Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по трудовому обучению в 4 классе разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный, 1-4 классы) под редакцией Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 2006 год и Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (Cборник 2: трудовое и профессиональное обучение) – М.: Просвещение 1989 год.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе ит. д.);

уважение к людям труда;

сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:

выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;

воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;

обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.
Осуществляя преемственность в трудовом и профессионально-трудовом обучении между младшим и средним звеном учреждения, учитывая материальную базу и местоположение школы, приоритетными были определены следующие блоки:
работа с бумагой и картоном;

работа с тканью;

растениеводство.

Программой 4 класса предусмотрено первоначальное знакомство учащихся с растениеводством.

При изучении блока «Растениеводство» проводится первоначальное ознакомление учащихся с некоторыми простейшими работами по выращиванию растений на примере цветочно-декоративных культур и уходом за ними.

Программа предусматривает вооружение учащихся доступными им агротехническими и биологическими знаниями, обучение навыкам выполнения ручных сельскохозяйственных работ, наглядное ознакомление с современной механизацией производственных процессов в растениеводстве.

На практических занятиях следует использовать удобный и хорошо налаженный инвентарь и приспособления, тщательно продумывать организацию труда учащихся, стремиться побудить интерес к сельскохозяйственному труду.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

значение производства товаров для жизни людей;

сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;

демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;

знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.


В конце программы дается перечень знаний и умений, которыми учащиеся должны овладеть к концу обучения в данном классе.

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ


Блоки


Кол-во часов по четвертям


I

II

III

IV

Всего

Работа с бумагой и картоном
Работа с тканью
Растениеводство

7
6
19



23
8


---

11
15


14

4
11


18

45
40


51

Итого:


32

31

40

33

136

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс

(4ч в неделю)


I. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Вводное занятие.
АППЛИКАЦИИ

Изделия: 1. Аппликация — орнамент (коврик).

2. Предметные аппликации (дом, автомобиль, жилая комната

и т. д.).

Круглые косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные — по заданным размерам.



Технические сведения. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание.

Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей.



Практические работы. Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия.

Упражнение 1. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах.

Упражнение 2. Вычерчивание отрезков длины, заданных в миллиметрах.

ОБЪЕМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ КАРТОНА И БУМАГИ

Изделия: 1. Модель парашюта.

2. Модель планера.

3. Макет комнаты.

Технические сведения. Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки, груз (для парашюта). Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение.

Анализ рисунков реальных предметов и образцов моделей.



Практические работы. Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток. Опробование парашюта и планера в действии.

Изготовление пространственного угла для модели комнаты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Склеивание деталей.



ПАКЕТЫ И КОНВЕРТЫ

Изделия: 1. Пакеты для семян.

2. Карманы для библиотечных формуляров.

3. Конверты для почтовых отправлений.

Технические сведения. Назначение пакетов и конвертов. Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее назначение и правила выполнения. Гладилка, переплетный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплетным ножом. Технические требования к готовой продукции. Виды возможного брака.

Практические работы. Изготовление пакетов и конвертов из готовых разверток. Фальцовка разверток. Прием мазки нескольких конвертов одновременно. Изготовление изделий по разметке. Сборка и подклейка клапанов. Обжим готовых изделий. Контроль, подсчет изделий.

ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ

Изделия: 1. Фонарики.

2. Гирлянды.

3. Снежинки.

4. Корзиночки.

5. Полумаски.

6. Чемоданчики для новогодних подарков.



Технические сведения. Виды бумаги для изготовления елочных украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным украшениям.

Практические работы. Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Приемы экономии материала при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с пооперационным разделением труда. Контроль и учет выполненной работы в течение занятия.

КОРОБКИ ОТКРЫТЫЕ

Изделия: коробки разных размеров и формы из тонкого картона.

Технические сведения. Сведения о получении картона. Свойства картона. Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия. Названия элементов: развертка, клапан. Условные обозначения линий при разметке развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея).

