Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева»
Н. С. Гущин
БАСКЕТБОЛ
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Специальность 033100 (050720) «Физическая культура»
Чебоксары 2007
УДК – в ЦНТИ
ББК 75.566 я 73
Г 981
Гущин, Н. С. Баскетбол : учебно-методический комплекс по дисциплине : специальность 033100 (050720) «Физическая культура» / сост. Н. С. Гущин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 24 с.
Г. Л. Драндров, доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»;
О. А. Маркиянов, доктор пед. наук, профессор заведующий кафедрой физического воспитания ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова».
© Гущин Н. С., 2007
© ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет
им. И. Я. Яковлева», 2007
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………. |
4 |
2. ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………. |
4 |
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ……. |
6 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий…………………………... 4.2. Содержание разделов дисциплины……………………………… |
6 6 8 |
5. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………. 5.1. Рекомендуемая литература……………………………………….. 5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины………………….. |
12 12 13 |
6. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………… |
13 |
7.СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………………………… 7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий к самостоятельной работе……………………………………………….. 7.2. Примерный перечень практических умений и навыков к зачету……………………………………………………………………….. 7.3. Требования к уровню подготовки по дисциплине…………….. 7.4. Примерная тематика курсовых работ…………………………... |
14 15 19 20 21 |
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………... |
22 |
- дать студентам факультета физической культуры знания;
- научить студентов организации и проведению работы на современном уровне на различных этапах подготовки в баскетболе.
Задачи:
2. Овладеть навыками и умениями основных приемов в технике и тактике баскетбола.
3. Овладеть методикой обучения.
4. Овладеть судейскими и организационными навыками, необходимыми для ведения самостоятельной учебно-тренировочной работы по баскетболу.
усвоить знания о:
1) Выполнять на уровне двигательного умения:
- основные приемы техники перемещений в нападении и защите;
- ловлю мяча двумя руками и одной рукой;
- различные способы передач мяча одной и двумя руками;
- ведение мяча с изменением скорости и направления движения;
- броски одной и двумя руками с места, в движении, в прыжке;
- отбор, перехват, выбывание и вырывание мяча;
- комплекс технических приемов, техники перемещений и техники владения мячом в различных сочетаниях.
2) вести двустороннюю игру в баскетбол с соблюдением правил соревнований;
3) осуществлять качественный биомеханический и психолого-педагогический анализ технических приемов баскетбола;
4) планировать содержание и процесс обучения техническим приемам баскетбола;
5) создавать с помощью слова и показа у учащихся знания и представления о технике выполнения приемов баскетбола;
6) обнаруживать и исправлять двигательные ошибки при выполнении технических приемов баскетбола;
7) контролировать и оценивать качество усвоения технических приемов баскетбола;
8) критически анализировать и корректировать свою деятельность по обучению техническим приемам в баскетболе;
9) проводить урок физической культуры по баскетболу;
10) выполнять обязанности судей в поле и за судейским столом на соревнованиях по баскетболу;
11) составлять документацию для проведения соревнований по баскетболу;
12) владеть методами исследования соревновательной деятельности в баскетболе.
1) Выполнить последовательно по две остановки шагом и прыжком в сочетании с поворотами на месте, возвращаясь назад приставным шагом спиной вперед. Уверенное и правильное выполнение упражнения.
2) Передача и ловля мяча друг другу в парах в сочетании с броском сходу после двух шагов. Упражнение выполняется с атакой в начале на одно кольцо, затем на другое. Уверенное выполнение упражнения без потери мяча на средней скорости. Оба партнера должны завершить атаку точными бросками.
3) Выполнить бросок одной с места после ведения с остановкой сточек 1,2,3,4,5 – затем с точек 5,4,3,2,1. Мяч подавать не разрешается. Бросающий должен сам подобрать мяч и с ведением выйти на следующую точку. Из 10 бросков не менее 5 попаданий с дистанции 4 метра.
4) Ведение правой рукой от лицевой линии по контурам 3-х секундной зоны и внешнему кругу в левую сторону с последующим броском в движении, тоже в обратную сторону ведя мяч левой рукой. Упражнение повторить трижды. Не менее трех попаданий при правильном техническом выполнении.
5) Выполнить взаимодействие 2-х игроков «передал мяч – выходи». Уверенное выполнение упражнения. Умение действовать в нападении и защите.
