«Согласовано» Руководитель МО ______ /А.Ш.Абдуллина/ Протокол № ____ от «___» __________2010 г.
|
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ имени Р.И.Зарипова села Байлянгар» ________/Г.М.Шамсутдинов/ «___» ___________2010 г. |
«Согласовано» Руководитель МБОУ «СОШ имени Р.И.Зарипова села Байлянгар» __________ /Х.Г.Вакказов/ Приказ № _____ от «___» ___________2010 г.
|
Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №_________ от «__»_____________2010 г.
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Сроки (примерные) |
Тема |
Количество часов
|
Кол-во лабораторных работ
|
Кол-во контрольных работ |
01.09-11.09 |
Введение |
4 |
1 |
- |
15.09-02.10 |
Первоначальные сведения о строении вещества |
6 |
1 |
- |
06.10-22.12 |
Взаимодействие тел |
21 |
4 |
2 |
25.12-02.04 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
25 |
2 |
2 |
13.04-28.05 |
Работа, мощность, энергия |
12 |
2 |
1 |
повторение |
2 |
|
1 | |
|
Всего |
70 |
10 |
6 |
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Измерение плотности твердого вещества.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
V. Работа и мощность. Энергия. (12 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
9. Выяснение условия равновесия рычага.
Лабораторная работа |
прим. сроки |
Контрольная работа |
прим. сроки |
Определение цены деления измерительного прибора |
8 сентябрь |
- |
|
Лабораторная работа |
прим. сроки |
Контрольная работа |
прим. сроки |
Измерение размеров малых тел |
18 сентябрь |
- |
|
Лабораторная работа |
прим. сроки |
Контрольная работа |
прим. сроки |
Измерение массы на рычажных весах |
27 октябрь |
Механическое движение. Масса. Плотность |
24 ноябрь |
Измерение объема |
30 октябрь |
Сила. Равнодействующая сила |
22 декабрь |
Измерение плотности твердого тела |
11 ноябрь |
|
|
Градуирование пружины и измерение сил динамометром |
11 декабрь |
|
|
Лабораторная работа |
прим. сроки |
Контрольная работа |
прим. сроки |
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело |
9 март |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
22 январь |
Выяснение условий плавания тела |
19 март |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
2 апрель |
Лабораторная работа |
прим. сроки |
Контрольная работа |
прим. сроки |
Выяснение условий равновесия рычага |
27 апрель |
Работа. Мощность. Энергия |
14 май |
Определение КПД наклонной плоскости |
7 май |
Административная |
25 май |
Тематик план
Дәрес № п/п | Б Ү Л Е К Л Ә Р.Дәрес темасы | Җиһазлау | Өй эше |
Үткәрү вакыты. | ||
План |
факт | |||||
кереш. ( 4 сәг.) | ||||||
1 / 1. | Физика нәрсәне өйрәнә.Күзәтүләр һәм тәҗрибәләр. | Тәҗрибә. Л.№5,12 | § 1-3 укы.1 бирем. | 1.09 | ||
