Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля)

    Фонетика и фонология

  1. Рекомендуется для направления подготовки


032700 - Филология

профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)»



Квалификация (степень) выпускника Бакалавр


  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Русский язык (теоретический курс): Фонетика и фонология» являются изучение русского языка в теоретическом освещении, получение знаний основных концептуально важных положений в области теории русского языка с целью применения полученных знаний в научно-исследовательской и практически-прикладной деятельности.

Задачами освоения дисциплины «Русский язык (теоретический курс): Фонетика и фонология» являются изучение фонетического строя русского языка, классификаций фонетических единиц, получение знаний дискуссионных проблем фонологии, парадигматики и синтагматики фонем.





  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть.

Дисциплина «Русский язык (теоретический курс): Фонетика и фонология» является одной из основополагающих дисциплин, определяющих профессиональную направленность подготовки бакалавра. Ее изучение опирается на сведения, полученные абитуриентами в курсе русского языка в средней школе, материалы пропедевтических дисциплин «Введение в славянскую филологию» и «Введение в языкознание» и сопровождается освоением дисциплин «Практический курс основного языка», «Стилистика русского языка», «Культура речи русского языка», «Историческая грамматика русского языка» и «История русского литературного языка», что позволяет студенту получить базовые профессиональные знания по основному языку в целом.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

- владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

- владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные понятия и термины фонетики и фонологии; основные положения и концепции в области фонетики и фонологии русского языка; современное состояние и перспективы развития фонетики и фонологии.

Уметь: применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; применять полученные знания в области фонетики и фонологии в собственной профессиональной деятельности; проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в области фонетики и фонологии с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; участвовать в научных дискуссиях.

Владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; свободно русским языком в его литературной форме; основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке.

4. Структура и содержание дисциплины

Трудоемкость дисциплины; 4 з.е., 144 часа.


Вид учебной работы

Очная форма

Заочная форма

На всю дисциплину

Семестр

На всю дисциплину

Семестр

3

2

3

Аудиторные занятия (всего часов), в том числе:

68

68

16

14




Лекции

34

34

6

6




Лабораторные работы

Из них: Рубежный контроль



34

34










2

2










Практические занятия







10

8

2

Процент интерактивных форм обучения от аудиторных занятий по дисциплине, %

24




20







Самостоятельная работа (всего часов), в том числе:

76

76

128




128

Контрольная работа

16

16

16




16

Подготовка к экзамену

24

24

24




24

Другие виды самостоятельной работы

36

36

98

6

82

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен):

Экз.

Экз.







Экз.

Общая трудоемкость дисциплины и трудоемкость по семестрам в часах:

144

144

144

20

124



Распределение учебных занятий по разделу:
А) очная форма обучения

Рубеж дисциплины

Шифр раздела, темы дисциплины

Наименование раздела, темы дисциплины

Количество часов по видам учебных занятий

Лекции

Лабораторные работы

Рубеж 1

Р1

Введение в фонетику

2

2

Р2

Простые сегментные фонетические единицы

6

6

Р3

Сложные сегментные фонетические единицы

4

4

Р 4

Суперсегментные фонетические единицы

4

4

Р1-Р4

Рубежный контроль. Домашняя контрольная работа







Рубеж 2

Р 5

Введение в фонологию

4

4

Р6

Синтагматика фонем

6

4

Р 7

Парадигматика фонем

4

4

Р 8

Фонетическая система русского литературного языка

2

2

Р 9

Орфоэпия





4

Р5-Р9

Рубежный контроль. Тестирование




2


Б) заочная форма обучения

Шифр раздела, темы дисциплины

Наименование раздела, темы дисциплины

Количество часов по видам учебных занятий

Лекции

Практические занятия

Р1

Введение в фонетику

1




Р2

Простые сегментные фонетические единицы

1

1

Р3

Сложные сегментные фонетические единицы




2

Р 4

Суперсегментные фонетические единицы




2

Р 5

Введение в фонологию




2

Р6

Синтагматика фонем

2




Р 7

Парадигматика фонем

2




Р 8

Фонетическая система русского литературного языка




2

Р 9

Орфоэпия





1



Содержание лекций:
А) очная форма обучения

Шифр раздела, темы дисциплины

Наименование раздела, темы дисциплины

Наименование и содержание лекции


Трудоемкость, часы

Р1

Введение в фонетику

Фонетика как область научных и учебных дисциплин. Фонетика общая, описательная, историческая, сопоставительная. Социофонетика. Акустико-артикуляционный и функциональный аспекты фонетики. Эксперимент в фонетике. Методы изучения произношения: непосредственное наблюдение и самонаблюдение, перцептивные методы, инструментальные методы.

