Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6

Литература

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. для учителя. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.

2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы.\Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2005

3. Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 кл. В помощь школьному учителю. – М.: ВАКО, 2009. – 384 с.

4. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы\ Казбек-Казиева М.М.-3-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2008. – 160 с.

5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

6. Никулина М.Ю. Изложения. 5 класс\М.Ю.Никулина. – 3-е изд., - М.:Издательство «Экзамен», 2009. – 93 с.

7. Скороход Л.К. Словарная работа на урорках русского языка\ Скороход Л.К.- М., 1990


ПРИЛОЖЕНИЯ

к программам по русскому языку

(5 «Б» класс)

педагога Лариной Ирины Георгиевны


КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ по теме «Повторение изученного в 1-4 классах»

I вариант

В ЛЕСУ


Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.

(88 слон.)

II вариант

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьет подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зеленым ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.
(81 слово.)

(По Н. Ф. Ефимовой.)




КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ по теме «Синтаксис и пунктуация»

I вариант

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет»,— проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

(100 слов) (По В.Астафьеву)

Грамматическое задание: графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов, пунктуацию двух-трех предложений (по указанию учителя).

Задание дается после первого чтения текста диктанта, оно выполняется по мере написания диктанта.

2 вариант

Без пословицы речь не молвится.

Язык — богатство народа. В метком и выразительном русском языке с давних пор живут пословицы. Их сложил народ. Это мудрые рассуждения о жизни, о людях. В коротких фразах пословицы рассказывают, как жил наш народ, что ценил. В них народ отдает должное честности, доброте, прославляет смелость, умение трудиться, смеется над жадными, ленивыми. Широко известны пословицы о труде, книгах, пользе знаний.

Эти мудрые изречения можно легко и быстро запомнить, потому что они похожи на короткие стихи. Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной, живой.

А какие пословицы знаете вы, ребята?**

(92 слова)

Грамматическое задание: подчеркнуть грамматические основы предложений, отмеченных в тексте * и **.

I вариант II вариант



КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ «Фонетика. Графика. Орфография»

I вариант

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

Мы побежали домой, но вымокли до нитки. (97 слов.)

Грамматическое задание: выписать два слова, в которых: а) звуков больше, чем букв; б) букв больше, чем звуков.

II вариант

Обоз продвигался по гладкой санной дороге в степной местности. С утра солнце слепило глаза, а к вечеру на востоке показалось белое облачко. Оно быстро приближалось и несло с собой ненастье. В последний раз появился из-за облака бледный луч солнца, и гигантская снеговая туча задернула густой пеленой всю окрестность*. Яростные порывы ветра несли колючий снег.

Лошади остановились. Старшой властно крикнул: «Останавливайтесь, ребята, буран!» Всю ночь гулял по степи буран, а утром на небе появилось солнце. Радостное чувство охватило людей, когда они поняли, что опасность миновала. (105 слов.)

(По Н. Ефимовой.)

Грамматическое задание: объяснить графически написание безударных гласных в корнях глаголов (работа выполняется по ходу написания диктанта); выписать по два слова с непроизносимой согласной в корне; составить схему отмеченного звездочкой предложения.

III вариант

В ГРОЗУ


Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе все резко изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень. (85 слов.)

Грамматическое задание: выписать два слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.


КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ по теме «Словообразование»

I вариант

ЛЕТНЯЯ ГРОЗА

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слои)

(По Б. Т и м о ф е е в у)

Грамматическое задание: по мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

II вариант

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришел в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел Д0е тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они пр11' ближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили водУ-

Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев. (98 слов.)

(По В. Арсеньеву.)

Грамматическое задание: объяснить графически пунктуацию 2—3 предложений (на усмотрение учителя).



КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ на тему «имя существительное»

I вариант

О МИХАИЛЕ ПРИШВИНЕ

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Еще мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьем и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их споим читателям.

А вы, ребята, читали его книги? (92 слова.)

Грамматическое задание: сделать морфологический разбор слов:

I вариант — Пришвина, II вариант — к деревне.

