языка, формировании навыков уместного употребления средств языка в процессе общения.
В ходе обучающего эксперимента работа, направленная на реализацию ортологического аспекта лексико - фразеологической работы, была организована в двух направлениях. Первое направление предполагало формирование умения правильного, соответствующего норме, использования слов и фразеологизмов. Работа по второму направлению – формированию навыков уместного употребления средств языка в процессе общения включала выполнение специальных упражнений, направленных на реализацию ортологического аспекта лексико – фразеологической работы в начальной школе.
Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень овладения лексическими и фразеологическими нормами русского языка повысился. Кроме того, повысился интерес учащихся к употреблению фразеологизмов в речи. Младшие школьники показали больший, чем в начале обучения уровень владения ортологическими нормами русского языка. повысилась общая грамотность учащихся.
Сравнение данных констатирующего и контрольного экспериментов свидетельствуют, что упражнения и задания, использованные в ходе формирующего этапа, способствовали повышению грамотности младших школьников, и уровень владения лексическими и фразеологическими нормами русского языка повысился.
Цели и задачи работы, заявленные во введении, были выполнены. Проведенная нами опытно – экспериментальная работа по овладению ортологическими нормами лексико – фразеологической работы на уроках русского языка, чтения показала, что системное и целенаправленное включение в уроки упражнений, будет способствовать повышению уровня владения лексическими и фразеологическими нормами младшими школьниками.
В процессе экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза о том, что работа над процессом овладения лексическими и фразеологическими нормами русского языка будет проходить эффективно, если: учитель использует различные методы и приемы работы в процессе овладения лексическими нормами русского языка; такая работа планируется и осуществляется учителем целенаправленно и систематически; используются различные виды тренировочных упражнений, направленных на овладение лексическими и фразеологическими нормами русского языка. Проведенная экспериментальная работа не только подтвердила мнение ведущих методистов о необходимости начинать работу по овладению ортологическими нормами русского языка в начальных классах, но и эффективность этой работы экспериментально была нами доказана. Цели и задачи, заявленные во введении, были выполнены.
Учитель начальных классов: Жигулина Лидия Васильевна
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Актуальные проблемы культуры речи // Л.И.Скворцов. - М., 1970. - С.53
-
Атрощенко Т.А. Использование субъектного опыта ученика при работе над словом на уроках русского языка // Начальная школа № 12, 2000.- С. 35-39.
-
Алиева Т.С. Словарь синонимов русского языка. – М.: ЮНВЕС. – 2001. – 624с.
-
Архипова, А.В. Проблемы речевого развития младших школьников [Текст]: автореф. дисс… доктора пед. наук. - М., 1998. – 37 с.
-
Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Я., Леонова Я.Л. Стилистика русского языка. / Под ред. Н.М. Шанского. - Л., 1989. – 455с.
-
Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Начальная школа № 10, 2003. – С. 41-45.
-
Бутузова, И.Д. Лексическая работа на уроках русского языка и чтения [Текст] / И.Д. Бутузова // Начальная школа. - 1992. - № 1. – С.14-19.
-
Бунаков, Н.Ф. Школьное дело//Избранные педагогические сочинения. – М.,1953. – С. 168 – 169.