Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»:

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА

_______________________ /Демина Л.В./

« ____ » ______________ 20__г.




История зарубежной музыки

раздел

История зарубежной музыки (1 год обучения)

учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии

специальности 050601.65 «Музыкальное образование»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ____________/ Грузинцева Н.В./

« _____» ____________ 2011__г.

Рассмотрено на заседании теории музыки и музыкального образования, протокол №_ от « » _______2011г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.


«РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ »:

Объем ______стр.

Зав. кафедрой _____________/Грузинцева Н.В./

«______» ____________2011__г.

Рассмотрено на заседании УМК института музыки, театра и хореографии, протокол №_от________ «_» 2011г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК __________ /Петрова В.В./

«______» ____________2011__г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Директор научной библиотеки ______________ / Соколова Н.П./

«______» ____________2011__г.

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«УТВЕРЖДАЮ»:

ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА

_______________________ /Демина Л.В./

« ____ » ______________ 20__г.


История зарубежной музыки

раздел

История зарубежной музыки (1 год обучения)

учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии

специальности 050601.65 «Музыкальное образование»


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ____________/ Грузинцева Н.В./

« _____» ____________ 2011__г.

Рассмотрено на заседании теории музыки и музыкального образования, протокол №_ от « » _______2011г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ______стр.

Зав. кафедрой _____________/Грузинцева Н.В./

«______» ____________2011__г.

Рассмотрено на заседании УМК института музыки, театра и хореографии, протокол №_от________ «_» 2011г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК __________ /Петрова В.В./

«______» ____________2011__г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Директор научной библиотеки ______________ / Соколова Н.П./

«______» ____________2011__г.

Российская Федерация

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра теории музыки и музыкального образования

История зарубежной музыки

раздел

История зарубежной музыки (1 год обучения)

учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии

специальности 050601.65 «Музыкальное образование»



Цикл ДПП.Ф.1

Учебно-методический комплекс составлен с учётом действующего стандарта образования по данной специальности.

Дата принятия стандарта 31.01.2005.

Тюмень


2011

Российская Федерация

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра теории музыки и музыкального образования

Составитель: доцент кафедры ТМиМО Грузинцева Н.В.



1. Документальная основа УМК:

История зарубежной музыки. Программа для музыкальных вузов. Часть 1. (От истоков до конца 19 века). М.- 1989. Под редакцией коллективов кафедр истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского и Ленинградской государственной консерватории им Н.А.Римского-Корсакова (на основе программы по истории зарубежной музыки 1978 года под ред. проф. Т.Э.Цытович и проф. С.Н.Богоявленского).



2. Требования ГОС к минимуму содержания дисциплины:

Многообразие путей исторического развития музыкальных культур, различных регионов и стран. Музыкальные культуры Запада и Востока. Периодизация истории зарубежной профессиональной музыки европейской традиции. Музыка эпохи античности, ее значение для последующего развития европейского музыкального искусства. Музыка эпохи средневековья. Значение христианства в истории европейского музыкального искусства. Основные жанры средневековой музыки, ее эволюция от раннего к позднему средневековью. Музыка эпохи Возрождения. Франко-фламандской итальянской школы строгого стиля. Возникновение оперы. Музыка барокко. Развитие гомофонно-гармонического стиля. Основные жанры. Национальные школы (опера, инструментальная музыка). Классицизм в музыке. Возникновение сонатно-симфонического цикла. Индивидуальные особенности стилей венских классиков.



3. Общая трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 138 часов аудиторных занятий 70 часов в первом и втором семестрах (36 лекционных, 34 практических), 68 часов самостоятельной работы. При заочной форме обучения всего – 138 часов, из них аудиторных – 14 часов, 124 часа – самостоятельная работа студента. Форма отчета: зачет во втором семестре.



4. Пояснительная записка

Цель изучения дисциплины – формирование у студентов представления о закономерностях и специфике развития музыкального искусства как составной части мировой художественной культуры.

Задачи:

1. Изучение основных исторических этапов развития зарубежной музыкальной культуры.

2. Изучение творческого пути и наследия крупнейших представителей зарубежного музыкального искусства.

3. Знакомство с жанрами, стилевыми особенностями музыкальных произведений, изучаемых периодов.

4. Освоение приемов анализа музыкального произведения в контексте стиля эпохи и композиторского стиля.

5. Формирование навыков работы с учебной и научной литературой.

6. Воспитание специалиста, умеющего осознать и оценить важнейшие процессы развития музыкального искусства.

Место дисциплины в профессиональной подготовке. Дисциплина «История зарубежной музыки» является частью общего курса истории музыки – важнейшей сферы духовной культуры современного общества. Имеет как общегуманитарную, так и специальную направленность на будущую педагогическую деятельность студента. Данная дисциплина сочетает исторический и теоретический аспекты музыкознания, что делает ее особо значимой в подготовке будущих специалистов, обладающих общехудожественным и музыкальным кругозором.

Требования к конечному уровню освоения дисциплины и формы промежуточного и итогового контроля.

В процессе изучения дисциплины студент должен знать:



  • периодизацию истории зарубежной музыки;

  • основные направления развития отечественной и зарубежной музыкально-исторической мысли, ведущие концепции развития западноевропейской музыкальной культуры.

  • особенности устной и письменной традиции и их роль в сохранении и передаче музыкальной культуры на разных этапах ее становления.

  • специфику становления и развития профессиональной музыкальной культуры во взаимосвязи с развитием музыкально-исторической мысли и музыкального образования.

Студент должен уметь:

  • охарактеризовать основные тенденции развития западноевропейской музыкальной культуры в контексте истории искусств;

  • установить общее и особенное в развитии профессиональной музыкальной культуры в конкретный исторический период;

  • раскрыть содержание основных этапов развития западноевропейской музыкальной культуры;

  • различать на слух музыкальные стили конкретных исторических эпох и ключевых фигур данной эпохи, проанализировать конкретные произведения;

  • реализовать основные подходы к изучению истории музыки при анализе специальной литературы.

Студент должен владеть:

  • понятийно-терминологическим аппаратом;

  • методами сравнительного анализа произведений в диахроническом и синхроническом аспектах.