II вариант

После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.

Мой дедушка — известный в своей округе лесник*.

От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу**. На опушке росли заросли малины. В ее густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка красных ягод. Пьянеешь от их запаха!

Какая тишь! С ветки на ветку перепархивают птицы. Из-под куста вылезает еж. Пошуршал в траве и исчез.

Доходим до рощи, а за ней на полянке избушка дедушки. Нас ра
достно встречают дедушка и пес Дружок. (100 слов.)

Грамматическое задание: подчеркнуть грамматические основы отмеченных предложений:

I вариант II вариант

* * *


УРОК РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО
I. Наблюдения на с. 233.

II. Учащимся предлагается работа по анализу ученического сочинения (текст желательно размножить — по одному на парту).

БЕЛКА

У меня была кошка Белка. Я ее очень любила. Окраска шерсти у Белки была белая, только на спине черное пятно да задние лапки черные. Шерсть была мягкая, шелковистая, как бархатная. Голова, как у всех кошек, небольшая, круглая. Усы были длиной 7—8 сантиметров. Хвост длинный. Глаза у Белки видели хорошо. Днем они были серые, а ночью светились, как два зеленых фонарика.



Моя Белка любила лакомиться молоком и колбасой. По дому она ходила тихо и бесшумно, так как на лапках у нее были мягкие подушечки. Входила и выходила Белка из дома через форточку, не как другие кошки. А еще она очень любила свежую рыбу. Папа приносил ее Белке с речки. Он разрешал кошке таскать рыбешек из таза с водой. И Белка стала большой «специалисткой». У них с папой были хорошие отношения.

Вот какая у меня Белка.

Беседа по вопросам.

1. Что представляет собой сочинение — повествование, описание, рассуждение?



  1. Прочитайте предложения, в которых ученица описывает кошку. Какие средства при этом она использует? Можно ли по этому описанию представить Белку?

  2. Найдите предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кошке. Удалось ли автору ярко выразить его?

  3. О чем можно было бы не писать? О чем следовало бы написать подробнее?

5. Найдите слова, словосочетания, предложения, которые
не соответствуют художественному описанию.

6. Какие слова и выражения, на ваш взгляд, удачны? Что


не понравилось в языке сочинения?

Анализируя сочинение, отвечая на вопросы, учащиеся обычно отмечают, что это сочинение — описание кошки. В нем высказывается мысль о том, что девочка любила свою кошку. Этот тезис должен определять отбор материала для сочинения. Автор делает попытку описать внешний вид кошки, используя прилагательные, сравнения: шерсть мягкая, шелковистая, как бархатная; глаза... светились, как два зеленых фонарика. Но

это только попытка образно описать кошку. Дальше ученица сухо и беспристрастно пишет о форме и величине головы, о длине усов и хвоста, что было бы уместно в научном, но совершенно неоправданно в художественном описании любимого животного. Описание повадок кошки также дано без учета основной мысли. Из сочинения следует, что больше любил кошку папа. Именно для нее ловил он в речке рыбу; не у девочки, а у папы были «хорошие отношения» с Белкой. Таким образом, хотя тема в основном раскрыта, автору почти не удалось выразить свое отношение к животному. Следует вспомнить, как это, например, показывает А. И. Куприн в рассказе о Ю-Ю.

III. Изложение («Ю-Ю» - упр. 587).


УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

I. На доске заранее написан текст; возможен и другой вариант: текст набран на компьютере в количестве экземпляров, соответствующем числу учащихся в классе.

Для всех странников, всех любителей неба, душистых трав и бездонной воды Паустовский открыл страну со сказочным названием Мещера. Эта страна удивительна...

Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки густого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева. Копны снега, болотные кочки с крупной дробью пахучих ландышей. Луна в реке, черного цвета озера, грибы с телячью голову и крики птиц, названия которых не знаешь...

(По В. Пескову.)

Учащиеся должны определить основную мысль текста, озаглавить его. Найти в первом предложении однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Подобрать синонимы к слову странник. Выписать из текста имена прилагательные.

