Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ИНСТИТУТ МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ

Кафедра спортивного и эстрадного танцев

Учебно-методический комплекс

Дисциплина: ЭТНОГРАФИЯ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ РОССИИ

Цикл: СД.Ф.04.02.

Специальность: 071301.65 «Народное художественное творчество»

Квалификация выпускника - «Художественный руководитель

хореографического коллектива, преподаватель»

Составитель: Кулова В.Ф. доцент кафедры спортивного и эстрадного танцев

Тюмень 2010



СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Рабочая программа дисциплины 3

    1. Выписка из государственного образовательного стандарта 3

    2. Пояснительная записка 3

    3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников 4

    4. Требования к уровню подготовки студента. 4

    5. Распределение учебных часов на освоение основных разделов рабочей программы 4

    6. Тематический план изучения дисциплины 5

    7. Содержание дисциплины 7

    8. Темы рефератов 18

    9. Формы контроля 18

    10. Контрольные вопросы к экзамену 18

    11. Библиографический список (основная и дополнительная литература) . 19

Раздел II. Дидактические материалы 21

2.1 Тесты для контроля остаточных знаний 21

2.2 Задания для самостоятельной работы 23

Раздел I. Рабочая программа дисциплины


    1. Выписка из государственного образовательного стандарта

СД.Ф.04.02. Этнография и танцевальный фольклор народов России.

Национальные особенности народов, живущих в Российской Федерации, в настоящем. Связь танцевальной культуры этих народов с условиями и образом и другими видами народного искусства, обрядами и праздниками. Современное танцевального фольклора народов России. Методические основы сбора этнографических и фольклорных материалов. Использование их в постановочной работе.




    1. Пояснительная записка

Рабочая программа по дисциплине: «Этнография и танцевальный фольклор народов России» федерального компонента цикла СД.Ф.04.02 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество» квалификации «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель».

Этнография изучает проблемы происхождение народов, их состав, расселение, этническое своеобразие духовной, материальной и социальной культуры. Танцевальная фольклористика содержит данные о возникновении, основных этапах развития и современном состоянии этнического танца, о его месте в системе традиционной культуры народов России.

Национальные особенности народов, живущих в Российской Федерации, в прошлом и настоящем. Связь танцевальной культуры этих народов с условиями и образом их жизни, с другими видами народного искусства, обрядами и праздниками. Современное состояние танцевального фольклора народов России. Методические основы сбора и анализа этнографических и фольклорных материалов. Использование их в постановочной работе. Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевального искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций.

Цель дисциплины:

Овладение системой профессиональных практических и теоретических знаний и навыков по этнографии и танцевальному фольклору народов России; по сбору и анализу этнографического материала. Ознакомление с региональными особенностями танцевального творчества народов России.



Задачи дисциплины:

  1. Изучить исторический и теоретический материал по этнографии и танцевальному фольклору народов России.

  2. Проанализировать основные методы этнографического исследования, структуру и содержание традиционной культуры.

  3. Раскрыть фольклорно-этнографический комплекс видов и жанров народного искусства. Значение и функции этнотанца.

  4. Выявить национальные особенности народов, живущих в Российской федерации.

  5. Изучить этническую специфику и своеобразия традиционной культуры.

  6. Определить взаимосвязь танцевального фольклора с другими видами народного творчества, обрядами и праздниками.




    1. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

Дисциплина «Этнография итанцевальный фольклор народов Росссии» – одна из основных дисциплин, изучаемых в системе профессионального хореографического образования. Дисциплина дает возможность студентам познакомиться с многообразием танцевальной культуры России, почувствовать свою национальную принадлежность, что способствует патриотическому воспитанию учащихся.

На кафедре спортивного и эстрадного танцев Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий предмет «Этнография и танцевальный фольклор народов Росии» изучается как отдельная дисциплина в течение двух семестров на первом курсе, продолжением данного предмета является дицциплина федерального компонента «Танец и методика его преподавания: народно-сценический танец».




    1. Требования к уровню подготовки студента

В результате изучения данной дисциплины

студент должен знать:



  • национальные особенности народов, живущих в Российской Федерации

  • областные особенности фольклорного танцевального костюма

  • основной понятийный терминологический аппарат по дисциплине

  • связь танцевальной культуры народов РФ с условиями и образом их жизни

  • современное состояние танцевального фольклора народов России

студент должен уметь:

  • владеть исполнительской культурой фольклорного танца

  • правильно и грамотно составлять комбинации из отдельных элементов;

  • использовать полученные теоретические и практические знания в постановочной работе.




