«Международный институт трудовых и социальных отношений»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор учреждения образования
Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный институт трудовых и социальных отношений»
_____________ 2011 г.
Регистрационный № УД-________/р.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО дисциплине
ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
специальности переподготовки 1-26 02 85 «Логистика»
квалификации специалист по логистике - экономист
в соответствии с типовым учебным планом переподготовки,
утвержденным 20.10.2010г., регистрационный №25-17/287
Рекомендована к утверждению:
кафедрой истории права и гуманитарных дисциплин
Протокол заседания от _________ № ______
Протокол заседания от __________№______
Дисциплина «Этика и психология делового общения» носит прикладной характер. Ее цель — способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности, которая протекает на основе общения друг с другом. Культура общения, в том числе его психологическая и нравственная культура, во многом определяет его эффективность — будет ли оно успешно развиваться в интересах партнеров или же станет малосодержательным, неэффективным.
Данная дисциплина базируется на таких разделах социальной психологии, как социальная психология личности и межличностных отношений. В то же время многие психические свойства субъектов делового общения могут быть объяснены на основе общей психологии. К тому же порой трудно отличить общую психологию, исследующую личность как субъекта деятельности и общения, и социальную психологию, рассматривающую личность и межличностное общение по сути с этих же позиций.
Содержание дисциплины «Этика и психологии делового общения» содержит вопросы о формах приветствия, представления, обращения; правилах ведения делового разговора; правилах поведения, а также выполнения требований, предъявляемых к одежде делового человека.
Основными задачами курса являются:
Этика – наука о добродетелях, едущих к счастью (Аристотель). Этика – наука о должном, о всеобщем нравственном законе (И. Кант). Этика – наука об искусстве жить (Э. Фромм). Этика – наука о принципах истинной человечности (Я.А. Мильнер-Иринин). Этика – наука о презумпции Человеческого достоинства (Н.К. Эйнгорн).
Противоречие авторитарной и гуманистической этики. Жизнесохраняющий и жизнесовершенствующий потенциал этики.
Мораль – хранительница общности, специфический вид социальной регуляции. Функциональное своеобразие морали: моральная сознательность, добрая воля, бескорыстие. Проблема гармонии личного и общественного блага. Основное моральное отношение. Социальная и индивидуальная вариативность морали как следствие противоречия абсолютного и относительного. Социумная приоритетность и социумная ограниченность морали: "Человек для морали или мораль для человека?" Современный поиск аутеничной морали.
Нравственность – ценностное измерение человека. Проблема взаимодействия общественной морали и индивидуальной нравственности. Нравственность как "повиновение в свободе" (Гегель).
Нравственность универсальный духовно-практический способ освоения мира. Специфические признаки нравственности: универсализация, гармонизация, гуманизация и деонтизация общества. "Человеческий смысл" нравственности человек как "ценностный центр всего", как "любовно утверждаемая действительность" (М.М.Бахтин). Нравственно-гуманистическая перспектива бытия.
Культ-Ур(а) культ Света. Культура второе рождение Чело-Век(а). Культура путь к единству, спасение от разобщенности. Культура концентрированная энергия Прошлого опыта. Культура активное творческое начало в Человеке, устремленное к Гармоничному и Возвышенному. Культура высокая энергия сохранения Жизни, ее развития и совершенствования. "Право на Культуру равно праву на Жизнь" ДС. Лихачев "Декларация прав Культуры".
Реалии культуры.
Культура. Псевдокультура. Антикультура. Материальная и духовная культура.
Культура человеческих отношений в различных сферах социальной и индивидуальной жизни.
Универсальность морально-нравственной культуры деятельности и отношений. Система моральных требований как основа морально-регулятивной культуры. Система нравственных ценностей как основа духовно-нравственной культуры.
Насущная необходимость этизации всех видов культуры, их морально-нравственной доминантности.
Тема 3. Деловое общение как специфический вид социокультурной профессиональной деятельности
Планирование, регулирование и контролирование – конституциональные функции управления. Управление и манипулирование – морально-нравственные критерии различия.
Иерархия и субординация – структурно-функциональные основания управления. Субъект-объектная специфика управления. Равенство-неравенство –объективная оппозиция статусов субъектов управления.
Специфика управления в различных сферах социальной жизни: в экономике, политике, праве, науке, религии и т.д. Дело, предпринимательство, бизнес в контексте управления.