Виды контроля:

Итоговый контроль – зачет, включающий вопрос и практическое задание.



Виды самостоятельной работы студентов:

изучение теоретического материала по учебникам и по специальной литературе

подготовка устного сообщения по предложенной теме;

прослушивание музыкального материала по теме занятия;



анализ выразительных средств произведения или его фрагмента.

5. Тематический план дисциплины

Для студентов очной формы обучения


Наименование разделов и тем дисциплины

Количество часов

Всего

В том числе




Лекции

Семинар.

Сам. работа

Введение: Предмет, цели методы курса истории музыки. Вопросы периодизации ИЗМ. Основные этапы развития исторического музыковедения

4

2




2

1-2. Вопросы происхождения музыки. Музыкальная культура первобытнообщинного строя. Краткая характеристика музыкальной культуры Индии, Китая, стран Средиземноморья и Двуречья.

6

2

2

2

3.Античная музыкальная культура. Древняя Греция, Древний Рим.

12

2

4

6

4. Музыкальная культура эпохи Среднековья. Профессиональная (церковная) и народная сферы музицирования. Григорианский хорал. Литургическая драма. Ранние формы многоголосия. Рыцарское музыкально-поэтическое искусство. Музыкальная теория. Нотация.

14

4

2

8

5-7.Краткий обзор музыкальной культуры Средневековья в Византии, Болгарии, странах Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Индии, Китая.

4

2




2

8.Музыкальная культура эпохи Возрождения.Ars nova.Нидерланды, Франция, Италия, Испания, Англия, Германия и др.Формирование новой музыкальной теории. Совершенствование нотации.

12

4

2

6

9.Музыкальная культура эпохи барокко. Итальянские оперные школы. Оперные школы стран Европы. Развитие инструментальных жанров.

20

4

6

10

10.Творчество Г.Ф.Генделя. Творчество И.С.Баха.

16

2

4

10

11.Музыкальная культура XVIII века. Итальянская опера-буффа, французская комическая опера. Становление классического симфонизма. Значение национальных школ в развитии инструментальной музыки: итальянской, австрийской, французской, чешской

16

4

4

8

12.Венская классическая музыкальная школа: К.В.Глюк, Й.Гайдн, В.А.Моцарт.

16

4

6

6

13.Музыкальная культура Франции периода революции 1789 года.

6

2

2

2

14. Творчество Л. Бетховена.

12

4

2

6

ИТОГО

138

36

34

68


Для студентов заочной формы обучения


Наименование разделов и тем дисциплины

Количество часов

Всего

В том числе




Лекции

Семинар.

Сам. работа

Введение: Предмет, цели методы курса истории музыки. Вопросы периодизации ИЗМ. Основные этапы развития исторического музыковедения

10

-

-

10

1-2. Вопросы происхождения музыки. Музыкальная культура первобытнообщинного строя. Краткая характеристика музыкальной культуры Индии, Китая, стран Средиземноморья и Двуречья.

12

2

-

10

3.Античная музыкальная культура. Древняя Греция, Древний Рим.

10

-

-

10

4. Музыкальная культура эпохи Среднековья. Профессиональная (церковная) и народная сферы музицирования. Григорианский хорал. Литургическая драма. Ранние формы многоголосия. Рыцарское музыкально-поэтическое искусство. Музыкальная теория. Нотация.

12

2




10

5-7.Краткий обзор музыкальной культуры Средневековья в Византии, Болгарии, странах Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Индии, Китая.

10

-

-

10

8.Музыкальная культура эпохи Возрождения.Ars nova.Нидерланды, Франция, Италия, Испания, Англия, Германия и др.Формирование новой музыкальной теории. Совершенствование нотации.

12

2

-

10

9.Музыкальная культура эпохи барокко. Итальянские оперные школы. Оперные школы стран Европы. Развитие инструментальных жанров.

12

-

2

10

10.Творчество Г.Ф.Генделя. Творчество И.С.Баха.

10

-

-

10

11.Музыкальная культура XVIII века. Итальянская опера-буффа, французская комическая опера. Становление классического симфонизма. Значение национальных школ в развитии инструментальной музыки: итальянской, австрийской, французской, чешской

12

2

-

10

12.Венская классическая музыкальная школа: К.В.Глюк, Й.Гайдн, В.А.Моцарт.

12

-

2

10

13.Музыкальная культура Франции периода революции 1789 года.

12

-

-

12

14. Творчество Л. Бетховена.

14

-

2

12

ИТОГО

138

8

6

124


6. Содержание курса

Тема 1. Предмет, цели курса истории музыки. Вопросы периодизации. Основные этапы развития исторического музыковедения. Основные источники изучения дисциплины. Типы музыкального творчества.

Тема 2. Вопросы происхождения музыки. Музыкальная культура Древнего мира (Индия, Китай, Двуречье, Египет).

Первобытный синкретизм. Первоначальные формы проявления художественной практики, тесная связь последней с магической обрядовостью. Формирование образной сущности искусства в процессе, воспроизведения реальны» жизненных событий. Кристаллизация элементов музыкальной выразительности: звуковысотного и ритмического членения, ладовой организации, структурных закономерностей. Первобытный инструментарий. Значение древних цивилизаций в истории мировой культуры. Критика европоцентристских теорий буржуазной историографии. Общественный строй и классовый характер культуры стран древнего мира.

Многообразие форм традиционного музыкального творчества в зависимости от этнолингвистических, религиозных, социальных и профессиональных различий групп населения. Культовая и придворная музыка, их основные функции. Важнейшие черты музыкальной культуры Древнего Египта, Финикии, Палестины, Шумеро-Вавилонии, Ассирии, Элама. Музыка в мистериальных действах. Развитые формы музицирования в структуре придворной жизни. Принципы ладовой и ритмической организации.

Индия. Древнейшие свидетельства о музыкальной культуре цивилизаций долины Инда. Музыка в ведах — гимны и ритуальные песнопения. Мифы о происхождении музыки. Принципы классификации музыки в Древней Индии. Музыка в творчестве гандхаров. Отражение синкретических связей музыки с танцем и театральным искусством в трактате «Бхаратияна-тьяшастра» (И в. до н. э.— I в. н. э.). Музыкальные инструменты.

