Дисциплина: ЭТНОГРАФИЯ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ РОССИИ
Цикл: СД.Ф.04.02.
Специальность: 071301.65 «Народное художественное творчество»
Квалификация выпускника - «Художественный руководитель
хореографического коллектива, преподаватель»
Составитель: Кулова В.Ф. доцент кафедры спортивного и эстрадного танцев
Тюмень 2010
2.1 Тесты для контроля остаточных знаний 21
2.2 Задания для самостоятельной работы 23
Раздел I. Рабочая программа дисциплины
Национальные особенности народов, живущих в Российской Федерации, в настоящем. Связь танцевальной культуры этих народов с условиями и образом и другими видами народного искусства, обрядами и праздниками. Современное танцевального фольклора народов России. Методические основы сбора этнографических и фольклорных материалов. Использование их в постановочной работе.
Этнография изучает проблемы происхождение народов, их состав, расселение, этническое своеобразие духовной, материальной и социальной культуры. Танцевальная фольклористика содержит данные о возникновении, основных этапах развития и современном состоянии этнического танца, о его месте в системе традиционной культуры народов России.
Национальные особенности народов, живущих в Российской Федерации, в прошлом и настоящем. Связь танцевальной культуры этих народов с условиями и образом их жизни, с другими видами народного искусства, обрядами и праздниками. Современное состояние танцевального фольклора народов России. Методические основы сбора и анализа этнографических и фольклорных материалов. Использование их в постановочной работе. Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевального искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций.
Цель дисциплины:
Овладение системой профессиональных практических и теоретических знаний и навыков по этнографии и танцевальному фольклору народов России; по сбору и анализу этнографического материала. Ознакомление с региональными особенностями танцевального творчества народов России.
На кафедре спортивного и эстрадного танцев Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий предмет «Этнография и танцевальный фольклор народов Росии» изучается как отдельная дисциплина в течение двух семестров на первом курсе, продолжением данного предмета является дицциплина федерального компонента «Танец и методика его преподавания: народно-сценический танец».
студент должен знать:
На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебном плане кафедры спортивного и эстрадного танцев Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий на дисциплину «Этнография и танцевальный фольклор народов России» выделено 80 часов
Курс
семестр |
Количество часов по разделам программы |
Всего часов
| |||
Теоретический подраздел |
Методико-практический подраздел |
Индивидуальная работа |
Самостоятельная работа студентов |
| |
1, 1 сем |
4 |
14 |
2 |
20 |
40 |
1, 2 сем |
4 |
14 |
2 |
20 |
40 |
ИТОГО: |
80 |
№ |
Название тем |
Групповые занятия |
|
| ||
|
Инд. работа |
Самост. работа студентов | ||||
Теорет. подраздел (лекции)
|
Метод.-практический подраздел | |||||
Раздел I. Национальные особенности народов, живущих в Российской Федерации, в прошлом и настоящем. | ||||||
1 |
Танцевальный фольклор как предмет изучения. |
|
|
1 |
2 | |
2 |
Из истории танцевальной фольклористики в России. |
1 |
|
|
| |
3 |
Основные принципы систематизации танцевального фольклора народов России. |
1 |
|
|
| |
4 |
Исполнительская культура фольклорного танца. |
|
2 |
|
2 | |
Раздел II. Связь танцевальной культуры этих народов с условиями и образом их жизни и другими видами народного искусства, обрядами и праздниками. | ||||||
5 |
Роль и место танцев в праздничной, обрядовой культуре РФ (русский, марийский, татарский, башкирский, казачий танцы). |
1 |
1 |
|
2 | |
6 |
Роль танца в народных зимних праздниках: «Рождество», «Святки», «Посиделки» и праздников народов Севера и Якутии |
1 |
|
|
| |
7 |
Роль и место танца в летних праздниках. «Русалья неделя», «Иван Купала» |
|