Правила безопасной рицовки картона.



Практические работы. Разметка заготовок по шаблонам. Нанесение условных обозначений. Раскрой по разметке. Рицовка линий сгиба. Срезание уголков на клапанах. Приклеивание клапанов. Оклейка коробки бумагой. Изготовление и приклеивание элементов украшающего орнамента.

Самостоятельная работа.




II. РАБОТА С ТКАНЬЮ
Вводное занятие.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТКАНИ

Изделие. Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги.

Технические сведения. Применение тканей. Краткие введения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей Полотняного переплетения.

Устройство и правила безопасной работы с ножницами.



Практические работы. Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Контроль выполненной работы.

САЛФЕТКИ-ПРИХВАТКИ

Изделия: 1. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев

ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через

край». Выполняются из готового кроя.

2. Другие виды обработки салфеток-прихваток.



Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения.

Виды возможного брака и меры его устранения.



Практические работы. Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий.

ПОДУШЕЧКА ДЛЯ ИГЛ

Изделия. Подушечка 10x10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков.

Технические сведения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки.

Практические работы. Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия.

РЕМОНТ ОДЕЖДЫ

Виды работ: 1. Пришивание пуговиц.

2. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и

верхней одежде.

3. Стачивание распоровшегося шва.



Технические сведения. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва.

Практические работы. Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки

Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.



МЯГКИЕ ИГРУШКИ

Изделия. Набивные игрушки из готового кроя (рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др.).

Технические сведения. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон. Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец.

Эстетические требования к изделиям.



Практические работы. Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.

III. РАСТЕНИЕВОДСТВО
Вводное занятие.

Растениеводство и его значение. Отрасли растениеводства.



Правила техники безопасности и поведения учащихся во время практических работ на приусадебном участке, цветнике и на экскурсиях.
ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ

Теоретические сведения. Цветочно-декоративные культуры и их значение. Однолетние и многолетние цветочно-декоративные растения. Общая характеристика однолетних культур. Ноготки, настурция, бархатцы — однолетние цветочные растения. Краткая характеристика каждого из них.

Демонстрация. Растения ноготков, настурции, бархатцев в полном развитии.

СБОР СЕМЯН ОДНОЛЕТНИХ ЦВЕТОЧНЫХ РАСТЕНИЙ

Теоретические сведения. Внешний вид соцветий ноготков, бархатцев и плодов настурции с созревающими и созревшими семенами и отдельных семян. Признаки созревания. Инвентарь и приспособления для сбора семян и их хранения. Правила сбора семян. Просушка и хранение. Выбор растений, отбор созревающих соцветий ноготков, бархатцев и побуревших плодов настурций.

Практические работы. Подготовка инвентаря для сбора семян. Срезка созревших соцветий ножницами. Укладка для просушки в открытые картонные коробки.

УЧАСТИЕ В УБОРКЕ УРОЖАЯ ОВОЩЕЙ И КАРТОФЕЛЯ

Теоретические сведения. Значение овощей и картофеля как продуктов питания. Необходимость заготовки и хранения картофеля и овощей. Значение своевременной уборки. Правила сбора выкопанного картофеля, подкопанной свеклы и моркови.

Практические работы. Подбор клубней, лежащих па поверхности, выкопка вручную клубней, находящихся в почве, сбор их в тару, подноска к мешкам или корзинам, высыпка. Сбор подкопанных моркови и свеклы, укладка в кучи ботвой в одну сторону. Сбор послеуборочных остатков растений.

ОЧИСТКА ЦВЕТНИКА

Теоретические сведения. Необходимость очистки цветника. Сроки проведения этой работы. Способы уборки засохших стеблей и листьев цветочных растений.

Практические работы. Выдергивание с корнем засохших стеблей однолетних растений. Срезка засохших стеблей и листьев многолетних цветочных растений, закончивших вегетацию. Складывание сухих стеблей в кучу.

