Учитель физики МБОУ города Костромы «Гимназии № 33» Бугай Мария Герасимова
Технологическая карта конструирования урока физики по теме “Измерение массы тела с помощью весов – лабораторная работа №3”
Методическая цель: организацияпроцессатренировки и самоподготовки учащихся в процессе усвоения учебного материала,приобретения навыков измерения массы.
Образовательная цель: обеспечение усвоения учащимися учебного материала на уровне программных требований
Воспитательная цель: становление субъектной (активной ) позиции учащихся в различных формах учебного сотрудничества
Развивающая цель: создание условий для развития умений организации учебного труда
Предмет, класс
|
Физика, 7 класс
|
Тема урока, № урока по теме
|
Масса тела, урок №2
|
Актуальность использования средств ИКТ
|
Использование ИКТ( виртуальной лаборатории) позволяет создать условия для формирования культуры учебной деятельности и информационной культуры обучаемого и обучающего; индивидуализации и дифференциации процесса обучения
|
Цель урока
|
Создание условий для формирования различных компетенций по измерения массы на рычажных весах
|
Задачи урока
|
Обучающая
|
Развивающая
|
Воспитательная
|
Продолжить формирование экспериментальных умений на репродуктивном уровне (добиться понимания и воспроизведения программного материала)
|
Способствовать развитию познавательного интереса учащихся (предоставить учащимся возможность получить представление о способах измерения массы тела различными способами.
|
Создать условия для развития коммуникативных качеств учащихся и личностной рефлексии
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)
|
Электронные тренажеры виртуальной лаборатории, компьютерная презентация, текстовые документы
|
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
|
компьютер, проектор, прикладные программы MicrosoftOfficeExcel, Word, PowerPoint,Barsic 1188.
|
Образовательные ресурсы Интернет
|
Виртуальная лаборатория по механикеСанкт- Петербургского университета
|
Этап урока
|
Цель
|
Время
|
Форма организации деятельности учащихся
|
Основной вид деятельности учащихся (в том числе и со средствами ИКТ)
|
Функции преподавателя на данном этапе
|
Основные виды деятельности преподавателя
|
Промежуточный контроль
|
Примечание
|
Организационный
|
Подготовка учащихся к работе. Подготовка необходимого оборудования.
|
1-2 мин
|
Фронтальная
|
|
Организатор
|
Постановка целей совместной деятельности; формирование учебных групп; организация учебного пространства
|
|
|
Вводный
|
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
|
5-7 мин
|
Индивидуальная Коллективная
|
Устные упражнения, заполнение листа отчета (Приложение 1)
|
Организатор-контролер
|
Организация деятельности учащихся, проверка результатов их работы, коррекция плана урока (при необходимости)
|
Программированный контроль
|
В конце работы приводится статистика результатов деятельности учащихся, обсуждаются вопросы, вызвавшие затруднения
|
Закрепление знаний и способов действий
|
Обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне воспроизведения изученного и его применения в стандартных условиях; перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях
|
30 мин (3 этапа по 10 мин)
|
Индивидуальная
|
Работа на ПК – электронный тренажер (приложение 2.
приложение 3)
|
Контролер
|
Инструктаж учащихся о ходе работы; контроль за деятельностью учащихся на ПК
|
Контроль с помощью ПК
|
Класс делится на три группы, состоящие из учащихся равных по силе (Таблица 1)
|
Индивидуальная
|
Работа с учителем (приложение 4)
|
Консультант
|
Оказание консультативной помощи слабым учащимся
|
|
Парная
|
Работа в диадах (учебных парах): изложение усваиваемого материала партнеру(приложение5)
|
Координатор-консультант
|
Организация общения учащихся в паре, координация их деятельности
|
Взаимопроверка проделанной работы, контроль со стороны учителя
|
Индивидуальная
|
Работа с раздаточным материалом
|
Организатор-консультант-контролер
|
Инструктаж учащихся о ходе работы с предлагаемым материалом, оказание консультативной помощи, первичная проверка усвоения материала
|
Самопроверка, проверка учителем заданий, выполненных учащимися
|
Рефлексия
|
Анализ и оценка успешности деятельности и определение перспективы последующей работы
|
2-3 мин
|
Коллективная
|
Самоанализ деятельности (приложение 6)
|
Организатор, помощник, участник
|
Организация и оказание поддержки в обсуждении учащимися деятельности на уроке
|
Заполнение листа самооценки (Приложение 7)
|
Оценка деятельности учащихся учителем и учащимися
|
Постановка домашнего задания
|
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
|
1-2 мин
|
Фронтальная
|
|
Организатор-консультант
|
Сообщение домашнего задания и комментарии к его выполнению
|
Запись домашнего задания в дневниках
|
|
Таблица 1. Примерная схема организации деятельности учащихся на этапе “
Закрепление знаний и способов действий”
№ п/п
|
1 группа (слабые)
|
2 группа (средние)
|
3 группа (сильные)
|
1
|
Работа с учителем
|
Работа на ПК
|
Работа с раздаточным материалом
|
2
|
Работа с раздаточным материалом
|
Работа с раздаточным материалом
|
Работа на ПК
|
3
|
Работа на ПК
|
Работа в диадах
|
Работа в диадах
|
Приложение1
Зачем нужно измерять массу тела? Чтобы ответить на этот вопрос мы провели исследование, которое оформили в виде презентации. Выступления учеников:
Цель:
-Выяснить, людям, каких профессий необходимо измерять массу тел.