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
Общая трудоемкость |
90 |
VIII |
Аудиторные занятия |
72 | |
Лекции |
6 | |
Семинарские занятия |
8 | |
Практические занятия |
30 | |
Лабораторные работы |
2 | |
Методические занятия |
10 | |
Учебная практика |
16 | |
Самостоятельная работа |
18 | |
Вид итогового контроля экзамен/зачет |
зачет |
Наименование тем |
Всего часов |
Количество часов по видам аудиторных занятий |
Самостоятельная работа (в часах) | |||||
Лекции |
Семинарские занятия |
Лабораторные занятия |
Практические занятия |
Методические занятия |
Учебная практика | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Характеристика баскетбола, как вида спорта и средства физического воспитания |
4 |
2 |
|
|
|
|
|
2 |
2. Классификация и анализ техники баскетбола |
5 |
2 |
1 |
|
|
|
|
2 |
3. Классификация и анализ тактики баскетбола |
5 |
2 |
1 |
|
|
|
|
2 |
4. Обучение технике баскетбола |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
5. Обучение тактике баскетбола |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
6. Правила соревнований по баскетболу, стритболу, мини-баскетболу |
4 |
|
2 |
|
|
|
|
2 |
7. Организационные основы баскетбола |
4 |
|
2 |
|
|
|
|
2 |
8. Измерение и оценка тренировочной и соревновательной деятельности в баскетболе |
3 |
|
|
2 |
|
|
|
1 |
9.Техника перемещений и методика обучений |
7 |
|
|
|
4 |
|
2 |
1 |
10. Техника ловли мяча и методика обучения |
7 |
|
|
|
2 |
2 |
2 |
1 |
11. Техника передачи мяча и методика обучения |
9 |
|
|
|
4 |
2 |
2 |
1 |
12. Техника ведения мяча и методика обучения |
9 |
|
|
|
4 |
2 |
2 |
1 |
13. Техника броска мяча и методика обучения |
11 |
|
|
|
6 |
2 |
2 |
1 |
14. Техника отбора мяча (выбивание, перехват, вырывание) и методика обучения |
8 |
|
|
|
3 |
2 |
2 |
1 |
15. Обучение сочетанию приемов: техники перемещений и техники владения мячом. |
6 |
|
|
|
3 |
|
2 |
1 |
16. Тактика взаимодействия двух нападающих : «двойка» |
3 |
|
|
|
2 |
|
1 |
|
17. Тактика взаимодействия трех нападающих - комбинации «треугольник», «тройка» и «скрестный выход» |
3 |
|
|
|
2 |
|
1 |
|
Всего часов |
90 |
6 |
8 |
2 |
30 |
10 |
16 |
18 |
Средства обучения технике игры и ее совершенствование. подводящие упражнения, их роль в освоении техник игры. Последовательность изучения техники игры. Средства и методические особенности обучения технике игры с учетом дидактических принципов и этапов обучения.
1. Основная стойка баскетболиста.
2. Передвижение по площадке без мяча (разновидности ходьбы и бега).
3. Остановки «шагом» и «прыжком».
4. Повороты вперед и назад.
Практическое занятие 2.
1. Передвижение по площадке в баскетбольной стойке приставными шагами.
2. Прыжки толчком одной и двумя.
3. Ловля-передача мяча двумя руками
4. Остановки в сочетании с ловлей мяча двумя руками
5. Бросок двумя от груди с места.
6. Ведение по прямой.
Практическое занятие 3.
1. Повторение защитной стойки и приставного шага.
2. Передача одной от плеча
3. Ведение мяча по дугам.
4. Бросок одной от плеча с места.
5. Остановки после ведения (в сочетании с поворотом вперед и назад)
1. Противодействие перемещению игрока без мяча.
2. Передачи в движении.
3. Ведение с изменением направления.
4. Бросок одной от плеча с места и в движении.
5. «Обыгрывание» защитника влево и вправо (с места)
1. Уход от опеки защитника (изменением направления, рывком).
2. Ловля высоко летящего мяча двумя руками и одной.
3. передача двумя и одной с верху.
4. Совершенствование ведения (обводка слева и справа).
5. Броски в движении.
1. Выполнение различных приемов техники перемещений.
2. Совершенствование ведения мяча.
3. Выбывание (сверху, снизу) и вырывание мяча у противника.