1 |
|
2 | |
8 |
Традиционные занятия. Орудия и приемы труда народов РФ и их влияние на развитие танцевального фольклора. |
|
|
1 |
2 | |
9 |
Одежда и украшения разных народов России. |
|
1 |
|
2 | |
Раздел № 3. Современное состояние танцевального фольклора народов России. | ||||||
10 |
Современные жанры танцевального фольклора народов России. Профессиональные коллективы народного творчества. |
|
1 |
|
2 | |
Раздел № 4. Методические основы сбора и анализа этнографических и фольклорных материалов. Использование их в постановочной работе. | ||||||
11 |
Хороводы. |
|
1 |
|
2 | |
12 |
Областные особенности исполнения танца Севера России (Архангельская, Ленинградская, Вологодкая области). |
1 |
1 |
|
2 | |
13 |
Архангельская область, Вологда. |
|
|
1 |
2 | |
14 |
Особенности исполнения танца Ленинградской области. |
|
2 |
|
2 | |
15 |
Особенности исполнения танца Центральной России (Владимирская, Рязанская, Тамбовская области) |
1 |
2 |
|
2 | |
16 |
Особенности исполнения танца Владимирской области. |
|
2 |
|
2 | |
17 |
Особенности исполнения танца в Рязанской области. |
|
2 |
|
2 | |
18 |
Особенности исполнения танца Тамбовской области. |
|
2 |
|
2 | |
19 |
Особенности исполнения танца Южной части России (Орловская, Белгородская область), Поволжья (Татария, Марий-Эл, Калмыкия). |
|
2 |
|
2 | |
20 |
Особенности исполнения танца Орловской области. |
1 |
2 |
|
2 | |
21 |
Особенности исполнения танца Белгородской области. |
1 |
2 |
|
2 | |
22 22
|
Знакомство с особенностями исполнения танцев народов Поволжья (башкирский, татарский, калмыцкий танцы). |
|
2 |
|
2 | |
23 |
Знакомство с особенностями исполнения казачьих танцев. |
|
2 |
|
2 | |
ВВСВ: |
8 |
28 |
4 |
40 | ||
|
80 |
Учебный материал программы «Этнография и танцевальный фольклор народов России» состоит из теоретического и практического раздела.
Фольклор – традиционное поэтическое, музыкальное и танцевальное искусство народов. Знакомство с видами и жанрами народного творчества: сказки, былины, песни, потешки, скороговорки, игры и т.д.
Танец – древний вид народного творчества. Способность человека выразить эмоции через движения. Невербальное общение: позы, жесты, телодвижения. Ритм в природе. Ритмическая организация движений человеческого тела во время трудовых процессов, обрядов и праздников.
Тема 2. Из истории танцевальной фольклористики в России.
Первые сведения о танцах народов в России. Иконографические источники, включая наскальные изображения танцующих людей. Устное народное творчество. Летописи, сказания. Литературные сведения о хореографии всех народов России.
Основные признаки классификации: по месту проживания; по принадлежности к определенным языковым семьям и группам; по отношению к религиозным обрядам; по отношению к календарным праздникам и обрядам; по жанровому содержанию, по половозрастному составу исполнителей, по количеству исполнителей, по типу движений, по рисунку передвижения исполнителей по площадке и многие другие. В соответствии с двумя признаками по географическому месту проживания и принадлежности к определенной языковой общности, выделяются следующие историко-этнографические области:
Отражение характера народа: широта, удаль - признаки мужского стиля, скромность, нежность – женского и т.д. Влияние жизненного уклада, географического положения региона на манеру исполнения. Виртуозность, образность.
Особенности танцевального фольклора народов Поволжья: татарского, башкирского, марийского, калмыцкого танцев.
Казачий танец (донские, терские, запорожские, оренбуржские казаки, военизированная направленность танцев).
Праздничная культура – важнейшая составляющая часть жизни русского народа, форма выражения чувств и эмоционального состояния, форма общения. Разнообразие хороводных и плясовых песен в праздничном календарном цикле. Обряды и праздники: «Святки», «Троица», «Масленица», «Иван Купала». Сбор урожая, свадьба. Отражение эпохи в формах, видах танцевального действия. Художественные признаки праздничной принадлежности.