2

Р2

Простые сегментные фонетические единицы

Артикуляционная фонетика. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей. Активные и пассивные органы произношения. Понятие артикуляции. Артикуляционная база языка. Своеобразие артикуляционной базы русского языка. Артикуляционная классификация звуков русского языка. Гласные и согласные. Классификация гласных звуков по ряду и степени подъема языка, по наличию или отсутствию лабиализации и по другим признакам. Классификация согласных звуков по силе воздушной струи и связанному с ней уровню шума (сонорные и шумные), по участию или неучастию голоса (звонкие и глухие), по месту и способу образования, по наличию или отсутствию палатализации (мягкие и твердые) и по другим признакам. Методы исследования речевой артикуляции. Акустическая фонетика. Акустические свойства звуков. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Форманты. Роль резонаторов при образовании звуков. Тоны и шумы.

Акустическая классификация звуков русского языка. Акустические признаки русских звуков: вокальность / невокальность, консонантность / неконсонантность, высокая тональность / низкая тональность, диффузность / компактность, прерванность / непрерывность, резкость / нерезкость, звонкость / глухость. Соответствия между артикуляционной и акустической классификациями. Методы исследования акустической стороны речи. Перцептивная фонетика. Восприятия звуков речи слушающими как предмет перцептивной фонетики. Установление отношения между произнесенными или услышанными звуками – основная задача перцептивной фонетики. Перцептивная база языка как единство хранящихся в памяти человека эталонов фонетических единиц и правил сравнения с ними единиц речевого потока. Зонная природа эталонов перцептивной базы. Своеобразие перцептивной базы русского языка. Звуковые эталоны сегментные и суперсегментные. Набор звуковых эталонов русского языка по данным разных исследователей. Методы исследования перцептивной стороны речи. Аудиторский анализ. Восприятие синтезированных звуков. Восприятие звуков с искусственно измененными параметрами.



6

Р3

Сложные сегментные фонетические единицы

Сегментные и суперсегментные единицы.

Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока. Слоговые качества звуков, ударение, интонация как суперсегментные единицы.

Слог с артикуляционной и акустических точек зрения. Различные теории слога. Слогораздел в русском языке. Типы слогов: прикрытые и неприкрытые, открытые и закрытые. Слоговые и неслоговые звуки.


4

Р4

Суперсегментные фонетические единицы

Ударение. Словесное ударение. Отличие ударных слогов от безударных по длительности, силе, тембру. Место ударения в слове. Разноместность ударения в русском языке. Неподвижное и подвижное ударение при словоизменении и словообразовании. Безударные словоформы. Слитность русского произношения. Энклитики и проклитики. Слабое ударение. Побочное ударение.

Интонация. Тональные средства интонации. Тембровые и количественно-динамические средства интонации. Тактообразующая и фразообразующая функции интонации.



4

Р5

Введение в фонологию

Фонология. Антиномия языка и речи по Ф. де Соссюру. Звук речи, звук языка, фонема. Основные функции фонемы в языке: отождествительная и различительная.

4

Р6


Синтагматика фонем

Понятие позиции в фонетике и фонологии. Позиции сильные и слабые. Параллельный и пересекающийся типы позиционной мены звуков. Сопоставление позиционной мены звуков с грамматическими чередованиями. Позиционные и непозиционные чередования. Фонетика, фонология и морфонология.

6

Р7

Парадигматика фонем

Оппозиция фонем. Признаки фонемы и признаки звуков. Дифференциальные признаки фонемы как условие выполнения ею различительной функции. Самостоятельные и позиционные признаки звуков, реализующих фонему. Нейтрализация фонем. Характер сочетаемости дифференциальных признаков в одной фонеме и в пределах всей системы. Маркированные и немаркированные фонемы. Связь сочетаемостных свойств дифференциальных признаков фонем с артикуляционной базой языка. Фонема и морфема как основные единицы, формирующие соседние иерархически связанные ярусы общей структуры языка. Морфема как кратчайшая значимая единица языка. Структура фонемы русского литературного языка. Ее парадигматическое устройство. Соответствие структурного устройства фонемы структурному устройству значимых единиц языка. Синтагматика и парадигматика в фонетической системе русского языка. Отношение фонемы к словоформе. Словоформа как основная значимая единица речевой деятельности. Функционирование фонемы в речи в пределах словоформы в зависимости от позиции. Фонема и совокупность реализующих ее аллофонов. Основной представитель и различные модификации фонемы. Фонология суперсегментных единиц. Смыслоразличительная роль ударения в русском языке. Стилистическая роль ударения. Интонационные средства русского языка: тип интонационной конструкции, передвижение интонационного центра, синтагматическое членение и пауза. Смыслоразличительная и эмоциональная функции интонации.

Фонологические школы: Московская, Санкт-Петербургская (Ленинградская), Пражская. Определение фонемы, ее функций, сильных и слабых позиций, проблема нейтрализации фонем в концепциях различных фонологических школ. Архифонема. Гиперфонема. Типы транскрипции в различных фонологических школах.