4. «Встречные» передачи мяча.
5. Броски с места и после ведения.
1.Опека игрока владеющего мячом.
2. Ловля низко летящего и катящегося мяча.
3. Передача двумя и одной снизу.
4. противодействие ведению (выбивание и отбор мяча).
5. Бросок одной и двумя снизу в движении.
1. Совершенствование техники перемещений.
2. Передача одной сбоку.
3. Совершенствование ведения, остановок и бросков.
4. Обманные движения (финты) при выполнении бросков и передач.
Практическое занятие 9.
1. Рывок – остановка - поворот – передвижение в защитной стойке спиной вперед.
2. Ловля-передача мяча в прыжке не приземляясь.
3. Совершенствование передач мяча(передачи мяча в движении с пассивным противодействием).
4. Совершенствование бросков после ведения.
Методическое занятие 5. Методика обучения технике броска (с места, в движении и после ведения).
Учебная практика 6. Обучение технике броска (с места, в движении и после ведения)
Лекция 3. Классификация и анализ тактики баскетбола. Обучение тактике баскетбола.
Групповые тактические действия в нападении (передачи мяча «в разрез», тактические комбинации 2-х и 3-х игроков). Групповые тактические действия в защите, подстраховка, проскальзывание, переключение, групповой отбор.
Средства обучения тактике игры и ее совершенствование. Подводящие упражнения, их роль в освоении тактики. Последовательность изучения тактики игры. Методы обучения тактике игры.
Семинарское занятие 3.Классификация и анализ тактики баскетбола. Обучение тактике баскетбола.
Групповые тактические действия в нападении (передачи мяча «вразрез», тактические комбинации «передал – выйди» «двойка», «треугольник», «тройка», «скрестный выход». Групповые тактические действия в защите («подстраховка», «переключение», «проскальзывание»).
Средства обучения тактике игры и ее совершенствование. подводящие упражнения, их роль в освоении тактики. Последовательность изучения тактики игры. Методы обучения тактике игры.
Семинарское занятие 4. Правила соревнований по баскетболу , мини-баскетболу, стрит-болу.
Площадки для игры. Мяч для игры. Время игры. Число игроков. ведение счета. Мяч в игре и вне игры. Начальный и штрафной броски. Дисциплинарные наказания: персональные и технические фолы. Судьи в поле и за судейским столом. Взаимодействие судей.
1. Выход на свободное место. Противодействие выходу на свободное место.
2. Совершенствование техники передач. «Поступательные» передачи.
3. Совершенствование бросков с места и в движении.
4. Накрывание мяча при броске.
5. Овладение мячом, отскочившим от кольца или щита.
1. Индивидуальные действия игрока в нападении и защите.
2. Овладение мячом, отскочившим от кольца или щита.
3. Встречные и поступательные передачи.
4. Броски с различных дистанций.
5. Повороты в движении с мячом.
1. Добивание мяча одной и двумя.
2. Взаимодействие двух игроков: двое против одного.
3. Взаимодействие двух игроков против двух защитников (передал-выходи). Подстраховка.
4. Совершенствование бросков.
5. Передачи в тройках со сменой мест в движении.
1. Совершенствование ведения и передач.
2. Взаимодействие трех игроков против двух защитников по треугольнику.
3. Совершенствование бросков.
4. Заслон, переключение, проскальзывание.
5. Командные действия в нападении (система игры и расстановка игроков при позиционном нападении).
1. Совершенствование техники владения мячом.
2. Повторение взаимодействия 2-х и 3-х игроков.
3. Личная система защиты.
1. Совершенствование техники противодействия.
2. Повторение взаимодействия 2-х и 3-х игроков.
3. Зонная система защиты.
Составление документации для проведения соревнований. Проведение массовых соревнований по баскетболу. Оборудование и инвентарь для обучения технике и тактике игры и проведения соревнований по баскетболу. Планировка и разметка баскетбольных площадок и площадок для игры в мини-баскетбол и стритбол.
Составление документации для проведения соревнований по баскетболу.
Качественный биомеханический и психолого-педагогический анализ технических приемов баскетбола.
Планирование содержания и процесса обучения техническим приемам баскетбола.
Измерение и оценка тренировочной и соревновательной деятельности в баскетболе.
1. Баскетбол : учебник для студентов ИФК / под ред. Н. В. Семашко. – М. : ФКиС, 1976.
