Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Министерство культуры России

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии
«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор института _______________ Л.В. Дёмина

«__» ______________2011г.


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Постановка музыкального спектакля»

Для студентов специальности 070100.62

«Музыкальное искусство»

ФТД 1.


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы Е.В.Орлова

«__» _____________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры АИ протокол №__

от ____________2011г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ

Объем ____стр.

Зав.кафедрой АИ Архипов В.В.

«___»____________2011г.


Рассмотрено на заседании УМК ИИ и НХТ протокол №__

От ______________2011г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК Петрова В.В.

«__» ____________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Директор научной библиотеки ТГАКИиСТ Соколова Н.П.

«___»_____________2011г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Институт музыки, театра, хореографии



Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Постановка музыкального спектакля»

Для студентов специальности 070100.62

«Музыкальное искусство»

ФТД 1



АННОТАЦИЯ
Направление подготовки (специальность) – вокальное искусство
Профиль подготовки (специализация) – академическое пение
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Форма обучения - очная
Срок освоения ООП - 4 года

Заведующий кафедрой актёрского искусства Архипов Валерий Викторович
Преподаватель - разработчик Орлова Елена Викторовна

В результате изучения учебной дисциплины «Постановка музыкального спектакля» обучающиеся должны:


Знать: исторические условия создания оперы.
Уметь: ориентироваться в драматургии оперы, выявлять

идею-концепцию, основной конфликт, драматургическую линию, основные образы и их развитие в опере( в музыкальном спектакле), делить музыкальное произведения на эпизоды , уметь различать жанры оперного искусства.


Владеть: навыками разбора оперного произведения.

Программой учебной дисциплины предусмотрены

следующие виды учебной работы:



Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

60

В том числе:




Лекции (Л)




Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)

34

Лабораторные работы (ЛР)

-

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

26

Вид промежуточной аттестации

(зачет/экзамен)

зачет

Общая трудоемкость освоения учебной дисциплины составляет:


1,6 зачетных единицы, 60 часов.
1.
СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка_____________________________ 4


2. Тематический план ________________________________ 5
3. Содержание дисциплины___________________________ 6

4. Требования к конечному уровню освоения

студентом дисциплины «Постановка музыкального

спектакля»________________________________________6

5. Критерии оценки ___________________________________ 7

6. Примерный репертуарный список _____________________ 7


7. Список рекомендуемой литературы

(основная и дополнительная) ____________________13

2. Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс дисциплины «Постановка музыкального спектакля» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070100.62 «Вокальное искусство» и является единым для всех форм обучения.

Учебно-методический комплекс составлен на основе:

- профессионального опыта составителя.

Искусство музыкального (оперного) спектакля прочно вошло в мировую художественную культуру и в настоящее время является одним из важнейших критериев цивилизованности общества. Продолжает расти количество вновь открываемых оперных и музыкальных театров

Целью дисциплины «Постановка музыкального спектакля» является воспитание профессионального певца-актера, отвечающего многообразным требованиям современного оперного и музыкального театра, умеющего практически применять обширные историко-теоретические знания для создания полноценного и художественного образа спектакля.

Дисциплина «Постановка музыкального спектакля» является завершающей стадией обучения студентов музыкально – актёрскому образованию, поэтому на момент изучения дисциплины студент имеет знания и опыт работы, накопленный во время учебы в ВУЗе.

Дисциплина «Постановка музыкального спектакля» состоит из одного раздела:

– оперный клавир как источник сценического образа;

Дисциплина «Постановка музыкального спектакля» опирается на такие дисциплины как «Основы актерского мастерства и сценической речи», а также на весь комплекс музыкально-теоретических дисциплин.

Основу обучения студента составляют практические занятия, способствующие освоению и закреплению знаний, умений и навыков, развитию способностей.

За время изучения дисциплины «Постановка музыкального спектакля» студент должен:

-знать: исторические условия создания оперы.

-уметь: ориентироваться в драматургии оперы, выявлять

идею-концепцию, основной конфликт, драматургическую линию, основные образы и их развитие в опере( в музыкальном спектакле), делить музыкальное произведения на эпизоды , уметь различать жанры оперного искусства;



-владеть: навыками разбора оперного произведения;

Дисциплина «Постановка музыкального спектакля» изучается в течение седьмого семестра, в объеме 60 часов, в том числе 34 часа аудиторных практик и 26 часов самостоятельной работы студента. Завершается изучение дисциплины зачётом на 7 семестре.

