(Киев, Украина)
При некоторой условности и относительности любых категорий классификации в музееведении, музеи различают по типам, профилям, формам собственности, территориальному подчинению и т.д. Более того, общеизвестно, что четкое определение юридического статуса музея, его типа и профиля имеет определяющее значение для последующей организации работы музея, осознания его социально-культурной функции и общественного предназначения, а, следовательно, и финансирования. Несмотря на то, что проблема классификации музеев, в том числе и типологии, с тех пор как ее ввел и аргументировал Ф. И. Шмит1, продолжает совершенствоваться и углубляться2, большинство исследователей по признаку общественного назначения традиционно выделяют три типа музеев. Это – научно-просветительские, иногда их еще называют публичными или массовыми; научно-исследовательские или академические и учебные музеи. Причем классификации последних десятилетий университетские музеи традиционно относят к типу учебных3. А вот юридический статус по признаку принадлежности определяется не так четко. Иногда их относят к группе государственных музеев ведомственного подчинения4. Но чаще университетские музеи определяют как музеи без статуса юридического лица, созданные по инициативе общественности и действующие под научно-методическим руководством государственных музеев за счет тех учреждений, при которых они созданы5. Это так называемые общественные музеи или музеи на общественных началах, народные.
Некоторые исследователи предлагают музеи, созданные при общеобразовательных школах, техникумах, ПТУ, а также при вузах, объединить в одну группу и назвать их музеями образования6. Аргументом в пользу выделения данного типа музеев, по мнению М. Ю. Юхневич, может быть их преимущественная ориентация на решение образовательных задач, которым подчиняются все остальные, а также их обращение к конкретной узкой аудитории7. С таким определением сложно согласиться, исходя хотя бы из опыта работы музеев нашего университета. Да и сам автор далее все-таки отмечает несколько существенных отличительных особенностей университетских музеев, сложившихся исторически и сыгравших особую роль в становлении и развитии музеев образования. Это высокий уровень научного руководства, возложенный на профессоров, что предполагает грамотное ведение музейной работы и учетной документации, а также хорошее финансирование, в первую очередь из государственной казны, широкая просветительная деятельность. Главное, продолжает М. Ю. Юхневич, университетские музеи призваны обеспечивать не только наглядность преподавания, но, в первую очередь, выполнять научно-исследовательскую функцию, так как учебный процесс в университетах (и в других вузах) неразрывно связан с научно-исследовательской деятельностью преподавателей и студентов, а коллекции этих музеев имеют не только учебную, но и научную ценность8.
Однако если фонды музея используются в научных целях, имеют узкоспециальный характер, тесно связаны с профильными дисциплинами и предназначены для специалистов, а сами музеи являются структурными подразделениями вузов, то такие музеи следует уже относить к типу научно-исследовательских, так же как и музеи при исследовательских учреждениях или в структуре академии наук. Нечеткость в определении типа и статуса вузовского музея, объединение их в одну группу с образовательными музеями, по нашему мнению, наносит непоправимый ущерб развитию сети университетских музеев, а также их полноценной работе. Попробуем разобраться в некоторых аспектах развития и современного состояния университетских музеев Украины, в частности, на примере опыта работы музеев Киевского национального университета им. Тараса Шевченко.
Известно, что процесс формирования музея как отдельного учреждения, ориентированного на получение реального знания, учреждения, способного выполнять образовательные и воспитательные функции методами зрительных образов и эстетического восприятия, связан с общим развитием идеологии Просвещения в Европе и неотделим от процесса возникновения университетской науки и образования. Европейская история развития музеев доказывает, что среди домузейных форм накопления случайных раритетов9, первые коллекции научного характера появляются именно в университетах10. Из университетского музея в процессе развития «вышли» и школьный, и публичный музеи. По такому пути развивалось музейное дело и в Украине. Уже в начале XIX в. первые музеи возникают вместе с открытием университетов11.