2. Баскетбол : учебник ИФК / под общ. ред. Ю. М. Портнова. – М. : ФиС, 1988.
3. Нестеровский, Д. И. Баскетбол : теория и методика обучения / Д. И. Нестеровский. – М. : Академия, 2006.
4. Официальные правила баскетбола ФИБА, РФБ. – М. : Спортакадемпресс, 2004
5. Спортивные игры / под ред. В. Д. Ковалева. – М. : Просвещение, 1998.
6. Спортивные игры / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – М. : Академия, 2001.
7. Спортивные игры : учебник для студентов ФВ педвузов / под ред. Н. П. Воробьева. – М. : Просвещение, 1973.
8. Спортивные игры и методика преподавания / под ред. Ю. И. Портных. – М. : ФиС, 1986.
Дополнительная:
1. Гзовский, Б. М. Студенческий баскетбол / Б. М. Гзовский, В. А. Кудряшов. – Минск : Высшая школа, 1973.
2. Гомельский, А. Я. Библия баскетбола : 1000 баскетбольных упражнений / А. Я. Гомельский. – М. : ФиС, 1994.
3. Гомельский, А. Я. Управление командой в баскетболе / А. Я. Гомельский. – М. : ФиС, 1988.
4. Грасис, А. Специальные упражнения баскетболистов / А. Грасис. – М. : ФиС, 1967.
5. Дулин, А. Л. Баскетбол в школе / А. Л. Дулин. – Ижевск : и-во, УДГУ, 1996.
6. Колос, В. М. Баскетбол : теория и практика / В. М. Колос. – Минск, 1989.
7. Костикова, Л. В. Баскетбол. Азбука спорта / Л. В. Костикова. – М. : ФиС, 2002.
8. Линдберг, Ф. Баскетбол : игра и обучение / Ф. Линдберг. – М. : ФиС, 1971.
9. Портнов, Ю. М. Тренировочная и соревновательная деятельность в спортивных играх / Ю. М. Портнов. – М. : ФиС, 1997.
10. Чернова, Е. А. Подвижные игры с мячом на занятиях по баскетболу / Е. А. Чернова, О. Ю. Смирнова. – М. : Прометей, 2002.
2. Учебники, дополнительная литература.
Для качественной организации учебного процесса по дисциплине кафедра располагает:
1. Как переводится с английского слово «баскетбол»?
а) вести – мяч; б) кольцо-мяч; в) корзина-мяч; г) бросать-мяч
2. Какие игры предшествовали появлению современного баскетбола?
а) пок-та-пок, перльбаль, аламоцли, калчио, арпастум;
б) прельбаль, сервесбол, тла-чли, харавитум, эпискирус;
в) пок-та-пок, тлатчли, калчио, харпастум, эпискирус;
г) стритбол, футбол, гандбол, волейбол, бейсбол.
3. Кто изобрел современный баскетбол?
а) Джеймс Нейсмит; б) Уильямс Морган; в) Вильям Джонс; г) Нильс Хандруп
4. Когда и где появился современный баскетбол?
а)1895 год – Япония; б) 1895 год – Австралия; в) 1891 год – США;
г) 1891 год – Англия
5. В каком году приняты первые правила по баскетболу?
а) 1891; б)1900; в) 1892; г) 1894
6. Когда и где начали играть в баскетбол в России?
а) 1906 год – Петербург; б) 1906 год – Москва; в) 1908 год – Н. Новгород; г) 1908 год – Казань
7. Где и как назывался первый кружок в России по баскетболу?
а) Москва, «Спутник»; б) Киев, «Динамо»; в) Харьков, «Стрела»;
г) Санкт-Петербург, «Маяк»
8. В каком году в России баскетбол был включен в программу физкультурно-спортивных учебных заведений и стал обязательной дисциплиной?
а) 1917 ; б) 1915; в) 1920; г) 1925
9. Когда были изданы первые правила игры в баскетбол в России?
а) 1913; б)1915; в)1911; г)1909
10. Кто был первым энтузиастом баскетбола в России?
а) Москвич В. Мухин; б) Петербуржец С. Васильев; в) Американец Э. Мораллер; г) Петроградец Н. Прытков
11. Кто получил статус «дедушка» русского баскетбола?
