Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Волынкина Светлана Михайловна
учитель технологии
ТАЛЕЦКАЯ СОШ
Заиграевский район
Республика Бурятия


Тайны бурятского костюма.

В последние годы наряду с возрождением традиций и ритуалов бурят растёт интерес к одному из главных атрибутов культуры - к традиционной одежде. Любой национальный костюм очень символичен, бурятский не исключение. Наши предки уделяли очень много внимания деталям. Так, по отделке, крою или набору аксессуаров можно было многое сказать о владельце, о его статусе, принадлежности к тому или иному роду.

Многообразие, региональные различия народного костюма зависят от множества факторов, основным из которых является: географическая среда обитания. Традиционные национальные костюмы делятся на два территориальных комплекса - Забайкалья и Предбайкалья и их варианты.

Верхняя одежда бурят Предбайкалья шилась с прямым разрезом спереди, с расширяющимися книзу полами. Воротник длинный, шалеобразный, рукава выкраивались отдельно и пришивались к прямо срезанному стану. Конец рукавов и ворот обшивали бархатом, мехом. Этот вид кроя верхней одежды встречается у тувинцев, хакасов, т.е. у тюркоязычных народов.

Для Забайкальских бурят характерна распашная одежда с запахом левой полы на правую, с цельнокроеными рукавами - дэгэл. Глубокий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было немаловажным при длительной верховой езде. В тоже время буряты верили, что душа у человека живет в левой стороне груди, там, где сердце, и может в любой момент от сильного испуга или огорчения «вылететь» из тела. Поэтому накладку «энгэр» («косоворотку») запахивали только на правую сторону, чтобы душа оставалась защищенной.

Важную роль играли материал и техника изготовления, менявшиеся от уровня развития производства. Древние виды верхней одежды шилы из шкур диких и домашних животных. В наше время используют различные сорта овечьего меха (овчина, мерлушка, каракуль),также козьи, жеребячьи, телячьи шкуры и камусы, шкуры диких животных. Материалами для изготовления одежды могут служить войлок, ткани натуральные и синтетические.

Воротники у забайкальских бурят, как у мужчин так и у женщин, бывают 2-х видов - стойка и отложной. По краям ворот окаймляли парчовой тесьмой (летние тэрлиги), зимние - шкурами ягнят, выдры, соболя.

Как у мужского, так и у женского халата расположение застежки было одинаковым: у левого борта и лифа на правом плече. На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими прибыль, благодать . Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - символизировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца .

По воззрениям бурят, монголов долголетие человека зависело даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка. Раздевание - процесс обратный. Правая сторона тела, одежды является сакральной; с правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит - с левой стороны. Правой рукой подается, берется все, левая рука - рука отдающая.

Мужской халат в большинстве случаев шили из тканей синего цвета, иногда цвет халата мог быть коричневым, темно-зеленым, бордовым. Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр).

Если агинский халат был синим, что символизировало цвет неба, которое охраняет, покровительствует человеку, то верхняя полоса энгэр имела зеленый цвет - цветущей земли, средняя полоса - черный бархат, (плодородная почва, питающая все живое на земле); нижняя полоса - красная, символ огня, очищающего все скверное, грязное .

Для мужских халатов хори-бурят энгэр оформляется в виде узкой полосы парчи, шелка яркого цвета, часто красного.

Энгэр халатов бурят цонгольских родов шили из узких полос ткани темных цветов.

Рукава как летних, так и зимних халатов дополнялись манжетами - туруун (копыта). Манжеты у пожилых людей шире, больше по размеру, у молодых - уже и меньше. Символика манжет - туруун: буряты разводили пять видов скота , скот - основное богатство, как в физическом, так и в духовном плане. Поэтому оформление манжет в виде копыт означало «дух, душа, сила моего скота всегда со мной, при мне».

Обязательной принадлежностью мужского халата был пояс – символ чести и достоинства мужчины. Нож, огниво и пояс образуют триаду экипировки мужчин.

С поясами были связаны определенные запреты. Сняв с себя пояс, обязательно завязывают его посередине узлом, и после этого вешают его высоко на гвоздь или крюк. Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через него, отрезать, отрывать. Пояс, который дети носили поверх одежды, когда-то также был связан с древним обычаем и должен был, по представлениям бурят, охранять детей от злых духов. Жизнь детей у бурят с самого рождения была обставлена предохранительными мерами в виде магических церемоний, обрядов с целью сохранения их жизни, здоровья.

Детская одежда, что для девочек, что для мальчиков, была одинаковой. До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма.

Если в мужском халате возрастные периоды подчеркивались цветом ткани, а конструкция оставалась одинаковой для всех возрастов, то в женском все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией халата, прической.

При достижении зрелости в 14-15 лет менялись покрой платья и прическа. Платье становилось отрезным по линии талии, декоративная тесьма тууза закрывала линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

В одежде женщины - хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода - преобладают округлые формы: на плечах рукава - буфы, пышная сборка по талии . Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощенностью форм и украшений. Безрукавка была обязательным дополнением костюма замужней женщины, всех регионов проживания бурятских родов и племен.