Университетские музеи, используя свои природоведческие коллекции, художественные или исторические собрания в научных и учебных целях, закладывают также основы музейной работы: хранения, учета, экспонирования и т.п. Так, уже в 1807 г. при одном из старейших университетов Украины – Харьковском – открывается ряд музеев: Зоологический, Минералогический, а также Музей изящных искусств и древностей. И, наверное, не последнюю роль сыграла служба проф. Ф. И. Шмита в должности заведующего этого университетского музея для постижения основных вопросов музейной политики, теории музейного дела, и помогла понять, что музеи при университетах «нужны профессору, чтобы не стать говорильною машиною, в положенные часы по расписанию читающею устарелые лекции. Быть хорошим профессором, не будучи ученым или перестать им быть – решительно невозможно. А оставаться ученым, не работая над материалом, не исследуя, не думая – тоже нельзя». Такой музей, настаивает Ф. И. Шмит, нужен и студенту, чтобы стать преподавателем, который сможет «у учеников пробуждать желание работать умственно»12.
В Киевском университете, следуя традициям европейских вузов и выполняя требования общеуниверситетских статутов, уже в момент его организации также непременно предполагалось открытие ряда музеев. Основу старейших его музеев – Ботанического, Зоологического, Минералогического – составили солидные поступления от Кременецкого (Волынского) лицея и Виленского университета. После передачи коллекций из Луцкого и Почаевского училищ, Уманского базилианского монастыря возникли Архитектурный и Нумизматический кабинеты13. Уже в день торжественного открытия университета в 1834 г. К. А. Лохвицкий передает «для будущих музеев» коллекции минералов и археологических находок из раскопок Древнего Киева, а в 1836 г. он становится и первым заведующим университетского Музея древностей14.
Со временем это собрание древностей стараниями университетской профессуры (среди хранителей музея такие видные профессора и ученые-археологи как В. Б. Антонович, Я. Я. Волошинский, В. Е. Данилевич, Ю. А. Кулаковский, А. И. Линниченко, Н. Д. Полонская-Валиленко, А. И. Ставровский) превратилось в первый в Киеве Археологический музей. Его фонды к началу XX в. насчитывали уже более одиннадцати тысяч единиц хранения15. Некоторые экспозиции университетских музеев раз в неделю были доступны и для широкого круга посетителей: музеи университета были и первыми публичными музеями Киева.
К середине 80-х гг. XIX в. в университете уже функционировало более 20 музеев и учебных кабинетов, связанных с самыми разными отраслями университетской науки16. Можно констатировать для этого периода четкое понимание необходимости развития научно-исследовательской работы в университете, активных методов обучения, наглядного преподавания, что было неразрывно связано с организацией музеев. В это время статус музеев, как специализированных учебно-вспомогательных и научных заведений в структуре университетов, определяли общероссийские университетские уставы, которые также регламентировали их работу17. Руководство такими подразделениями возлагалось на заведующих, которые подчинялись специальным постановлениям Совета университета. Каждый музей обеспечивался отдельной сметой за счет государственных средств, как на текущие затраты музея (от дров до канцтоваров), так и на закупку новых экспонатов и коллекций18.
Таким образом, музейное дело, то есть накопление, комплектование, изучение, хранение и использование музейных коллекций в научных и образовательных целях, было одним из старейших направлений работы высших учебных заведений, юридически закрепленным положениями университетских статутов, а университетские музеи по праву считались одними из крупнейших музейных учреждений своего времени.
Начиная с 20-х гг. XX века картина резко меняется. В период формирования новой системы образовательных учреждений базой образования становятся трудовые школы и педагогические институты. Тогда наука отделялась от деятельности высших учебных заведений и вместе с ликвидацией университетов, ликвидируются и университетские музеи, а их коллекции передаются в централизованные государственные, или академические музеи.
Так, после закрытия Киевского университета и превращения его в Институт народного образования в 1920 г., часть научных коллекций университетских музеев были переданы в фонды Государственного исторического музея Украины (теперь – Национальный музей истории Украины)19. Вошли они и в собрания Геологического, Зоологического и Палеонтологического отделов Центрального научно-природоведческого музея Академии наук Украины, где и сейчас составляют значительную часть фонда20. Университетские же музеи исчезают вовсе, либо превращаются в собрания наглядных пособий, а также становятся средствами идеологической, агитационной и общественной работы, отдаляясь в своей деятельности от научных критериев. О «повсеместном устройстве при университетах учебных и ученых музеев» оставалось только мечтать.