Основные обряды и праздники татарского, башкирского народов и народов Кавказа.
Тема 6. Роль танца в народных зимних праздниках: «Рождество», «Святки», «Посиделки», праздники народов Севера и Якутии.
Главные русские зимние праздники Рождество, Святки, Крещение и др. сопровождались особыми песнями, которые назывались «Коляда», «Овсень», «Виноградье». Тематика их, бытовая и хозяйственная, носила магический характер – желали, загадывали, чтобы сбылось. Исполнялись группами в перемещение по селу от дома к дому. Имели интересные ритмические рисунки и веселые мелодии, под которые «колядовщики» приплясывали, импровизировали. Хороводы этого периода – сомкнутые круги, состоящие из цепи участников и двигающиеся шагом или бегом «посолонь». На «Святки» вовремя посиделок всегда появлялись ряженные в масках «харях», пугали, веселили, плясали. Непременными участниками были персонажи «Коза», «Медведь», «Цыган» или «Нечистый». Исполнялись пляски – импровизации персонажей. Во время посиделок исполнялись малые хороводы, игровые хороводы, «целовальные» и другие игры. В более позднее время кадрили и пляски под частушки и гармошку.
Праздники оленеводов и рыбаков Якутии и Севера Тюменской обл.
Тема 7. Роль и место танца в летних праздниках. «Русальная неделя», «Иван Купала»
Русальная неделя. «Ивановские игрища» - гимн солнцу, слияние с природой. Плетение венков. Купания в воде. Костры. «Полукрест». Поиски папоротника. Брачный обряд. Полевые работы, покос. «Пятницкие хороводы», «Берендеевки».
Основные и подсобные занятия, дающие средства существования каждой этнической общности, определяются комплексом особенностей хозяйства, культуры и условий природно-климатической зоны. На арктическом побережье – оленеводств, разведение пастушеских и ездовых собак, рыболовство, охота. У жителей тайги – охота, лесозаготовки, промышленные промыслы, бортничество. В средних широтах земледелие, огородничество, садоводство. В южных регионах – земледелие, садоводство, огородничество, виноградарство, в степной зоне – промышленное животноводство, бахчеводство и т.д. Орудие труда соответствуют уровню производственных отношений и производительных сил.
Влияние традиционных занятий и климатических условий на самобытность развития танцевального фольклора народов (чукчи, коряки, ненцы, манси, кубанские казаки и кавказцы).
Тема 9. Одежда и украшения разных народов РФ.
Одежда – специальное средство защиты человеческого тело от непогоды. По общему виду одежда подразделяется на глухую (т.е. без разреза впереди) и распашную – застегивающуюся по центру, сбоку или запахивающуюся на левую или правую сторону. Способы ношения одежды: поверх нижней нательной надевается плечевая верхняя одежда, которая держится на плечах – рубахи, платья, кофты, халата, безрукавки; поясная одежда носится на поясе – юбки, штаны. Сезонная одежда по подбору материала зависит от времени года: меховые шубы и кафтаны – зимой, одежда из легких тканей – летом и т.д.
Головные уборы- шапки, колпаки, тюбетейки, платки, шали, налобные повязки, венки. Рукавицы, перчатки. Обувь. Украшения – наиболее древнее из них татуировка, охранительные обереги, талисманы; нашейные бусы, колье, ожерелья; ручные и ножные браслеты.
Знакомство с костюмами народов Колмыкии, Башкириии, Татарии, Чувашии и Кавказа.
- шаги на полу пальцах
- приподание
- Основные рисунки: «круг», «два круга», «круг в круге», «колонна», «улица», «змейка», «улитка», «стрела», «стенка» и др.
- Сюжетный: инсценировка содержание песни
- Образный: изобразительный ряд, утушка, голубок, гусачек и др.
- Игровой: трудовые процессы – «просо сеяли», «сновуха» ит.д.