Китай. Древнейшие истоки музыкальной культуры. Гимны и песнопения, собранные в «Книге песен» («Шицзин», VI в. до н. э.). Место музыки в учении Конфуция. Семантическая многозначность понятия юэ. Система люйлюй, обосновывающая принцип темперации, и семантика важнейших ладов. Период Хань (202 г. до н. э.— 220 г. н. э.); музыка в жизни двора, ее основные функции. Состав придворного оркестра, характер исполняемых композиций. Связь музыки с классической поэзией.

Понятия: синкретизм музыкального искусства, основные сферы музицирования (храмовое, светское, фольклор)



Тема 3. Античная музыкальная культура. Древняя Греция. Древний Рим.

Древняя Греция. Особенности античного социума. Памятники греческой мифологии и поэзии. Эпос Гомера. Образы легендарных музыкантов. Архитектура, скульптура, театр.

Высокие достижения античного искусства. Основные его черты. Богатство музыкально-поэтического творчества: трудовые, лирические, военные песни и танцы и др. Певцы и сказители— аэды и рапсоды. Хоровая, сольная лирика. Основные жанры. Инструменты и инструментальная музыка. Большая роль музыки в общественной жизни.

Древнегреческая трагедия — единство поэзии, музыки, сценического действия и танца; значение хора. Эсхил, Софокл, Еврипид — создатели античного театра. Античная эстетика, учение об этосе. Музыкальные теории древних греков. Буквенная музыкальная нотация.

Эллинистическая культура. Музыкальная культура Древнего Рима. Искусство в период упадка и гибели античной цивилизации.

Значение античной культуры для последующего развития европейского

искусства.

Понятия: эпос, лирика, драма в контексте музыкального искусства, этос ладов.



Тема 4. Музыкальная культура Западной Европы в эпоху Средневековья

Грегорианский хорал: его интонационные истоки, кодификация папы Григория. Роль грегорианского хорала в формировании европейской музыки, дальнейшая эволюция. Обогащение хорала народными истоками: тропы, гимны, секвенции и юбиляции. Возникновение литургической драмы. Ранние формы многоголосия. Органумы. Дисканты.

Рост городов и развитие городской культуры. Музыка в кафедральных соборах, университетах, цеховых объединениях. Парижская школа «дискантистов». Жанры многоголосной профессиональной музыки: кондукт, мотет, месса.

Рыцарское музыкально-поэтическое искусство. Выдающиеся трубадуры и труверы во Франции, миннезингеры в Германии. Музыкально-поэтические образы. Роль народных музыкальных истоков в мелосе. Связь мелодии с поэтическим текстом. Основные жанры.

Музыкальная теория в эпоху средневековья. Формирование нотации.

Понятия: григорианский хорал, ранние формы многоголосия, рыцарская культура.



Тема 5. Обзор музыкальной культуры Средневековья в Византии, Болгарии, странах Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Индии, Китая.

Византия. Географическое положение и социальное устройство.

Особенности музыкальной культуры Византии; синтез народного творчества с элементами античной, сирийской и славянской музыки. Византийское церковное пение. Ефрем Сирин (300—373). Роман Сладкопевец (V—VI вв.). Андрей Критский (VI—VII вв.). Иоанн Дамаскин (около 700—754).

Влияние византийской культуры и искусств на развитие музыки соседних стран. Доминирование поэтических форм в творчестве арабов доисламского периода. Ислам и музыка. Развитие Придворного муэыкально-поэтического искусства в Дамаске и Багдаде. Влияние иранских музыкальных традиций. Вокальные стили касыда, мауаль, заджал и др. Высокий уровень музыкальной науки (трактаты аль-Кинди, аль-Фара-би, Ибн Сипы). Этическое и теоретическое обоснование мака-мов. Системы классификации макамов. Музыка в системе суфизма. Музыкальные инструменты региона.

Арабская музыкальная культура в странах Европы, распространение ее на Пиренейском полуострове. Вокальные стили андалусской школы. Распространение традиций андалусской школы в Магрибе в результате реконкисты (XV в). Место музыки в классической драме и танце. Отражение эволюции музыкальной мысли в трактатах «Бхраддеши» (V— VII вв.), «Сангитамараканда» (VII—IX вв.), «Сангитаратна-t кара» (ХШ в.). Формирование музыкально-теоретических систем. Принцип ладоинтонационной организации — рага; понятия свара и шрути; системы классификации paг. Принцип метроритмической организации — тала. Связь музыки с классической поэзией. Начало процесса индомусульманского синтеза и разделение индийской музыки на севереную и южную традиции (хиндустани и карнатака). Традиция хиндустани. Проявление черт древней дравидской культуру на музыке карнатской традиции.

Музыкальная культура Китая периодов Тан (618—906 гг.), Сун (960-1259 гг.) и Юань-Мин (ХШ—XVII вв.) и ее воздействие на музыку Кореи и Японии. Придворная музыка, функции оркестров в Китае, Корее (аак и танак) и Японии (гагаку). Музыка в буддийских ритуалах. Связь музыки с классической поэзией, развитые виды вокальных композиций (кагок, сиджо в Корее, кумиута в Японки). Специфика пения и инструментальной игры в юаньской драме (Китай), спектаклях театра ноо (Япония). Формирование профессиональных артистических трупп и гильдий музыкантов.

Понятия: гимнография (жанры), конфуцианство, буддизм, даосизм, гагаку, макам, суфизм, рага.

Тема 6. Музыкальная культура эпохи Возрождения. Ars nova. Нидерланды, Франция, Италия, Испания, Англия, Германия. Формирование новой музыкальной теории. Совершенствование нотации. Основные тенденции общественного развития в эпоху Возрождения. Реформация и религиозные войны. Отражение борьбы реформации и контрреформации в музыкальном искусстве.

Светские песенные жанры XIV века. Творчество Франческо Ландино, Филиппа де Витри, Гийома де Машо и др.

Развитие полифонических школ в Англии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Чехии, Польше. Основные жанры полифонической музыки. Развитие инструментальной музыки и бытового музицирования.