    1. Распределение учебных часов на освоение основных разделов рабочей программы

На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебном плане кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий на дисциплину «Этнография и танцевальный фольклор народов России» выделено 80 часов



Курс


семестр

Количество часов по разделам программы

Всего

часов


Теоретический подраздел

Методико-практический подраздел

Индивидуальная работа


Самостоятельная работа студентов




1, 1 сем

4

14

2

20

40

1, 2 сем

4

14

2

20

40

ИТОГО:

80



    1. Тематический план изучения дисциплины






Название тем

Групповые занятия










Инд. работа

Самост. работа студентов

Теорет. подраздел

(лекции)


Метод.-практический подраздел

Раздел I. Национальные особенности народов, живущих в Российской Федерации, в прошлом и настоящем.



1

Танцевальный фольклор как предмет изучения.







1

2

2

Из истории танцевальной фольклористики в России.

1










3

Основные принципы систематизации танцевального фольклора народов России.

1










4

Исполнительская культура фольклорного танца.




2




2

Раздел II. Связь танцевальной культуры этих народов с условиями и образом их жизни и другими видами народного искусства, обрядами и праздниками.

5

Роль и место танцев в праздничной, обрядовой культуре РФ (русский, марийский, татарский, башкирский, казачий танцы).


1

1




2

6

Роль танца в народных зимних праздниках: «Рождество», «Святки», «Посиделки» и праздников народов Севера и Якутии


1










7

Роль и место танца в летних праздниках. «Русалья неделя», «Иван Купала»




1




2

8

Традиционные занятия. Орудия и приемы труда народов РФ и их влияние на развитие танцевального фольклора.







1

2

9

Одежда и украшения разных народов России.





1




2

Раздел № 3. Современное состояние танцевального фольклора народов России.


10

Современные жанры танцевального фольклора народов России. Профессиональные коллективы народного творчества.





1




2

Раздел № 4. Методические основы сбора и анализа этнографических и фольклорных материалов. Использование их в постановочной работе.



11

Хороводы.




1




2

12

Областные особенности исполнения танца Севера России (Архангельская, Ленинградская, Вологодкая области).

1

1




2

13

Архангельская область, Вологда.







1

2

14

Особенности исполнения танца Ленинград­ской области.





2




2

15

Особенности исполнения танца Центральной России (Владимирская, Рязанская, Тамбовская области)

1

2




2

16

Особенности исполнения танца Владимирской облас­ти.




2




2

17

Особенности исполнения танца в Рязанской области.




2




2

18

Особенности исполнения танца Тамбовской области.




2




2

19

Особенности исполнения танца Южной части России (Орловская, Белгородская область), Поволжья (Татария, Марий-Эл, Калмыкия).




2




2

20

Особенности исполнения танца Орловской области.

1

2




2

21

Особенности исполнения танца Белгородской области.


1

2




2

22

22


Знакомство с особенностями исполнения танцев народов Поволжья (башкирский, татарский, калмыцкий танцы).





2




2

23

Знакомство с особенностями исполнения казачьих танцев.




2




2

ВВСВ:

8

28

4

40




80



    1. Содержание дисциплины

Предлагаемый студентам учебный теоретический и практический материал предусматривает изучение фольклора в их подлинном характере исполнения и использование фольклорных элементов в сценисценическом русском танце, а также знакомство с образцами русского сценического танца ведущих балетмейстеров, с целью выработки у учащихся творческого подхода к проведению уроков и созданию танцевальных композиций.

Учебный материал программы «Этнография и танцевальный фольклор народов России» состоит из теоретического и практического раздела.


I курс, 1-2 семестр
Раздел № 1. Национальные особенности народов, живущих в Российской Федерации, в прошлом и настоящем.
Тема 1. Танцевальный фольклор как предмет изучения.

Фольклор – традиционное поэтическое, музыкальное и танцевальное искусство народов. Знакомство с видами и жанрами народного творчества: сказки, былины, песни, потешки, скороговорки, игры и т.д.

Танец – древний вид народного творчества. Способность человека выразить эмоции через движения. Невербальное общение: позы, жесты, телодвижения. Ритм в природе. Ритмическая организация движений человеческого тела во время трудовых процессов, обрядов и праздников.
Тема 2. Из истории танцевальной фольклористики в России.

Первые сведения о танцах народов в России. Иконографические источники, включая наскальные изображения танцующих людей. Устное народное творчество. Летописи, сказания. Литературные сведения о хореографии всех народов России.


Тема 3. Основные принципы систематизации танцевального фольклора народов России.

Основные признаки классификации: по месту проживания; по принадлежности к определенным языковым семьям и группам; по отношению к религиозным обрядам; по отношению к календарным праздникам и обрядам; по жанровому содержанию, по половозрастному составу исполнителей, по количеству исполнителей, по типу движений, по рисунку передвижения исполнителей по площадке и многие другие. В соответствии с двумя признаками по географическому месту проживания и принадлежности к определенной языковой общности, выделяются следующие историко-этнографические области:



  • Европейская часть России, Поволжье, Башкирия, Татария, Калмыкия.

  • Северный Кавказ, Юг России, Кубань.

  • Сибирь, Урал, Север Тюменской области.

  • Север и Дальний Восток, Якутия, Бурятия, Чукотский АО.