Условность классификации: «игровой», «образный», даже «сюжетный» всегда имеет элементы «орнаментального»
Хоровод в календарно-обрядовой культуре, танцы лирического характера в марийском, башкирском, татарском фольклоре.
Тема 12. Областные особенности исполнения танца Севера России (Архангельская, Ленинградская, Вологодкая области).
Географические, климатические, исторические и социально-бытовые условия жизни русского народа Архангельской и Ленинградской областей. Характерные положения рук в сольных, парных и массовых танцах; стиль, характер и манера исполнения основных движений Архангельской и Ленинградской областей России. Основные виды и формы танцевального искусства севера России. Хороводы Архангельской области. Кадрили Ленинградской области, Вологодская кадриль.
б. шаг с подниманием ноги,
в. шаг с ударом каблуком и выносом ноги на каблук,
г. шаг с ударом по бедру,
д. перекрещенный шаг.
3. Основные движения:
а. "ковырялочка с поворотом,
б. "ковырялочка" с двойной дробью,
в. "ковырялочка" с шагами и с движением ноги по кругу,
г. "елочка"- с двумя ударами,
д. "припадание" по первой прямой позиции,
е. "отбой".
а. с ударом по бедру,
б. с "ковырялочкой".
Тема 14. Особенности исполнения танца Ленинградской области.
б. шаркающий шаг,
в. шаркающий шаг с ударом,
г. шаркающий бег,
д. шаркающая пробежка с подскоком,
е. шаркающий шаг с одной ноги,
ж. приставной шаг,
з . переменный шаг с ударом каблуком,
3. Основные движения:
а. "припадание" дробное,
б. "припадание" на всю стопу с хлопками (муж.),
в. "елочка" с отходом назад,
г. припляс (pas de basque).
б. дробная проходка с одной ноги,
в. сдвоенная дробь с двумя ударами,
г. сдвоенная дробь с переступаниями,
д. дробь с каблука,
е. дробь с носка,
ж. дробная проходка с выбросом ноги вперед,
з. подскоки с переступаниями двумя ногами,
и. двойная дробь с отбрасыванием ноги в сторону и вперед.
5. "Голубец":
а. с переступанием с двух ног,
б. с переступанием с одной ноги.
6. Присядки:
а. с падением на руки,
б. с проползанием на коленях.
Рекомендуется изучить хоровод Архангельской области, кадрили Ленинградской области («Тихвинскую», «Сясьскую», «Шумскую», Вологодскую кадриль «Напарочка»).
Влияние географических, исторических и социально-бытовых условий жизни народа на формирование особенностей исполнения русского танца Центральной части России. Хороводы, кадрили, пляски - особенности композиционного построения. Стиль, характер и манера исполнения характерных движений русского танца Владимирской и Тамбовской областей.
в. приставной шаг,
г. перекрестный шаг,
д. шаг с переступанием и скользящим ударом каблуком.
3. Основные движения:
а. припадание по третьей позиции,
б. pas balance1 вперед и назад,
в. упадание со сгибанием ноги назад,
г. переступания с "ковырялочкой",
д. переступания с открыванием ноги в сторону,
е. переступания с перекрестным шагом.
4. Дроби:
а. тройной притоп,
б. отбойный притоп,
в. дробное chasse' с подскоком,
г. удары с подскоком и переступанием.
б. приставной шаг с двойным притопом,
в. удар всей стопой с приставным шагом,
г. переступания с ударом каблуком.
3. Основные движения:
а. соскоки с подскоками,
б. прыжок с ударом,
в. "моталочка" с подскоком и притопом,
г. подскок с притопом,
д. подскок с перескоком,
е. соскок с подскоком и перескоком,
ж. "шило",
з. "моталочка" с перескоком,
и. припляс с выносом ноги на каблук.
4. Присядки:
а. с хлопком по голенищу,
б. с выходом в обратную вторую позицию на полупальцы.
Тема 18. Особенности исполнения танца Тамбовской области.