а) Александр Бурыкин; б) Степан Васильев; в) Василий Мухин;
г) Дмитрий Мирошниченко
12. Когда была создана ФИБА?
а) 17 марта 1925 г.; б) 3 августа 1915 г.; в) 25 октября 1935 г.;
г) 18 июня 1932 г.
13. Когда наша страна стала членом ФИБА?
а) 1949; б) 1947; в) 1942; г) 1945
14. Когда и где был проведен первый чемпионат Европы среди мужских команд?
а) 1935г. – в Женеве; б) 1937 г. – в Праге; в) 1939г. – в Перу;
г) 1932 г. – в Швейцарии
15. Когда и где прошел первый чемпионат мира среди мужских команд?
а) 1951г. – Нью-Йорк; б) 1952 г. – Рим; в) 1949г. – Франция; г) 1950г. – Аргентина
16.Когда и где прошел 1 чемпионат Европы среди женских команд?
а) 1934г. – Париж; б) 1938г. – Рим; в) 1936 г. – Берлин; г) 1940г. – Белгрод
17. В какой стране и когда женские команды впервые разыграли чемпионат Мира?
а) Бразилия – 1957; б) Италия – 1952; в) Чили – 1953; г) Мексика – 1957
18. В какой стране и когда мужские команды впервые разыграли Олимпийские медали?
а) США – 1904; б) Германия – 1936; в) Канада – 1976;
г) Финляндия – 1952
19. Когда и в какой стране баскетбольные женские команды впервые разыграли Олимпийские медали?
а)1980г. – Россия; б) 1976г. – Канада; в) 1952г. – Финляндия;
г) 1968г. – Мексика
20. Когда и где наши баскетболисты впервые завоевали золотые олимпийские медали?
а)1952 – Хельсинки; б) 1956 – Мельбурн; в) 1972 – Мюнхен;
г) 1976 – Монреаль
21. Когда и где наши баскетболистки впервые завоевали золотые олимпийские медали
а) 1956. – Мельбурн; б) 1976 – Монреаль; в) 1968 – Мехико;
г) 1980 – Москва
22. Вес баскетбольного мяча?
а) 500г; б) 567-650г; в)590-700г; г)400-600г
23. Размеры баскетбольной площадки?
а) 26-15м; б)26-13м; в)28-15м; г)26-14м
24. Кто установил первый баскетбольный щит в Чувашии?
а) Ф.А. Ефимов; б) Н.К. Прытков; в) А.П. Семенов; г) Л. А. Соколов
25. Где был установлен первый в Чувашии баскетбольный щит?
а) Алатырь; б) Чебоксары; в) Ядрин; г) Цивильск
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
И ЗАДАНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Тема 1. Характеристика баскетбола как вида спорта и средства физического воспитания
1. Характерные особенности баскетбола как игры и как средства физического воспитания.
2. Основные понятия и термины, применяемые в баскетболе.
3. Какие древние игры с мячом являются предшественниками современного баскетбола?
4. Назовите основные исторические даты появления и развития мирового баскетбола.
5. Основные этапы развития мирового баскетбола.
6. Перечислите основные исторические даты появления и развития баскетбола в России.
7. Основные этапы развития отечественного баскетбола.
8. Появление и развитие баскетбола в Чувашии.
Тема 2. Классификация и анализ техники.
1. Перечислите основные приемы «техники перемещений»
2. Перечислите приемы техники владения мячом.
3. Перечислите приемы техники овладения мячом.
4. Проведите анализ техники остановки шагом.
5. Проведите анализ техники остановки прыжком.
6. Проведите анализ техники ведения мяча.
7. Проведите анализ техники поворотов.
8. Проведите анализ техники ловли-передачи мяча двумя руками.
9. Проведите анализ техники броска одной сверху с места.
10. Проведите анализ техники броска одной сверху в движении.
Тема 3. Классификация и анализ тактики.
1. Перечислите виды и способы индивидуальных действий в нападении.
2. Перечислите виды и способы индивидуальных действий в защите.
3. Нарисуйте и объясните основные способы «выхода на свободное место».
4. Нарисуйте и объясните взаимодействие 2-х нападающих «двойка»
5. Нарисуйте и объясните взаимодействие 3-х нападающих «тройка»
6. Перечислите виды и способы групповых взаимодействий в нападении.
7. Перечислите виды и способы командных действий в нападении.