Тема 4. Исполнительская культура фольклорного танца.

Отражение характера народа: широта, удаль - признаки мужского стиля, скромность, нежность – женского и т.д. Влияние жизненного уклада, географического положения региона на манеру исполнения. Виртуозность, образность.

Особенности танцевального фольклора народов Поволжья: татарского, башкирского, марийского, калмыцкого танцев.

Казачий танец (донские, терские, запорожские, оренбуржские казаки, военизированная направленность танцев).


Раздел № 2. Связь танцевальной культуры этих народов с условиями и образом их жизни и другими видами народного искусства, обрядами и праздниками.
Тема 5. Роль и место танцев в праздничной, обрядовой культуре России (русский, марийский, татарский, башкирский, казачьи танцы).

Праздничная культура – важнейшая составляющая часть жизни русского народа, форма выражения чувств и эмоционального состояния, форма общения. Разнообразие хороводных и плясовых песен в праздничном календарном цикле. Обряды и праздники: «Святки», «Троица», «Масленица», «Иван Купала». Сбор урожая, свадьба. Отражение эпохи в формах, видах танцевального действия. Художественные признаки праздничной принадлежности.

Основные обряды и праздники татарского, башкирского народов и народов Кавказа.
Тема 6. Роль танца в народных зимних праздниках: «Рождество», «Святки», «Посиделки», праздники народов Севера и Якутии.

Главные русские зимние праздники Рождество, Святки, Крещение и др. сопровождались особыми песнями, которые назывались «Коляда», «Овсень», «Виноградье». Тематика их, бытовая и хозяйственная, носила магический характер – желали, загадывали, чтобы сбылось. Исполнялись группами в перемещение по селу от дома к дому. Имели интересные ритмические рисунки и веселые мелодии, под которые «колядовщики» приплясывали, импровизировали. Хороводы этого периода – сомкнутые круги, состоящие из цепи участников и двигающиеся шагом или бегом «посолонь». На «Святки» вовремя посиделок всегда появлялись ряженные в масках «харях», пугали, веселили, плясали. Непременными участниками были персонажи «Коза», «Медведь», «Цыган» или «Нечистый». Исполнялись пляски – импровизации персонажей. Во время посиделок исполнялись малые хороводы, игровые хороводы, «целовальные» и другие игры. В более позднее время кадрили и пляски под частушки и гармошку.

Праздники оленеводов и рыбаков Якутии и Севера Тюменской обл.
Тема 7. Роль и место танца в летних праздниках. «Русальная неделя», «Иван Купала»

Русальная неделя. «Ивановские игрища» - гимн солнцу, слияние с природой. Плетение венков. Купания в воде. Костры. «Полукрест». Поиски папоротника. Брачный обряд. Полевые работы, покос. «Пятницкие хороводы», «Берендеевки».


Тема 8. Традиционные занятия. Орудия и приемы труда народов РФ и их влияние на развитие танцевального фольклора.

Основные и подсобные занятия, дающие средства существования каждой этнической общности, определяются комплексом особенностей хозяйства, культуры и условий природно-климатической зоны. На арктическом побережье – оленеводств, разведение пастушеских и ездовых собак, рыболовство, охота. У жителей тайги – охота, лесозаготовки, промышленные промыслы, бортничество. В средних широтах земледелие, огородничество, садоводство. В южных регионах – земледелие, садоводство, огородничество, виноградарство, в степной зоне – промышленное животноводство, бахчеводство и т.д. Орудие труда соответствуют уровню производственных отношений и производительных сил.

Влияние традиционных занятий и климатических условий на самобытность развития танцевального фольклора народов (чукчи, коряки, ненцы, манси, кубанские казаки и кавказцы).
Тема 9. Одежда и украшения разных народов РФ.

Одежда – специальное средство защиты человеческого тело от непогоды. По общему виду одежда подразделяется на глухую (т.е. без разреза впереди) и распашную – застегивающуюся по центру, сбоку или запахивающуюся на левую или правую сторону. Способы ношения одежды: поверх нижней нательной надевается плечевая верхняя одежда, которая держится на плечах – рубахи, платья, кофты, халата, безрукавки; поясная одежда носится на поясе – юбки, штаны. Сезонная одежда по подбору материала зависит от времени года: меховые шубы и кафтаны – зимой, одежда из легких тканей – летом и т.д.

Головные уборы- шапки, колпаки, тюбетейки, платки, шали, налобные повязки, венки. Рукавицы, перчатки. Обувь. Украшения – наиболее древнее из них татуировка, охранительные обереги, талисманы; нашейные бусы, колье, ожерелья; ручные и ножные браслеты.

Знакомство с костюмами народов Колмыкии, Башкириии, Татарии, Чувашии и Кавказа.


Раздел № 3. Современное состояние танцевального фольклора народов России.
Тема 10. Современные жанры танцевального фольклора народов России. Профессиональные коллективы народного творчества.