-С помощью, каких весов они это делают.
-Собрать интересные факты измерения массы тел.
Чтобы выполнить задание мы разбились на группы.
Первая группа будет изучать литературу. Ребята этой группы должны найти интересные факты, связанные с массой.
Вторая группа отправится в магазины и другие торговые точки.
Третья группа, выяснит в больнице и поликлинике, какое значение для врача и его пациента имеет измерение массы тела.
Ребята четвертой группы побывают на почте и выяснят, как точно взвешивают на почте посылки и бандероли.
Это интересно
|
Масса Солнца 2 х 1030 кг.
Масса Земли 6 х 1024 кг.
|
Самый крупный град обрушился в 1986 году на Бангладеш. Вес градин достигал 1 кг.
|
Этим летом один английский фермер вырастил луковицу, масса которой 7 кг.
|
Самое большое на земле животное - кит, может весить 150 т.
|
Слоны самые крупные современные наземные млекопитающие.
Их масса до 7,5 т.
|
Маленькая птичка королек весит всего 5–7 г, а некоторые
нектарницы - 3- 4 г.
|
Лягушка – бык весит до 600 г.
|
Бамбуковый медведь – панда, весит 150 кг, в день он съедает 10 – 20 кг бамбука.
|
В поликлинике мы побывали в кабинете здорового ребенка.
Ежемесячное взвешивание детей от рождения до года, позволяет врачам делать вывод: здоров ли малыш, правильно ли он развивается.
Есть в поликлинике и в больнице весы для взрослых. Их мы нашли у врача эндокринолога и в приемном покое. Люди с избыточной массой тела, чаще страдают каким – либо заболеванием.
В магазине “Союз” мы как следует, рассмотрели весы. Выяснили, что они 1999 года выпуска. Сделали контрольную закупку. В магазине “Визит” мы увидели более современные и удобные весы.
На почте весы необходимы для взвешивания посылок, бандеролей, заказных писем. Если работник почты не верно измерит массу посылки, то потом у него могут быть неприятности.
Сделали вывод:
-
Измерение массы тела, важный момент для специалистов многих профессий.
Учитель: Измерение массы тела очень важный момент и на уроках физики.
Приложение 2
|
|
5.3
|
Убедившись, что Вы разобрались в материале, ответьте на вопросы.
Вопросы.
-
Как по изменению скорости тел при их взаимодействии судят о массе этих тел?
-
Что труднее остановить – тяжело груженый железнодорожный состав или легковой автомобиль, движущийся с той же скоростью? Почему?
-
Может ли масса какого-нибудь тела быть равной нулю?
-
Что принято за единицу измерения массы в СИ?
5. Матрос прыгает с тяжело нагруженной баржи на причал. Почему движение баржи в сторону, противоположную прыжку, незаметно? А если матрос прыгает из лодки, будет ли движение лодки заметно? Почему?
|
Отвечайте на вопросы устно . Работа в группе.
Пила
Работу оцениваете.
Консультирует старший групы.
|
Приложение 3
5.4
|
Выполните задание (оценку за работу выставит учитель).
-
Переведите:
5,4 т = ? кг 7,3 г= ? кг
11,04 кг = ? г 300 мг = ? г
5 т = ? кг 220 мг = ? г
230г = ? кг 470 мг = ? кг
2. Во сколько раз отличаются массы лодки, если известно, что после прыжка с этой лодки человек приобрел скорость 5 м/с, а лодка – 1 м/с.
|
Выполните задание на листках и сдайте учителю.
|
Приложение4
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ В ТЕТРАДИ.