б. акцентирующий шаг,
в. шаг с перескоком,
г. боковая проходка,
д. бег с хлопками в ладоши,
е. перекрестный боковой шаг,
ж. шаг с упаданием на одну ногу.
3. Основные движения:
а. переступания с припаданием на одну ногу,
б. соскок на две ноги в первую прямую позицию,
в. "моталочка" с молоточком.
4. Дроби:
а. дробь - приглашение,
б. сдвоенная дробь с ударами каблуком,
в. дробь в "три листика",
г. дробь с соскоками в первую прямую позицию,
д. тройной притоп с дробной дорожкой.
5. Хлопушки:
а. простые удары по бедрам (исполняется мужчинами и женщинами),
б. соскок с хлопками в ладони и с ударами по голенищу,
в. хлопки в ладоши с раскрыванием рук в стороны и их покачиванием.
Рекомендуется изучить: хоровод - рассуждение (Владимирская область); угловую кадриль (Рязанская область), плясовую "Барыня", "Рассыпуху", "Матаню", "Растащиху" или польку "Трам-блям" (Тамбовская область).
Географические, климатические, исторические и социально-бытовые условия жизни народа Южной части России.
Характерные движения и особенности исполнения Орловской и Белгородской областей. Наиболее распространенные виды и формы Южной части России, особенности казачьего танца (Кубань, Оренбург).
Тема 20. Особенности исполнения танца Орловской области.
- одна рука «в кулачок» на поясе, другая согнутая в локте, с платочком перед собой
- «свеча»
- руки опущены вниз и соединены
- руки опущены вниз или согнуты на уровне плеч, или подняты и соединены за концы носового платка
- руки могут слегка покачиваться вверх-вниз, а могут покачиваться вправо – влево, иногда при этом вместе с руками наклоняется корпус
- кисти открыты ладонями вниз
- исполнители стоят рядом, лицом к зрителю. Левые руки вытянуты в стороны и соединены. Правая рука юноши на талии у девушки, а правая рука девушки в кулаке на поясе
- исполнители стоят в затылок друг к другу. У девушки руки открыты в стороны, кисти ладонями вниз. У юноши правая рука на правом плече девушки, левая «в кулачке» на поясе.
- исполнители стоят лицом друг к другу, положение рук вальсовое
- исполнители стоят левым плечом друг к другу, левые руки находятся на поясе друг друга, правые соединены вверху.
- переменный ход с разворотом корпуса
- переменный шаг с каблука
- шаркающий шаг
- приставной шаг (с ударом)
- мелкие переступания
- тройной притоп
- «хлопушка» по бедрам и в ладоши
- ковырялочка подряд одной ногой
- шаг с каблука
- хлопки:
а) в ладоши спереди и сзади с боковым ходом
б) в ладоши с партнером
в) в ладоши в сочетании с ударами по бедру
г) удары по бедрам подряд
Рекомендуется изучить круговую пляску «Тимоня» ( Курская обл.),
« Матаня» ( Орловская обл.), « Светит месяц» ( Орловская обл.)
Тема 21. Особенности исполнения танца Белгородской области.
- одновременное сгибание и опускание обеих рук
- руки скрещены за спиной, движение характерное для мужчин
- во время сгибание рук, кисти описывают круговое движение во внутрь, при этом участвуют плечи. При разгибании кисти не работают
- при круговом движении кистей руки сгибаются и движутся одна вокруг другой
- руки чуть согнуты в локтях, открыты вперед, ладонями к верху. В момент выбивания ногами ровного ритма восьмыми, руки поднимаются выше головы и опускаются до исходного положения. Подъем и опускание производится за четыре удара.
- руки подняты над головой и вытянуты, пальцы слегка согнуты. Во время танца кисти поворачиваются. Одна рука слегка согнута в локте выше головы, другая на уровне груди. Сгибание и разгибание рук в локтях, кисти ладонями от себя.
- прыжки на обе ноги в соединении с тройным притопом, присядка с выносом ноги вперед
- переменный шаг
- шаркающий шаг (каблучком по очереди)
- шаг со скоком
- хлопушка мужская
1.Основные движения рук, ног, головы и корпуса.