  • Дуэтный танец: основа - традиционный русский парный танец; используется различная тематика, в характере хоровода, перепляса, кадрили и т.д.; может быть образным, сюжетным, гротесковым, шуточным и т.д.; используется весь арсенал современной лексики и выразительных средств.

  • Сюжетный танец: поставленный по законам драматургии, различных тем и сюжетов всеми средствами сценического танца (лексика, техника, рисунок, образ).

  • Танцевальная сюита: состоит из двух и более танцевальных частей разного музыкального материала, различного по темпу и ритму; сочетает несколько видов танца (хоровод, хороводная пляска, перепляс и др.); использует всю палитру танцевальной лексики.

  • Вокально-хореографические композиции: исполняются ансамблями песни и танца, русскими народными хорами, тема или сюжет произведения раскрывается с помощью единства и взаимодействия песенного, танцевального и инструментального жанров.

  • Современные обработки: используются музыкальные обработки русских народных или авторских песен; содержание танца раскрывается выразительными средствами русского народного танца с элементами современной пластики.

Государственные коллективы, развивающие песенный и танцевальный фольклор народов РФ (Башкирии, Марий-Эл, Татарии, Калмыкии), академические хоры (Кубанский, Воронежский, Уральский, хор им.Пятницкого и др.).
Раздел № 4. Методические основы сбора и анализа этнографических и фольклорных материалов. Использование их в постановочной работе.
Тема 11. Хороводы.

  1. Положение рук, ног, головы и корпуса

  2. Ходы:

- Переменный шаг

- шаги на полу пальцах

- приподание


  1. Основные рисунки в танце: линии, колоны, маленькие круги, большой круг, диагонали, до – за – до, шен, прочес, ручеёк, звездочка, улитка, повороты в паре и многое другое.

- Орнаментальный: сомкнутый – круги, разомкнутый – цепочки, плетни, танки.

- Основные рисунки: «круг», «два круга», «круг в круге», «колонна», «улица», «змейка», «улитка», «стрела», «стенка» и др.

- Сюжетный: инсценировка содержание песни

- Образный: изобразительный ряд, утушка, голубок, гусачек и др.

- Игровой: трудовые процессы – «просо сеяли», «сновуха» ит.д.

Условность классификации: «игровой», «образный», даже «сюжетный» всегда имеет элементы «орнаментального»

Хоровод в календарно-обрядовой культуре, танцы лирического характера в марийском, башкирском, татарском фольклоре.
Тема 12. Областные особенности исполнения танца Севера России (Архангельская, Ленинградская, Вологодкая области).

Географические, климатические, исторические и социально-бытовые ус­ловия жизни русского народа Архангельской и Ленинградской областей. Характерные положения рук в сольных, парных и массовых танцах; стиль, характер и манера исполнения основных движений Архангельской и Ленин­градской областей России. Основные виды и формы танцевального искусства севера России. Хороводы Архангельской области. Кадрили Ленинградской области, Вологодская кадриль.


Тема 13. Архангельская область. Вологда.

  1. Основные положения рук.

  2. Основные ходы:

а. шаг с носка на всю стопу,

б. шаг с подниманием ноги,

в. шаг с ударом каблуком и выносом ноги на каблук,

г. шаг с ударом по бедру,

д. перекрещенный шаг.

3. Основные движения:

а. "ковырялочка с поворотом,

б. "ковырялочка" с двойной дробью,

в. "ковырялочка" с шагами и с движением ноги по кругу,

г. "елочка"- с двумя ударами,

д. "припадание" по первой прямой позиции,

е. "отбой".


4. Присадки:

а. с ударом по бедру,

б. с "ковырялочкой".
Тема 14. Особенности исполнения танца Ленинград­ской области.


  1. Основные положения рук.

  2. Основные ходы:

а. простой шаг,

б. шаркающий шаг,

в. шаркающий шаг с ударом,

г. шаркающий бег,

д. шаркающая пробежка с подскоком,

е. шаркающий шаг с одной ноги,

ж. приставной шаг,

з . переменный шаг с ударом каблуком,


и. бег с подскоком и ударом каблуком,
к. пробежка с двумя ударами.

3. Основные движения:

а. "припадание" дробное,

б. "припадание" на всю стопу с хлопками (муж.),

в. "елочка" с отходом назад,

г. припляс (pas de basque).


4. Дробиа. притоп (один удар всей стопой),

б. дробная проходка с одной ноги,

в. сдвоенная дробь с двумя ударами,

г. сдвоенная дробь с переступаниями,

д. дробь с каблука,

е. дробь с носка,

ж. дробная проходка с выбросом ноги вперед,

з. подскоки с переступаниями двумя ногами,

и. двойная дробь с отбрасыванием ноги в сторону и вперед.

5. "Голубец":

а. с переступанием с двух ног,

б. с переступанием с одной ноги.

6. Присядки:

а. с падением на руки,

б. с проползанием на коленях.