XIV век —период Ars nova в развитии европейской музыки. Проявление профессиональных тенденций в музыкальной жизни. Формирование новой музыкальной теории. Швейцарский ученый, музыкальный теоретик Генрих Глареан (1488—1563). Итальянский композитор, органист Джозеффо Царлино (1517—1590) — крупнейший музыкальный ученый. Совершенствование музыкальной нотации. Музыкальная культура Нидерландов. Очаги профессионального музыкального образования в городах (метризы). Образование нидерландской (франко-фламандской) полифонической школы. Ее выдающиеся представители в XV —начале XVI веках: Гийом Дюфаи (ок. 1400 — 1474), Жоскен Депре (ок. 1440-1521), Жан Окегем (ок. 1430—1495), Якоб Обрехт (1450—1505). Типические музыкальные образы, выразительные средства, жанры. Мастерство хоровой полифонии. Орландо Лассо (около 1532—1594). Многогранность и глубина его творчества. Творческое переосмысление художественных достижений ряда европейских национальных школ.

Расцвет органного и клавирного искусства в творческой и исполнительской деятельности Яна Питерса Свелинка (1562— 1621).

Музыкальная культура Франции. Особенности процесса политического объединения Франции. Широкое распространение в XV—XVI веках светской многоголосной песни; правдивое отображение в ней исторических событий, быта, картин природы. Бургундская chanson и ее выдающийся мастер Жиль Беншуа (около 1400—1460). Виднейшие композитор XVI века Клеман Жаннекен (ок. 1475—ок. 1560). Его крупные хоровые программные произведения («Охота»,Пение птиц», «Соловей», «Женская болтовня», «Битва» и др.). Музыкальная культура Италии. Сложный, противоречивый процесс общественно-политического развития страны в XV—XVI веках. Расцвет науки, литературы и искусства. Возрождение высоких гуманистических идеалов античности. Роль музыки в массовых антифеодальных движениях и народных празднествах. Светские вокально-инструментальные жанры: фроттола и вилланелла. Мадригальное искусство XVI века.

Римская полифоническая школа. Джованни да Палестрина (ок. 1525—1594). Национальные черты мелоса. Стиль хорового письма Дж. Палестрины. Жанры его музыки.

Венецианская вокально-инструментальная школа. Творчество Джованни Габриели (ок. 1557—1612 или 1613). Масштабность (многохорность) и красочность венецианской полифонии. Принципы концертности. Роль инструментов. Развитие жанров и форм инструментальной музыки.

Музыкальная культура Испании. Процессы политического объединения страны и отражение их в искусстве эпохи Возрождения. Народная музыка Испании, разнообразие ее жанров и форм в различных областях страны. Особенности мелодики и ритмики народных танцев. Зарождение и развитие музыкально-театральных жанров — сарсуэла. Выдающиеся мастера испанской музыки XV—XVI веков: Мигель де Фуэнльяна (ок. 1500 после 1554), Луис де Милан (ок. 1500-после 1560).

Развитие духовной полифонической музыки. Томас де


Виктория (ок. 1548—1611). Испанская инструментальная му
зыка (для виуэлы, клавира, органа). Значение в ней вариа
ционных жанров. Композитор и органист Антонио де Кабесон
(1510—1566).

Древние истоки музыкальной культуры Англии Наличие в народной музыке развитого многоголосия, расцвет на этой основе в XV веке самобытного полифонического стиля в творчестве Джона Данстейбла (ок. 1380—1453). Национальный жанр хоровой музыки — антем.

Развитие монодического пения с инструментальным сопровождением. Народнопесенная основа инструментальной музыки. Лютня, виола, верджинал — инструменты, широко распространенные в быту. Разработка вариационной техники в инструментальной музыке. Томас Кампион (1567—1620), Уильям Берд (1543—или 1544—1623), Джон Булл (ок. 1562— 1628), Томас Морли (1557—1603), Джон Дауленд (1562— 1626) и др.

Музыкальная культура Германии. Ее связь с движением Реформации. Немецкая народная песня, ее связь с крестьянской войной и антифеодальная направленность. Музыкальные особенности. Протестантский хорал. Определяющее воздействие хорала на развитие вокально-инструментальных жанров. Крупнейшие композиторы: Иоханнес Вальтер (1490-1570), Людвиг Зенфль (около 1490—1555), Лео Хасслер (1564—2), Михаил Преториус (1571 или 1572—1621). Немецкая светская полифоническая песня XVI века, ее особенности.

Своеобразие музыкального быта немецких городов. Мейстерзингеры и их искусство. Ганс Сакс (1494—1576).

Понятия: строгий стиль, месса, мадригал, мотет.



Тема 9. Музыкальная культура эпохи барокко. Итальянские оперные школы. Оперные школы стран Европы. Развитие инструментальных жанров. Значение эстетики античности, обращение к классической древности. Роль гомофонии. Развитие и закрепление ладотональных функций гармонии. Дальнейшее развитие полифонии. Монодия. Расцвет искусства сольного пения. Возникновение оперы. Отражение в ней гуманистических идеалов позднего Возрождения. Многообразные истоки музыкального театра в различных национальных школах.

Роль жанров кантаты и оратории. Дальнейшее развитие бытовой инструментальной музыки. Формирование новых жанров сюиты, сонаты, симфонии, увертюры, концерта для оркестра и сольного концерта. Новые формы музыкально-исполнительской практики.

Музыкальная культура Италии. Историческая обстановка, передовые эстетические взгляды, их влияние на музыкальную жизнь в стране.

Итальянская опера: ее зарождение, истоки, идейное содержание лучших опер. Якопо Пери (1561—1633), Джулио Каччини (ок. 1550—1618). и др. Античная мифологическая основа сюжетов. Художественный синтез поэзии, музыки и сценического действия. Речитативный стиль пения. Музыкально-драматическая композиция ранних итальянских опер.

Клаудио Монтеверди (1567—1643) Важнейшие этапы его творческой эволюции, основные жанры музыки.

Мадригалы, их значение в формировании нового вокально-драматического стиля. Эволюция оперного творчества К. Монтеверди. Венецианская опера после К.Монтеверди: Франческо Кавалли (1602—1676), Марко Антоиио Чести (1623—1669).