К середине 1930-х гг., во времена очередной реорганизации советского образования, на повестку дня была поставлена новая важная задача – вернуть научно-исследовательские работы в высшие учебные заведения. В Харькове, Киеве, Одессе и Днепропетровске вновь открываются университеты21. Вместе с восстановлением университетов активно восстанавливается и работа университетских музеев, существенно увеличивается их сеть, разрабатывается новая законодательная база. В 1933 г. был возрожден Киевский университет, в его стены постепенно возвращается наука: проводятся научные экспедиции, командировки, сборы коллекций и гербариев, формируются новые экспозиции музеев. Почти сразу же начинают функционировать зоологический, ботанический и геологический кабинеты. Теперь университету передают вместе с книгами, приборами, оборудованием и музейные коллекции, например, 23 тыс. экспонатов геологического музея из имущества горно-геологического института22. Уже в 1936 г. в университете насчитывалось 32 лаборатории, а также 17 кабинетов и музеев, а в 1939 г. эта цифра увеличивается до 7823.
Несмотря на такое активное развитие сети университетских музеев, их статус постепенно, но неотвратимо меняется. Новая законодательная база, отвергая позитивный опыт второй половины XIX – начала XX вв., ориентировала вузовские музеи, в первую очередь, на идейно-воспитательную и агитационную работу. Важной задачей становится воспитание классовой позиции и мировоззрения строителя социализма24. И если в период 1930 – 40-х гг., когда деятельность учебных заведений и музеев регламентировалась постановлениями и находилась в ведении Народного комиссариата просвещения СССР и Украины, музеи еще занимали заметную роль в системе народного образования и воспринимались как самостоятельные учреждения в учебных заведениях со всеми специфическими, присущими музею особенностями25, то со временем, они превращаются в важное средство в арсенале идеологической борьбы, в музеи на общественных началах, работа которых переходит в ведение общественного актива и партийных организаций26.
Война также нанесла непоправимый ущерб музейному строительству, и университет потерял многое из созданного в довоенные годы, в том числе и музеи: «1) европейски известный зоологический музей с отделами, которые включал свыше 2 млн. ед.; 2) зоотомический; 3) анатомический; 4) ботанический; 5) гербарий; 6) общей геологии; 7) палеонтологии и исторической геологии; 8) минералогический; 9) петрографии и полезных ископаемых; 10) физики»27.
После войны формирование музейных экспозиций на факультетах «упрямо» восстанавливается: продолжают функционировать, расширяются и пополняются зоологический28, ботанический29, минералогический, палеонтологический музеи30, появляются новые. Как писал Ф. И. Шмит в 1919 г.: «…снова повторяется, почти торжественно одна и та же эволюция. Ясно, что здесь есть какая-то внутренняя необходимость, какая-то законосообразность»31. Видимо, следуя такой законосообразности, в 1966 г. открывается Музей истории Киевского университета32. В структуре биологического факультета на территории Каневского природного заповедника, в старинном мемориальном доме академика Н. Ф. Биляшевского, в 1969 г. открыли Музей природы33; в 1987 г. – Археологический34; в 1988 г. – Астрономический35; позднее, в 1992 г. - Лингвистический36 и Этнографический в 1995 г.37. В 2004 г. при учебном и научно-исследовательском отделении биологического факультета - Ботаническом саду им. акад. О. В. Фомина, заложенном еще в 1839 г., основан, пока что совсем небольшой Музей истории ботанического сада. Иными словами, сама жизнь снова доказывала необходимость и правомерность существования в университете такого специфического, но исторически обусловленного структурного подразделения как музей, выполняющего важную функцию инструмента научной и учебной работы, среды, в которой она протекает. Вся история развития образования настойчиво убеждает в необходимости тесного взаимного сотрудничества этих двух институций – университета и музея. В свое время очень точно, по нашему мнению, определил суть научного музея М. В. Фармаковский (правда, разъясняя сущность работы историко-бытового музея). Ученый определяет методику работы музей, как «метод исследовательской работы, который параллельно с другими методами, является специальным, наиболее целесообразным методом в исследовании некоторых явлений … путем сопоставления подлинных объектов изучения», и «подлежащие исследованию объекты, должны быть собраны в подлиннике в системе, соответствующей рабочей гипотезе, а изучение, из кабинета и библиотеки должно переходить в непосредственное общение с предметами»38.
