ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра английского языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»
для специальности 05303 «Иностранный язык»
Утвержден на заседании кафедры
английского языка
«30» августа 2005 г.
Протокол № 1
Воронеж - 2005
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 033200 \ 050303 Иностранный язык
Квалификация учитель иностранного языка
«… ОПД.Ф.04 - Теория и методика обучения иностранному языку и____________ (в соответствии с дополнительной специальностью)
Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета “Иностранный язык” для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению. Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному языку. Методика преподавания иностранного языка на базовом и профильном уровнях.
Система обучения иностранному языку в средней школе. Цели, содержание, принципы, методы и средства обучения иностранному языку в разных типах учебных заведений. Содержание курса и специфика уроков иностранного языка на базовом и профильном уровне.
Концептуальные основы учебника иностранного языка. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типы, виды уроков, технология их проведения. Система упражнений. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Система формирования фонетических, грамматических и лексических навыков. Контроль в обучении иностранному языку. Функции и формы контроля. Анализ и обобщение педагогического опыта. Основные направления в теории и практике обучения иностранному языку в истории отечественной и зарубежной школы. Современные технологии обучения иностранному языку.
Аудиовизуальные технологии обучения
Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.
Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения … ».
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра английского языка
Программа учебной дисциплины
«Теория и методика обучения иностранному языку»
для специальности 05303 «Иностранный язык»
Составитель: к.п.н., доц. Солодовченко Л.Н.
Воронеж – 2005
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Теория и методика обучения основному иностранному языку» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050303 – Иностранный язык. Статус дисциплины – ОПД.Ф.04 – Теория и методика обучения иностранному языку (федеральный компонент).
Курс «Теория и методика обучения иностранному языку» является главным звеном в профессиональной подготовки студентов факультета иностранных языков. Он призван решать задачу формирования профессиональной компетенции будущего учителя (специальной, социально-профессиональной, личностной, коммуникативной, познавательной):
Специальная компетенция:
- приобретение прочной теоретической базы, раскрывающей закономерности процесса обучения иностранному языку как средству коммуникации, а также как средству образования, развития и воспитания учащихся общеобразовательной школы;
- формирование у студента представления о специфике профессиональной деятельности учителя иностранного языка;
- ознакомление с наиболее известными методическими направлениями, системами, методами, приемами, формами и средствами обучения иностранному языку;
- овладение умением использовать теоретические знания по методике в практической педагогической деятельности;
- развитие умения применять свои знания на практике с учетом конкретных условий.
Социально-профессиональная компетенция:
- знание и соблюдение служебных прав и обязанностей;
- способность принимать решения и ответственность за них;
- участвовать в принятии групповых решений.
Личностная компетенция:
- формирование активной жизненой позиции учителя;
- способность к личностному самосовершенствованию;
- способность адекватно оценивать собственные профессиональные возможности;
- знание исоблюдение здорового образа жимзни, физическая культура учителя.
Коммуникативная компетенция:
- умение взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса;
- способность ориентироваться в нормах и этике профессиональных взаимоотношений;
- способночсть к сотрудничеству, толерантность, уважение к мнению других людей;
- умение письменного и речевого общения в том числе и кросс-культурного.
Познавательная компетенция:
- стремление к профессиональному развитию, способность учиться на протяжении всей жизни;
- освоение способов приобретения профессиональных знаний из различных источников информации;
- приобретение опыта творческой деятельности, проектно-исследовательской работы.
Курс состоит из 3 блоков:
-
Теоретические основы методики обучения иностранному языку.
-
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников.
-
Организация учебного процесса по иностранному языку в школе.
Дисциплина «Теория и методика обучения основному иностранному языку» изучается в течение 5-го,6-го и 7-го семестров.
Процесс освоения теории методики осуществляется в двух формах аудиторной работы (лекции и лабораторно-практические занятия), а также, в ходе самостоятельной работы студентов над отдельными разделами и темами курса.
На лекциях студенты:
- получают современные сведения по теории обучения иностранному языку в общеобразовательной школе, о системе методических понятий, определяющих методологию и содержание методики как науки и как учебной дисциплины;
- знакомятся с главными направлениями развития отечественной и зарубежной методической науки, с различными научными школами;
- приобретают опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам методической науки;
- учатся понимать фундаментальные основы методики преподавания иностранного языка, а также ориентироваться в современных технологиях обучения иностранному языку.
Основными задачами лабораторно-практических занятий являются:
- углубление и закрепление теоретических знаний в области обучения иностранному языку;
- формирование умений применять теоретические знания в ходе решения практических задач обучения;
- развивать гностические, конструктивно-планирующие, организаторские, коммуникативно-обучающие умения;
- развивать навыки самостоятельного экспериментирования в процессе обучения школьников иностранному языку.