4

Р8

Фонетическая система русского литературного языка

Позиционная мена гласных звуков в зависимости от соседства твердых и мягких согласных и от положения по отношению к ударению. Позиционная мена согласных звуков по глухости / звонкости, твердости / мягкости, по месту и способу образования.

Состав гласных фонем. Дифференциальные признаки гласных фонем. Система гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем. Состав согласных фонем. Дифференциальные признаки согласных фонем. Система согласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных фонем, противопоставленных по глухости / звонкости, твердости / мягкости, месту и способу образования. Соотносительные ряды согласных фонем, парных по твердости / мягкости и по глухости / звонкости. Типологическая характеристика русского литературного языка на основе соотношения вокализма и консонантизма, парадигматики и синтагматики.



4


Б) заочная форма обучения

Шифр раздела, темы дисциплины

Наименование раздела, темы дисциплины

Наименование и содержание лекции


Трудоемкость, часы

Р1

Введение в фонетику

Фонетика как область научных и учебных дисциплин. Фонетика общая, описательная, историческая, сопоставительная. Социофонетика. Акустико-артикуляционный и функциональный аспекты фонетики. Эксперимент в фонетике. Методы изучения произношения: непосредственное наблюдение и самонаблюдение, перцептивные методы, инструментальные методы.

1

Р2

Простые сегментные фонетические единицы

Артикуляционная фонетика. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей. Активные и пассивные органы произношения. Понятие артикуляции. Артикуляционная база языка. Своеобразие артикуляционной базы русского языка.

Артикуляционная классификация звуков русского языка. Гласные и согласные. Классификация гласных звуков по ряду и степени подъема языка, по наличию или отсутствию лабиализации и по другим признакам. Классификация согласных звуков по силе воздушной струи и связанному с ней уровню шума (сонорные и шумные), по участию или неучастию голоса (звонкие и глухие), по месту и способу образования, по наличию или отсутствию палатализации (мягкие и твердые) и по другим признакам. Методы исследования речевой артикуляции.

Акустическая фонетика. Акустические свойства звуков. Различие звуков по высоте, силе, длительности, тембру. Форманты. Роль резонаторов при образовании звуков. Тоны и шумы. Акустическая классификация звуков русского языка. Акустические признаки русских звуков: вокальность / невокальность, консонантность / неконсонантность, высокая тональность / низкая тональность, диффузность / компактность, прерванность / непрерывность, резкость / нерезкость, звонкость / глухость. Соответствия между артикуляционной и акустической классификациями. Методы исследования акустической стороны речи. Перцептивная фонетика. Восприятия звуков речи слушающими как предмет перцептивной фонетики. Установление отношения между произнесенными или услышанными звуками – основная задача перцептивной фонетики. Перцептивная база языка как единство хранящихся в памяти человека эталонов фонетических единиц и правил сравнения с ними единиц речевого потока. Зонная природа эталонов перцептивной базы. Своеобразие перцептивной базы русского языка. Звуковые эталоны сегментные и суперсегментные. Набор звуковых эталонов русского языка по данным разных исследователей. Методы исследования перцептивной стороны речи. Аудиторский анализ. Восприятие синтезированных звуков. Восприятие звуков с искусственно измененными параметрами.


1

Р6


Синтагматика фонем

Понятие позиции в фонетике и фонологии. Позиции сильные и слабые. Параллельный и пересекающийся типы позиционной мены звуков. Сопоставление позиционной мены звуков с грамматическими чередованиями. Позиционные и непозиционные чередования. Фонетика, фонология и морфонология.

2

Р7

Парадигматика фонем

Оппозиция фонем. Признаки фонемы и признаки звуков. Дифференциальные признаки фонемы как условие выполнения ею различительной функции. Самостоятельные и позиционные признаки звуков, реализующих фонему. Нейтрализация фонем. Характер сочетаемости дифференциальных признаков в одной фонеме и в пределах всей системы. Маркированные и немаркированные фонемы. Связь сочетаемостных свойств дифференциальных признаков фонем с артикуляционной базой языка. Фонема и морфема как основные единицы, формирующие соседние иерархически связанные ярусы общей структуры языка. Морфема как кратчайшая значимая единица языка. Структура фонемы русского литературного языка. Ее парадигматическое устройство. Соответствие структурного устройства фонемы структурному устройству значимых единиц языка. Синтагматика и парадигматика в фонетической системе русского языка. Отношение фонемы к словоформе. Словоформа как основная значимая единица речевой деятельности. Функционирование фонемы в речи в пределах словоформы в зависимости от позиции. Фонема и совокупность реализующих ее аллофонов. Основной представитель и различные модификации фонемы. Фонология суперсегментных единиц. Смыслоразличительная роль ударения в русском языке. Стилистическая роль ударения. Интонационные средства русского языка: тип интонационной конструкции, передвижение интонационного центра, синтагматическое членение и пауза. Смыслоразличительная и эмоциональная функции интонации.