Именно так, в соответствии с научными задачами и гипотезами формировались музеи нашего университета. Научный поиск и заинтересованность в решении отдельных исследовательских проблем способствовали созданию уникальных коллекций препаратов и приборов, изготовленных собственноручно для своей работы всемирно известным ботаником, цитологом и эмбриологом С. Г. Навашиным (1857 – 1930 гг.). Эти шедевры микротехнического искусства украшают не только музеи Киевского Национального Университета, но и составляют гордость экспозиции музея истории Киева39.
Желание познать, доказать или уточнить заставляли профессора Г. Г. Мезенцеву проводить многолетние раскопки древнерусского Белгорода и Родня, что становилось источником формирования археологических коллекций. К тому времени, когда был издан приказ о создании Археологического музея, на кафедре археологии и музееведения уже были накоплены значительные материалы из многолетних полевых исследований, постоянно проводимых ее сотрудниками в разных регионах Украины: на Каневщине, в Поднестровье, в Восточных областях, в Закарпатье. И сегодня научные фонды кафедры продолжают ежегодно пополняться и состоят из десятков коллекций (более 30 тыс. ед. хранения), добытых как наземными экспедициями, так и Центром подводной археологии, который функционирует при кафедре с 1991 г.
Научный поиск отправлял в экспедиции от Калининграда до Дальнего Востока, от побережья Белого моря до Средней Азии кандидата биологических наук, доцента, куратора Ботанического музея, неутомимого исследователя В. М. Соломахину (1923 – 1999 гг.). Благодаря ее усилиям была создана одна из лучших и богатейших в Восточной Европе экспозиция водорослей-макрофитов40.
Вне научной деятельности невозможно представить создание крупнейшей в СССР коллекции бабочек Л. А. Шелюжко, или пятитысячного собрания позвоночных животных профессора В. М. Артоболевского (1874 – 1952 гг.), в разное время заведовавших зоологическим музеем, равно как и коллекций из палеонтологических или минералогических фондов Геологического музея. Примеров может быть бесконечно много. Каждый из наших музеев имеет свою интересную, неповторимую историю создания и развития, связанную с выдающимися именами украинской (и не только) науки и образования. Здесь хранятся уникальные и особо ценные музейные предметы, которые государство должно быть заинтересовано сохранить. И, если наращивать такие коллекции университетский музей имеет возможность, то полноценно сохранять их он не может, так как в штате не предполагаются профессиональные музейные сотрудники.
Общеизвестно, что возникновение и развитие музея, как особого культурного явления, обычно связывают с традицией собирательства и присвоения, извечно присущего человеческой природе41. Это стремление к присвоению, накоплению, хранению и демонстрации еще определяют как особую деятельность культурного сообщества, как человеческую деятельность, которую теперь уже принято называть «музейным отношением к действительности»42. Мотивы же этой деятельности разнообразны, и некоторые исследователи предлагают сгруппировать их в несколько больших сфер мотивации собирательства, среди которых указывают на «использование в качестве инструмента познания и классификации, средства систематизации миропорядка»43. Следовательно, научные коллекции зоологов и ботаников, геологов и археологов, этнографов, лингвистов и др. будут создаваться в университетах до тех пор, пока в стенах этих заведений будет процветать научный поиск. Они не сразу и не всегда становятся экспонатами в музее. Та грань, за которой остается только наука и начинается музей, грань за которой простая коллекция артефактов или экофактов, призванная делать зримыми и подтверждать научные выводы, вдруг становится музейным экспонатом, в университете всегда рядом с повседневной жизнью, в которой соседствуют традиция и инновация – две вечных грани человеческого бытия. Из небольших коллекций, составленных для разных целей при университетах, начинались широко известный Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный биологический музей им. Тимирязева и многие др. Но, сколько уникальных экспонатов из университетских музеев уже безвозвратно утрачено, кто вспомнит и подсчитает?! Так, экспозиция известного многим студентам и специалистам Ботанического музея нашего университета, в основном фонде которого насчитывалось более 40 тысяч гербарных листов, 200 фиксированных микроскопических препаратов проф. С. Г. Навашина, 2000 натурных экспонатов, инструментарий, а также специализированная научная библиотека уже около 10 лет, как демонтирована и расформирована по разным кафедрам из-за отсутствия помещения. Кто может поручиться за ее сохранность и дальнейшую благополучную участь тех коллекций, из-за которых дотошные ученые отправлялись в экспедиции? У нас в университете – пока никто: заведующего, который работал на общественных началах, совмещая должности, уже нет.