РУЧНОЙ ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ВЫРАЩИВАНИЯ РАСТЕНИЙ

В ГОРШКАХ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ОТБОРА И ОЧИСТКИ СЕМЯН

Теоретические сведения. Ручной инвентарь для посева семян в ящики: посевные ящики, маркер, трамбовка. Их устройство и назначение. Приспособления для очистки и отбора семян: разборная доска и шпатель, пользование ими. Инвентарь для ухода за растениями в ящиках и горшках: лейка, ее устройство и правила пользования. Почвенное сито, его назначение.

Упражнения. Определение исправности ручного инвентаря.

ВЫРАЩИВАНИЕ БАРХАТЦЕВ РАСКИДИСТЫХ

В ЦВЕТОЧНЫХ ГОРШКАХ

Теоретические сведения. Условия, необходимые для выращивания раскидистых бархатцев в цветочных горшках. Цветочные горшки, пригодные для выращивания бархатцев в комнатных условиях. Правила посева семян. Уход за растениями.

Умения. Ориентировка в задании по образцу (план работы дает учитель).

Практические работы. Подготовка почвы для выращивания бархатцев: просеивание и прогрев. Подготовка семян к посеву, подготовка горшков. Посев семян в горшки, полив, укрытие их и постановка в теплое место. Наблюдение за всходами. Систематический полив.

ПОДГОТОВКА ЦВЕТОЧНЫХ СЕМЯН К ПОСЕВУ

Теоретические сведения. Требования, предъявляемые к качеству семян для посева. Способы очистки семян.

Практические работы. Выделение семян из соцветий. Очистка от мусора. Раскладка в бумажные пакеты или полотняные мешочки.

РАННИЕ ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ В ЦВЕТНИКЕ

И НА УЧАСТКЕ

Теоретические сведения. Определение времени начала весенних работ. Сроки и очередность весенних работ в цветнике и на участке. Правила рыхления зимующих многолетников. Ручной инвентарь, необходимый для выполнения весенних работ в цветнике.

Практические работы. Сгребание мусора, отмерших за зиму листьев с клумб и дорожек. Первое поверхностное рыхление граблями посадок флоксов, ирисов и других зимующих многолетников. Последующие рыхления мотыгой.

ВЫРАЩИВАНИЕ НОГОТКОВ, НАСТУРЦИИ, БАРХАТЦЕВ

Теоретические сведения. Выбор места для ноготков, настурции и бархатцев в цветнике. Сравнение этих цветочных растений по декоративным качествам. Способы выращивания ноготков, настурции и бархатцев. Подготовка почвы, правила посева семян и уход за растениями.

Умения. Ориентировка в задании по рисунку и макету клумбы и рабаток с ноготками, настурцией и бархатцами. (План работы по выращиванию ноготков, настурции и бархатцев дает учитель на основе технологической карты.) Закрепление плана работы в беседе с учащимися с использованием технологической карты.

Практические работы. Рыхление и выравнивание вскопанных старшими учащимися клумб. Легкое прикатывание. Маркирование с помощью планчатых маркеров для посева семян цветочных растений рядками и гнездами. Углубление посевных рядков и гнезд под посев ноготков, настурции и бархатцев. Раскладка семян в рядки и гнезда. Заделка семян. Полив из лейки с ситечком (по необходимости). Оправка краев клумбы после посева. Уход: прополка, прореживание и полив (по необходимости).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения в IV классе учащиеся должны уметь:

- самостоятельно составлять план работы, осуществлять

контрольные действия;

- ориентироваться в задании по плану работы или технологической карте, данной учителем;

- самостоятельно подбирать материалы и инструменты для работы;

- самостоятельно выполнять изделие или практическую работу на

приусадебном участке или цветнике;

- отчитываться о технологии изготовления изделий или выполнения работ на приусадебном участке или цветнике;

- употреблять в речи технические термины;

- выполнять ручные стежки: «через край», тамбурный,

крестообразный и ручные швы: стачной;

- пришивать пуговицы, вешалки к одежде;

- распознавать 2—3 местных однолетних цветочных растения по

семенам, собирать их семена;

- сеять крупные семена цветочных растений на клумбах и поливать их;

- ухаживать за однолетними цветочными растениями.

