|
|
|
1 |
|
| |||||
Имя прилагательное (8 ч + 3 ч) | ||||||||||
117-118. |
Имя прилагательное как часть речи |
Урок открытия нового знания |
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Род, число, падеж прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль имени прилагательного. Роль прилагательных в тексте, употребление в речи |
Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. |
Проект-презентация ученика «Прилагательные в поэзии Пушкина» |
2 |
|
|
|
|
119. |
РР. Описание животного. Изложение по тексту упр. 585-586 |
Урок развития речи |
Озаглавливание. Повествование с элементами описания животного. Стиль текста. |
Пишут изложение, пользуясь памяткой, уместно употребляют прилагательные, включают в повествование описание, определяют стиль исходного текста и сохраняют его при пересказе |
|
|
1 |
|
|
|
120-121. |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
Урок открытия нового знания |
Падежные окончание прилагательных. Согласование прилагательных с существительными |
Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Пишут диктант, выделяя окончания имён прилагательных. |
Тренажер по русскому языку 5-9 кл «Фраза» |
1 |
|
|
|
|
122. |
Прилагательные полные и краткие |
Урок открытия нового знания |
Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам. Синтаксическая роль в предложении полных и кратких прилагательных |
Распознают полные и краткие формы имён прилагательных. Образуют краткие формы имён прилагательных; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными. Готовят устное повествование с элементами описания по картине. |
|
1 |
|
|
|
|
123-124. |
РР Описание животного. Сочинение по картине А.Комарова «Наводнение» |
Урок развития речи |
Художественное описание животного. Основная мысль. Конкретизация темы. Выбор заглавия. Языковые средства выразительности художественного стиля. Словарно-лексическая и словарно-орфографическая работа |
Воспринимают описание животного как вариант описания. Пишут сочинение, в котором есть описание животного. |
Демонстрация фрагментов картины А. Комарова «Наводнение» |
|
2 |
|
|
|
125. |
Морфологический разбор имени прилагательного |
Урок рефлексии |
Порядок морфологического разбора. Общее значение прилагательного. Морфологические признаки |
Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Пишут сочинение по плану. Пишут диктант. |
|
1 |
|
|
|
|
126. |
Повторение по теме «Имя прилагательное» |
Урок общеметодологической направленности |
Имя прилагательное. Морфологические признаки. Правописание прилагательных. |
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Работают со словарём: выписывают прилагательные с непроверяемым написанием. Списывают текст, указывают в тексте падежи имён существительных и прилагательных, обозначают орфограммы. Пишут сочинение — описание животного. |
|
1 |
|
|
|
|
127. |
Контрольный диктант по теме «имя прилагательное» |
Урок развивающего контроля |
Имя прилагательное. Морфологические признаки. Правописание прилагательных. |
Опознают прилагательные в тексте, безошибочно пишут, находя орфограммы, соблюдют орфографические, лексические, грамматические нормы при употреблении прилагательных |
|
|
|
1 |
|
|
Глагол (24 ч + 5 ч) | ||||||||||
128. |
Глагол как часть речи |
Урок «открытия» нового знания |
Глагол как часть речи. Общее значение. Морфологические признаки (на основе изученного в начальной школе). Употребление глаголов в речи |
Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими. |
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 5 класс |
1 |
|
|
|
|
129-130. |
Не с глаголами |
Урок «открытия» нового знания |
Раздельное написание НЕ с глаголами. Глаголы-исключения |
Усваивают правило написания не с глаголами. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)», используя глаголы с не. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи. Пишут диктант. |
|
2 |
|
|
|
|
131. |
РР Рассказ по сюжетным картинкам (упр.618-619 |
Урок развития речи |
Тип речи – повествование. Композиционные элементы повествования. Рассказ по сюжетным картинкам |
Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ. Придумывают свой устный рассказ на юмористическую тему. |
|
|
1 |
|
|
|
132-133. |
Неопределённая форма глагола |
Урок «открытия» нового знания |
Инфинитив на –ть (-ться); -ти (-тись); -чь (-чься). |
Распознают неопределённую и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределённой форме. Составляют памятку, используя глаголы в неопределённой форме. Устно пересказывают текст, озаглавливают его, выписывают из текста глаголы в неопределённой форме. Готовят по плану сообщение о неопределённой форме глагола. |