По нашему мнению, музей в университете зарождается, как правило, тогда когда создаются и существуют постоянные научные школы в определенной области исследований, осознаны важные результаты их работы. Когда складываются научные традиции и присутствует понимание процесса развития образования как формирование историко-культурного и научного достояния страны. Когда возникает необходимость сохранить память о предшествующих поколениях университетских исследователей, сохранить зримые результаты их работы, сделать это достоянием более широкого научного сообщества. Фиксация, документирование и изучение научного микромира достижений кафедры или факультета едва ли могут происходить в любом другом музее, кроме университетского, в чем, наверное, и заключается его значение, как феномена науки. И опыт показывает – чем старше и солиднее университет, тем больше в его стенах музеев.
Желание все активно обновлять и перестраивать всегда соперничает с желанием сохранить, увековечить уходящее. Но отсутствие музейного отношения к действительности при отсутствии четкого статуса, государственной опеки и внимания, незащищенность на государственном уровне музея перед субъективным отношением университетского чиновника, часто приводят к невосполнимым потерям как моральным, так и материальным. Иллюстраций тому в Киевском университете более чем достаточно. Уже несколько лет жизнь общественного заведующего Музея истории астрономической обсерватории (открыт в 1995 г. к 150-летию) наполнена борьбой за выживание и таинственными происшествиями, почти детективного характера, освещенными в прессе. Вместо ремонта старинного здания, памятника архитектуры, построенного в 1845 г. по проекту В. И. Беретти, где хранятся уникальные приборы XIX в., высшее руководство университета решило все снести (вместе с музеем) и построить новое элитное жилье. Был утвержден даже план строительства. Но сотрудники обсерватории выстояли. Однако сохранить в первозданной неприкосновенности помещение католического костела, где теперь располагается Музей истории университета, музейной общественности так не удалось – к очередному юбилею университета оно было изуродовано пристройкой второго этажа. В помещении православной церкви, где отпевали и откуда, после печальных речей, отправлялись в последний путь университетские профессора, по-прежнему находится спортзал. А в здании (тоже памятнике архитектуры), построенном в 1854 г. по проекту А. В. Беретти для университетской метеорологической обсерватории, которая в свое время сделала значительный вклад в развитие знаний о природе, сегодня красуется развлекательный центр и казино с прекрасной итальянской кухней. Правда, некоторые считают, что здесь было бы лучше разместить Ботанический музей, но какие права у музея на общественных началах?!
И, тем не менее, на сегодняшний день в нашем университете организовано и функционирует десять музеев разных профилей и за последние полвека некоторые из них превратились в солидные музейные учреждения с уникальными экспонатами и коллекциями. Так, фонды Зоологического музея насчитывают более 700 тысяч единиц хранения44. В Геологическом музее представлено свыше 100 тыс. образцов горных пород, минералов, ископаемой фауны и флоры45. В ботаническом саду – живом экомузее – на протяжении более 150 лет собираются и сохраняются уникальные коллекции растений разного географического происхождения, их насчитывают более 10 тыс. таксономических единиц, а Ботанический музей и Музей истории ботанического сада являются его отделами46. Пока немного скромнее фонды у более молодых музеев, созданных в последние десятилетия, но активная научно-исследовательская деятельность университета способствует их пополнению.
Соответственно уровню подчинения (межфакультетские, факультетские и кафедральные), у музеев разные функции, уровень организации и формы музейной работы, кадровое и финансовое обеспечение. В одних преобладают экскурсионные и выставочные программы, в помещениях других проходят практические, семинарские или лекционные занятия. Но наши музеи – это не только элемент организации учебного процесса с использованием предметного ряда подлинных источников, которые подкрепляют теоретическое изложение лекций. Сегодня это также место научной деятельности преподавателей и студентов, настоящие научно-исследовательские лаборатории узкоспециального характера, тесно связанные с отраслевой научной работой и обеспечивающие высокое качество профессиональной подготовки. Музеи университета активно привлекают студентов и аспирантов к поисковой работе и формированию музейных коллекций во время археологических, этнографических, геологических и других экспедиционных исследований. На базе фондовых собраний проходит подготовка курсовых, бакалаврских, дипломных работ, диссертационных исследований, статей и монографий. Музейный предмет в университетском музее используется не только для иллюстрации, но и как источник знаний, объект исследований, который формирует у будущих педагогов и ученых наблюдательность, навыки творческого поиска. Традиционна организация при наших музеях специализированных библиотек и архивных подразделений. Подавляющее большинство музейных коллекций нашего университета хорошо известны и используются научными сотрудниками из других учреждений. Например, коллекции Зоомузея, зарегистрированные во всех каталогах зоологических коллекций мира, начиная с прошлого века и в последние годы широко обрабатывают ученые из Германии, России, США, Эстонии, Чехии, Словакии, Финляндии, Беларуси, Австрии, Дании, Венгрии, Польши, Болгарии, Италии и других стран. В фондах археологического и геологического музеев работают аспиранты профильных институтов НАН Украины, студенты из других вузов47. Музеи нашего университета также являются собирателями и исследователями истории национальной науки и техники, обеспечивают они формирование, хранение, атрибуцию и государственный учет Музейного фонда Украины. А их функции в образовательном процессе студентов и молодых ученых трудно переоценить.