2.Ходы;
3.Движения:
Студенты, выполнившие учебную программу «Этнография и танцевальный фольклор народов России», сдают экзамены в 1 и 2 семестре, согласно учебному плану кафедры спортивного и эстрадного танцев
Грамотное и выразительное исполнение студентами учебных комбинаций и этюдов.
1.Знание содержания тем предложенных педагогом согласно билетам.
1.Дайте определение термину «Этнография». Каковы цели и задачи изучения этнографии.
2. Дайте определение следующим терминам и понятиям: опорная и рабочая нога; напряжённая и расслабленная стопа; постановка корпуса; танцевальные ходы; дроби, присядка и пр.
3.Каковы цели и задачи урока русского танца, принципы его планирования (системность, целенаправленность, перспективность, педагогическая логика)?
4.Расшифруйте понятие «учебная комбинация». Принципы её
построения.
5.Перечислите основные приёмы педагогического процесса (развивающие,
6.Какие организационные формы урока русского танца вам известны?
7.Опишите последовательность изучения танцевальных движений. Этапы.
8.Какие формы изучения учебно-танцевального материала на уроке вам
9.Назовите принципы работы над учебной, учебно-танцевальной,
10.Перечислите отличительные особенности танцевальных комбинаций: их
11.Назовите принципы объединения упражнений в группы. Признак
12. Назовите основные формы русского танца.
13. Перечислите основные фигуры хоровода.
14. Правила исполнения дробей в русском танце.
15. Правила исполнения хлопушек и присядок в мужском русском танце.
16. Назовите отличия сценического русского от фольклорного.
17. Назовите основные фигуры использующиеся в русских кадрилях.
18. Назовите основные Государственные творческие коллективы развивающие русский танцевальный фольклор.
19.Перечислите признаки выразительности народно-сценического танца.
20.Особенности исполнения движений на месте и во вращении, дробных
21 .Расшифруйте понятие «танцевальная комбинация» и «танцевальный этюд». Принципы их построения.
Присядки, разножки
Хлопки и хлопушки «Дробная дорожка»
Тройной русский ход
Припадания
Мелкая разговорная дробь
«Гармошка»
Простые шаги
Переменные шаги с каблука
Быстрый бег
«Веревочка»(простая и двойная)
«Ковырялочка»
«Моталочка»
Ключи (простой и двойной)
Притопы
Задание 1
Музыкальная тема «Полянка»
Музыкальный размер 2/4.
Составьте женскую танцевальную комбинацию на 32 такта, используя не менее четырех движений из помещенного выше списка с обязательным включением дробных элементов. Количество исполнителей произвольное, но обязательно четное. В комбинации могут использоваться любые рисунки с продвижением по залу.
Музыкальная тема «Пойду ль я, выйду ль я» .
Музыкальный размер 2/4.
Составьте мужскую танцевальную комбинацию на 32 такта, используя не менее четырех элементов мужского танца из помещенного выше списка с обязательным включением дробных элементов. Количество исполнителей произвольное, но обязательно четное. В комбинации могут использоваться любые рисунки с продвижением по залу.
Музыкальная тема «Колхозная полька».
Музыкальный размер 2/4.
Составьте произвольную парную комбинацию (для парня и девушки) на 64 такта, используя не менее четырех движений из помещенного
Музыкальный размер 2/4.
Выберите две частушки и самостоятельно подберите к ним музыкальный материал для женского перепляса. Подберите две группы исполнительниц с четным числом их в каждой группе. Составьте дробные комбинации, используя изученные и самостоятельно придуманные комбинации движений с обязательным включением дробей по 8 тактов под частушку и 8 тактов перепляса с каждой стороны. Итого 32 такта.
Задание 5
Музыкальный размер 2/4.
25 12 2014
1 стр.
14 10 2014
6 стр.
01 10 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
14 12 2014
9 стр.
26 09 2014
7 стр.
07 10 2014
7 стр.
23 09 2014
1 стр.