|
2 |
|
|
|
|
134-135. |
Правописание -тся и -ться в глаголах |
Урок «открытия» нового знания |
-тся и -ться в глаголах |
Усваивают правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом -ся. Составляют предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждают на тему, заданную в тексте упражнения. Учат стихотворение наизусть. |
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 5 класс |
2 |
|
|
|
|
136. |
Виды глагола |
Урок «открытия» нового знания |
Глаголы совершенного и несовершенного вида |
Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз- (рас-), составляют с ними словосочетания. Образуют от данных в упражнениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенного видов. Составляют предложения с данными в упражнении глаголами. |
|
1 |
|
|
|
|
137-138. |
Буквы е — и в корнях с чередованием |
Урок рефлексии |
Буквы е-и в корнях глаголов с чередованием: -бер-\-бир- -дер-\-дир- -мер-\-мир- -пер-\-пир- -тер-\-тир- -стел-\-стил
|
Усваивают правило написания букв е — ив корнях глаголов с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
|
2 |
|
|
|
|
139. |
РР. Невыдуманный рассказ (о себе) |
Урок развития речи |
Тип речи – повествование. Особенности рассказа |
Знакомятся с рассказом от первого лица. Анализируют приведённое в упражнении изложение ученика, указывают недочёты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды...». |
|
|
1 |
|
|
|
140. |
Время глагола |
Урок «открытия» нового знания |
Вид и время глаголов. Образование временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида |
Определяют время глагола. Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов. |
|
1 |
|
|
|
|
141. |
Прошедшее время |
Урок «открытия» нового знания |
Глаголы в прошедшем времени. Способы образования и изменения глаголов прошедшего времени |
Определяют способ образования глаголов прошедшего времени. Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образовывают глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составляют с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно. |
|
1 |
|
|
|
|
142. |
Настоящее время |
Урок «открытия» нового знания |
Глаголы в настоящем времени. Образование глаголов настоящего времени. Их значение. |
Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст на тему «Сегодня на улице...» или «Новости дня». Составляют словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени. |
|
1 |
|
|
|
|
143. |
Будущее время |
Урок «открытия» нового знания |
Две формы будущего времени: простая и сложная. Способы образования форм будущего времени |
Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования. Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Пишут сочинение о том, как изменится окружающий мир через десять — двадцать лет. Подбирают слова на тему «Спорт». |
|
1 |
|
|
|
|
144-145 |
Спряжение глаголов |
Урок «открытия» нового знания |
1 и 2 спряжение глагола, глаголы-исключения. Способ определения спряжения глаголов |
Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием, составляют с ними словосочетания или предложения. |
Презентация учителя «Трудности в определении спряжения гл.» |
2 |
|
|
|
|
146. |
РР Подробное изложение |
Урок развития речи |
Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Подробный пересказ. Тип речи |
Владеют техникой речи, выделяют в тексте главную и второстепенную информации, подробно пересказывают прочитанное, сохраняя тему |
|
1 |
|
|
|
|
147-148. |
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием |
Урок «открытия» нового знания |
1 и 2 спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола |
Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовят устный рассказ по приведённым в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы, которые потребуются для рассказа, обозначают спряжение глаголов. Пишут диктант с продолжением. Составляют предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. Описывают рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Производят наблюдение за движением на улице и пишут по нему сочинение-описание. Подбирают глаголы для описания характера людей. Составляют устный диалог по картинке тему «Нарушитель». Пишут диктант. |
|
2 |
|
|
|
|
149. |
Морфологический разбор глагола |
Урок общеметодологической направленности |
Морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. Употребление глаголов |
Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов. Пишут сжатое изложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов. Составляют и разыгрывают диалог. |
|
1 |
|
|
|
|
150-151. |