Этос рационального предпринимательства. Творческая природа предпринимательства. Непродуктивные виды предпринимательства: морально-нравственные последствия. Активность и ответственность – главные черты культурного предпринимательства. Социокультурное влияние предпринимательского образа жизни на все сферы общественных отношений.
Бизнес – инициативная хозяйственная деятельность. Инновационность, получение прибыли, накопление капитала – главные признаки бизнеса. Богатство и бедность, роскошь и нищета – объективные следствия накопления капитала. Этика перераспределения богатства: спонсорство, благотворительность, меценатство. Этика и культура конкуренции. Проблема риска: возможности этического мониторинга и морально-нравственной коррекции.
Тема 5. Предмет и сущность делового общения.
Основания теоретической классификации видов общения: характеристика субъектов общения, ситуация общения, отношения к партнеру во время общения, пространство общения, сочетание различных оснований.
Классификация видов общения на основе характера субъекта общения: реального субъета с реальным (индивидуальное, представительное, групповое, диалог культур), реального объекта с субъективизированным (иллюзорным), реального с воображаемым (квазисубъектом), воображаемых партнеров.
Системный принцип делового общения: учет собственной системной сущности и системной сущности общающихся.
Аспекты делового общения и предмет исследования: перцептивный (формирование первого впечатления, восприятие и понимание в длительном общении, влияние контекста, проявление самоподачи); коммуникативный (барьеры непонимания); интерактивный (соотнесение ситуаций и действий, выбор правильных действий, позиции в общении, узнавание и понимание ситуации, стиль общения).
Системы средств делового общения: вербальные (устная, письменная речь), невербальные (тактильно-мышечная, облик, жесты, мимика, изображение, предметы).
Факторы, определяющие успех делового общения: личность организатора общения, теоретическая база, нравственные установки, подотовка к общению, опыт общения, интуиция, стиль поведения, состояние партнерства и степень его учета и др.
Тема 6. Проблемы общения. Стиль и ресурсы делового общения.
Структура общения. Трудности и барьеры общения. Ошибки, разрушающие общение. Барьер отрицательных эмоций, барьер восприятия речи, установки первого впечатления, коммуникативные просчеты.
Механизм воздействия в процессе общения. Трансактный анализ по Э.Берну. Ролевая теория общения, ее применение на практике. Основные потребности человека. Отношение к себе и другим. Самооценка. Жизненные позиции. Обращенность к партнеру. Правила фидбек. Практические указания как вести критический разговор. Взаимные соглашения.
Влияние представления людей о «правильном» поведении на выбор соответствующей линии в сложных ситуациях взаимодействия. Фактор справедливости.
Правила общения. Приемы правильного реагирования на критику в свой адрес. Приемы правильного реагирования на агрессивность поведения (вербальная агрессия). Мужской и женский стиль общения.
Слагаемые компетентности (характеристика менеджера, отображающая его соответствие кругу его обязанностей и полномочий): квалификация, ориентация, мотивация, эрудиция, аффилиация и достоинство, интуиция и стиль.
Индивидуальные различия. Способности. Интеллект. Черты характера. Влияние образования и культуры. Установки. Роли.
Личностные качества. Осознание своих сильных и слабых сторон и умение правильно компенсировать и «достраивать» их в соответствии с видом профессиональной деятельности.
Анализ ограничений в руководящей и управленческой работе и устранение или компенсация выявленных ограничений. Оценка стиля управления.
Речевое и неречевое общение.Манера говорить – важная отличительная черта личности. Выбор точного слова и культура речи. Субъеты речевого общения. Речевые барьеры общения. Подготовка к выступлению. Риторическая перегруппировка. Публичное выступление (выступление и заключение, ответы на вопросы, контроль движений тела). Техника речи и контроль времени. Практика активного слушания. Основные рекомендации по подготовке и проведению публичного выступления. Формулы совершенствования ораторского искусства. Голос – звуковая визитная карточка.
Невербальное общение. Сигналы личности. Приобретение навыков чтения жестов. Зоны и территории. Трактовка сигналов глаз. Распознание внутренненго состояния собеседника и партнера по его жестам и позам. Использование теории НЛП в деловом общении. Проксемика. Расположение собеседников и партнеров за столами различных типов. Использование невербальных средств для повышения делового статуса. Действие цвета на состояние человека пространство общения..
Деловой этикет
Основные правила поведения при проведении деловых встреч и переговоров.
Стрессоустойчивость менеджера.