Неграмотно оформленные рабочие записи порядка выполнения лабораторной работы и результаты измерений может свести на нет всю проделанную работу.
Правильно оформлять в тетради выполнение лабораторной работы научиться нетрудно, нужно только внимательно выполнять некоторые элементарные требования. Записи результатов при выполнении лабораторной работы допускается делать как в тетради, так и на отдельных подписанных листках. При выполнении лабораторной работы очень важно сразу же записывать всё проделанное. Все результаты прямых измерений следует записывать немедленно и без какой либо обработки только ручкой. Из этого правила нет исключений. Записи должны быть такими, чтобы их без особых затруднений можно было понять спустя некоторое время. Примеры обычных ошибок - неясность и двусмысленность. Буквы и цифры необходимо писать отчётливо.
Привычка к исправлениям цифр - враг ясности. Не заставляйте своего учителя, проверяющего ваши записи в тетради, да и себя тоже, ломать голову над исправленными цифрами.
Не проводите никаких, даже самых простейших вычислений в уме, прежде чем записать результат измерений.
Не забудьте сделать в тетради рисунок или схему установки когда это необходимо. Есть древняя китайская пословица: "Один рисунок лучше тысячи слов". Рисунок и надписи к нему нужно делать карандашом, чтобы можно было воспользоваться ластиком для исправлений ошибок.
Если есть возможность провести предварительные расчёты без погрешностей, то это нужно сделать, чтобы убедиться в правильности выполнения эксперимента. Если в работе возможно построить график, это необходимо сделать. На графиках обычно по горизонтали обычно откладывается причина, а по вертикали следствие.
Итак, правильно оформленный рабочий протокол должен содержать в себе следующие разделы.
Название работы и её №.
Оборудование.
Данные для расчёта ошибок
Цель работы (можно и не писать.Она сформулирована в учебнике).
Рисунок или схема установки с используемыми в работе символами измеряемых величин.
Порядок выполнения работы.
Результаты всех прямых измерений.
а) записи результатов измерений не должны допускать различных толкований;
б) кажущиеся ошибочными записи зачёркивать так, чтобы их при необходимости можно было прочитать;
в) не допускать потертостей и замалёвываний записей, не допускать переписывания выполнения работы. Это приводит к возможной потере информации и исключает вероятность подделки результатов.
Результаты измерений и вычислений (без погрешностей) в виде таблиц.
Графики (при необходимости).
Вывод (должен соответствовать цели работы).
Приложение5
Экспертная карта группы:
Фамилия, имя
|
Критерии оценивания
|
Баллы
(от 1 до 3)
|
Результат
|
Как решалась проблема?
|
Слободской М
Герасимов Р.
Большаков Д.
Карташов А.
|
Соблюдение правил техники безопасности
|
3
3
3
3
|
12
|
Проведен инструктаж.
Соблюдались
меры безопасности
|
|
Знание инструкции
|
3
3
3
3
|
12
|
Зачет принят
знатоком инструкций
|
|
Степень активности при выполнении работы, новизна идей
|
3
3
2
3
|
11
|
Некоторые члены группы
активности не проявляли
|
|
Дисциплина
|
3
3
3
3
|
12
|
Способствовала
достижению хороших результатов
|
|
Оформление работы
|
3
3
3
3
|
12
|
Выполнена с соблюдением всех требований
|
|
Суммарный балл
|
15
15
14
15
|
|
|
Технология перевода альтернативных оценок в традиционные:
15-14 - «5»
13-12 - «4»
11-10 - «3»
9 – 0 - «2»
Приложение 6
Для этого я использую такой рефлексивный алгоритм:
Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли я собой.
Мы – насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне – чего было больше; авторитетен ли я в вопросе, какие у меня были затруднения в общении с группой.
Дело – я достиг цели учения; мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учебы (для практики просто интересен); в чём я затруднялся, почему; как мне преодолеть свои проблемы.
Приложение 7.
Лист самооценки
ЛИСТ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
|
Фамилия, имя, класс
_______________________________________________________________________________________________
|
Вид деятельности
|
Оценка видов деятельности
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Почему Вы так считаете?
|
Индивидуальная работа на компьютере
|
|
|
|
|
***************************************************************
|
Работа с раздаточным материалом
|
|
|
|
|
|
Работа в паре
|
|
|
|
|
|
Работа с учителем
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки видов деятельности:
«0» - безразлично;
«1» - не устраивает;
«2» - устраивает, но вызывает затруднения;
«3» - полностью устраивает.