Фонологические школы: Московская, Санкт-Петербургская (Ленинградская), Пражская. Определение фонемы, ее функций, сильных и слабых позиций, проблема нейтрализации фонем в концепциях различных фонологических школ. Архифонема. Гиперфонема. Типы транскрипции в различных фонологических школах.



2


Содержание практических занятий:
Б) заочная форма обучения

Шифр раздела, темы дисциплины

Наименование раздела, темы дисциплины

Наименование и содержание практического занятия


Трудоемкость, часы

Р2

Простые сегментные фонетические единицы

Артикуляционная классификация звуков русского языка. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков. Акустическая классификация звуков русского языка.

1

Р3

Сложные сегментные фонетические единицы

Сегментные и суперсегментные единицы.

Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока. Слоговые качества звуков, ударение, интонация как суперсегментные единицы.

Слог с артикуляционной и акустических точек зрения. Различные теории слога. Слогораздел в русском языке. Типы слогов: прикрытые и неприкрытые, открытые и закрытые. Слоговые и неслоговые звуки.


2

Р4

Суперсегментные фонетические единицы

Ударение. Словесное ударение. Место ударения в слове. Разноместность ударения в русском языке. Неподвижное и подвижное ударение при словоизменении и словообразовании. Безударные словоформы. Слитность русского произношения. Энклитики и проклитики. Слабое ударение. Побочное ударение.

Интонация. Тональные средства интонации. Тембровые и количественно-динамические средства интонации. Тактообразующая и фразообразующая функции интонации.



2

Р5


Введение в фонологию

Фонология. Антиномия языка и речи по Ф. де Соссюру. Звук речи, звук языка, фонема. Основные функции фонемы в языке: отождествительная и различительная.

2

Р9

Орфоэпия


Различные точки зрения на предмет орфоэпии. Значение орфоэпических норм. Старшая и младшая нормы. Общенародная и профессиональная сферы употребления орфоэпических вариантов. Мужская и женская речь. Территориально обусловленные произносительные варианты литературного языка. Стили произношения. Причины отступлений от литературного произношения. Орфоэпическая прикрепленность в сравнении с фонетической обусловленностью. Варианты русских литературных произносительных норм. Вариантность гласных. Вариантность согласных. Произношение отдельных грамматических форм. Особенности произношения заимствованных слов. Вариантность места ударения. Наличие или отсутствие побочного ударения. Русское литературное произношение в его историческом развитии. Старомосковское и старопетербургское произношение. Тенденции развития современных произносительных норм. Справочники по орфоэпии.

1


Лабораторный практикум

А) очная форма обучения



Шифр раздела, темы дисциплины

Наименование раздела, темы дисциплины

Наименование и содержание лабораторных работ

Трудоемкость, часы

Р1


Введение в фонетику


Эксперимент в фонетике. Методы изучения произношения: непосредственное наблюдение и самонаблюдение, перцептивные методы, инструментальные методы.

2

Р2

Простые сегментные фонетические единицы

Артикуляционная классификация звуков русского языка. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков.

Акустическая классификация звуков русского языка.



6

Р3

Сложные сегментные фонетические единицы


Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегменты речевого потока.

Различные теории слога. Слогораздел в русском языке. Типы слогов.



4

Р4

Суперсегментные фонетические единицы

Ударение. Словесное ударение. Место ударения в слове. Разноместность ударения в русском языке. Неподвижное и подвижное ударение при словоизменении и словообразовании. Безударные словоформы. Энклитики и проклитики. Слабое ударение. Побочное ударение.

Интонация. Тональные средства интонации. Тембровые и количественно-динамические средства интонации. Тактообразующая и фразообразующая функции интонации.



4

Р1-Р4

Рубежный контроль. Домашняя контрольная работа







Р5

Введение в фонологию

Фонология. Антиномия языка и речи по Ф. де Соссюру. Звук речи, звук языка, фонема. Основные функции фонемы в языке: отождествительная и различительная.

4

Р6


Синтагматика фонем

Понятие позиции в фонетике и фонологии. Позиции сильные и слабые. Параллельный и пересекающийся типы позиционной мены звуков. Позиционные и непозиционные чередования.

4

Р7

Парадигматика фонем

Оппозиция фонем. Дифференциальные признаки фонемы. Самостоятельные и позиционные признаки звуков, реализующих фонему. Нейтрализация фонем. Фонологические школы: Московская, Санкт-Петербургская, Пражская. Определение фонемы, ее функций, сильных и слабых позиций, проблема нейтрализации фонем в концепциях различных фонологических школ. Архифонема. Гиперфонема. Типы транскрипции в различных фонологических школах.

4

Р9

Орфоэпия


Различные точки зрения на предмет орфоэпии. Значение орфоэпических норм. Старшая и младшая нормы. Общенародная и профессиональная сферы употребления орфоэпических вариантов. Мужская и женская речь. Территориально обусловленные произносительные варианты литературного языка. Стили произношения. Причины отступлений от литературного произношения.