Алессандро Скарлатти (1659—1725) и его роль в создании оперы-сериа в Италии. Зарождение мелодического стиля bel canto. Лирическая выразительность и контрастность музыки. Закрепление форм арии da capo и итальянской оперной увертюры. Развитие в Италии в XVII веке жанров оратории и кантаты параллельно с развитием оперного жанра. Композиционные особенности кантатно-ораториальных жанров. Виднейшие представители: Эмилио Кавальери (?—1602), Джакомо Кариссими (1605—1674).

Инструментальная музыка в Италии в XVII—XVIII веках. Джироламо Фрескобальди (1583 — 1643). Вариационный ричеркар Дж. Фрескобальди как непосредственный предшественник фуги; его роль в формировании клавирной сюиты. Распространение лютни, гитары и клавичембало в музыкальном быту. Выдвижение сольных смычковых и духовых инструментов в связи с усилением роли мелодического начала.

Сонатно-концертные жанры XVII — начала XVIII веков: сонаты da chiesa и da camera, concerto-grosso. Роль в развитии этих жанров композиторов-скрипачей: Арканджело Корелли (1653—1713), Антонио Вивальди (ок. 1677—1741), Джузеппе Тартини (169?—1770). Расцвет камерного и концертного исполнительства. Первые концертные организации в Италии.

Музыкальная культура Франции. Абсолютизм во Франции. Эстетика классицизма, ее влияние на театр, в том числе музыкальный; развитие балета.

Жан Батист Люлли (1632—1687)—создатель французской национальной оперы. Закрепление особенностей театральной декламации в сольных вокальных партиях. Роль хоров, прологов, балета. Оркестр Ж- Б. Люлли. Французская оперная увертюра. Значение творчества Ж. Б. Люлли для последующего развития французского музыкального театра. Новые эстетические и этические тенденции в трактовке мифологических сюжетов в оперно-балетных партитурах Жана Филиппа Рамо (1683—1764). Сохранение общих стилистических традиций лирической трагедии Ж. Б. Люлли. Поиски новых красочных оркестровых средств. Ж- Ф- Рамо —композитор, выдающийся теоретик («Трактат о гармонии») и исполнитель.

Бытовые жанры французской музыки; их связь с народным творчеством. «Куртуазные песни» и лютневая музыка XVII века. Клавесинная музыка XVII—XVIII веков. Франсуа Куперен (1668—1733), Ж. Ф. Рамо.

Музыкальная культура Англии. Влияние буржуазной революции 1649 года на духовную жизнь в стране. Усиление иностранных влияний в искусстве, распространение новых европейских музыкальных жанров.

Генри Перселл (1659—1695) —крупнейший национальный с английский композитор. Широкий охват вокальных и инструментальных жанров. Связь с традициями английской песенно-хоровой культуры. Антемы, театральная музыка, опера «Дидона и Эней», инструментальные сочинения. Снижение уровня английского национального музыкального искусства после смерти Г. Перселла. Деятельность в Англии в XVIII веке крупных иностранных музыкантов Г. Генделя, И. Кр. Баха и др. Первые публичные концерты в Англии.

Музыкальная культура Германии, ее активизация в первой половине XVIII века. Немецкая народная песня и инструментально-танцевальная музыка в условиях городского быта XVII—XVIII веков. Общественное положение немецких композиторов. Общие для них творческие установки.

Генрих Шютц (1585—1672). Кантаты, пассионы, оратории, «Духовные симфонии» Г. Шютца. Органисты в Германии — предшественники И. С. Баха: С. Шейдт, И. Пахельбель, Г. Бем, Д. Букстехуде и др.

Понятия: опера, увертюра, ария, речитатив, опера-seria, опера-buff.

Тема 10. Творчество Г.Ф. Генделя. Творчество И.С.Баха.

Георг Фридрих Гендель (1685—1759). Роль его творчества в развитии музыкальной культуры Германии и Англии. Его исполнительская деятельность.

Оперное творчество Г. Генделя. Оратории Генделя. Их сюжеты, идеи, монументальный героический характер. Черты театральности. Различные типы генделевских ораторий. «Иуда Маккавей», «Мессия», «Иевфай» «Самсон»,— их структура; роль хоров, арий, речитативов,оркестровых эпизодов.

Основные жанры инструментальной музыки Генделя. Особая роль concerto grosso, органного концерта. Произведения, предназначенные для исполнения на открытом воздухе («Музыка для фейерверка», «Музыка для прогулки на воде» Полифония Г. Генделя, ее гармоническая основа; близость мелодики к бытовым английским песням, танцам и маршам.

Историческое значение творчества Генделя, его роль в дальнейшем развитии мировой музыки. Русская и зарубежная литература о Генделе,

Иоганн Себастьян Бах (1685—1750) — великий классик немецкой и мировой музыки. Наследие И. С. Баха и современность.

Творческий путь И. С. Баха, его работа как композитора и исполнителя — органиста, клавириста, дирижера, педагога. Музыкальный стиль И. С. Баха. Особенности мелодики, ее интонационная выразительность, связи с немецкой песенностью, с протестантским хоралом. Органический синтез полифонического и гармонического начал.

Вокально-инструментальные жанры в творчестве И. С. Баха. Духовные и светские кантаты, оратории, пассионы, мессы, Магнификат — в новое в принципах композиции; роль хора, арии, речитатива, хоралов, оркестра. Народно-бытовые черты светских кантат («Кофейная кантата», «Крестьянская кантата». «Страсти» (по Матфею, Иоанну), Mecca h-moll. Инструментальная музыка И. С. Баха, ее основные жанры. Музыка для клавира. «Хорошо темперированный клавир» — круг образов, особенности композиционной структуры, соотношение прелюдий и фуг. «Хроматическая фантазия и фуга», ее образное содержание, особенности музыкального языка. Клавирные сюиты (французские, английские), партиты — связь с бытовыми музыкальными прообразами; черты нового в трактовке цикла сюиты. Концерты для клавира с оркестром; сольный «Итальянский концерт». Жанры органной музыки И, С. Баха, ее монументальность, импровизационная свобода. Обработки хоралов, их типы, выразительные средства.