Учащиеся должны знать:

- правила безопасной работы с ножницами, со швейной иглой, с ручным инвентарём для работы на приусадебном участке или цветнике;

- название и применение стачного шва;

- название 2—3 наиболее распространенных однолетних цветочных растений, выращиваемых в средней полосе посевом семян в грунт, их отличительные признаки;

- устройство простейшего сельскохозяйственного ручного инвентаря;

- основные виды работ, выполняемые осенью и весной на овощных полях и в цветнике.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ В 4 классе.


урока


Кол-во ур.


Дата

проведения



Содержание (тема урока)

Примечание

1

2



3

4

5



6

7

8



9

10

11


12

13

14



15

16

17



18-19
20

21
22-23


24

25

26


27
28

29


30
31-

32

33


34-35
36-37

38-39 40-41

42-43

44
45-46


47-48


49

50
51


52
53
54

55-56

57

58-59


60-61

62-63


64
65

66


67

68-69
70-71


72-73

74

75-76


77

78-79
80-81


82


83

84
85

86
87

88-89


90-91

92
93

94-95

96
97-98



99

100
101-102

103

104-


105-

106

107
108-

109

110-

111
112-



113-

114-


115

116-


117-

118-


119

120
121


122-

123


124
125-

126


127-128

129


130
131

132


133

134


135-

136


1

1



1

1

1



1

1

1



1

1

1


1

1

1



1

1

1



2
1

1
2
1

1

1
1
1


1


1
2

1
2
2

7

2


2

1


1
1
1
1
1

2


1

2

2



2

1
1


1

1

2


2

2


1

2

1



2
2

1


1

1
1


1
1

2

2



1
1

3

3



1
2

1

3



1
2

2

4



4

1
1
2


1
2

2

1



1
1

1

1



1

2





I четверть.


РАСТЕНИЕВОДСТВО - … ч
Вводное занятие.

• Растениеводство и его значение. Отрасли растениеводства. Правила техники безопасности и поведения учащихся во время практических работ на приусадебном участке, цветнике и на экскурсиях. ИОТ-0…-2011.


Цветочно-декоративные культуры.

• Цветочно-декоративные культуры и их значение. Однолетние и многолетние цветочно-декоративные растения.

• Общая характеристика однолетних культур.

Ноготки – однолетние цветочные растения. Их краткая характеристика.


• Настурция – однолетнее цветочное растение.

Её краткая характеристика.


• Бархатцы – однолетние цветочные растения. Их краткая характеристика.

Сбор семян однолетних цветочных растений.

• Инвентарь и приспособления для сбора семян и их хранения. Правила сбора семян. Просушка и хранение. Р.к. – Сроки сбора семян однолетних цветочных растений в зависимости от клима-тических условий нашего региона.

• Внешний вид соцветий ноготков с созреваю-щими и созревшими семенами и отдельных семян. Признаки созревания. Подготовка ин-вентаря для сбора семян. Срезка созревших соцветий ноготков ножницами и укладка для просушки в открытые картонные коробки. Отбор созревающих соцветий. Р.к.

• Внешний вид соцветий бархатцев с созреваю-щими и созревшими семенами и отдельных семян. Признаки созревания. Подготовка ин-вентаря для сбора семян. Срезка созревших соцветий бархатцев ножницами и укладка для просушки в открытые картонные коробки. Отбор созревающих соцветий. Р.к.

• Внешний вид плодов настурции с созреваю-щими и созревшими семенами и отдельных семян. Признаки созревания. Подготовка инвентаря для сбора семян. Срезка созревших соцветий настурций ножницами и укладка для просушки в открытые картонные коробки. Отбор побуревших плодов настурций. Р.к.
Уборка урожая овощей и картофеля.