В процессе работы по дисциплине «Постановка музыкального спектакля», студент приобретает опыт практической работы с драматургическим материалом и может реализовать его в своей дальнейшей профессиональной работе.

Материалы, на основании которых составлен учебно-методический комплекс:

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 070100.62 «Музыкальное искусство»;

3.Тематический план дисциплины

«Постановка музыкального спектакля»


Наименование разделов и тем дисциплины

Объем учебной нагрузки в часах

Всего

Практические

Самостоятельная

работа студента



Раздел I. Оперный клавир как источник сценического образа

60

34

26

1.1. Оперное искусство как синтетический вид творчества.

10

10

2

1.2. Методика исследования оперного клавира

20

8

8

1.3. Прослушивание звукозаписи как метод исследования клавира

10

8

8

1.4. Анализ клавира как составная часть построения художественного образа

20

8

8





















































































ВСЕГО:

60

34

26

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Постановка музыкального спектакля»



Раздел I. Оперный клавир как источник сценического образа

Тема 1.1. Оперное искусство как синтетический вид творчества

Понятие оперного искусства. Структура оперы.

Жанры оперного искусства.

Тема 1.2. Методика исследования оперного клавира

Оперный клавир как носитель авторского замысла. Исторические условия создания оперы. Драматургия оперы: идея-концепция, основной конфликт, драматургическая линия, основные образы и их развитие в опере, взаимоотношение действующих лиц. Деление музыкального произведения на эпизоды (смысловые эпизоды должны совпадать с частями музыкальной формы).



Тема 1.3. Прослушивание звукозаписи как метод исследования клавира

аудио- и видеозаписи как носители интерпретационных концепций. Сравнительный анализ звукозаписи как метод исследования оперного спектакля.

Тема 1.4. Анализ клавира как составная часть построения художественного образа. Мелодико-гармонический анализ партии. Жанрово-стилистические особенности партии. Либретто оперы и специфика перевода с языка оригинала. Текст и подтекст. Форма как средство донесения смысла до слушателя.

5. ТРЕБОВАНИЯ к конечному уровню освоения студентом дисциплины



«Постановка музыкального спектакля» .

Седьмой семестр. В течение семестра студент должен подготовить 1 – 2 фрагмента оперного спектакля с показом их на зачёте.

6.Критерии оценки.

Знания и навыки студентов оцениваются по пятибалльной системе:

Оценка «5» - студент полноценно выполняет поставленные задачи педагога, отчитывается в зависимости от того, какие требования предъявляются к нему в семестре , посещает все лекции и практические занятия, проявляет себя творчески состоятельной личностью.

Оценка «4»- - студент полноценно выполняет поставленные задачи педагога, отчитывается в зависимости от того, какие требования предъявляются к нему в семестре, посещает все лекции и практические занятия.

Оценка « 3»- студент удовлетворительно выполняет поставленные задачи педагога, но не в полной мере выполняет те требования, которые предъявляются к нему в семестре, пропускает занятия.

Оценка «2»- студент не может полноценно выполнить поставленные задачи педагога, не посещает лекции и практические занятия.

Студент, не явившийся на зачёт, не аттестуется по дисциплине «Постановка музыкального спектакля».

7. Примерный репертуарный список

сцены и отрывки из опер


Верди Дж.

Сцена Джильды и Джованны (до прихода Герцога) из II действия оперы «Риголетто»



Гречанинов А.

Речитатив и первая часть первой песни Алеши Поповича из I действия оперы «Добрыня Никитич»



Гуно Ш.

Речитатив и песня пажа Стефано (включая первые фразы сцены с Грегорио) из III действия оперы «Ромео и Джуль­етта»



Даргомыжский А.

Сцена Княгини и Ольги из 1-й картины III действия оперы «Русалка»



Мейтус Ю.

Сцены прощания Клавы с Ваней, Матери с Олегом, встреча Валько с Олегом из I действия оперы «Молодая гвардия»



Мусоргский М.

Сцена Ксении и Мамки (до песни о комаре) из II действия оперы «Борис Годунов»

Сцена Хиври (до пробуждения Черевика) из II действия оперы «Сорочинская ярмарка»

Пуччини Дж.

Вступление и речитатив Анжелотти из I действия оперы «Тоска»

Сцена Чио-Чио-Сан и Сузуки и Колыбельная из III дейст­вия оперы Мадам Баттерфляй».