Рекомендуется изучить хоровод Архангельской области, кадрили Ленин­градской области («Тихвинскую», «Сясьскую», «Шумскую», Вологодскую кадриль «Напарочка»).


Тема 15. Особенности исполнения танца Центральной России (Владимирская, Рязанская, Тамбовская области).

Влияние географических, исторических и социально-бытовых условий жизни народа на формирование особенностей исполнения русского танца Центральной части России. Хороводы, кадрили, пляски - особенности компо­зиционного построения. Стиль, характер и манера исполнения характерных движений русского танца Владимирской и Тамбовской областей.


Тема 16. Особенности исполнения танца Владимирской облас­ти.

  1. Основные положения рук.

  2. Основные ходы:
    а. простой шаг,

б. простой стелющийся шаг,

в. приставной шаг,

г. перекрестный шаг,

д. шаг с переступанием и скользящим ударом каблуком.

3. Основные движения:

а. припадание по третьей позиции,

б. pas balance1 вперед и назад,

в. упадание со сгибанием ноги назад,

г. переступания с "ковырялочкой",

д. переступания с открыванием ноги в сторону,

е. переступания с перекрестным шагом.

4. Дроби:

а. тройной притоп,

б. отбойный притоп,

в. дробное chasse' с подскоком,

г. удары с подскоком и переступанием.



Тема 17. Особенности исполнения танца в Рязанской области.

  1. Основные положения рук.

  2. Основные ходы:

а. шаг с переступанием,

б. приставной шаг с двойным притопом,

в. удар всей стопой с приставным шагом,

г. переступания с ударом каблуком.

3. Основные движения:

а. соскоки с подскоками,

б. прыжок с ударом,

в. "моталочка" с подскоком и притопом,

г. подскок с притопом,

д. подскок с перескоком,

е. соскок с подскоком и перескоком,

ж. "шило",

з. "моталочка" с перескоком,

и. припляс с выносом ноги на каблук.

4. Присядки:

а. с хлопком по голенищу,

б. с выходом в обратную вторую позицию на полупальцы.
Тема 18. Особенности исполнения танца Тамбовской области.


  1. Основные положения рук.

  2. Основные ходы:

а. простой шаг,

б. акцентирующий шаг,

в. шаг с перескоком,

г. боковая проходка,

д. бег с хлопками в ладоши,

е. перекрестный боковой шаг,

ж. шаг с упаданием на одну ногу.

3. Основные движения:

а. переступания с припаданием на одну ногу,

б. соскок на две ноги в первую прямую позицию,

в. "моталочка" с молоточком.

4. Дроби:

а. дробь - приглашение,

б. сдвоенная дробь с ударами каблуком,

в. дробь в "три листика",

г. дробь с соскоками в первую прямую позицию,

д. тройной притоп с дробной дорожкой.

5. Хлопушки:

а. простые удары по бедрам (исполняется мужчинами и женщинами),

б. соскок с хлопками в ладони и с ударами по голенищу,

в. хлопки в ладоши с раскрыванием рук в стороны и их покачиванием.

Рекомендуется изучить: хоровод - рассуждение (Владимирская область); угловую кадриль (Рязанская область), плясовую "Барыня", "Рассыпуху", "Матаню", "Растащиху" или польку "Трам-блям" (Тамбовская область).


Тема 19. Особенности исполнения танца Южной части России (Орловская, Белгородская область), Поволжья (Татария, Марий-Эл, Калмыкия).

Географические, климатические, исторические и социально-бытовые условия жизни народа Южной части России.

Характерные движения и особенности исполнения Орловской и Белгородской областей. Наиболее распространенные виды и формы Южной части России, особенности казачьего танца (Кубань, Оренбург).
Тема 20. Особенности исполнения танца Орловской области.


  1. Основные положения рук, ног, головы и корпуса

- руки «в кулачок» на поясе

- одна рука «в кулачок» на поясе, другая согнутая в локте, с платочком перед собой

- «свеча»

- руки опущены вниз и соединены

- руки опущены вниз или согнуты на уровне плеч, или подняты и соединены за концы носового платка

- руки могут слегка покачиваться вверх-вниз, а могут покачиваться вправо – влево, иногда при этом вместе с руками наклоняется корпус

- кисти открыты ладонями вниз

- исполнители стоят рядом, лицом к зрителю. Левые руки вытянуты в стороны и соединены. Правая рука юноши на талии у девушки, а правая рука девушки в кулаке на поясе

- исполнители стоят в затылок друг к другу. У девушки руки открыты в стороны, кисти ладонями вниз. У юноши правая рука на правом плече девушки, левая «в кулачке» на поясе.

- исполнители стоят лицом друг к другу, положение рук вальсовое

- исполнители стоят левым плечом друг к другу, левые руки находятся на поясе друг друга, правые соединены вверху.


