Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра английского языка


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»

для специальности 05303 «Иностранный язык»

Утвержден на заседании кафедры

английского языка

«30» августа 2005 г.

Протокол № 1

Воронеж - 2005


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033200 \ 050303 Иностранный язык

Квалификация учитель иностранного языка
«… ОПД.Ф.04 - Теория и методика обучения иностранному языку и____________ (в соответствии с дополнительной специальностью)

Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета “Иностранный язык” для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению. Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному языку. Методика преподавания иностранного языка на базовом и профильном уровнях.

Система обучения иностранному языку в средней школе. Цели, содержание, принципы, методы и средства обучения иностранному языку в разных типах учебных заведений. Содержание курса и специфика уроков иностранного языка на базовом и профильном уровне.

Концептуальные основы учебника иностранного языка. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типы, виды уроков, технология их проведения. Система упражнений. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Система формирования фонетических, грамматических и лексических навыков. Контроль в обучении иностранному языку. Функции и формы контроля. Анализ и обобщение педагогического опыта. Основные направления в теории и практике обучения иностранному языку в истории отечественной и зарубежной школы. Современные технологии обучения иностранному языку.


Аудиовизуальные технологии обучения


Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения … ».



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра английского языка

Программа учебной дисциплины

«Теория и методика обучения иностранному языку»

для специальности 05303 «Иностранный язык»

Составитель: к.п.н., доц. Солодовченко Л.Н.

Воронеж – 2005
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Теория и методика обучения основному иностранному языку» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050303 – Иностранный язык. Статус дисциплины – ОПД.Ф.04 – Теория и методика обучения иностранному языку (федеральный компонент).

Курс «Теория и методика обучения иностранному языку» является главным звеном в профессиональной подготовки студентов факультета иностранных языков. Он призван решать задачу формирования профессиональной компетенции будущего учителя (специальной, социально-профессиональной, личностной, коммуникативной, познавательной):

Специальная компетенция:

- приобретение прочной теоретической базы, раскрывающей закономерности процесса обучения иностранному языку как средству коммуникации, а также как средству образования, развития и воспитания учащихся общеобразовательной школы;

- формирование у студента представления о специфике профессиональной деятельности учителя иностранного языка;

- ознакомление с наиболее известными методическими направлениями, системами, методами, приемами, формами и средствами обучения иностранному языку;

- овладение умением использовать теоретические знания по методике в практической педагогической деятельности;

- развитие умения применять свои знания на практике с учетом конкретных условий.

Социально-профессиональная компетенция:

- знание и соблюдение служебных прав и обязанностей;

- способность принимать решения и ответственность за них;

- участвовать в принятии групповых решений.

Личностная компетенция:

- формирование активной жизненой позиции учителя;

- способность к личностному самосовершенствованию;

- способность адекватно оценивать собственные профессиональные возможности;

- знание исоблюдение здорового образа жимзни, физическая культура учителя.

Коммуникативная компетенция:

- умение взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса;

- способность ориентироваться в нормах и этике профессиональных взаимоотношений;

- способночсть к сотрудничеству, толерантность, уважение к мнению других людей;

- умение письменного и речевого общения в том числе и кросс-культурного.

Познавательная компетенция:

- стремление к профессиональному развитию, способность учиться на протяжении всей жизни;

- освоение способов приобретения профессиональных знаний из различных источников информации;

- приобретение опыта творческой деятельности, проектно-исследовательской работы.

Курс состоит из 3 блоков:


  1. Теоретические основы методики обучения иностранному языку.

  2. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников.

  3. Организация учебного процесса по иностранному языку в школе.

Дисциплина «Теория и методика обучения основному иностранному языку» изучается в течение 5-го,6-го и 7-го семестров.

Процесс освоения теории методики осуществляется в двух формах аудиторной работы (лекции и лабораторно-практические занятия), а также, в ходе самостоятельной работы студентов над отдельными разделами и темами курса.

На лекциях студенты:

- получают современные сведения по теории обучения иностранному языку в общеобразовательной школе, о системе методических понятий, определяющих методологию и содержание методики как науки и как учебной дисциплины;

- знакомятся с главными направлениями развития отечественной и зарубежной методической науки, с различными научными школами;

- приобретают опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам методической науки;

- учатся понимать фундаментальные основы методики преподавания иностранного языка, а также ориентироваться в современных технологиях обучения иностранному языку.

Основными задачами лабораторно-практических занятий являются:

- углубление и закрепление теоретических знаний в области обучения иностранному языку;

- формирование умений применять теоретические знания в ходе решения практических задач обучения;

- развивать гностические, конструктивно-планирующие, организаторские, коммуникативно-обучающие умения;

- развивать навыки самостоятельного экспериментирования в процессе обучения школьников иностранному языку.

В конце 5-го и 6-го семестров студенты сдают зачет, а в конце 7-го семестра – экзамен по всему курсу.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов и тем

Всего часов в трудоемкости

СРС

В том числе аудиторных

Всего

Лекц.

Лоборат.

1

2

3

4

5

6

7

5 семестр

Теоретические основы методики обучения иностранному языку

1.

Языковое образование на современном этапе развития общества

2




2

2





2.

Иностранный язык как учебный предмет в системе языкового образования

2



2

2





3.