2 / 2. | Физик зурлыклар һәм аларны үлчәү. Үлчәүнең төгәллеге һәм хатасы. | Тәҗ. Л.№15,20, | §4,5 укы. Күнегү №1 | 4.09 | ||
3 / 3. | Лаборатор эш №1Үлчәү приборының бүлем кыйммәтен билгеләү. | Лаб. Эш л.№33,36, 38, 39 | § 4, 5 кабат. Л.№31,32 | 8.09 | ||
4 / 4. | Физика һәм техника. | Портрет. Ф-7 Гайф. | § 6 укы. Кроссворд | 11.09 | ||
I. МАТДӘ ТӨЗЕЛЕШЕ ТУРЫНДА БАШЛАНГЫЧ МӘГЪЛҮМАТЛАР. ( 6 сәг. ) | ||||||
5 / 1. | Матдә төзелеше. Молекулалар. | Тәҗ. Л.№41-44 | §7, 8 укы. Л.№53,54 | 15.09 | ||
6 / 2. | Лаборатор эш № 2. Кечкенә җисемнәрнең үлчәмнәрен табу. | Л.№48,49, 50-52 | Л.№23,34 | 18.09 | ||
7 / 3. | Газларда, сыеклык һәм каты җисемнәрдә диффузия. | Тәҗ. Л.№57-64 | §8, 9укы. Бирем.№2 | 22.09 | ||
8 / 4. | Молекулаларның үзара тартылуы һәм этелүе. | Тәҗ. Л.№70-76 | §10 укы. К№2 Л.№74 | 25.09 | ||
9 / 5. | Матдәнең өч төрле халәте.Каты җисемнәр, сыеклыклар һәм газларның молекуляр төзелешендәге аерымлыклар. | Тәҗ. Л.№85-94 | §11,12 укыбирем №3Л. №84 | 29.09 | ||
10 / 6. | Кабатлау, гомумиләштерү.Физик диктант. | ДиктантТабл. | Л. 65, 67, 77-79, 81 | 02.10 | ||
II. ҖИСЕМНӘРНЕҢ ҮЗАРА ТӘЭСИР ИТЕШҮЕ. (21 сәг. ) | ||||||
11 / 1. | Механик хәрәкәт.Тигез һәм тигезсез хәрәкәт. | Тәҗ. Л.96,97,102 | §13,14 укы б№4 Л№99 | 06.10 | ||
12 / 2. | Тизлек.Тизлек берәмлекләре. | Тәҗ. К№4 Л.№114 | §15 укы. К№4(1,4) | 09.10 | ||
13 / 3. | Хәрәкәт итү юлын һәм вакытын исәпләү.Мәсьәләләр чишү. | К№5(1,3,5) л.№131,134 | §16 укы.К№5 (2,4) | 13.10 | ||
14 / 4. | Инерция.Мәсьәләләр чишү. | Тәҗ.36 рәс. №124, 132 | §17 укы.М.төзе,чиш | 16.10 |
Дәрес № п/п | Б Ү Л Е К Л Ә Р.Дәрес темасы | Җиһазлау | Өй эше | Үткәрү вакыты. | |
План | факт | ||||
15 / 5. | Җисемнәрнең үзара тәэсир итешүе. | Тәҗрибә. Л.№196-204 | § 18 укы.Л.№207,209 | 20.10 | |
16 / 6. | Җисемнең массасы.Масса берәмлеге. | Тәҗ. Л.№210-215 | §19,20 укы. Күнегү №6 | 23.10 | |
17 / 7. | Лаборатор эш №3.Көянтәле үлчәүдә җисемнең массасын үлчәү. | Л.№218, 224 лаб. | Л. №223 | 27.10 | |
18 / 8. | Лаборатор эш №4.Җисемнең күләмен үлчәү. | Л.№216, 225 лаб. | Л. №127 | 30.10 | |
19 / 9. | Матдәнең тыгызлыгы. | Тәҗ.№7(3) л.№228-230 | §21 укы. К.№7 (1,2) | 3.11 | |
20/ 10 | Лаборатор эш №5.Каты җисемнең тыгызлыгын табу. | Лаб. Эш | §21 укы. К.№7(4,5) | 13.11 | |
21/ 11 | Җисемнең массасын һәм күләмен аның тыгызлыгы буенча исәпләү. | Тәҗ. Л№285 к№8(1,2) | §22 укы. К.№8(3) | 17.11 | |
22/ 12 | Мәсьәләләр чишү.Контроль эшкә әзерлек. | Л.№280, 278 | К. №8(4)2 мәс.төзе | 20.11 | |
23/ 13 | Контроль эш. № 1.“Механик хәрәкәт. Җисем массасы. Матдә тыгызлыгы.” | Контроль эш текстлары | Тест төзе. (4 сорау җ.) | 24.11 | |
24/ 14 | Көч. Тартылу күренеше.Авырлык көче. | Тәҗ. Л.№285-290 | § 23,24 укы. Л.№291-293 | 27.11 | |