  1. Основные движения

- переменный шаг

- переменный ход с разворотом корпуса

- переменный шаг с каблука

- шаркающий шаг

- приставной шаг (с ударом)

- мелкие переступания

- тройной притоп

- «хлопушка» по бедрам и в ладоши

- ковырялочка подряд одной ногой

- шаг с каблука

- хлопки:

а) в ладоши спереди и сзади с боковым ходом

б) в ладоши с партнером

в) в ладоши в сочетании с ударами по бедру

г) удары по бедрам подряд

Рекомендуется изучить круговую пляску «Тимоня» ( Курская обл.),

« Матаня» ( Орловская обл.), « Светит месяц» ( Орловская обл.)

Тема 21. Особенности исполнения танца Белгородской области.


  1. Основные положения рук, ног, головы и корпуса

- руки опущены вдоль корпуса. Кисти свободны. Правая рука остается опущенной вниз, левая правым движением сгибается слегка в локте, движется впереди корпуса вправо, но не поднимается выше пояса. Возвращается обратно. Все то же самое проделывается другой рукой. Вариантом этого движения может быть одновременное сгибание обеих рук. Нередко это движение исполняется с одновременным сгибанием корпуса вперед.

- одновременное сгибание и опускание обеих рук

- руки скрещены за спиной, движение характерное для мужчин

- во время сгибание рук, кисти описывают круговое движение во внутрь, при этом участвуют плечи. При разгибании кисти не работают

- при круговом движении кистей руки сгибаются и движутся одна вокруг другой

- руки чуть согнуты в локтях, открыты вперед, ладонями к верху. В момент выбивания ногами ровного ритма восьмыми, руки поднимаются выше головы и опускаются до исходного положения. Подъем и опускание производится за четыре удара.

- руки подняты над головой и вытянуты, пальцы слегка согнуты. Во время танца кисти поворачиваются. Одна рука слегка согнута в локте выше головы, другая на уровне груди. Сгибание и разгибание рук в локтях, кисти ладонями от себя.


  1. Основные движения

- хороводные движения этого региона основываются на простом, мелком семенящем шаге

- прыжки на обе ноги в соединении с тройным притопом, присядка с выносом ноги вперед

- переменный шаг

- шаркающий шаг (каблучком по очереди)

- шаг со скоком

- хлопушка мужская


Тема 22. Знакомство с особенностями исполнения танцев народов Поволжья (башкирский, татарский, калмыцкий танцы).


  1. Основные движения рук, ног, головы и корпуса;

  2. Ходы мужского, женского танцев;

  3. Движения:

  • гармошка

  • мелкая дробь

  • простая дробь

  • переменный шаг

  • дробь с хлопушками

  • присядка с ударом по голенищу и др.


Тема 23. Знакомство с особенностями исполнения казачьего танца.

1.Основные движения рук, ног, головы и корпуса.

2.Ходы;

3.Движения:



  • дробь на одну ногу

  • боковой ход

  • дробь – топотуха

  • хлопки по голенищу

  • моталочка

  • гармошка

  • приподание

  • трюковые движения (мужские и женские)

  • движения с саблей



    1. Темы рефератов




  1. Особенности манеры исполнения женского и мужского русского, народного танца.

  2. Народный танец как характеристика народов России.

  3. Особенности исполнения трюков в женском и мужском русском танце

  4. Разнообразие и особенности хороводов в различных областях России.

  5. Разнообразие и особенности кадрилей и кадрильных плясок в различных областях России.

  6. Выразительные средства русского народного танца.

  7. Связь танцевальной культуры с условиями и образом жизни русского народа в различных областях.

  8. Современное состояние танцевального фольклора народов России.

  9. Танцевальный фольклор сибирских татар.

  10. Особенности танцевального фольклора народов Сибири.

  11. Особенности танцевального фольклора народа юга Тюменской области.

  12. Особенности танцевального фольклора народа севера Тюменской области.




    1. Формы контроля

Студенты, выполнившие учебную программу «Этнография и танцевальный фольклор народов России», сдают экзамены в 1 и 2 семестре, согласно учебному плану кафедры спортивного и эстрадного танцев



Требования к практической части экзамена:

Грамотное и выразительное исполнение студентами учебных комбинаций и этюдов.



Требования к теоретической части экзамена:

1.Знание содержания тем предложенных педагогом согласно билетам.




    1. Контрольные вопросы к экзамену

1.Дайте определение термину «Этнография». Каковы цели и задачи изучения этнографии.

2. Дайте определение следующим терминам и понятиям: опорная и рабочая нога; напряжённая и расслабленная стопа; постановка корпуса; танцевальные ходы; дроби, присядка и пр.

3.Каковы цели и задачи урока русского танца, принципы его планирования (системность, целенаправленность, перспективность, педагогическая логика)?

4.Расшифруйте понятие «учебная комбинация». Принципы её
построения.

5.Перечислите основные приёмы педагогического процесса (развивающие,


побуждающие, формирующие).

6.Какие организационные формы урока русского танца вам известны?