Надеемся, что даже столь беглый обзор деятельности наших музеев убеждает в их преимущественной ориентации на решение, в первую очередь, научных задач, которым подчиняются все остальные, что существенно отличает их от учебных музеев общеобразовательных школ. И поэтому, на наш взгляд, логично и целесообразно музеи Киевского университета причислять к типу научно-исследовательских музеев или, как называл их в свое время Ф. И. Шмит, ученых, тем самым, уже отделяя от учебных. Логично и целесообразно таким музеям предоставлять статус научно-исследовательских подразделений в структуре Научно-исследовательской части (НДЧ) университета со всеми, свойственными музею признаками. И это не будет противоречить Закону Украины «О музее и музейном деле» (249/95-ВР, Раздел 1, статья 1), который определяет музеи как культурно-образовательные и научно-исследовательские учреждения, а музейное дело – как специальную отрасль культурно-образовательной и научной деятельности, что прекращает всякие дискуссии по поводу научно-исследовательского характера работы музейных сотрудников48.
Однако места для такой логики в действующем законодательстве Украины пока нет. В Украине музеи всех образовательных учреждений, как школьные, так и университетские традиционно объединены в одну группу учебных музеев и находятся в ведении Министерства образования и науки Украины (МОН), а, следовательно, должны считаться ведомственными, государственными. Но приказы министерства (№ 151 от 20. 05 1997 г. и № 640 от 04. 09. 2006 г.), утвердившие и дополнившие «Положение о музее при учебном заведении, который находится в сфере управления Министерства образования и науки Украины», предлагают лишь одну форму их существования – музей на общественных началах49. Этот документ присваивает статус музея, работающего на общественных началах, в том числе, и вузовского, возлагая весь объем музейной работы на общественный актив и заведующего музеем, работающего по совместительству должностей. Да и текст этого документа уж очень похож на «Типовое положение о музее, работающем на общественных началах» 1978 г.
Нужно сказать, что опыт, полученный Научно-методическим советом по работе вузовских музеев, созданным по решению коллегии Минвуза СССР при Учебно-методическом управлении50, равно как и «Типовое положение о музее высшего учебного заведения», утвержденное в 1984 г., теперь на Украине совершенно забыты. Справедливости ради, следует упомянуть, что и в других регионах этот опыт не всегда давал положительные результаты, и в области отношения к вузовским музеям и работающим там сотрудникам предстояло еще немало сделать51.
Музеи учебных заведений ни разу не упоминаются в Законах Украины «Об образовании» и «О высшем образовании», так, словно их не существует вовсе. Хотя, из 4000 музеев Украины, подчиняющихся разным министерствам и ведомствам, количество музеев, находящихся в ведении Министерства образования и науки Украины (по неполным данным за 2004 г.), составило 3265 музеев, тогда как в управлении Министерства культуры и туризма Украины находится лишь около 400 музеев52. Но в Министерстве культуры и туризма Украины есть специальный отдел анализа и прогнозирования музейного дела, а Министерству образования и науки такой департамент, который бы координировал работу музеев, находящихся в сфере его управления, ни к чему – музеи же находятся на общественных началах. И среди участников научного и учебно-воспитательного процесса в Законе Украины «О высшем образовании» должности научных сотрудников музеев не указаны, в отличие от научных сотрудников библиотек. Видимо, поэтому большинство заведующих и сотрудников наших музеев работают по совместительству или бесплатно, на общественных началах. Штатные же сотрудники часто получают оплату труда по тарифным сеткам вспомогательного персонала, что не соответствует объему выполняемой ими работы, уровню их квалификации и ответственности. Ведь музейным работникам наших музеев часто приходится объединять функции научных сотрудников, хранителей фондов, экскурсоводов и даже художников-оформителей, вести экспозиционную и научно-поисковую работу, проводить и организовывать практические занятия со студентами и т.д. В крупнейшем нашем музее – Зоологическом – в штате всего 10 человек, и даже кандидаты наук не имеют права занимать должность научных сотрудников, так как она не предусмотрена в штатном расписании учебно-вспомогательного подразделения факультета, каковым сегодня является этот музей.