Выполнение работы проверяется консультантами, после чего за нее выставляются оценки в «Листок учета знаний».

П. К доске вызваны три ученика. Двое работают но индивидуальным заданиям (карточки № 1, 2), третий должен записать примеры на доске и подготовить связный рассказ о синтаксической роли прилагательных в предложении.

Карточка № 1

Составьте словосочетания с прилагательными, оканчивающимися на -ому, -ему, -ого, -его, -ым, -им, -ую, -юю, -ой, -ей, -ые, -ие.

Может ли прилагательное иметь окончания -ово, -ии, -ом (-ем)?

Карточка № 2

Образуйте прилагательные с помощью суффиксов -телън-, -н-, -ист-, -лив-, -чив-, -еньк-.

В это время один из учащихся делает сообщение о прилагательном как части речи (кроме вопроса о синтаксической роли прилагательных в предложении). Класс получает задание оценить ответ товарища. За полную, аргументированную оценку ответа одноклассника учащемуся выставляется оценка.

Затем к доске вызывается ученик, который не только проверяет правильность выполнения карточки № 1, но и делает морфологический разбор одного из прилагательных. Другой ученик проверяет правильность выполнения карточки № 2, а затем с помощью наборного полотна проводит синтаксический разбор предложения По утрам изморозь белой солью лежит на траве.

Оценки за выполненные работы выставляются в «Листок учета знаний».

III. На этом этапе работы проверяются практические навыки. Дается задание списать, обозначить графически окончания прилагательных (два варианта, карточки отпечатаны по количеству учеников в классе).

I вариант

Волшебн.. песни, ветер свеж.., средь стройн.. берез, в лун., сиянии, в холодн.. воду, из син.. вод, ароматн.. ландыш, в глубок., овраге, в пахуч., хвое, серебрист., паутину, в зимн.. ночи, пирог горяч.., на весенн.. солнышке.

II вариант

Зимн.. леса, мягк.. снегом, хлеб горяч.., холодн.. ветром, син.. платка, удивительн.. тишиной, в прозрачн.. воде, в крошечн.. домике, из мел к., песчинок, в дальн.. дорогу, желт., цветами, гибк.. ветви.

Выполненные работы сдаются консультантам, каждый из которых проверяет один вариант. Учащиеся, выполнившие работу, получают индивидуальные карточки.

Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор орфограммы.

Маленьк.. остров в лесу. Липов.. гора. Пахнет дымом, сыр.. прошлогодн.. листьями. Пока таскаем мешки, луна из красн.. пятака превращается в золот.. монету. Вдоль тропинки к темн.. одинок.. дому загораются желт.. огоньки. Это ива при лун.. свете зажгла фонари крупн.. пушист., цветов.

(В. Песков.)

Отметьте, какие языковые средства подчеркивают принадлежность текста к художественному стилю. К словосочетанию желтые огни подберите синоним.

Карточка № 2

Вставьте прилагательные.

Фонарь «летучая мышь» висит на крючке. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго — на Прорве слишком много помех: то за кустом начинает кричать коростель, то с гулом ударит рыба, то оглушительно выстрелит в костре прут и раз-


брызжет искры, то над зарослями начнет загораться зарево, и луна взойдет над просторами земли. (К. Паустовский.)

Делается вывод о роли прилагательных в тексте, о правомерности подбора прилагательных (часто учащиеся излишне «украшают» ими текст или используют штампы).

Карточка № 3

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний (осенний) лес».

(Вместо этого задания можно дать другое: описать изображенный на картине пейзаж.)

Карточка № 4

Определите, какие формы прилагательных использованы для описания свойств и качеств предметов и явлений. К какому виду описаний относятся данные тексты? Докажите это.

1. По соседству с волчьим лыком можно встретить кустарник жимолости обыкновенной. Высота жимолости от одного до двух с половиной метров. Желтовато-белые цветки, а затем темно-красные ягоды расположены по два на общем цветоносе. У растения ядовитые плоды. В народе их называют волчьими.