25/ 15 | Эластиклык көче. Гук законы. | Тәҗ. Л.№350,351 | § 25 укы. Л.№328,329 | 1.12 | |
26/ 16 | Җисемнең авырлыгы. | Тәҗ. Л.№330-332 | § 25 укы. Л.№333 | 4.12 | |
27/ 17 | Көч берәмлекләре.Авырлык көче белән җисемнең массасы арасындагы бәйләнеш | К№9 (2,4,5) л.№339-341 | § 26 укы. К.№9 (1,3) | 8.12 | |
28/ 18 | Динамометр.Лаборатор эш №6. Пружинаны бүлемләү һәм көчне динамометр ярдәмендә үлчәү. | Тәҗ. Лаб. | § 27 укы. К.№10 | 11.12 | |
29/ 19 | Бер туры буйлап юнәлгән көчләрне кушу. Бердәй тәэсир итүче көч. | Тәҗ. №18(2),19(1) | §28,29 укы. №11 (2,3) | 15.12 | |
30/ 20 | Ышкылу көче.Тикторыштагы ышкылу. Тест№1 1-2 бүлек | Тәҗ. | §30,31 укы. | 18.12 | |
31/ 21 | Табигатьтә һәм техникада ышкылу.Контроль эш. № 2. | Тәҗ. Котроль эш | § 32 укы. Сочинение. | 22.12 |
№ п/п | Б Ү Л Е К Л Ә Р.Дәрес темасы | Җиһазлау | Өй эше | Үткәрү вакыты. | |||||||
План | факт | ||||||||||
III. каты җисемнәр, сыеклыклар һәм газларның басымы.( 25 сәг.) | |||||||||||
32 / 1. | Басым. Басым берәмлекләре. | Тәҗрибә. К.№12(1,4) | § 33 укы.К.№12(2,3) | 25.12 | |||||||
33 / 2. | Басымны киметү һәм арттыру ысуллары. | Тәҗ. Л.№459, | § 34 укы. К.№13 б.№6 | 12.01 | |||||||
34 / 3. | Газ басымы. | Тәҗ. Л.№461-463 | § 35 укы.Л.№464,470 | 15.01 | |||||||
35 / 4. | Паскаль законы. | Тәҗ. Л№480 №14(1,3) | § 36 укы.К.№14(2,4) | 19.01 | |||||||
36 / 5. | Сыеклыклар һәм газларда басым.Кыска вакытлы контроль эш №3. | Тәҗ. Котр.эш. | § 37 укы.Л.№471,474 | 22.01 | |||||||
37 / 6. | Сыеклыкның савыт төбенә һәм стеналарына ясаган басымы | К.№15(1,2) | § 38 укы.К№15(1,3)б8 | 26.01 | |||||||
38 / 7. | Мәсьәләләр чишү. | Мәсьәләләр | § 37,38 каб.Л.№504-507 | 29.01 | |||||||
39 / 8. | Тоташкан савытлар. | Тәҗ. Таб. №16(1,2) | § 39 укы.К№16 б.№9 | 02.02 | |||||||
40 / 9. | Һаваның авырлыгы. Атмосфера басымы. Җирнең һава сүрүе. | Тәҗ. Л.№546,549 | § 40,41 укы.К№17,18б10 | 05.02 | |||||||
41/ 10 | Атмосфера басымын үлчәү. Торричелли тәҗрибәсе. | Тәҗ. Таб. Мәсьәләләр | § 42 укы.К№19(4) б11 | 09.02 | |||||||
42/ 11 | Барометр- анероид. Төрле биеклекләрдә атмосфера басымы. | Тәҗ. Таб. К№21(3),17б | § 43,44 укы.К.№21(1,2) | 12.02 | |||||||
43/ 12 | Мәсьәләләр чишү. | Мәсәләләр | § 33-44 каб. К.№21(4) | 16.02 | |||||||
44/ 13 | Манометрлар.Кыска вакытлы контроль эш № 4. | Тәҗ. Кон. Т л№596-600 | § 45 укы.Л№601,603 | 19.02 | |||||||
45/ 14 | Пешкәкле сыеклык насосы. | Таб.Модель л№583-589 | § 46 укы.К.№22 | 23.02 | |||||||
46/ 15 | Гидравлик пресс. | Тәҗ. Модель л№496,497 | § 47 укы.К.№23 | 26.02 | |||||||
47/ 16 | Сыеклык һәм газның үзләренә батырылган җисемгә тәэсире. | Тәҗ. Мәсьәләләр | § 48 укы.К.№19(2) | 02.03 | |||||||