Скрипичные и виолончельные сонаты и партиты (solo): принципы цикличности, разнообразие в использовании выразительных и технических возможностей инструмента. Скрипичные концерты.

Оркестровые концерты и сюиты И. С. Баха. Бранденбургские концерты — их образы, строение цикла, принципы тематического развития. Роль баховских оркестровых концертов в подготовке классического симфонизма. Поздние произведения И. С. Баха («Искусство фуги» др.), их особенности. Русские и зарубежные композиторы-классики о И. С. Бахе. Русская и зарубежная литература о И. С. Бахе.

Понятия: оратория, кантата, сюита, кончерто grosso, единовременный контраст, малый цикл, музыкальная семантика.

Тема 11. Музыкальная культура XVIII века. Итальянская опера-buff, французская комическая опера. Становление классического симфонизма. Значение национальных школ в развитии инструментальной музыки: итальянской, австрийской, французской, чешской

Расширение идейно-эстетического кругозора композиторов XVIII века. Их стремление к воплощению общественно значимых идей. Выдвижение новых проблем в музыкальной эстетике, их острополемическая постановка как проявление расту щего осознания социальной роли музыки.

Идейно-художественный кризис итальянской оперы-сериа и зарождение нового демократического жанра оперы-буфф. Проявления в различных национальных условиях общих идейно-художественных тенденций, выражающих идеологию «третьего сословия». Обогащение интонационного строя оперной музыки через народную песню (крестьянскую и городскую). Итальянская опера-буффа, ее истоки и основные этапы развития. Характерные особенности сюжетов. Связь с народной музыкой. Новый тип речитатива. Особенности развития действия и музыкальной композиции; принципы тематического развития. Основные вокальные формы, особенности оркестра. Джованни Перголези (1710—1736) и его опера «Служанка-госпожа» как классический образец оперы-буффа.

Усиление черт чувствительности, лирического начала в опере второй половины XVIII века. Н. Пиччини, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза. Возросшая роль ансамблевых сцен и финалов. Б. Галуппи.

Французская комическая опера. Народные ярмарочные театры, водевильные напевы как ее ранние истоки. Роль А. Р. Лесажа и Ш. С. Фавара в развитии нового музыкально-театрального жанра. Бытовые и социально-обличительные черты сюжетов. Французская песня как основа интонационного содержания. Разговорный диалог, куплетно-строфическое строение арий, жанрово изобразительное использование оркестра.

Жан Жак Руссо (1712—1778). Его опера «Деревенский колдун» и утверждение во французской музыке нового романсового мелодического склада. Сборник песен «Утешение в скорбях моей жизни». «Война буффонов» в Париже.

Франсуа Даникан-Филидор (1726—1795) —представитель сатирического бытового направления во французской комической опере. Пьер Монсиньи (1729—1817) —композитор лирико-патетического и сентименталистского направления во французской комической опере. Его опера «Дезертир». Андре Гретри (1741—1813)—классик французской комической оперы предреволюционного периода («Ричард Львиное Сердце»). Оперы А. Гретри на революционные темы («Республиканская избранница», «Вильгельм Телль»). Передовые эстетические взгляды А. Гретри, изложенные в его «Мемуарах». Плодотворное воздействие реалистических завоеваний комической оперы на дальнейшее развитие музыкального театра.

XVIII век — новый период инструментальной музыки. Становление и утверждение классического симфонизма. Традиции национальной культуры как основа классического стиля в инструментальном творчестве и исполнительстве XVIII века. Расширение концертной практики. Возникновение публичных концертных организаций в крупнейших культурных центрах Европы. Новый характер исполнительства; его связь с композиторской практикой.

Разработка принципов сонатного развития как выдающееся завоевание инструментализма XVIII века. Строение циклического произведения классического типа. Формирование классического состава симфонического оркестра.

Ведущее значение в развитии инструментальной музык, середины XVIII века национальных школ: итальянской-клавирное творчество Доменико Скарлатти (1685—1757) симфонии Джованни Саммартини (около 1701—1775), сонаты и концерты Джузеппе Тартини (1692—1770); творчество сыновей И. С. Баха — Вильгельма Фридемана Баха (1710—1784), Карла Филиппа Эммануила Баха (1714-1788) и Иоганна Кристиана Баха (1735—1782); австрийской — симфонии Георга Маттиаса Монна (1717—1750), Георга Кристофа Вагензейля (1715—1777); французской — прозведения Франсуа Жозефа Госсека (1734—1829); чешской - творчество Яна Стамица (1717—1757)—главы мангеймской каппелы. Роль различных национальных культур в подготовке и формировании жанров инструментальной музыки венской классической школы.

Чехия. Усиление национального движения в Чехии к середине XVIII века в борьбе против габсбургской монархии. Традиции национального демократического музицирования и широкое развитие музыкальных капелл в городах. Чехия — «консерватория Европы». Композиторы: Ян Зеленка (1679-1745), Богуслав Черногорский (1684—1742). Значение в развитии инструментальной музыки XVIII века симфонической школы, созданной чешскими композиторами в Мангейме: Яном Стамицем, Франтишеком Рихтером (1709—1789), Антоном Фильцем (1730—1760) и др. Характерные музыкальные образы, особенности тематизма, принципов развития и формы; строение симфонического цикла. Оркестр. Новаторство динамической манеры музыкального исполнения. Влияние школы Яна Стамица на творчество И. Кр. Баха, В. Моцарта и других композиторов.

Австрия. Многонациональный характер музыкальной культуры Австрии. Роль песенно-танцевальной практики и бытовой музыки. Вена — один из крупнейших музыкальных центров Европы второй половины XVIII века. «Музыкальные академии». Их разнообразный репертуар. Ранневенская школа (Г. М. Моин, Г. К- Вагензейль). Связь инструментальных циклов с жанрами серенад и кассаций, с оперной музыкой. Интенсивная музыкально-театральная жизнь Вены. Развитие австрийского зингшпиля. Игнац Умлауф (1746—1796), его зингшпиль «Рудокопы» (1778).

Понятия: сентиментализм, буффоны, зингшпиль

Тема 12. Венская классическая музыкальная школа: К.В.Глюк, Ф. Й.Гайдн, В.А.Моцарт.