(По статье в «Детской энциклопедии».)

2. Земля здесь глухая. Скалы. Низкие деревья жмутся друг к другу. Они не скрипят на ветру, не жалуются. Они молчаливы, упрямы, тверды. Полярное море расстилает в сопках мокрые паруса-туман. Льды. Ночь. Северное сияние. Синий снег.

(По Р. Погодину.)

В это время класс выполняет следующее задание: выписать основы предложений (последнее предложение записывается целиком, делается его синтаксический разбор, объясняется графически постановка знаков препинания).

У сороки-белобоки по бокам перышки совсем белые. А вот голова. крылья и хвост черные, как у вороны. Очень красив у нее хвост. Он длинный, прямой. Перья на нем зеленоватые. Сорока — птица нарядная, ловкая, подвижная.

(По Г. Скреби ц ко м у)

Делается вывод о синтаксической роли прилагательного в предложении.

Диктант «Проверь себя».

Глубокая осень. Перелетные птицы улетели на юг. Вот извилистое побережье западного Каспия. Здесь, в огромном заливе, устроили большой заповедник для птиц. Сейчас в нем обитают зимние пернатые гости.

На песчаной косе белеет стая чутких красивых лебедей. Среди густых тростников купаются серые утки. По спокойному зеленому морю снуют маленькими табунками гуси.

(По Г. Скребицкому.)

Подведение итогов урока-зачета.


УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

  1. На доске, разделенной на пять частей, учащиеся выполняют задания по карточкам.

Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы, объясните графически выбор орфограммы.

1. Тот труда (не) бои(ть, т)ся, кто умеет труди(ть, т)ся. 2. Дело мастера бои(ть, т)ся. 3. Человек по делу узнае(ть, т)ся. 4. По труду и честь воздае(ть, т)ся. 5. Надо труди(ть, т)ся, не надо лени(ть, т)ся.

Какой темой объединены все предложения? Разобрать по составу слово ленит..ся.

Карточка № 2

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

(Не) чувству..шь усталости, (не) был в школе, ураган (не) истовствовал, мне (не) здорови(ть, т)ся, (не) прик.хался к проводам, (не) участвует в разговоре. . . .

Подчеркните глагол, соответствующий схеме:



Карточка № 3

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Тучи развелись, наделся на брата, обид, .л сестру, построил дом, скле..л конверт, услыш..л шорох, увид..л картину, раста..л на солнце.

Расскажите о глаголах совершенного и несовершенного вида.

Карточка № 4

Спишите, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.

Испеч.. пироги, улыбаеш.хя мне, стереч.. дом, мягкий карандаш..; возле дач.., ветер свеж.., подумаеш.. обо мне.
Подчеркните глагол I спр., наст, вр., 2-го л., ед. ч.
Пятый ученик делает морфологический разбор глагола из предложения Между тучами и морем гордо реет буревестник (карточка № 5).
Пока учащиеся работают у доски, один из пятиклассников составляет устное связное высказывание на тему «Что я знаю о глаголе как части речи». Остальные учащиеся оценивают ответ товарища.

После этого проверяется работа отвечающих у доски. Ее выполнение оценивают вызванные ученики, они же должны ответить и на дополнительные вопросы, после чего им выставляется оценка в «Листок учета знаний».

Так, ученику, проверявшему первое задание, предлагается восстановить в памяти порядок действий, который помогает правильно определить написание -ться, -тся в глаголах (то есть проверяется умение владения способом действия при выборе данной орфограммы):


  1. Установить, от какого слова зависит глагол.

  1. Поставить к глаголу вопрос от слова, к которому он относится, определить его форму.

  2. Вспомнить правило написания (в неопределенной форме пишется ъ, в 3-м лице — не пишется).

Например: надо (что делать?) учиться; он (что делает?) трудится.