• Значение овощей и картофеля как продуктов питания. Необходимость заготовки и хранения картофеля и овощей. Р.к. – Выращивание овощных культур и картофеля в фермерских хозяйствах нашей местности.

• Значение своевременной уборки. Правила сбора и хранения овощей и картофеля.

• Правила сбора выкопанного картофеля. Подбор клубней картофеля, лежащих на поверхности. Сбор их в тару, подноска к мешкам или корзи-нам, высыпка. Р.к.

• Выкопка вручную клубней картофеля, находя-щихся в почве. Сбор их в тару, подноска к меш-кам или корзинам, высыпка. Р.к.

• Правила сбора подкопанной свёклы. Сбор подкопанной свёклы и укладка её в кучи ботвой в одну сторону. Р.к.

• Правила сбора подкопанной моркови. Сбор подкопанной моркови и укладка её в кучи ботвой в одну сторону. Р.к.

• Сбор послеуборочных остатков растений. Р.к.



РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ – …ч
Вводное занятие.

• Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. ИОТ-042-2011. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея. Их применение, устройство и назначение.


Аппликации.

• Виды бумаги, применяемые для аппликаций, и их свойства. Основные цвета бумаги. Повторе-ние свойств простейших геометрических фигур.

Клей и его свойства. Правила нанесения клея. Вырезание и наклеивание деталей. Составление орнамента для коврика.

• Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Возмож-ный брак при разметке деталей. Предваритель-ное раскладывание и разметка положения дета-лей на основании. Изготовление предметной аппликации – дом. Контроль правильности изделия.

• Изготовление предметной аппликации – автомобиль. Контроль правильности изделия.

• Изготовление предметной аппликации – жилая комната. Контроль правильности изделия.


РАСТЕНИЕВОДСТВО – …ч
Очистка цветника.

• Необходимость очистки цветника. Сроки про-ведения этой работы. Способы уборки засохших стеблей и листьев цветочных растений.

• Выдёргивание с корнем засохших стеблей однолетних растений и складывание их в кучу. Р.к.

• Срезка засохших стеблей и листьев много-летних цветочных растений. Р.к.


РАБОТА С ТКАНЬЮ – …ч
Вводное занятие.

• Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Устройство и правила безопасной работы с ножницами. ИОТ-042-2011.


Изготовление ткани.

• Самое простое переплетение нитей в ткани – полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотня-ного переплетения. Изготовление макета полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги. Контроль выполненной работы.




Салфетки-прихватки.

• Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Её назна-чение и устройство. Подбор и применение напёрстков. Вдевание нитки в иглу, завязывание узла.

• Украшающий стежок «через край», правила его выполнения.

• Изготовление салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Виды возможного брака и меры его устранения.


II четверть.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ – …ч

Объёмные игрушки из картона и бумаги.

• Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги.

• Парашют, его назначение. Анализ рисунка парашюта и образца модели. Материалы для модели парашюта: бумага, картон, нитки, груз. Изготовление модели парашюта. Украшение раскрашиванием. Опробование парашюта в действии.

• Планер, его назначение. Анализ рисунка планера и образца модели. Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение. Изготовление модели планера. Украшение раскрашиванием и допол-нение деталей рисованием. Опробование пла-нера в действии.

• Макет комнаты. Изготовление пространствен-ного угла для модели комнаты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Складывание развёрток. Склеивание деталей.
РАБОТА С ТКАНЬЮ – …ч
Подушечка для игл 10х10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков.

• Назначение подушечки для игл. Название ткани, понятие о стежках и строчках. ИОТ-042-2011. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры.

• Лицевая и обратная детали подушечки. Раз-метка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек.

• Стачной шов. Частота стежков в ручном стач-ном шве.

• Стачивание боковых срезов подушечки ручным стачным швом.

• Вывёртывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками.

•Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ – …ч
Ёлочные украшения.