8. Перечислите виды и способы групповых взаимодействий в защите.
9. Перечислите виды и способы командных действий в защите.
10. Перечислите и нарисуйте способы взаимодействия 2-х нападающих.
11. Перечислите и нарисуйте способы взаимодействия 2-х защитников.
12. Перечислите и нарисуйте способы взаимодействия 3-х нападающих.
13. Перечислите и нарисуйте способы взаимодействия 3-х защитников.
1.Этапы формирования двигательного навыка.
2. Основные задачи первого этапа формирования двигательного навыка.
3. Основные задачи второго этапа формирования двигательного навыка.
4. Основные задачи третьего этапа формирования двигательного навыка.
5. Основные задачи четвертого этапа формирования двигательного навыка.
6. Методика обучения остановке «прыжком».
7. Методика обучения поворотам «вперед» и «назад».
8. Методика обучения остановке «шагом».
9. Методика обучения ведению мяча.
10. Методика обучения ловле-передаче мяча двумя руками.
11. Методика обучения броску одной рукой сверху.
12. Назовите ошибки, допускаемые учащимися при выполнении «стойки защитника».
13. Назовите ошибки допускаемые учащимися при выполнении приставного шага.
14. Назовите ошибки при выполнении остановки «шагом».
15. Назовите ошибки, допускаемые учащимися при выполнении остановки «прыжком».
16. Назовите ошибки при выполнении прыжка толчком одной после разбега.
17. Назовите ошибки, допускаемые учащимися и при выполнении поворотов «вперед» и «назад».
18. Назовите ошибки, допускаемые учащимися при ловле и передаче мяча двумя руками.
19. Назовите основные ошибки, допускаемые учащимися при ведении мяча.
20. Назовите ошибки при выполнении передачи одной от плеча.
21. Назовите ошибки, допускаемые учащимися при выполнении броска одной сверху.
1. Кто может отменить фолы, назначенные судьей? Как записываются фолы в протоколе? Состав судейской бригады.
2. Сколько человек (кроме запасных) может находиться на скамейке команды во время матча? Назовите их.
3. Как судьи определяют нахождение мяча «на поле» или «за полем»?
4. Как судьи определяют положение «игрок на площадке», «игрок за площадкой»?
5. В каких случаях судья определяет «спорный мяч»? Перечислите их.
6. Перечислите разновидности персональных замечаний.
7. Какова продолжительность одного матча по баскетболу?
8. Какие нарушения правил игры могут быть допущены при ведении, ловле-передаче, броске, остановке, повороте?
9. Какие нарушения правил игры могут быть допущены игроками при розыгрыше начального броска? Действия судей.
10. Какие нарушения правил игры могут быть у игроков в зоне штрафного броска под щитом соперника? Действия судей.
11. Какие нарушения правил игр могут быть допущены игроками при переходе центральной линии поля? Действия судей.
12. Какие нарушения правил игры могут быть допущены при выполнении штрафных бросков? Действия судей.
13. Схема расположения игроков, судей, зрителей во время матча (дать чертеж площадки с указанием разметки).
14. Действия участников игры при взятии минутного перерыва:
Игроков |
Судей в поле |
Секретаря |
Секундометриста |
Тренера |
|
|
|
|
|
Тренера |
Игрока входящего |
Игрока уходящего |
Судей в поле |
Секретаря |
Секундометриста |
|
|
|
|
|
|
17. Последовательность действий судей в поле (сигналы жесты) при назначении фолов.
18. Зоны действия судей на поле «А»?
19. Зоны действия судей на поле «Б»?
20. Взаимодействие судей в поле при назначении фолов, заменах, минутных перерывов, выполнении штрафных бросков и др. нарушений?
21. Когда секундометрист обязан выключить игровые часы?
22. Когда секундометрист обязан включить игровые часы?
23. Когда судья-оператор 24' обязан включить время отсчета.
24. Когда отсчет 24' после остановки должен быть продолжен?
25. Когда отсчет 24' должен быть начат заново.
26. Основные правила игры в мини-баскетбол.
27. Основные правила игры в стритбол.
28. Основные отличия правил игры «основного баскетбола» от мини-баскетбола.
Тема 6. Организационные основы баскетбола.
1. Баскетбол в программе физического воспитания школьников.
2. Организация спортивной секции в школе.