Ученику, проверявшему выполнение работы но карточке № 2, предлагается рассказать об изменении глаголов по временам и об употреблении их в речи; проверявшему по 3-й карточке — о синтаксической роли глагола в предложении, он же проверяет правильность морфологического разбора глагола; по 4-й — рассказать о способе действия при написании безударных личных окончаний глагола: 1) поставить глагол в начальную форму; 2) выяснить, оканчивается ли он на -ить и является ли исключением; после чего определяется его спряжение, от чего и зависят окончания. Ученику, проверявшему пятое задание, предлагается составить схему окончаний глаголов I и II спряжения.

Учитель подводит итоги этапа работы, консультанты-помощники проставляют под руководством учителя оценки в «Листок...».

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ по теме «глагол»

I вариант

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку еще видны лучи солнца. Высоко над елкой заблестели звезды. Время от времени раздается одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой. (93 слова.)

(По К. Паустовском у.)
II вариант

У каждого есть своя река. Она привлекает тихими заводями омутов, дарит удачную поклевку, радует светлым журчанием на каменистых перекатах. И кто не мечтал найти ее исток?! С трудом пробираешься сквозь густые заросли ивняка, стараешься пройти по узкому ручью. Куда же девалась богатырская ширь голубой речки? Останавливаешься в изумлении перед чистым зеркальцем родника и с наслаждением пьешь из него воду.

Грустно становится, когда видишь иные наши родники. Многим людям дарят они отдых. Но попробуй напиться из родника, если вода в нем мутная, дно забито мусором. Тут только разведешь руками и долго будешь ждать, пока отстоится вода. Но пить ее уже нельзя.

(«Юный натуралист».)

Грамматическое задание (для обоих вариантов): объяснить графически безударные личные окончания глаголов.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

I вариант

Летнее утро легко поднимает с постели.

Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез*. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.

Подосиновик — гриб яркий, стройный*. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь еще штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

(98 слов.)

Грамматическое задание: объяснить графически постановку знаков препинания в отмеченных знаком * предложениях.

II вариант

(без грамматического задания)

Коротка летняя пора на севере тундры. В мае еще в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по ее бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения.

В это время сюда возвращаются птицы. Тундра — родина этих птиц. На берегах светлых озер они строят свои гнезда. Здесь они могут спокойно отложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот!

Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и отправляются за далекие горы, леса и моря. Весной они опять вернутся сюда.



Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Теперь его не увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятными просторами тундры, и только синие сумерки освещают землю.

(118 слов.)

<предыдущая страница


Трофимовой Анны Сергеевны по русскому языку 5 «а» класс 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
1008.64kb.

10 10 2014
6 стр.


Санаа Онермаа Барбаановны по литературному чтению 3 класс на 2010 2011 учебный год Хондергей 2012-2013 уч г. пояснительная записка Статус документа рабочая программа

Председатель мо сат А. А

103.47kb.

09 10 2014
1 стр.


Гарапова Гульнара Мансуровна Математика 5 класс 2011/2012 учебный год 2011 пояснительная записка рабочая программа
333.64kb.

17 12 2014
1 стр.


Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория по учебному предмету «Математика» 4 класс Система Л. В. Занкова 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
326.2kb.

25 12 2014
3 стр.


Рабочая программа по физике 10 класса учитель Садыкова С. Д год составления 2012-2013 учебный год Класс 10 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы Г. Я. Мякишева для 10 класса общеобразовательных учреждений

659.79kb.

18 12 2014
5 стр.


Миннегареевой Лилии Авхадиевны 2012 2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа

Халитова Н. Х., Бакиева Н. В., Зиганшина М. Ф., Кадыйрова И. Ш., рассчитанная на четыре года обучения, предназначена для татарских образовательных учреждений различного типа, реком

64.83kb.

25 12 2014
1 стр.


Миннегареевой Лилии Авхадиевны 2012 2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа

Халитова Н. Х., Бакиева Н. В., Зиганшина М. Ф., Кадыйрова И. Ш., рассчитанная на четыре года обучения, предназначена для татарских образовательных учреждений различного типа, реком

75.13kb.

25 12 2014
1 стр.


Рабочая программа по биологии Класс 9 «А» 2012-2013 учебный год
573.61kb.

11 09 2014
3 стр.