• Виды бумаги для изготовления ёлочных укра-шений и игрушек (писчая, глянцевая, мрамор-ная, цветная). Окрашивание бумаги. Необхо-димость пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к ёлоч-ным украшениям. ИОТ-024-2011.

• Изготовление ёлочных фонариков. Приёмы экономии материала при разметке. Сборка и склеивание изделий.

• Изготовление ёлочных гирлянд. Приёмы эко-номии материала при разметке. Сборка и склеи-вание изделий. Контроль и учёт выполненной работы в течение занятия.

• Изготовление снежинок. Приёмы экономии материала при разметке. Контроль и учёт выпол-ненной работы в течение занятия.

• Изготовление корзиночек. Приёмы экономии материала при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с пооперационным разделением труда. Контроль и учёт выполнен-ной работы в течение занятия.

• Изготовление новогодних полумасок. Приёмы экономии материала при разметке. Контроль и учёт выполненной работы в течение занятия.

• Изготовление чемоданчиков для новогодних подарков. Приёмы экономии материала при раз-метке. Сборка и склеивание изделий. Выполне-ние работ с пооперационным разделением труда. Контроль и учёт выполненной работы в течение занятия.


III четверть.
РАСТЕНИЕВОДСТВО - … ч
Ручной инвентарь для выращивания растений в горшках и приспособления для отбора и очистки семян.

• Приспособления для очистки и отбора семян: разборная доска и шпатель. Пользование ими.

• Ручной инвентарь для посева семян в ящики: посевные ящики, маркер, трамбовка. Их устройство и назначение.

• Инвентарь для ухода за растениями в ящиках и горшках: лейка, почвенное сито. Устройство и правила пользования лейкой. Назначение почвенного сита.

• Определение исправности ручного инвентаря для выращивания растений в горшках и приспособлений для отбора и очистки семян.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ – …ч
Пакеты и конверты.

• Назначение пакетов и конвертов. Виды и свой-ства бумаги, применяемой для пакетов и кон-вертов. Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности. Изготовление пакетов для семян из готовых развёрток. Контроль, подсчёт изделий.

• Фальцовка бумаги. Её назначение и правила выполнения. Фальцовка развёрток. Изготовление карманов для библиотечных формуляров по разметке. Виды возможного брака.

• Гладилка, переплётный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплётным ножом. Изготовление конвертов для почтовых отправлений. Технические требования к готовой продукции. Виды возможного брака. Приём мазки нескольких конвертов одновременно. Сборка и подклейка клапанов. Контроль, подсчёт изделий.


РАБОТА С ТКАНЬЮ – …ч
Ремонт одежды.

• Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц.


• Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки.

• Изготовление вешалки. Раскрой вешалки по долевой нитке. Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и намётывание.

• Прошивание вешалки стачным швом. Приши-вание вешалки к халатам и верхней одежде.

• Последовательность стачивания распоровше-гося шва. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.


РАСТЕНИЕВОДСТВО - … ч
Выращивание бархатцев раскидистых

в цветочных горшках.

• Условия, необходимые для выращивания раскидистых бархатцев в цветочных горшках. Подготовка почвы для выращивания бархатцев: просеивание и прогрев.

• Цветочные горшки, пригодные для выращи-вания бархатцев в комнатных условиях. Подго-товка горшков для посева.

• Подготовка семян к посеву. Правила посева семян.

• Посев семян в горшки, полив, укрытие их и постановка в тёплое место. Ориентировка в задании по образцу.

• Наблюдение за всходами. Систематический полив.


РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ – …ч
Коробки открытые.

• Сведения о получении картона. Свойства картона. Необходимость рицовки для сгибания. Правила безопасной рицовки картона.

• Изготовление открытой коробки квадратной формы 10х10 см. Разметка заготовок по шабло-нам. Названия элементов: развёртка, клапан. Условные обозначения линий при разметке развёртки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Нанесение условных обозначений. Раскрой по разметке. Рицовка линий сгиба. Срезание уголков на клапанах. Приклеивание клапанов.