Орфоэпическая прикрепленность в сравнении с фонетической обусловленностью. Варианты русских литературных произносительных норм. Вариантность гласных. Вариантность согласных. Произношение отдельных грамматических форм. Особенности произношения заимствованных слов. Вариантность места ударения. Наличие или отсутствие побочного ударения.

Русское литературное произношение в его историческом развитии. Старомосковское и старопетербургское произношение. Тенденции развития современных произносительных норм. Справочники по орфоэпии.


4

Р5-Р9

Рубежный контроль. Тестирование




2


5. Рекомендуемые образовательные технологии

Лекционный курс дисциплины базируется на блочно-модульной технологии подачи материала, которая предполагает тестовый контроль усвоения знаний, полученных в ходе восприятия информации по определенному разделу. При проведении лабораторных работ используется интерактивная технология путем организации диалогового общения студентов друг с другом, с преподавателем, со справочной литературой и словарями. Проектная технология положена в основу выполнения НИР по дисциплине. Студентам предлагаются темы проектов и формулируются требования к итоговому варианту работы.


А) очная форма обучения


Вид занятия


Используемые активные и интерактивные технологии, методы и формы обучения

Трудоемкость (в часах и % от всех аудиторных занятий)

Лекции

Лекции-презентации, проблемные лекции

8 часов / 12%

Лабораторные занятия

Виртуальные лабораторные работы

8 часов / 12%

Всего:




16 часов / 24%



Б) заочная форма обучения

Вид занятия


Используемые активные и интерактивные технологии, методы и формы обучения

Трудоемкость (в часах и % от всех аудиторных занятий)

Лекции

Проблемная лекция

2 часа / 12,5%

Практические занятия

Индивидуальные творческие задания с неоднозначными решениями,

разбор конкретных ситуаций



2 часа/ 12,5%

Всего:




4 часа / 20%



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

А) очная форма обучения

Виды самостоятельной работы студентов




Углубленное изучение разделов, тем дисциплины лекционного курса.

Изучение разделов, тем дисциплины, не вошедших в лекционный курс, а именно:

1. Орфоэпия.



Подготовка к аудиторным занятиям (лабораторные занятия, текущий и рубежный контроль)

Выполнение домашней контрольной работы

Подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине (экзамен)

Б) заочная форма обучения

Виды самостоятельной работы студентов




Углубленное изучение разделов, тем дисциплины лекционного курса.

Изучение разделов, тем дисциплины, не вошедших в лекционный курс, а именно:

  1. Введение в фонетику.

  2. Сложные сегментные фонетические единицы.

  3. Суперсегментные фонетические единицы.

  4. Фонетическая система русского литературного языка.

  5. Орфоэпия.

Подготовка к аудиторным занятиям (практические занятия)

Выполнение домашней контрольной работы

Подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине (экзамен)


1.Вопросы к экзамену для очной и заочной формы обучения.

  1. Предмет и задачи фонетики. Разделы в фонетике. Методы диахронических и синхронических фонетических исследований.

  2. История развития фонетики. Ведущие фонетисты и их вклад в фонетику.

  3. Акустическая фонетика. Методы акустических исследований.

  4. Артикуляционная фонетика. Речевой аппарат. Методы артикуляционных исследований.

  5. Перцептивная фонетика. Перцептивные эталоны. Методы перцептивных исследований.

  6. Понятие о сегментных и суперсегментных фонетических единицах. Звук речи как простая сегментная фонетическая единица. Звуки речи и звуки языка. Гласные и согласные звуки. Акустические, артикуляционные и функциональные различия между гласными и согласными.

  7. Фонетические чередования гласных звуков.

  8. Фонетические чередования согласных звуков.

  9. Понятие о суперсегментных фонетических единицах, их определение и функции. Пограничные сигналы.

  10. Перцептивно сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем.

  11. Артикуляционная классификация, ее значение. Артикуляционная классификация гласных звуков.

  12. Артикуляционная классификация согласных звуков по месту образования.

  13. Акустическая классификация звуков речи, ее значение.

  14. Фонетическая транскрипция, ее виды. Правила транскрибирования.

  15. Слог как сложная сегментная фонетическая единица. Различные теории слога.

  16. Основной закон строения слога в русском языке. Правила слогоделения. Типы слогов.

  17. Позиционные и комбинаторные фонетические процессы.

  18. Позиционные и непозиционные чередования звуков. Фонетические и морфологические чередования. Позиционно обусловленные и позиционно прикрепленные чередования. Параллельные и перекрещивающиеся фонетические чередования.

  19. Акцентология. Ударение как суперсегментная фонетическая единица. Акцентные типы.

  20. Виды ударения по объекту выделения, их функции. Виды ударения по акустико-артикуляционной характеристике.