3. Внеклассная работа с детьми.
4. Виды планирования, документы планирования.
5. Структура урока спортивных игр (на примере баскетбола).
6. Виды контроля и учета.
7. Организация занятий и соревнований по баскетболу в группах по месту жительства.
8. Баскетбол в системе организованного отдыха населения.
9. Подготовка и проведение соревнований по баскетболу.
10. Планирование содержания и процесса обучения техническим приемам игры в баскетболе.
Тема 7. Измерение и оценка тренировочной и соревновательной деятельности баскетболистов.
1. Контроль за тренировочными и соревновательными воздействиями.
2. Контроль и оценка физической подготовленности.
3. Контроль и оценка технической подготовленности.
4. Контроль и оценка соревновательной деятельности в баскетболе.
5. Управление командой в соревнованиях по баскетболу.
6. Методы записи игровых действий баскетболистов.
7. Виды записи игровой деятельности баскетболистов.
8. Протокол соревнований по баскетболу.
9. Технический протокол матча по баскетболу.
10. Определение интенсивности тренировочных занятий баскетболистов.
Фонд контрольных работ
1. Подводящие упражнения, как средство обучения технике баскетбола.
2. Последовательность обучения техническим приемам баскетбола.
3. Подводящие упражнения как средство обучения тактике баскетбола.
4. Последовательность обучения тактическим приемам баскетбола.
5. Организация занятий баскетболом в школе.
6. Формы внеклассной работы и внешкольной работы по баскетболу.
7. Методика судейства соревнований по баскетболу.
8. Средства и методические особенности обучения технике бросков с учетом дидактических принципов и этапов обучения.
9. Средства и методические особенности обучения технике ведения мяча с учетом дидактических принципов и этапов обучения.
10. Средства и методические особенности обучения технике передач и ловли мяча с учетом дидактических принципов и этапов обучения.
11. Средства и методические особенности обучения технике остановок и поворотов с учетом дидактических принципов и этапов обучения.
12. Средства и методические особенности обучения технике передвижения защитника с учетом дидактических принципов и этапов обучения.
13. Средства и методы особенности обучения технике выбивания и отбора мяча с учетом дидактических принципов и этапов обучения.
14. Проведение массовых соревнований по баскетболу.
15. Оборудование и инвентарь для проведения занятий и соревнований по баскетболу.
16. Методы измерения и оценки соревновательной деятельности баскетболистов.
7.2 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И
НАВЫКОВ К ЗАЧЕТУ
1. Выполнить последовательно по две остановки шагом и прыжком в сочетании с поворотами на месте. Возвращаясь назад приставным шагом спиной вперед.
2. Упражнение в передачах: Передачи и ловля мяча друг другу в парах в сочетании с броском сходу после двух шагов. Упражнение выполняется с атакой в начале на одно кольцо. Затем на другое.
3. Упражнение в бросках: Выполнить бросок одной с места после ведения с остановкой с точек 1,2,3,4,5 – затем с точек 5,4,3,2,1.
4. Броски по кольцу одной рукой после ведения: Ведение правой рукой от лицевой линии по контурам 3-х секундной зоны и внешнему кругу в левую сторону с последующим броском в движении – то же в обратную сторону ведя мяч левой рукой. Упражнение повторить три раза.
5. Выполнить взаимодействие 2-х игроков «передал мяч – выходи».
6. Выполнить взаимодействие двух игроков - «двойка».
(вопросы для оценки знаний к зачету)
1. История возникновения и развития баскетбола.
2. Выступление сборных команд СССР и России в международных соревнованиях.
3. Классификация способов перемещения в баскетболе.
4. Классификация техники владения мячом в баскетболе.
5.Техника ведения мяча.
6. Техника передвижения защитника.
7. Техника поворотов «вперед» и «назад».
8. Техника остановки шагом и прыжком.
9. Техника прыжка толчком одной ногой и двумя ногами.
10. Техника ловли мяча.
11. Техника передачи мяча.
12. Техника броска одной рукой.
13. Техника броска двумя руками.
14. Техника выбивания и вырывания мяча.
15. Упражнения для развития ловкости баскетболистов.
16. Игра без мяча в нападении (способы выхода на свободное место).
17. Индивидуальные тактические действия в нападении.
18. Индивидуальные тактические действия в обороне.
19. Групповые тактические действия в обороне.