• Оклейка коробки бумагой. Изготовление и приклеивание элементов украшающего орнамента.


РАСТЕНИЕВОДСТВО - … ч

• Уход за растениями (бархатцами) в горшках: удаление лишних всходов, полив, рыхление.


РАБОТА С ТКАНЬЮ – …ч
Мягкие игрушки.

• Ткани, применяемые для изготовления основных деталей мягких игрушек: фланель, байка, ситец. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические плёнки, картон. Эстетические требования к изделиям.

• Изготовление мягкой игрушки (рыбка). Анализ формы игрушки и название её частей. Разметка линий соединительного шва. Смётывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывёртывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.

• Изготовление мягкой игрушки (гриб). Анализ формы игрушки и название её частей. Разметка линий соединительного шва. Смётывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывёртывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.


РАСТЕНИЕВОДСТВО - … ч
Подготовка цветочных семян к посеву.

• Требования, предъявляемые к качеству семян для посева. Выделение семян из соцветий.

• Способы очистки семян. Очистка от мусора.

• Раскладка очищенных семян в бумажные пакеты или полотняные мешочки.


IV четверть.


РАБОТА С ТКАНЬЮ – …ч
Мягкие игрушки.

• Изготовление мягкой игрушки (утка). Анализ формы игрушки и название её частей. Разметка линий соединительного шва. Смётывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывёртывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.


РАСТЕНИЕВОДСТВО - … ч
• Уход за растениями (бархатцами) в горшках: подсыпание земли в горшки, полив, рыхление.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ – …ч
Коробки открытые.

• Изготовление открытой коробки прямоуголь-ной формы 10х18 см. Разметка заготовок по шаблонам. Названия элементов: развёртка, клапан. Условные обозначения линий при разметке развёртки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Нанесение условных обозначений. Раскрой по разметке. Рицовка линий сгиба. Срезание уголков на клапанах. Приклеивание клапанов.

• Оклейка коробки бумагой. Изготовление и приклеивание элементов украшающего орнамента.
РАБОТА С ТКАНЬЮ – …ч
Мягкие игрушки.

• Изготовление мягкой игрушки (заяц). Анализ формы игрушки и название её частей. Разметка линий соединительного шва. Смётывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывёртывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.

• Изготовление мягкой игрушки (медвежонок). Анализ формы игрушки и название её частей. Разметка линий соединительного шва. Смётывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывёртывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.
РАСТЕНИЕВОДСТВО - … ч
Ранние весенние работы в цветнике и на участке.

• Определение времени начала весенних работ. Сроки и очерёдность весенних работ.

• Ручной инвентарь, необходимый для выполнения весенних работ в цветнике.

• Сгребание мусора, отмерших за зиму листьев с клумб и дорожек.

• Клумбы и рабатки. Их отличие. Знакомство с некоторыми зимующими многолетниками.

• Правила рыхления зимующих многолетников. Первое поверхностное рыхление граблями посадок флоксов, ирисов и других зимующих многолетников.

• Последующие рыхления мотыгой зимующих многолетников.
Выращивание ноготков, настурций, бархатцев.

• Выбор места для ноготков, настурции и бар-хатцев в цветнике. Сравнение этих цветочных растений по декоративным качествам.

• Способы выращивания ноготков, настурции и бархатцев.

• Подготовка почвы для посева. Рыхление и выравнивание вскопанных старшими учащимися клумб. Лёгкое прикатывание.

• Правила посева семян ноготков. Ориентировка в задании по рисунку и макету клумбы и рабаток с ноготками. Маркирование с помощью планчатых маркеров для посева семян рядками и гнёздами. Углубление посевных рядков и гнёзд под посев. Раскладка семян в рядки и гнёзда. Заделка семян. Оправка краёв клумбы после посева. Полив из лейки с ситечком (по необхо-димости).