Стресс как процесс адаптации к требованиям окружающей среды. Причины стрессов. Ранние признаки профессионального выгорания. Степень соответствия интеллектуально-психологических способностей людей требованиям деятельности. Стрессы личной жизни. Фазы стресса. Физические проявления мтресса. Шкала социальной адаптации. Приемы и методы преодоления стрессовых ситуаций. Аутотренинг как средство восстановления равновесия. Музыка. Профилактика стресса. Шестиступенчатй плпн снижения стресса.
Тема 8. Ценностные ориентации менеджера. Формирование команды.
Ценностные ориентации менеджера. Список ценностей. Выработка ценностей. Философия команды. Кодекс поведения.
Групповое сотрудничество и общение. Группы формальные и неформальные. Мотивы вступления в группу. Смысл формирования команды. Намерения и цели команды. Факторы эффективности команды. Групповые нормы. Команда в работе. Этапы развития команды. Лидер команды и обеспечение мотивационной среды. Уровни поощрения. Рабочие нужды членов команды: ясность относительно результатов, структура контроля, форма и састота информации, расширение кругозора, повышение квалификации, планирование, карьерное продвижение и др.
Тест Майерс-Бриггс. Совместимость в диадах квадрах.
Диагностика режима дня.
Учебно-методическая карта дисциплины «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»
Номер раздела, темы, занятия |
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов.
|
Количество часов |
Материальное обеспечение занятия (наглядные и методические пособия) |
Литература |
Форма контроля знаний | |||
Лекции |
Практические (семинарские) занятия |
Лабораторные занятия
|
самостоятельная работа | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Этика. Мораль. Нравственность. |
|
|
|
4 |
СР – рефераты-презента ции
|
5, 12, 2д, 9д |
Круглый стол |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Культура и жизнь общества и человека. |
|
|
|
4 |
СР – рефераты-презента ции
|
5, 12, 2д, 9д |
Круглый стол |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Деловое общение как специфический вид социокультурной профессиональной деятельности |
2 |
2 |
|
|
Конспект лекций |
2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11,4д, 6д |
опрос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предмет и сущность делового общения |
4 |
1 |
|
|
Конспект лекций |
2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11,4д, 6д |
опрос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проблемы общения. Стиль и ресурсы делового общения |
2 |
1 |
|
|
Конспект лекций |
2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11,4д, 6д |
опрос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поиск личной согласованности специалиста |
2 |
1 |
|
|
Конспект лекций |
9, 5д, 7д, 8д |
опрос |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ценностные ориентации менеджера. Формирование команды. |
|
1 |
|
|
Практическая работа |
9, 4д, 5д, 7д, 8д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экспресс-диагностика личности в ситуациях делового общения. |
|
2 |
|
|
Практическая работа |
6д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
10 |
8 |
|
8 |
|
|
|
Самостоятельная работа должна быть выполнена в форме презентации в программе POWERPNT на выбранную тему, и построена на обобщенном изложении материала научной и методической литературы. Тему самостоятельной работы слушатель выбирает из предложенного перечня или самостоятельно.
Защита самостоятельной работы происходит в форме круглого стола по тематике 1-2. В случае, если работа не представлена в срок без уважительных причин, слушатель не допускается к сдаче зачета по дисциплине. При необходимости преподаватель может отправить работу на доработку.
Критериями положительной оценки выполнения самостоятельной работы являются:
Самостоятельная работа начинается с "Введения". В нем обосновывается актуальность темы, формулируются исследовательские задачи работы, дается краткий обзор исследованности проблемы в научной литературе и общая характеристика всего текста. Объем введения – 2-4 слайда. За "Введением" следует "Основная часть" СУРС. Она состоит из двух-трех определенных для раскрытия темы проблем. Объем основной части – 10-15 слайдов. Работу завершает "Заключение", которое состоит из самостоятельно сформулированных выводов, обобщающих изученный материал. Объем заключения – 1-3 слайда. За "Заключением" следует разместить "Список использованной литературы". Он оформляется на последнем слайде. Количество источников, необходимых для подготовки самостоятельной по дисциплине «Этика и психология делового общения», может составлять 6-10 наименований. При оформлении списка литературы следует придерживаться общих правил оформления источников
Дополнительная:
23 09 2014
1 стр.
24 09 2014
9 стр.
01 10 2014
9 стр.
09 09 2014
1 стр.
23 09 2014
3 стр.
01 10 2014
1 стр.
10 09 2014
1 стр.
10 09 2014
5 стр.