Римский-Корсаков Н.

Выход и сцена Марфы, Дуняши и Петровны (до арии Мар­фы) из II действия оперы «Царская невеста»

Первые два куплета песни Левко, выход и речитатив Ганны из I действия оперы «Майская ночь»

Соколовский М.

Отрывки (по выбору) из комической оперы «Мельник — колдун, обманщик и сват»



Чайковский П.

Речитатив Оксаны (до арии) из 2-й картины оперы «Чере­вички»

Сцена Лизы и Елецкого (до арии) из II действия (3-й кар­тины) оперы «Пиковая дама»

Шантырь Г.

Сцена Клавы и Вальки из 4-й картины оперы «Город юно­сти».


Бетховен Л.

Дуэт Марселины и Джоакино из I действия оперы «Фиделио»



Бородин А.

Сцена князя Игоря и Овлура из II действия оперы «Князь Игорь»



Верди Дж.

«Мадригал» из I действия оперы «Ромео и Джульетта»



Дзержинский И.

Сцена и дуэт Лушки и Давыдова из III действия оперы «Поднятая целина»



Доницетти Г.

Сцена и дуэт Норины и Малатесты из оперы «Дон Паскуале»



Молчанов К.

Сцена Васкова и Лизы Бричкиной из II части оперы «Зори здесь тихие» Моцарт В.

Речитатив и дуэттино Церлины и Дон Жуана из I акта, оперы «Дон Жуан»

Два дуэта и речитативы Фигаро и Сюзанны (до каватины) из I акта оперы «Свадьба Фигаро»



Николаи О.

Дуэт Миссис Форд и Миссис Пэдж из I акта оперы «Виндзорские проказницы»



Перголези Д.

1-я картина оперы «Служанка-госпожа»



Прокофьев С.

Сцена Фроси, Миколы и Семена из I действия оперы «Семен Котко»



Пуччини Дж.

Сцена Чио-Чно-Сан и Сузуки (кончая моноголом Чио-Чио-Сан) из II

действия оперы «Мадам Баттерфляй»

Римский-Корсаков Н.

Пролог из оперы «Сказка о царе Салтане»

Сцена и дуэт Вашека и Маженки из II действия оперы

«Проданная невеста»



Чайковский П.

Интермедия «Искренность пастушки» (без хоровых сцен)

из II действия оперы «Пиковая дама»

Сцена Иоланты с подругами и Мартой (кончая колыбель-

ной) из оперы «Иоланта»

Чимароза Д.

Сцены из I акта оперы «Тайный брак» (по выбору).



Шебалин В.

Две серенады и сцена Гортензио и Люченцио из I действия,

сцена Петруччио, Катарины и Портного из III действия

оперы «Укрощение строптивой»



Визе Ж.

Песня Надира, сцена и дуэт Надира и Лейлы из II акта

оперы «Искатели жемчуга»

Верди Дж.

Речитатив и ария принца Карлоса, сцена его встречи и

дуэт принца Карлоса и принцессы Елизаветы из пролога

оперы «Дон Карлос»



II акт оперы «Травиата» (целиком или отдельные сцены)

Гайдн И.

Одноактная опера «Аптекарь» (отдельные картины или вся

опера).

Гуно Ш.

Сцена расставания Ромео и Джульетты из IV акта оперы

«Ромео и Джульетта», Квартет и дуэт из II акта оперы «Фауст»

Данькевич К.

Сцена Богуна, Лизогуба и Гелены из III действия оперы

«Богдан Хмельницкий»

Даргомыжский А.

I действие из оперы «Русалка» (без хоровых сцен)

2-я картина «Ужин у Лауры» из оперы «Каменный гость» Дзержинский И.

Сцена Аксиньи и Натальи, сцена Аксиньи и Листницкого

из 4-й картины II действия оперы «Тихий Дон»

Кабалевский Д. 7-я картина из IV акта оперы «Семья Тараса»

Кужамьяров К.

Сцены из III действия оперы «Назугум»



Массне Ж.

III акт оперы «Вертер»



Мейтус Ю.

Сцена Марии Александровны и Обер-прокурора из II дей­ствия оперы «Братья Ульяновы» 1-я картина II действия из оперы «Молодая гвардия»



Моцарт В.

I акт из оперы «Свадьба Фигаро»

Сцены из I акта оперы «Дон Жуан» (кончая смертью

Командора или включая дуэт донны Анны и дона Оттавио)



Мусоргский М.