Межкультурная парадигма как основа современного языкового образования

8

4

4

4




4.

Понятие «Культурно-языковая экспансия». Проявления культурно-языковой экспансии в языковом образовании.
















5.

Методика обучения иностранным языкам как наука


8


4


4


2


2

6.

Психологические основы обучения иностранным языкам.



8

4

4

2

2

7.

Лингводидактические основы обучения иностранным языкам




10


4


6


4


2

8.

Цели обучения иностранному языку



10

4

6

4

2

9

Содержание обучения иностранному языку



8

4

4

2

2

10.

Принципы обучения иностранному языку



6

4

2

2




11.

Средства обучения. Современные аудиовизуальные средства обучения

8

4

4

2

2

12.

Упражнение как средство обучения ин. яз.




12


4


8


4


4

13

Образовательная среда как средство обучения иностранному языку



8

3

5

4

1

14.

Компьютерные технологии в обучении иностранному языку




















Итого за 5 семестр:

90

39

51

34

17




Контроль:


Зачет по курсу

6 семестр

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников

1.

Средства реализации речевого общения. Формирование слухопроизносительных навыков

10

6

4

2

2

2.

Средства реализации речевого общения. Система формирования лексических навыков.

12

6

6

4

2


3.

Средства реализации речевого общения. Система формирования грамматических навыков

12


6


6


4


2


4.

Речевые умения. Обучение аудированию.

12

6

6

4

2


5.

Речевые умения. Обучение диалогической форме говорения.

12

6

6

4

2


6.

Речевые умения. Развитие умений монологической речи.

12


6


6


4


2


7.

Речевые умения. Развитие умений чтения.

16

8

8

6

2


8.

Речевые умения. Обучение письму как виду речевой деятельности

14

8

6

4

2


9.

Развитие иноязычной социокультурной компетенции школьников.















10.

Развитие дискурсивной компетенции школьников.
















11.

Контроль знаний, навыков и коммуникативных умений школьников.

12

6

6

4

2





Итого за 6 семестр

112

58

54

34

18




Контроль:

Зачет по курсу

7 семестр

Организация учебного процесса по иностранному языку в школе

1.

Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Структура урока. Требования к современному уроку.

12

4

8

4

4


2.

Программирование и планирование учебного процесса по иностранному языку.

8

3

5

4

1


3.

Начальное общее образование по иностранному языку.

12


6


6


2


4


4.

Основное общее образование по иностранному языку

12


6


6


2


4


5.

Среднее (полное) общее образование по иностранному языку

15


6


6


2


4


6.

Профильное обучение в средней школе

15

8

7

3

4





Итого за 7 семестр

108

57

51

17

34




Контроль:

Экзамен по всему курсу




Всего по курсу

310

154

156

87

69



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
БЛОК 1. Теоретические основы методики обучения иностранному языку.
Тема 1. Языковое образование на современном этапе развития общества. Понятие «языковое образование». Языковое образование как государственная, общественная и личностная ценность. Языковое образование как лингвокультурное образование. Современное языковое образование как процесс и результат присвоения личностью, государством и обществом ценностей, возникающих в процессе образовательной деятельности. Общая и коммуникативная компетенция. Структура, функции и компоненты языкового образования.
Тема 2. Иностранный язык как учебный предмет в системе языкового образования. Специфические особенности предмета «Иностранный язык». Основные различия между процессами овладения иностранным языком в естественной и искусственной языковой среде. Условия овладения учащимися средней школы учебным предметом «Иностранный язык».
Тема 3. Межкультурная парадигма как основа современного языкового образования. Лингвистический, условно-коммуникативный, коммуникативный, социокультурный подход в обучении иностранному языку. Понятие «Межкультурная коммуникация». Понятие «Вторичная языковая личность». Вторичная языковая личность как цель и результат обучения иностранным языкам. Межкультурная компетенция как показатель сформированности вторичной языковой личности.


следующая страница>


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» для специальности 05303 «Иностранный язык»

… опд. Ф. 04 Теория и методика обучения иностранному языку и

529.99kb.

15 09 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стилистика» для специальности 050303 «Иностранный язык»

Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык

158.43kb.

11 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка (немецкий язык)» для специальности 050303 «Иностранный язык»

Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык

402.91kb.

13 10 2014
5 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине "Теоретическая грамматика " специальности 033200 / 050303 "Иностранный язык"

Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика текста. Теория актуализации. Понятие ядра и перифер

147.97kb.

24 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине "Стилистика" Заочное отделение для специальности 033200 «иностранный язык»

Проблема выбора слова. Стилистически дифференцированная лексика. Стилистическая характеристика устойчивых словосочетаний. Морфология, синтаксис и словообразование в стилистическом

217.45kb.

11 10 2014
2 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения

Учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в тгимэуп по специальности «Юриспруденция». Он включает в себя программу курса, планы семинарских и практических заня

712.72kb.

02 09 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сравнительная типология» для специальности 050303 «Иностранный язык»

Типы синтаксической связи. Члены предложения и части речи в языках. Порядок слов. Номинативные средства языка. Словообразование. Объем значения слова. Мотивированное слово в языках

488.03kb.

01 09 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольны

359.69kb.

15 12 2014
1 стр.