  21. Интонация как суперсегментная фонетическая единица. История изучения интонации. Функции интонации.

  22. Интонема как единица интонации. Классификация интонационных конструкций. Интонационные регистры.

  23. Слоговое ударение, его фонетические особенности и виды по месту в слове. Функции слогового ударения.

  24. Предмет и задачи фонологии. История развития фонологии. Фонема как языковая единица. Функции фонемы.

  25. Учение о фонеме Бодуэна де Куртенэ. Диахроническое и синхроническое определение фонемы.

  26. Понятие фонемы и принципы выделения фонем в разных фонологических школах.

  27. Состав фонем современного русского языка.

  28. МФШ и ее фонологическая концепция.

  29. Синтагматика фонем. Понятие о перцептивно и сигнификативно сильных и слабых позициях. Гиперфонема.

  30. Сигнификативно сильные и слабые позиции гласных фонем. Слабые гласные фонемы как варианты сильных фонем.

  31. Сигнификативно сильные и слабые позиции согласных фонем. Слабые согласные фонемы как варианты сильных фонем.

  32. Фраза, речевой такт, фонетическое слово как сложные сегментные фонетические единицы. Слабоударные слова и клитики.

  33. Фонемные ряды гласных и согласных, их состав и количественная характеристика.

  34. Ленинградская фонологическая школа и ее фонологическая концепция.

  35. Пражская фонологическая школа и ее фонологическая концепция.

  36. Парадигматика фонем. Понятие фонемной оппозиции. Типы оппозиций: дизъюнкции и корреляции.

  37. Фонологически существенные признаки фонем. Конститутивные и неконститутивные, дифференциальные и интегральные признаки.

  38. Классификация фонологических оппозиций Н.С. Трубецкого в «Основах фонологии».

  39. Дискуссионные проблемы в фонологии.

  40. Фонематическая транскрипция в разных фонологических школах.

  41. Артикуляционная классификация согласных по способу образования. Вопрос о смычно-проходных согласных.

  42. Артикуляционная классификация согласных по дополнительной артикуляции, по уровню шума, по наличию тона.

  43. Понятие архифонемы в ПФШ, МФШ, Р.И.Аванесова. Понятие нейтрализации фонем.

  44. Н.С.Трубецкой. Правила различения фонем и вариантов. Правила различения фонемы и сочетания фонем.


2. Контрольная работа на тему: «Фонетический и фонологический анализ текста» для очной и заочной формы обучения.

Задание 1.

Сделайте фонетическую транскрипцию текста. Текст в фонетической транскрипции разделите на слоги вертикальными черточками | .

Задание 2.

Сделайте фонетический разбор слова из текста (в 6-8 букв) с неповторяющимися звуками по следующей схеме:

I. Фонетическая транскрипция слова.

II. Характеристика слогов.

III. Характеристика звуков.

Задание 3.

Подобрав однокоренные слова к слову из текста, выпишите чередования звуков. Определите типы этих чередований.

Задание 4.

Опишите фонетические процессы в 2 словах из текста.

Задание 5.

Сделайте словофонематическую транскрипцию текста.

Задание 6.

Сделайте фонематическую транскрипцию первого четверостишия с точки зрения разных фонологических школ.

Задание 7.

Сделайте фонетическую и словофонематическую транскрипцию слова из текста (в 6-8 букв) с неповторяющимися фонемами. Определите признаки фонем. Среди них выделите конститутивные (КП) и неконститутивные (НКП) признаки фонем; дифференциальные (ДП) и интегральные (ИП) признаки фонем.

Задание 8.

Выберите в тексте слова и составьте к ним четыре фонемных ряда: два для гласных фонем и два для согласных фонем. Охарактеризуйте фонемные ряды с точки зрения полноты/неполноты.

Задание 9.

Выпишите фонемные оппозиции из слова в тексте (в 5-6 букв) с неповторяющимися фонемами. Охарактеризуйте фонемные оппозиции по классификации Н.С.Трубецкого и по современной классификации.

Задание 10.

Сделайте фонетическую, словофонематическую и фонематическую по МФШ транскрипцию 2 слов из текста и определить перцептивно и сигнификативно сильные и слабые позиции фонем.


3. Образец теста для очной и заочной формы обучения.

Задание 1. Фонология изучает

1.Ударение.

2.Слог и слогоделение.

3.Правила литературного произношения.

4.Функциональную сторону звуков речи.

Задание 2. Акцентология изучает

1.Слог и слогоделение.

2.Ударение.

3.Интонацию.

4.Литературное произношение.

Задание 3. Силлабика изучает

1.Ударение.

2.Слог и слогоделение.

3.Интонацию.

4.Литературное произношение.

Задание 4.К сегментным фонетическим единицам не относится

1.Звук.


2.Слог.

3.Ударение.

4.Речевой такт.

Задание 5. Суперсегментной фонетической единицей не является

1.Слог.