Таким образом, одно из старейших подразделений в структуре университета, с момента основания университета выполняющее важные функции в научном и учебном процессах, исключено из юридической практики, а, следовательно, и из бюджетного финансирования. Получается, что в процессе развития мы растеряли научные и государственные признаки вузовского музея, превратив его в общественный музей без гарантированного финансирования и профессиональных кадров. А чем оборачивается бедный музей для государства уже известно, уточнять не станем53.
Не будем останавливаться на нецелесообразности развития сети общественных музеев - такая противоречивая форма существования музея уже привлекала внимание исследователей54. Подчеркнем лишь, что столь уникальные и многочисленные музейные коллекции, над созданием которых трудилось не одно поколение университетских ученых, заслуживают лучшей участи и в сфере их сохранения и в сфере использования. Анализ работы музеев Киевского университета в последнее десятилетие показал, что статус музея на общественных началах не совместим с дальнейшим развитием и усовершенствованием работы университетского музея. Мы вовсе не имеем в виду ту тенденцию развития, окрашенную театрализацией и зрелищностью, направленную на увеличение числа посетителей (их просто некому обслуживать в университетском музее), что столь характерна в последнее время для публичных музеев. В университетском музее почти ничего не изменилось, он часто напоминает средневековый естественнонаучный кабинет. И на наш взгляд, это хорошо – тип музея обязывает. Сторонний посетитель здесь немногочисленный: кроме плановых лекций и экскурсий, сюда, преимущественно, приходят коллеги-ученые, и в руках у них не билет, а «рекомендательное письмо» – официальный запрос с просьбой о разрешении поработать с коллекциями музея. Такого посетителя часто сопровождают микроскоп или другие инструменты. Чтобы обслужить такого посетителя, иногда требуется усилий, знаний и времени больше, чем для целой группы туристов. И вряд ли следует к университетскому музею применять шаблонную шкалу определения категории успешности работы музея, измеряя ее лишь количеством проданных билетов или массовостью посещения. Однако для определения группы по оплате труда музейных работников в университете пока нет четких критериев, даже исходя из количества посещений в год и числа экспонатов основного фонда55. Отнесение музеев к группам по оплате труда проводится высшим органом управления, в непосредственном подчинении которого музей находится56, а это - Министерство образования и науки, которое определяет музеи в сфере его управления, как общественные, и количество посещений и масштабы фондов уже не имеют никакого значения. И художественное оформление экспозиции в наших музеях нередко производится лишь силами немногочисленных сотрудников57, преподавателей и студентов, часто без финансирования. Вот уж поистине «сотрудники маленьких музеев должны владеть практически всеми музейными профессиями…»58.
К сожалению, жизненная практика последних десятилетий работы наших музеев убеждает, что большинство руководителей все еще по старинке воспринимает музей в стенах университета лишь как средство идеологической и учебно-воспитательной работы с упором на аттрактивную функцию музея, которая становится особенно полезной во время приемов почетных делегаций. Опыт показал, что важные изменения в организационной системе наших музеев и выделение средств на их развитие и оснащение тесно связаны с празднованием юбилеев университета. С одной стороны, это положительно. Однако юбилейные приготовления проходят, как правило, второпях, с показательными реконструкциями, которые даже вредят экспонатам и четкому построению экспозиции. Музейная же деятельность требует ежедневной, систематической, кропотливой и внимательной работы59. Таким поверхностным и недальновидным отношение к университетскому музею будет оставаться до тех пор, пока вместо статуса учебного музея на общественных началах, он не получит статус государственного музея научно-исследовательского типа.
08 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
25 12 2014
4 стр.
16 12 2014
1 стр.