20. Комбинация «передал мяч – выйди», «двойка».
21. Комбинация «скрестный выход».
22. Комбинация «треугольник», «тройка».
23. Методика обучения технике ведения мяча.
24. Методика обучения технике ловли мяча двумя руками и одной.
25. Методика обучения технике передачи мяча двумя руками и одной.
26. Методика обучения технике броска одной с места.
27. Методика обучения технике броска в движении.
28. Методика обучения технике броска после ведения.
1. История, современное состояние и перспектива развития баскетбола.
2. Характеристика баскетбола как вида спорта и средства физического воспитания.
3. Современные тенденции развития тактики нападения в баскетболе.
4. Современные тенденции развития тактике защиты в баскетболе.
5. Характеристика индивидуальных тактических действий в нападении и в защите.
6. Методика обучения индивидуальным тактическим действиям в нападении и в защите.
7. Характеристика групповых тактических действий в нападении и в защите.
8.Методика обучения групповым тактическим действиям в нападении и в защите.
9. Характеристика командных тактических действий в нападении и в защите.
10. Методика обучения командным тактическим действиям в нападении и в защите.
11. Особенности тактики мини-баскетбола.
12. Характеристика стритбола, как вида спорта и средства физического воспитания.
13. Средства обучения тактике игры и ее совершенствования.
14. Методы обучения тактике игры.
15. Особенности методики обучения технике баскетбола в различных возрастных группах.
16. Методика судейства соревнований по баскетболу.
17. Проведение массовых соревнований по баскетболу.
18. Характеристика техники перемещений в баскетболе.
19. Характеристика технике ведения мяча.
20. Характеристика тактики групповых действий.
21. Методика обучения технике ловли - передачи мяча.
22. Характеристика стандартных тактических комбинаций в баскетболе.
23. Методика обучения стандартным тактическим комбинациям в баскетболе.
24. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
25. Отбор и прогнозирование способностей к занятиям баскетболом.
26. Характеристика техники бросков в баскетболе.
27. Особенности тактики стритбола.
28. Организация и проведение соревнований по стритболу.
29. Организация и проведение соревнований по мини-баскетболу.
Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно. Студенту разрешается контрольную работу по дисциплине связать с курсовой работой.
Структура контрольной работы:
1) план;
3) заключение;
4) список литературы.
План отражает основные структурные элементы (разделы работы), которые в своей совокупности раскрывают содержание темы контрольной работы.
В теоретическом обзоре подробно раскрываются основные положения по каждому разделу работы, представленные в анализируемых литературных источниках, выделяются общие моменты, имеющиеся противоречия и то особенное, что имеется в том или ином литературном источнике. В работе должен быть осуществлен реферативный обзор не менее 10 литературных источников, при этом в тексте должны обязательно содержаться ссылки на эти источники. Текст, заимствованный из литературных источников, должен быть представлен в форме цитирования, заключен в кавычки с указанием номера (ов) страниц, на которых он содержится в соответствующем литературном источнике.
В заключении отражаются основные результаты теоретического анализа последовательно по каждому разделу.
Список литературы составляется в соответствии с требованиями ГОСТа.
Требования к оформлению: Работа должна быть набрана в текстовом редакторе Microcoft Word, шрифт 14, поля сверху и снизу - 2,5 см, справа - 1,5 см, слева - 3 см, интервал - полуторный.
Самостоятельная работа проводится в соответствии с тематическим планом. Студенты получают задание самостоятельно изучить соответствующие темы учебной дисциплины и представить реферативный обзор литературы. Остальные студенты усваивают содержание данной темы без написания реферата. На аудиторных занятиях каждый из студентов выступает с кратким сообщением по заданной теме. Остальные студенты принимают активное участие в обсуждении темы. Контроль качества усвоения учебного материала по теме проводится в письменной форме с применением системы тестовых заданий.
Учебное издание
Гущин Николай Семенович
Баскетбол
Подписано в печать 28.12. 2007. Формат 60х84/16.
Бумага писчая. Печать оперативная.
Усл. печ. л. 1,5. Тираж 50 экз. Заказ №
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева»
428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Отпечатано на участке оперативной полиграфии
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева»
14 12 2014
1 стр.
14 12 2014
5 стр.
25 09 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.
24 09 2014
5 стр.
04 09 2014
6 стр.
17 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.