Обязательным дополнением к костюму как мужчин, так и женщин были головные уборы, которые наделенны особой сакральностью. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов. Конусообразная форма напоминает контуры гор - обиталищ духов, хозяев, божеств. Шапка наверху завершается серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце.

От нижней части навершия вниз струятся красные шелковые кисти - символ животворных солнечных лучей. Также кисти на шапке символизируют жизненную энергию . Полная символика верха головного убора - Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной. Нижний околыш - круг, сшитый из черного или темно-коричневого бархата, более состоятельные отделывали его мехом соболя, выдры. Черный цвет - символ земли (почвы), которая питает все живое.

Таким образом, в головном уборе сосредоточены 4 стихии: огонь, солнце, воздух, вода и земля. По вертикали символы верхнего мира - солнце, среднего - горы, нижнего - земля. Поэтому головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно. Совершая различные обряды, связанные с подношением угощений духам местности, гор, рек, при встрече гостей или проведении свадебных обрядов буряты обязательно надевали головные уборы.

Обувь бурят называлась гутал (по-русски - гутулы). Монгольский вариант обуви, особенно нарядной, имел острый поднятый носок, который «смотрит» вверх, потому, что буряты издревле поклонялись Вечно синему небу.

По поводу загнутых кончиков сапог есть ещё другая версия. До прихода русских буряты ведь не сеяли, ничего не выращивали, то есть никак не контактировали с землёй, «ковыряться» в земле считалось грехом, даже хоронили, почти не выкапывая могил. И поддевать кончиком сапог землю при ходьбе тоже считалось грехом, поэтому кончики настоящих гутулов всегда загнуты вверх.

Украшения - одна из универсалий, относящаяся к атрибутам личной культуры. Многие народы и сейчас могут обходиться без одежды, но нет ни одного из них, у которого не было бы украшений. Полный комплект женских украшений почти у всех народов представлен в праздничных и свадебных нарядах.

Украшениям буряты (как женщины, так и мужчины) придавали большое значение. Они служили не только украшением, но и наделялись большим символическим смыслом - играли роль амулетов - оберегов, маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой. Бляхи и подвески украшений, как мужских так и женских, тяготеют к замкнутым формам круга, полусферы, как в общей композиции, так и в различных ее фрагментах и деталях.

В настоящее время, когда идет новый подъем национальной культуры, языка, религии, традиционных праздников, народ старается одеваться в свою национальную одежду, которая становится более современной, праздничной, нарядной. Люди надевают ее для красоты и оригинальности, поэтому одежда утрачивает функции повседневной и приобретает функции праздничной.



Современные модельеры, художники - создатели гражданских и сценических костюмов - исходят из образности и декоративности традиционного костюма. Многое из того, что было когда-то первостепенным, обладало особой магией и сакральностью, отходит на второй план, выдвигая на первый декоративность. В развитии современного бурятского костюма мы видим извечную борьбу двух тенденций; с одной стороны, желание сохранить традиции глубокой древности, а с другой - стремление к новизне, ломающее традиционные формы.

Из этой борьбы вырастает третья тенденция - хотя бы формально освящать традицией вновь рождающееся.

Тайны бурятского костюма

Любой национальный костюм очень символичен, бурятский не исключение. Наши предки уделяли очень много внимания деталям. Так, по отделке, крою или набору аксессуаров можно было много

60.54kb.

18 12 2014
1 стр.


Занятие этнографической школы

Цель занятия: Украшение костюма, вышивание шәмаила, образцов элементов костюма на ткани и изготовление украшений

30.34kb.

25 12 2014
1 стр.


Русский народный костюм

Воспитание интернационализма. Охарактеризовать типы женского костюма конца. Описать и проанализировать значение деталей народного костюма

38.08kb.

11 10 2014
1 стр.


Интегрированный урок по теме «Традиции, обычаи, обряды бурятского населения Забайкальского края»

Задачи занятия: познакомить учащихся с традициями, обычаями, обрядами бурят через сообщения учеников, подготовленные по индивидуальным заданиям; проанализировать произведения бурят

18.54kb.

15 09 2014
1 стр.


Русский народный костюм

Образовательная: обобщить знания учащихся по символике цвета и орнамента русского народного костюма; дать учащимся представление о составных частях народного костюма

53.83kb.

02 10 2014
1 стр.


Типология функционально-эстетического зонирования традиционого костюма народов дальнего востока

Взаимосвязь элементов пространственной композиции костюма подвержена мифологизации, орнаментальные символы служат средством выражения представления этносов об устройстве мироздания

108.54kb.

15 10 2014
1 стр.


Социология нф В615617 Вестник Бурятского государственного

Вестник Бурятского государственного университета / Бурят/ гос ун-т; ред. С. В. Калмыков. Улан-Удэ : Изд-во Бурят гос ун-та

24.88kb.

26 09 2014
1 стр.


«Особенности Тульского национального костюма»

Образовательная ознакомить учащихся с историей возникновения русской вышивки, с особенностями Тульского национального костюма, особенностью Тульской национальной вышивки

54.47kb.

12 09 2014
1 стр.