Формирование во второй половине XVIII века венской классической музыкальной школы. Демократические идеи венских музыкальных классиков: К. Глюка, Й. Гайдна, В. Моцарта. Их связь с философией эпохи Просвещения и литературным движением «Бури и натиска». Претворение народной песенности и жанров народно-бытовой музыки в музыкальном тематизме: расцвет гомофонного стиля и богатство полифонического письма. Высокое профессиональное мастерство, логическая завершенность формы. Новаторство в оперной и сонатно-симфонической драматургии.

Кристоф Виллибальд Глюк (1714—1787). Значение искусства К. Глюка в истории развития оперы. Первые новые музыкальные драмы — «Орфей» и «Альцеста». К. Глюк в Париже. Оперы парижского периода — «Ифигения в Авлиде», «Армида», «Ифигения в Тавриде». Борьба «глюкистов» и «пиччинистов».

Эстетические взгляды К. Глюка, их связь с идеями французских энциклопедистов. Принципы оперной драматургии. Отражение в зрелых операх К. Глюка тем морального подвига, самопожертвования личности; героико-трагические конфликты, гражданские мотивы. Интонационное обновление и драматизация вокальных партий. Многообразная трактовка ариозных форм. Роль хора, балета, оркестра. Образно-тематическая связь увертюры с содержанием оперы. Общая музыкально-драматургическая планировка сцен и действия. К. Глюк — режиссер оперного спектакля. Историческое значение его оперного творчества для дальнейшего развития музыкального театра. Классики русского и зарубежного музыкального искусства о творчестве К. Глюка.

Франц Йозеф Гайдн (1732—1809). Основные черты искусства Й. Гайдна: связь с народной музыкой, конкретность музыкальных образов и тем, жанровая характерность. Роль симфонии и квартета в творчестве И. Гайдна. Их интонационные и жанровые истоки. Кристаллизация музыкального тематизма, его разработка. Особенности классических форм. Соотношение частей цикла. Главенство гомофонно - гармонического стиля. Формирование классического состава симфонического оркестра.

Эволюция творчества Й. Гайдна. Усиление драматического начала в позднем творчестве, новые черты музыкального языка.

Богатство образного содержания гайдновских сонат для фортепиано, сольных концертов, различных ансамблей. Отражение в сольных песнях Й. Гайдна общих демократических тенденций развития лирики в формах домашнего музицирования.

Оратории Й. Гайдна: «Времена года» и «Сотворение мира». Их сюжет, общее строение и музыкальный язык. Черты народности и реализма. Развитая партия оркестра. Исполнение гайдновских ораторий в России. Русская и зарубежная литература о Гайдне.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791)—великий классик австрийской и мировой музыки. Идейно-образное содержание творчества. Исключительное жанровое многообразие его музыки. Эстетические взгляды В. Моцарта, его творческие принципы.

Реализм музыкального языка; красота и богатство мелодики. Высокохудожественное претворение народных интонаций. Принципы мотивно-тематического развития. Плодотворное взаимопроникновение гомофонно-гармонического и полифонического начал. Контрастно-конфликтная драматургия музыкальной формы.

Оперное творчество, его выдающееся реформаторское значение, идейная связь с движением «Бури и натиска». Индивидуальное претворение сложившихся оперных жанров. Богатство выражения духовного мира героев, индивидуализация характеров, их динамическое развитие в музыкальной драматургии. Виды арий как средства конкретизации образов, роль ансамблей и финалов актов. Оркестр, принципы симфонического развития. Различные типы увертюр. Высшие оперные достижения В. Моцарта: «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Особенности жанра и музыкальной драматургия этих произведений.

Инструментальная музыка В. Моцарта. Ее образно-композиционное единство с оперным творчеством композитора. Новые черты инструментальных циклов. Последние симфонии В. Моцарта как новый этап в развитии симфонизма, особенности их музыкально-драматургических концепций. Эволюция жанра концерта. Камерно-инструментальные сочинений В. Моцарта. Особенности квартетного стиля. Фортепианные произведения и значение их в развитии пианизма и фортепианной музыки. Бытовые инструментальные ансамбли (дивертисменты, серенады). Песни для голоса с сопровождением, концертные арии.

Выдающееся философское и художественное значение Реквиема.

Наследие В. Моцарта в мировой музыкальной культуре. Русская и зарубежная литература о В. Моцарте.

Понятия: оперная реформа, сквозное развитие, сонатно-симфонический цикл, симфонизм, народно-жанровый тип симфонизма, лирико-драматический тип симфонизма.

Тема 13. Музыкальная культура Франции периода революции 1789 года

Музыкальное искусство в период революции. Новые черты музыкальной жизни и быта Парижа. Музыка на гражданских празднествах, в революционной армии. Демократизация музыкального образования; основание Парижской консерватории.

Общая характеристика музыкального творчества. Классицизм конца XVIII века, его новые революционные черты. Роль героических образов, антидворянской и антиклериакальной тематики. Особенности музыкального стиля: простота, плакатность, героическая монументальность.

Понятия: героическое в музыке.



Тема 14. Творчество Л.Бетховена.

Творческий путь Л.Бетховена. Историческая обстановка, оказавшая влияние на становление личности композитора. Фортепианное творчество. Сонаты №№ 8,14, 17, 21, 23. Своеобразие их концепций. Обзор симфонического творчества Л.Бетховена, Его эволюция. Симфония №5: концепция, этапы становления идей. Краткая характеристика других жанров творчества композитора. Бетховен и романтизм.

Понятия: героико-драматический тип симфонизма, лейттема, лейтритм, обобщение через жанр.

7. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы студентов

1.Античные мифы о музыке и музыкантах.

2.Гипотезы о происхождении музыки.

3.Рыцарское музыкально-поэтическое творчество.

4.Музыкальный портрет в творчестве клавесинистов.

5.Танец в западноевропейской музыкальной культуре.

6.Понятие «классический» в музыкальном искусстве прошлого и современности.

8. Примерный перечень вопросов к зачету (второй семестр)

1. Основные понятия античной музыкальной эстетики.