2.Звук.


3.Ударение.

4.Интонация.

Задание 6. Сегментной и суперсегментной фонетической единицей является

1.Звук.


2.Слог.

3.Фраза.


4.Ударение.

Задание 7. В каком ряду все гласные являются гласными верхнего подъема?

1.Шить, мысль, мир, куб.

2.Парта, стол, пир, мягкий.

3.Мыло, уксус, искра, лошадь.

Задание 8. В каком ряду все гласные являются гласными переднего ряда?

1.Является, литературный, экспорт, иной.

2.Тишь, ель, стихи.

3.Инструктор, паралич, эскорт, видно.

Задание 9. Познакомьтесь с текстом. В словах после номеров есть лабиализованные

гласные

Словарь современного (2) русского (3)литературного языка имеет временные (4) границы от (5) Пушкина до (6) наших дней. Это (7) очень точно: в нашем литературном (8) языке современность (9) начинается именно с (10) эпохи Пушкина.

(М. В. Панов)

1.1, 2, 3, 6, 4.

2.2, 3, 5, 7,10.

3.2, 3, 5, 6, 8.

4.1, 2, 3, 5, 7.

Задание 10. Гласные звуки [и], [ы] отличаются признаками

1.Ряд, наличие или отсутствие лабиализации.

2.Ряд, подъем, наличие или отсутствие лабиализации.

3.Подъем.

4.Ряд.


Задание 11. Гласные звуки [а], [ы] отличаются признаками

1.Ряд, наличие или отсутствие лабиализации.

2.Ряд, подъем, наличие или отсутствие лабиализации.

3.Подъем.

4.Ряд.

Задание 12. Гласные звуки [у], [ы] отличаются признаками



1.Ряд, наличие или отсутствие лабиализации.

2.Ряд, подъем, наличие или отсутствие лабиализации.

3.Подъем.

4.Ряд.


Задание 13. Гласные звуки [э], [о] отличаются признаками

1.Ряд, наличие или отсутствие лабиализации.

2.Ряд, подъем, наличие или отсутствие лабиализации.

3.Подъем.

4.Ряд.

Задание 14. Качественной редукции подвергаются гласные



1.[а], [о], [э].

2. [и], [о], [а].

3. [у], [э], [о].

Задание 15. Количественной редукции подвергаются гласные

1.[а], [о], [и].

2. [у].


3.[а], [у], [о].

Задание 16. Данные артикуляционные характеристики принадлежат звукам

1.Шумный, звонкий, губной, губно-губной, смычный, взрывной, твердый.

2.Сонорный, язычный, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, носовой, мягкий.

3.Шумный, глухой, язычный, заднеязычный, смычный, взрывной, твердый.

1.[б] , [н], [к].

2.[п], [м], [г].

3.[ц], [ч], [т].

4.[к], [з], [в].

Задание 17. Перекрещивающемуся типу позиционной мены подвержены гласные

1.[а], [о], [э].

2.[и], [ы], [у].

3.[а], [у], [о].

4.[а], [у], [ы].

Задание 18. Параллельному типу позиционной мены подвержены гласные

1.[а], [о], [э],

2.[у].

3.[а], [и], [о].



4.[а], [о], [ы].

Задание 19.Ударные гласные под воздействием соседних согласных подвергаются

1.Позиционной мене.

2.Позиционным изменениям.

3.Редукции.

4.Ассимиляции.

Задание 20. Позиционная мена согласных перекрещивающегося типа не связана

1.С редукцией согласных на конце слова.

2.С ассимиляцией по звонкости.

3.С ассимиляцией по глухости.

4.С аккомодацией.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература



№ п/п

Наименование

1

2

1

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык.- Изд. - 6е. –М. : Изд.-во Логос, 2002.

2

Диброва Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2ч. Ч.1. –М.: Изд.-во Академия, 2006.

3

Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Лекант П.А. Современный русский язык: Учебник.- Изд. 2-е. М.: Изд.-во Дрофа, 2002.

4

Касаткин Л.Л.Современный русский язык: Фонетика.- М.: Изд. центр Академия. - 2008.

5

Касаткин Л.Л.Фонетика современного русского литературного языка. - М., 2003.

6

Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык. Фонетика, графика, орфография. – М.: Изд.-во МГУ, 2003.

7

Лекант П.А., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Крысин Л.П. Современный русский литературный язык. Новое издание.- М.: Изд.во Высшая школа, 2004.

8

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.- М.: Изд.-во Айрис-Пресс, 2009.

9

Современный русский язык/ под ред. В.А. Белошапковой. – Изд.- 3е, М., 2003.

10

Современный русский литературный язык: Учебник/ под ред. В.Г. Костомарова и В.И. Максимова.-М., 2003.

б) дополнительная литература



№ п/п

Наименование

1

2

1

Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974.

2

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. 6-е изд.- М., 1984.

3

Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1956.