В конце 5-го и 6-го семестров студенты сдают зачет, а в конце 7-го семестра – экзамен по всему курсу.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов в трудоемкости
|
СРС
|
В том числе аудиторных
|
Всего
|
Лекц.
|
Лоборат.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
5 семестр
Теоретические основы методики обучения иностранному языку
|
1.
|
Языковое образование на современном этапе развития общества
|
2
|
|
2
|
2
|
|
2.
|
Иностранный язык как учебный предмет в системе языкового образования
|
2
|
|
2
|
2
|
|
3.
|
Межкультурная парадигма как основа современного языкового образования
|
8
|
4
|
4
|
4
|
|
4.
|
Понятие «Культурно-языковая экспансия». Проявления культурно-языковой экспансии в языковом образовании.
|
|
|
|
|
|
5.
|
Методика обучения иностранным языкам как наука
|
8
|
4
|
4
|
2
|
2
|
6.
|
Психологические основы обучения иностранным языкам.
|
8
|
4
|
4
|
2
|
2
|
7.
|
Лингводидактические основы обучения иностранным языкам
|
10
|
4
|
6
|
4
|
2
|
8.
|
Цели обучения иностранному языку
|
10
|
4
|
6
|
4
|
2
|
9
|
Содержание обучения иностранному языку
|
8
|
4
|
4
|
2
|
2
|
10.
|
Принципы обучения иностранному языку
|
6
|
4
|
2
|
2
|
|
11.
|
Средства обучения. Современные аудиовизуальные средства обучения
|
8
|
4
|
4
|
2
|
2
|
12.
|
Упражнение как средство обучения ин. яз.
|
12
|
4
|
8
|
4
|
4
|
13
|
Образовательная среда как средство обучения иностранному языку
|
8
|
3
|
5
|
4
|
1
|
14.
|
Компьютерные технологии в обучении иностранному языку
|
|
|
|
|
|
|
Итого за 5 семестр:
|
90
|
39
|
51
|
34
|
17
|
|
Контроль:
|
Зачет по курсу
|
6 семестр
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников
|
1.
|
Средства реализации речевого общения. Формирование слухопроизносительных навыков
|
10
|
6
|
4
|
2
|
2
|
2.
|
Средства реализации речевого общения. Система формирования лексических навыков.
|
12
|
6
|
6
|
4
|
2
|
3.
|
Средства реализации речевого общения. Система формирования грамматических навыков
|
12
|
6
|
6
|
4
|
2
|
4.
|
Речевые умения. Обучение аудированию.
|
12
|
6
|
6
|
4
|
2
|
5.
|
Речевые умения. Обучение диалогической форме говорения.
|
12
|
6
|
6
|
4
|
2
|
6.
|
Речевые умения. Развитие умений монологической речи.
|
12
|
6
|
6
|
4
|
2
|
7.
|
Речевые умения. Развитие умений чтения.
|
16
|
8
|
8
|
6
|
2
|
8.
|
Речевые умения. Обучение письму как виду речевой деятельности
|
14
|
8
|
6
|
4
|
2
|
9.
|
Развитие иноязычной социокультурной компетенции школьников.
|
|
|
|
|
|
10.
|
Развитие дискурсивной компетенции школьников.
|
|
|
|
|
|
11.
|
Контроль знаний, навыков и коммуникативных умений школьников.
|
12
|
6
|
6
|
4
|
2
|
|
Итого за 6 семестр
|
112
|
58
|
54
|
34
|
18
|
|
Контроль:
|
Зачет по курсу
|
7 семестр
Организация учебного процесса по иностранному языку в школе
|
1.
|
Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Структура урока. Требования к современному уроку.
|
12
|
4
|
8
|
4
|
4
|
2.
|
Программирование и планирование учебного процесса по иностранному языку.
|
8
|
3
|
5
|
4
|
1
|
3.
|
Начальное общее образование по иностранному языку.
|
12
|
6
|
6
|
2
|
4
|
4.
|
Основное общее образование по иностранному языку
|
12
|
6
|
6
|
2
|
4
|
5.
|
Среднее (полное) общее образование по иностранному языку
|
15
|
6
|
6
|
2
|
4
|
6.
|
Профильное обучение в средней школе
|
15
|
8
|
7
|
3
|
4
|
|
Итого за 7 семестр
|
108
|
57
|
51
|
17
|
34
|
|
Контроль:
|
Экзамен по всему курсу
|
|
Всего по курсу
|
310
|
154
|
156
|
87
|
69
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
БЛОК 1. Теоретические основы методики обучения иностранному языку.
Тема 1. Языковое образование на современном этапе развития общества. Понятие «языковое образование». Языковое образование как государственная, общественная и личностная ценность. Языковое образование как лингвокультурное образование. Современное языковое образование как процесс и результат присвоения личностью, государством и обществом ценностей, возникающих в процессе образовательной деятельности. Общая и коммуникативная компетенция. Структура, функции и компоненты языкового образования.
Тема 2. Иностранный язык как учебный предмет в системе языкового образования. Специфические особенности предмета «Иностранный язык». Основные различия между процессами овладения иностранным языком в естественной и искусственной языковой среде. Условия овладения учащимися средней школы учебным предметом «Иностранный язык».
Тема 3. Межкультурная парадигма как основа современного языкового образования. Лингвистический, условно-коммуникативный, коммуникативный, социокультурный подход в обучении иностранному языку. Понятие «Межкультурная коммуникация». Понятие «Вторичная языковая личность». Вторичная языковая личность как цель и результат обучения иностранным языкам. Межкультурная компетенция как показатель сформированности вторичной языковой личности.
следующая страница>