• Правила посева семян настурции. Ориенти-ровка в задании по рисунку и макету клумбы и рабаток с настурцией. Маркирование с помощью планчатых маркеров для посева семян рядками и гнёздами. Углубление посевных рядков и гнёзд под посев. Раскладка семян в рядки и гнёзда. Заделка семян. Оправка краёв клумбы после посева. Полив из лейки с ситечком (по необхо-димости).

• Правила посева семян бархатцев. Ориенти-ровка в задании по рисунку и макету клумбы и рабаток с бархатцами. Маркирование с помощью планчатых маркеров для посева семян рядками и гнёздами. Углубление посевных рядков и гнёзд под посев. Раскладка семян в рядки и гнёзда. Заделка семян. Оправка краёв клумбы после посева. Полив из лейки с ситечком (по необхо-димости).

• Правила ухода за растениями: прополка, прореживание, полив (по необходимости).



Демонстрация растений ноготков в полном развитии.

Демонстрация растений настурций в полном развитии.

Демонстрация растений бархатцев в полном развитии.

Круглые косоуголь-ные детали размеча-ются по шаблонам, прямоугольные – по заданным размерам.
Нахождение на линей-ке, вычерчивание отрезков длины, за-данных в миллиметрах

Разметка и резание полосок основы (пол-ностью не разреза-ются). Резание поло-сок утка. Приклеива-ние концов полосок.

Выполняются из готового кроя.

Разметка заготовок по заданным размерам.

Разметка заготовок по шаблонам.
Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам.

Анализ увеличенных макетов стежков.


Разметка заготовок по заданным размерам.


Разметка заготовок по заданным размерам.
Разметка заготовок по заданным размерам.

Разметка заготовок по шаблонам.


Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам.

План работы даёт учитель.


Самостоятельная работа.

Набивная игрушка из готового кроя.
Набивная игрушка из готового кроя.

Набивная игрушка из готового кроя. Крой состоит из двух основных парных деталей (голова и туловище – одна деталь) и нескольких дополнительных.

Самостоятельная работа.
Набивная игрушка из готового кроя. Крой состоит из двух основных парных деталей (голова и туловище – одна деталь) и нескольких дополнительных.

План работы по выра-щиванию даёт учитель на основе технологи-ческой карты.


План работы по выра-щиванию даёт учитель на основе технологи-ческой карты.
План работы по выра-щиванию даёт учитель на основе технологи-ческой карты.



Трудовое обучение пояснительная записка рабочая программа по трудовому обучению в 4 классе разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Воронковой В. В. – М.: Просвещение, 2006 год и Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (Cборник 2: трудовое и профессиональное обучение) – М.: П

381.81kb.

07 10 2014
1 стр.


Специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида
336.75kb.

14 12 2014
1 стр.


Пояснительная

Учебные программы для V—ix классов специальных (коррек-ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей) определяют содержание предметов и коррекционных к

5504.82kb.

17 12 2014
27 стр.


Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся

Рабочая программа составлена на основе государственной программы Воронковой В. В. 2004 г. Москва,Владос и учебным планом мк с(К)оу бачатская школа – интернат 8 вида на 2014 -2015 у

79.36kb.

14 12 2014
1 стр.


Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе: федерального компонента Государственного стандарта общего образования

Программы общеобразовательных школ по Всеобщей истории Базовый уровень. – под ред. С. В. Колпакова, М. В. Понамарева и др. М.: Дрофа, 2007

573.3kb.

15 12 2014
4 стр.


Курсы повышения квалификации для педагогических работников государственных бюджетных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по теме «Социализация детей с нарушениями интеллекта в условиях специального

«Социализация детей с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

188.92kb.

15 09 2014
1 стр.


Курсы повышения квалификации для педагогических работников государственных бюджетных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по теме «Социализация детей с нарушениями интеллекта в условиях специального

«Социализация детей с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

161.07kb.

24 09 2014
1 стр.


Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия»

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных прог

95.08kb.

14 12 2014
1 стр.