2. Проблемы происхождения музыки и изучения музыкальной культуры древнейших цивилизаций.

3. Григорианский хорал. Интонационные истоки и роль в формировании европейской музыкальной культуры.

4. Ранние формы многоголосия. Проблема происхождения, жанровые особенности.

5. Рыцарское музыкально-поэтическое искусство.

6. Музыкальная культура эпохи Возрождения. Общая характеристика.

7. Нидерландская полифоническая школа. Основные этапы развития, представители, жанры.

8. Светские вокально-инструментальные жанры эпохи Возрождения. Мадригал.

9. Римская полифоническая школа. Дж. Палестрина.

10. Венецианская вокальная школа. Дж. Габриели.

11. Музыкальная культура Испании эпохи Возрождения. Антонио де Кабесон.

12. Музыкальная культура Англии эпохи Возрождения. Школа верджиналистов.

13. Музыкальная культура Германии эпохи Возрождения. Протестанский хорал.

14. Общая характеристика эпохи Барокко.

15. Зарождение и развитие оперы в Италии. Флорентийская камерата.

16. Итальянские оперные школы XVII века.

17.Инструментальные жанры эпохи Барокко. Клавирная сюита.

18. Французские оперные школы.

19. Английская опера в XVII веке.

20. Итальянская скрипичная школа. Г.Ф. Гендель. Оперное и ораториальное творчество.

21. Г. Ф. Гендель. Основные жанры инструментальной музыки.

22. И. С. Бах. Вокально-инструментальные жанры.

23. И. С. Бах. Основные инструментальные жанры.

24. Музыкальная культура эпохи Просвещения. Общая характеристика.

25. Итальянская опера буффа. Дж. Перголези. «Служанка-госпожа».

26. Французская комическая опера и ее разновидности.

27. Роль национальных инструментальных школ в развитии жанров инструментальной музыки середины и второй половины XVIII века.

28. Венская классическая музыкальная школа. Представители, эстетические принципы, жанры.

29. Оперная реформа Глюка.

30. Роль симфонии и квартета в творчестве Й.Гайдна.

31. Реформаторское значения оперного творчества В. А. Моцарта.

32. Инструментальные жанры в творчестве В. А. Моцарта.

33.Основные этапы творческого пути Л. Бетховена.

34. Симфоническое наследие и его роль в творчестве Л. Бетховена.

9. Список музыкальных произведений для прослушивания:

1. Григорианский хорал, различные типы литургического интонирования.

2. Ранние формы многоголосия (органум и его виды, клаузула, кондукт, мотет).

3. Образцы рыцарской лирики.

4. Музыка композиторов нидерландской полифонической школы (Ж.Беншуа, Ж.Депре, О.ди Лассо, Г.Изаак и др.)

5. Мадригалы эпохи Возрождения (К.Монтеверди, Дж. ди Веноза, К.Жаннекен и др.).

6. Оперы итальянских композиторов XVII века (К. Монтеверди, Дж.Каччини, Я.Пери, М Чести, Ф.Кавалли, А.Скарлатти).

7. Оперы английских, французских и немецких композиторов XVII века.(Г.Перселл, Ж.Б.Люлли, Р.Кайзер).

8. Оперы европейских композиторов XVIII века. (Дж.Перголези, Г.Ф.Гендель, Ж.Ф.Рамо, К.В.Глюк, Дж.Пиччини и др.).

9. Инструментальная музыка XVII века (Дж.Фрескобальди, И.Пахельбель, Д.Букстехуде, английские верджиналисты, французские клавесинисты, С.Шейдт и др.). Творчество Г.Шютца (вокально-инструментальные сочинения).

10. Творчество И.С.Баха (мессы, пассионы, кантаты, магнификат, клавирные и органные сочинения).

11. Творчество Г.Ф.Генделя (оперы, оратории, клавирные, органные и оркестровые сочинения).

12. Инструментальная музыка предклассического периода (мангеймская школа, А.Корелли, А.Вивальди, Д.Скарлатти, сыновья И.С.Баха).

13. Творчество Й.Гайдна (симфонии, камерные ансамбли, оратории, клавирные сочинения).

14. Творчество В.А.Моцарта (симфонии, камерные ансамбли, вокально-инструментальные сочинения крупной формы, оперы, клавирные сочинения).

15. Творчество Л.Бетховена (симфонии, камерные ансамбли, вокально-инструментальные сочинения крупной формы, опера, клавирные сочинения).



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Гуревич, Е.Л. История зарубежной музыки : популярные лекции : учеб. пособ. для вузов / Е.Л. Гуревич.  2000.

  2. Кунилова, Н. А. Методические рекомендации по истории зарубежной хоровой музыки / Н. А. Кунилова – 2008.

  3. Шорникова, М. И. Десять страниц из истории музыки / М. И. Шорникова.  2010.

  4. Форкель И. Н. О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастиана Баха / И. Н.Форкель.  2008.

  5. Акопян, Л. О. Моцарт / Л. О. Акопян.  2006.

Дополнительная литература:

  1. Левик, Б. В. История зарубежной музыки / Б. В. Левик. Вып.2 : Вторая половина XVIII века.  1974.

  2. Конен, В.Д. История зарубежной музыки. Вып.3 / В.Д. Конен.  1989.

  3. Асафьев, Б.В. Критические статьи, очерки и рецензии / Б. В.Асафьев.  1967.

  4. Бах : «Страсти по Иоанну».  2008.

  5. Вивальди : Времена года.  2009.



Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальности 050601. 65 «Музыкальное образование»
354.06kb.

04 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии направление 070100. 62 «Музыкальное искусство»
300.53kb.

13 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество. Оркестровые народные инструменты»
320.59kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 070101. 65 «Инструментальное исполнительство. Фортепиано»
79.79kb.

26 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество»

Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист

372.48kb.

24 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 071301. 65 «Народное художественное творчество»

Составитель: Л. Ю. Лешукова, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства тгакист

744.34kb.

24 09 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 050601. 65 Музыкальное образование

Академическое пение 070100. 62 Инструменты эстрадного оркестра 070100. 62 Оркестровые струнные инструменты 070105. 65 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижиров

296.84kb.

28 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.