4

Бенвенист Э. Общая лингвистика. Глава X. Уровни лингвистического анализа. – М., 1974.

5

Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.

6

Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. 5-е изд. – М., 1983.

7

Горшкова К.В., Мустейкис К.В., Тихонов А.Н. Современный русский язык. – Вильнюс, 1985.

8

Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991.

9

Каленчук М.Л. О фонетической обусловленности и орфоэпической прикрепленности // Проблемы фонетики. 1. Сб. статей / Отв. ред. Т.М.Николаева. – М., 1993.

10

Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. – СПб., 1991.

11

Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М., 1970.

12

Зиндер Л.Р. Общая фонетика. 2-е изд. – М., 1979.

13

Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Побочное ударение и ритмическая структура русского слова на словесном и фразовом уровнях // Вопросы языкознания, 1993, № 4.

14

Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. 2-е изд. – М., 1995.

15

Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. – М., 1981.

16

Мартине А. Основы общей лингвистики // Новое в [зарубежной] лингвистике. Вып. III. – М., 1963.

Обзор предложений по усовершенствованию русской орфографии (XVIII-XX вв.). – М., 1965.



17

Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-XX вв. – М., 1990.

Речь: Артикуляция и восприятие. – М.-Л., 1965.



18

Реформатский А.А. Лингвистика и поэтика. – М., 1987.

19

Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. – Л., 1982.

20

Сидоров В.Н. О Московской фонологической школе // Развитие фонетики современного русского языка: Фонологические подсистемы. – М., 1971.

21

Фонетика современного русского литературного языка. Народные говоры // Русский язык и советское общество: Социолого-лингвистическое исследование / Под. ред. М.В.Панова. – М., 1968.

22

Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. – М., 1979.

23

Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии: Очерк. Хрестоматия. – М., 1970.

24

Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 1960.

25

Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. 2-е изд. – М., 1982.



Методическая литература


№ п/п

Наименование

1

2

1

Современный русский язык: Фонетика и фонология. Методические рекомендации к изучению курса. Курган: Изд.-во Курганского гос. ун.-та, 1998 г. – 26 с.

2

Фонетика и фонология современного русского языка. Методические указания, контрольная работа для студентов заочной формы обучения. Курган: Изд.-во Курганского гос. ун.-та, 2000. –35 с.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

"Грамота.ру" - справочно-информационный портал www.gramota.ru.

"Philology.ru" - филологический портал – библиотека научных трудов по языкознанию и литературоведению www.philology.ru.

"Диалог" - ежегодный международный семинар по компьютерной лингвистике www.dialog-21.ru.

"Русский язык" www.traktat.com/language/book.

"Этимология" – сообщество community.livejournal.com/etymology_ru

Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс] / http://www.ruscorpora.ru/

Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор [Электронный ресурс] / http://feb-web.ru/

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех [Электронный ресурс] / http://www.gramota.ru/

Образовательный портал Национального корпуса русского языка [Электронный ресурс] / http://studiorum.ruscorpora.ru/

Русский филологический портал Philology.ru [Электронный ресурс] / http://www.philology.ru/



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    Мультимедийные средства; наборы слайдов.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению 032700 – Филология, профиль «Отечественная филология».



Разработчик(используется программа кафедры русского языка филологического факультета МГУ):

доцент Курганского госуниверситета Е.Е. Иванова






Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Фонетика и фонология Рекомендуется для направления подготовки

Фонетика и фонология являются изучение русского языка в теоретическом освещении, получение знаний основных концептуально важных положений в области теории русского языка с целью пр

379.68kb.

14 12 2014
1 стр.


Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Риторика Рекомендуется для направления подготовки

«Отечественная филология», основ теории текста и дискурса, стилистики и культуры речи, философии, культурологи

95.5kb.

07 10 2014
1 стр.


Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные проблемы зарубежной литературы Рекомендуется для направления подготовки

Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются

175.1kb.

09 10 2014
1 стр.


Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) б в. 09 историЯ зарубежной литературы

Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

310.49kb.

14 10 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины (модуля) Этнология (Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки

Целью изучения курса «этнология» является формирование систематизированных знаний у студентов по данной отрасли науки

281.61kb.

23 09 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины (модуля) Оптическая микроскопия (Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки

Рф и за рубежом, обладать универсальными и предметно специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности, востребованности на рынке труда и успешной профе

120.9kb.

15 12 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины (модуля) Гражданское право (наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки

«Документоведение», «Организация и технология документационного обеспечения управления», «Информационное обеспечение управления», а также дисциплин специализации – «Организационное

1981.02kb.

10 10 2014
19 стр.


Рабочая программа дисциплины (модуля) наименование: Металлургия меди и никеля

Рабочая программа дисциплины (модуля) (РП) составлена в соответствии с требованиями фгос впо, образовательного стандарта ниту «мисиС» на основании ооп и учебного(ых) плана

291.01kb.

10 09 2014
1 стр.