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа |
Урок «открытия» нового знания |
Форма глагола 2 лица единственного числа. Употребление глаголов данной формы в предложениях без подлежащего. Ь в глаголах 2 лица |
Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут самодиктант: учат стихотворение и записывают его по памяти. |
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 5 класс |
2 |
|
|
|
|
152-153. |
РР. Сочинение-рассказ по картине О.Поповича «Не взяли на рыбалку» |
Урок развития речи |
Тип речи – повествования. Особенности рассказа |
собирают материал к сочинению, пополняя свой словарный запас, используют глаголы разного вида в тексте, создают текст повествовательного характера, реализуя замысел в соответствии с темой |
|
|
2 |
|
|
|
154. |
Употребление времён |
Урок «открытия» нового знания |
Времена глагола. Употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого |
Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Пишут по рисункам продолжение спортивного репортажа. |
|
1 |
|
|
|
|
155. |
Повторение по теме «Глагол» |
Урок рефлексии |
Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов |
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Готовят рассказ по стихотворению. Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу. Рассматривают рисунок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. Обозначают орфограммы. Пишут диктант. Составляют диктант из слов с непроверяемыми написаниями, данных в разделе. |
|
1 |
|
|
|
|
156. |
Контрольная работа по теме «Глагол» |
Урок развивающего контроля |
Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов |
Соблюдают правильное ударение в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начала, понял; начала, поняла; повторит. облегчит), опознают глаголы. Находят орфограммы в них, применяют изученные орфографические правила на письме |
|
|
|
1 |
|
|
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (6 ч) | ||||||||||
157. |
Разделы науки о языке |
Урок общеметодологической направленности |
Синтаксис. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол |
Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему «Изучайте русский язык». Указывают лексическое и грамматическое значение слов. Обозначают морфемы в словах. Составляют план сообщения об одной из частей речи. Анализируют тексты. Пишут сочинение. |
Презентация учителя |
1 |
|
|
|
|
158. |
Орфограммы в приставках и в корнях слов |
Урок общеметодологической направленности |
Гласные. Ударные и безударные. Согласные. Части речи, части слова. Условия выбора орфограмм |
Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Анализируют, списывают текст. Пишут диктант. |
|
1 |
|
|
|
|
159. |
Орфограммы в окончаниях слов |
Урок общеметодологической направленности |
Орфография и морфология. Части речи. Части слова |
Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирают примеры на изученные орфограммы, составляют таблицу, выписывают слова с орфограммами. Пишут диктант. |
|
1 |
|
|
|
|
160. |
Употребление букв ъ и ь |
Урок общеметодологической направленности |
Части речи. Части слова. Ь после шипящих в разных частях речи. Правописание разделительных Ь и Ъ |
Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. Заполняют таблицы. Обозначают орфограммы. Выбирают имена собственные из текста упражнения. |
|
1 |
|
|
|
|
161. |
Знаки препинания в простом и сложном предложении |
Урок общеметодологической направленности |
Простое предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Знаки завершения, разделения, выделения. Члены предложения. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях |
Употребляют знаки завершения, разделения, выделения в простом осложненном и сложном предложении, видят структуру предложений, употребляют изученные синтаксические конструкции в речи |
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 5 класс |
1 |
|
|
|
|
162. |
Итоговая контрольная работа |
Урок развивающего контроля |
Изученные орфограммы и пунктограммы, основные термины и понятия |
определяют тему, основную мысль текста, его стиль, озаглавливают текст, различают звук и букву, находят орфограммы в морфемах. Опознают части речи, указывают их грамматические признаки, определяют синтаксическую роль в предложении, соблюдают в практике письма орфографические и пунктуационные нормы |
|
|
|
1 |
|
|
163-170. |
Резервные уроки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 10 2014
6 стр.
09 10 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
25 12 2014
3 стр.
18 12 2014
5 стр.
25 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
11 09 2014
3 стр.