48/ 17 | Архимед көче. | Тәҗ. Мәсьәләләр | § 49 укы.К.№24(3) | 05.03 | |||||||
49/ 18 | Лаборатор эш № 7. Сыеклык эченә батырылган җисемгә тәэсир итүче этеп чыгару көчен табу. | Лаб. Эш | § 49 каб.К.№24(2,4) | 09.03 | |||||||
50/ 19 | Җисемнәрнең йөзүе. | Тәҗ. | § 50 укы.К.№25(3-5) | 12.03 | |||||||
51/ 20 | Мәсьәләләр чишү. | К№25(1,2) л.№610,616 | Лаб. Эш№8Л.№605,611 | 16.03 | |||||||
Дәрес № п/п | Б Ү Л Е К Л Ә Р.Дәрес темасы | Җиһазлау | Өй эше | Үткәрү вакыты. | |||||||
План | факт | ||||||||||
52 / 21. | Лаборатор эш № 8. Сыеклык эчендә җисемнең йөзү шартларын ачыклау. | Лаб. Эш | Мәсьәлә | 19.03 | |||||||
53 / 22. | Судноларның йөзүе. | Тәҗ. К№ 26(3) | § 51 укы.К.№26(1,2) | 23.03 | |||||||
54 / 23. | Һавада йөзү. | Тәҗ.№27(1) диофильм | § 52 укы.К.№27(2) | 26.03 | |||||||
55 / 24. | Кабатлау. Гомумиләштерү.“Каты җисемнәр, сыеклыклар һәм газларның басымы.” | Мәсьәләләр | Л№654,655, 659 | 30.03 | |||||||
56 / 25. | Контроль эш №5.“Каты җисемнәр, сыеклыклар һәм газларның басымы.” | Контроль эш текстлары | 21 нче бирем | 02.04 | |||||||
IV. эш һәм егәрлек. Энергия. (12 сәг). | |||||||||||
57 / 1. | Механик эш. | Тәҗ. №28(1,2),22б | § 53 укы.К.№28(3,4) | 13.04 | |||||||
58 / 2. | Егәрлек. Егәрлек берәмлекләре. | Тәҗ. 17б.(1) мәсьәләләр | § 54 укы.К.№ 29(3,6) | 16.04 | |||||||
59 / 3. | Гади механизмнар. Рычаг.Рычагта көчләрнең тигезләнеше. | Тәҗ. Мәсьәләләр | § 55,56 укы. Л.№736 | 20.04 | |||||||
60 / 4. | Көч моменты. | Тәҗ. Мәсьәләләр | § 57 укы. | 23.04 | |||||||
61 / 5. | Техникада, көнкүрегтә һәм табигатьтә рычаглар.Лаборатор эш №9 | Тәҗ.Лаб. Эш | § 58 укы.К.№30(1,3,4) | 27.04 | |||||||
62 / 6. | Рычагның тигезләнеш законын блокка карата куллану. Механиканың “алтын кагыйдәсе”. | Тәҗ. №30(1-4) | § 59,60 укы.К.№31(5) | 30.04 | |||||||
63 / 7. | Мәсьәләләр чишү.Механиканың “алтын кагыйдәсе”. | Мәсьәләләр | § 59,60 каб.Л№766 | 04.05 | |||||||
64 / 8. | Механизмның файдалы эш коэффициенты.Лаборатор эш №10. | Лаб. Эш. | § 61 укы.№788 | 07.05 | |||||||
65 / 9. | Мәсьәләләр чишү. | Мәсьәләләр | Л№789, 792 | 11.05 | |||||||
66 / 10. | Энергия. Потенциаль һәм кинетик энергия.Кыска вакытлы контроль эш №6 | Тәҗ. Котр.эш т. №32 (2,3) | § 62,63 укы.К.№32(1,4) | 14.05 | |||||||
67 / 11. | Механик энергиянең бер төрен икенче төргә әверелдерү. | Тәҗ. Мәсьәләләр | § 64 укы. Л.№797 К.№33 | 18.05 | |||||||
68 / 12. | Үтелгәннәрне кабатлау.Гомумиләштерү. (Зачет). | Таблица. Кроссворд | кабатлау | 21.05 | |||||||
69-70 | Еллык үтелгән материалны кабатлау. Гомумиләштерү, йомгаклау | Еллык йомгаклау контроль эш | кабатлау | 25.05 28.05 |
01 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
15 10 2014
4 стр.
15 10 2014
12 стр.
17 12 2014
1 стр.