7.Опишите последовательность изучения танцевальных движений. Этапы.

8.Какие формы изучения учебно-танцевального материала на уроке вам


известны.

9.Назовите принципы работы над учебной, учебно-танцевальной,


танцевальной комбинациями в зависимости от этапа обучения и опыта
танцевальной деятельности.

10.Перечислите отличительные особенности танцевальных комбинаций: их


целевое назначение, музыкальное оформление, композиционное решение,
длительность.

11.Назовите принципы объединения упражнений в группы. Признак


структурности, признак амплитудности, признак контрастности.

12. Назовите основные формы русского танца.

13. Перечислите основные фигуры хоровода.

14. Правила исполнения дробей в русском танце.

15. Правила исполнения хлопушек и присядок в мужском русском танце.

16. Назовите отличия сценического русского от фольклорного.

17. Назовите основные фигуры использующиеся в русских кадрилях.

18. Назовите основные Государственные творческие коллективы развивающие русский танцевальный фольклор.

19.Перечислите признаки выразительности народно-сценического танца.

20.Особенности исполнения движений на месте и во вращении, дробных


движений и прыжков.

21 .Расшифруйте понятие «танцевальная комбинация» и «танцевальный этюд». Принципы их построения.




    1. Библиографический список


Основная литература

  1. Богданов, Г. Ф. Самобытность русского танца [Текст] / Г. Ф. Богданов. – Москва, 2001

  2. Заикин, Н. И. Областные особенности русского народного танца [Текст]: учеб. пособие / Н. И. Заикин, Н. А. Заикин. – Орел, 1999.

  3. Климов, А. Радость и боль русского народного танца [Текст] / А. Климов. – Москва, 1999.

  4. Устинова, Т. А. Фольклорные танцы Тверской земли [Текст] / Т.А. Устинова. – Тверь, 2002


Дополнительная литератур

  1. Бакина, Л. П. Танцевальная культура Костромского края [Текст] / Л. П. Бакина. – Ярославль: Верх.-Волж.кн.изд-во, 1990.

  2. Богданов, Г. Ф. Несколько шагов к фольклорному танцу [Текст] / Г. Ф. Богданов. – Москва: ВМО, 1996

  3. Богданов, Г. Ф. Урок русского народного танца [Текст] / Г. Ф. Богданов. – Москва: ВМО, 1995

  4. Веретенников, И. И. Южно-русские карагоды [Текст] / И. И. Веретенников. – Белгород, 1993

  5. Власенко, Г. Я. Танцы народов Поволжья [Текст] / Г. Я. Власенко. – Самара,1992

  6. Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии [Текст] / К. Голейзовский. – Москва: Искусство, 1964.

  7. Гвоздева, Т. Н. Как на нашей сторонке [Текст]: сб. танцев / Т. Н. Гвоздева. – Москва: ВМО, 1997

  8. Климов, А. Основы русского народного танца [Текст] / А. Климов. – Москва, 1981.

  9. Князева, О. Танцы Урала [Текст] / О. Князева. – Свердловск, 1962

  10. Папалей, А. В. Сибирский русский народный танец [Текст] / А. В. Папалей. – Кемерово, 1991

  11. Устинова, Т. Русские танцы [Текст] / Т. Устинова. – Москва, 1955.


Раздел II. Дидактические материалы

    1. Тесты для контроля остаточных знаний


Курс 1, семестр 2


  1. В какой момент исполняется demi plie в движение battement tendu с demi plie на опорной ноге

  1. во время вывода работающей ноги в battement tendu

  2. во время перевода стопы с носка на каблук

  3. во время закрывания ноги в позицию




  1. Из скольких частей состоит урок по русскому танцу

  1. Из трех

  2. Из двух

  3. Из пяти




  1. Упражнение на выстукивание выполняется

  1. на вытянутых ногах

  2. в demi plie

  3. в grand plie




  1. Сколь основных видов battement tendu jetes

  1. один

  2. четыре

  3. три




  1. Сколь ключей существует в русском танце

  1. один

  2. два

  3. три




  1. Двойная дробь сверху танцуется

  1. всей стопой

  2. подушечкой

  3. каблуком




  1. На какой счет исполняется «молоточки»

  1. четверть

  2. восьмая

  3. 2/4




  1. При исполнении подготовки к «веревочки» акцент исполняется

  1. наверх

  2. вниз

  3. в сторону




  1. Сколько упражнений включает экзерсис у станка

  1. девять

  2. двенадцать

  3. шестнадцать


10.Сколько существует видов «веревочки» в русском танце

  1. один

  2. два

  3. три


Курс 1, 2 семестр
1.В какой момент исполняется plie в присядках

  1. во время выхода из «присядки»

  2. во время опускания в «присядку»

  3. или в какой-то другой момент


2.Из скольких частей состоит урок русского танца

  1. из трех

  2. из двух

  3. из пяти


3. Упражнения на выстукивания выполняется:

  1. на вытянутых ногах

  2. в demi plie

  3. в qrand plie


4.Сколько видов battement tendu jetes проучено

  1. один

  2. четыре

  3. три


5.Сколько ключей существует в русском танце

  1. один

  2. два

  3. три


б.Двойная дробь сверху танцуется

  1. всей стопой

  2. подушечкой

  3. каблуком


7.На какой счет исполняется «молоточки»

  1. четверть

  2. восьмая

  3. 2/4



8. При исполнении подготовки к «веревочке» акцент

  1. наверх

  2. вниз

  3. в сторону


9) Сколько упражнений включает в себя экзерсис у станка

  1. девять

  2. двенадцать

  3. шестнадцать


10.Сколько видов «веревочки» вы знаете:

  1. один

  2. два

  3. три




    1. Задания для самостоятельной работы

Как известно, дроби сочетаются с другими основными движениями русской народной пляски русского народно-сценического танца. При вы­полнении заданий вы можете воспользоваться списком изученных дви­жений, выбирая те, которые необходимы для составления ваших комби­наций.


Дробь с подскоком

Присядки, разножки

Хлопки и хлопушки «Дробная дорожка»

Тройной русский ход

Припадания

Мелкая разговорная дробь

«Гармошка»
Поклоны

Простые шаги

Переменные шаги с каблука

Быстрый бег

«Веревочка»(простая и двойная)

«Ковырялочка»

«Моталочка»

Ключи (простой и двойной)

Притопы
Задание 1

Музыкальная тема «Полянка»

Музыкальный размер 2/4.

Составьте женскую танцевальную комбинацию на 32 такта, используя не менее четырех движений из помещенного выше списка с обязательным включением дробных элементов. Количество исполнителей произволь­ное, но обязательно четное. В комбинации могут использоваться любые рисунки с продвижением по залу.



Задание 2

Музыкальная тема «Пойду ль я, выйду ль я» .

Музыкальный размер 2/4.

Составьте мужскую танцевальную комбинацию на 32 такта, исполь­зуя не менее четырех элементов мужского танца из помещенного выше списка с обязательным включением дробных элементов. Количество ис­полнителей произвольное, но обязательно четное. В комбинации могут использоваться любые рисунки с продвижением по залу.


Задание 3

Музыкальная тема «Колхозная полька».

Музыкальный размер 2/4.

Составьте произвольную парную комбинацию (для парня и девушки) на 64 такта, используя не менее четырех движений из помещенного


выше списка с обязательным включением дробных (мужских и женских)
движений. Количество участников произвольное, но обязательно четное.
В комбинации могут использоваться любые рисунки с продвижением по) залу.
Задание 4

Музыкальный размер 2/4.

Выберите две частушки и самостоятельно подберите к ним музыкальный материал для женского перепляса. Подберите две группы исполнительниц с четным числом их в каждой группе. Составьте дроб­ные комбинации, используя изученные и самостоятельно придуманные комбинации движений с обязательным включением дробей по 8 тактов под частушку и 8 тактов перепляса с каждой стороны. Итого 32 такта.
Задание 5

Музыкальный размер 2/4.



Выберите две частушки и самостоятельно подберите к ним музыкальный материал для женского перепляса. Составьте дробную комбинацию на 32 такта. Исполнительницы, разбившись на две группы, должны двигаться друг другу навстречу, образуя две линии. Комбинация может быть построена только на дробных движениях или с дополнением их другими основными элементами русского народного танца.

Тесты для контроля остаточных знаний 21 2 Задания для самостоятельной работы
434.69kb.

25 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями

Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые работы

1287.51kb.

14 10 2014
6 стр.


8. Методические рекомендации для выполнения контрольной работы

Контрольная работа является одним из видов самостоятельной работы студентов заочного отделения, формой контроля за освоением ими учебного материала по изучаемой дисциплине, уровнем

40.15kb.

01 10 2014
1 стр.


Тесты для контроля знаний общему устройству двигателя и к ш. м для учащихся 10-11 кл
48.58kb.

16 12 2014
1 стр.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний

Охватывает темы лекционных и семинарских занятий

789.3kb.

14 12 2014
9 стр.


Д ф. н., профессор Лейбин В. М. Учебно-методический комплекс по дисциплине

К программе курса прилагается методическое пособие, содержащее рабочие материалы для самостоятельной работы студентов. Для тестового контроля знаний использованы вопросы отечествен

1175.23kb.

26 09 2014
7 стр.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний

И 89 История зарубежной литературы. Зарубежная литература 20 века

1612.29kb.

07 10 2014
7 стр.


Тесты для самопроверки знаний. Учебное пособие предназначено в помощь социальным педагогам, социальным работникам и другим специалистам

Учебное пособие «Культурология» предназначено для использования в обучении по кредитной технологии. В конце каждой главы учебного пособия имеется список необходимой литературы на к

36.48kb.

23 09 2014
1 стр.