Сцены Хиври и Черевика, Хиври и Поповича из II действия

оперы «Сорочинская ярмарка»

Сцена в корчме из оперы «Борис Годунов»

Первая сцена из II действия (кончая уходом Марфы) из оперы «Хованщина»

Николаи О.

1-я картина II акта (сцена в таверне) из оперы «Виндзорские проказницы»



Прокофьев С.

4-я картина из оперы «Обручение в монастыре»



Пуччини Дж.

III акт из оперы «Богема» (с выхода Мими)



Римский-Корсаков Н.

Пролог «Вера Шелога» к опере «Псковитянка»

3-я картина из оперы «Садко»
Россини Д.

Ария Розины, сцена и дуэт Розины и Фигаро из II акта

оперы «Севильский цирюльник»

Спадавеккиа А.

3-я картина «У Даши» из оперы «Огненные годы»



Хренников Т.

Сцена Аксиньи и ее сыновей из 2-й картины I действия оперы «В бурю»



Чайковский П.

II действие из оперы «Черевички»


Шантырь Г.

Сцена Кати и Ромашова, сцена Ромашова и Николая Антоновича из оперы «Два капитана»



Шебалин В.

Ариозо Петруччио и сцена Петруччио и Катарины из II действия оперы «Укрощение строптивой».


8.Библиографический список
- основной:

  1. Богатырев, В. Ю. Актер и роль в оперном театре : учеб. пособие / В. Ю. Богатырев. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2008. – 256 с.

  2. Гозенпуд, А. А. Оперный словарь : справочное издание / А. А. Гозенпуд. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Композитор, 2005.

  3. Классические русские оперы: либретто / сост. Г. М. Сергеева. - Ростов на Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-запад, 2007.

  4. Сабинина, М. Д. Взаимодействие музыкального и драматического

театров в ХХ веке: монография / М. Д. Сабинина. – Москва:

Композитор, 2003.



- дополнительный:

  1. Ансимов, Г. П. Лабиринты музыкального театра ХХ века / Г. П. Ансимов. - Москва : РАТИ-ГИТИС, 2006. – 183 с.

  2. Мугинштейн, М. Л. Хроника мировой оперы. 1600–1850 / М. Л. Мугинштейн; ред. М. В. Борисова. – Екатеринбург : У-Фактория, 2005. – 639 с. + ил.

  3. Холопова, В. Н. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям: научное издание / В. Н. Холопова. – Москва: Композитор, 2001.

9. Материально-техническое обеспечение .



  • Аудитория

  • Столы, стулья

  • Экран

  • Проектор

  • Ноутбук

  • Проигрыватель CD, DVD

  • Фортепиано


10. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов.
Студенты, используя медиа возможности колледжа и института, могут находить в интернете необходимую им информацию по предмету, схемы. Ориентироваться на работы ведущих оперных певцов, для того, чтобы сложить свои впечатления о профессиональной деятельности оперного театра. Студентам также необходимо посещать спектакли во время гастролей оперных театров страны и мировых исполнителей.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Постановка музыкального спектакля»

В результате изучения учебной дисциплины «Постановка музыкального спектакля» обучающиеся должны

159.09kb.

05 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольны

359.69kb.

15 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «экономическая информатика» Направление подготовки

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дип

511.55kb.

16 12 2014
6 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов факультета удмуртской филологии Ижевск 2008 удк ббк

Компьютерные технологии в филологии. Учебно-методический комплекс по дисциплине. Ижевск, 2008. 84 с

972.52kb.

18 12 2014
11 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 «История» Сибай 2010 Учебно-методический комплекс «Источниковедение Башкортостана»

Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр

203.53kb.

15 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) «Физическая культура»

Гущин, Н. С. Баскетбол : учебно-методический комплекс по дисциплине : специальность 033100 (050720) «Физическая культура» / сост. Н. С. Гущин. – Чебоксары : Чуваш гос пед ун-т, 200

370.16kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «сенсорный анализ продовольственных товаров» часть 2 специальность: 080401. 65 «Товароведение и экспертиза товаров»

Учебно-методический комплекс предназначен для освоения программы по дисциплине «Сенсорный анализ продовольственных товаров» специальности 080401. 65 «Товароведение и экспертиза тов

1063.1kb.

04 09 2014
6 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 0502. 01 «Вокальное искусство

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе

1411.62kb.

08 10 2014
10 стр.