Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1



УРОК № 26 – 27

Интегрированный урок по географии и биологии.

Природные комплексы Таймыра.
Задачи:

  • образовательные: дать знания о природном комплексе, в котором живем, расширить и закрепить знания о взаимодействиях компонентов природы, отметить особенности природы, учить анализировать карты, использовать схемы, а также пользоваться дополнительной литературой;

  • развивающие: развивать умение пользоваться тематическими картами, развивать творческую активность учащихся, формировать интерес к изучению природы своего края;

  • воспитательные: воспитывая любовь к земле, на которой мы живем, способствовать экологическому воспитанию учащихся.

Оборудование: карта «Природные зоны России», карта Таймыра, схема «Многолетняя мерзлота», «Взаимодействие компонентов природы в ПК», гербарий, в/фильм «Природные зоны России», «Путорана», «Красная книга», картины «Арктические пустыни», «Тундра», раздаточный материал «Контуры Таймыра», таблицы «Природные комплексы Таймыра».

Метод урока: проблемно - сообщающий.

Подготовительный этап к восприятию нового материала – стихотворение Симонова «Малая Родина».

Около журнального столика с глобусом 2 ученика читают:


  1. Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города.

Покрытая сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда,


  1. Но в час, когда последняя граната

Уже, занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо



  1. Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспомнишь не страну большую,

Какую изъездил и узнал,

Ты вспомнишь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.



  1. Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.


  1. Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.


  1. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть ... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Учитель географии:

Да, действительно, у каждого человека есть родина. И, прежде всего это наша страна, но чаще под этим словом мы подразумеваем «маленький уголок земли», где родились, учились и повзрослели. И земля, которую мы называем «малой родиной», сохраняется в нашей памяти как самое дорогое воспоминание. Для кого-то это будут на краю околицы три березки или теплые брызги южного моря, а для кого–то нет роднее земли, где соседями будут студеные моря Северного Ледовитого океана.


  • Ребята, сейчас вы услышите легенду. Внимательно послушайте ее и ответьте на вопрос: О каком уголке нашей страны пойдет речь в легенде?

Вокруг костра сидят учащиеся в национальных костюмах.

На фоне северного ветра звучат слова:

Когда земля появилась – одни вершины были. Из яра над рекой два комка земли оторвались. Они на прибрежный песок упали. Эти куски земли людьми стали. Между горами маленькая лайда – ровное место – была. На лайде появились маленький тальник и двое детей – девочка и мальчик. Сперва дети ели траву. Потом, когда земля больше стала, мальчик и девочка тоже большими стали. Они стали ходить по земле. Нашли двух телят оленей. Из травы сделали веревку и привязали оленей. Женщина родила двух детей – мальчика и девочку. И олениха двух телят родила. Живут ввосьмером – четыре человека и четыре оленя. Когда дети подросли, у них тоже двое детей родилось. Олени тоже, как люди, принесли телят. Людей человек восемь и оленей восемь. Но два теленка оборвали веревку и убежали. Так появились дикие олени. Земля, когда родилась, глиной была. Бог Мой – Нямы говорит: «По этой глине – земли поверхности – люди как ходить станут? Надо землю переделать, глину куда–нибудь спрятать». Но другой бог Туй – Нямы (Огня мать) говорит:


  • Куда же положим глину?

  • У! Какие бестолковые. Там, где вода есть, там в воде глина будет, хоть в озера, реки. Оу! Это глина не стоит на месте, ползет. Что будем делать? Оу! Камни надо сверху положить. Камни ее придавят, и глина никуда не пойдет.

  • Ну и что ж? Хоть нынче взять Енисей. Под водой – везде глина.

Ну, хорошо, так все боги и сделали. Земля чистая стала. Мой – Нямы и говорит:

  • Опять работа – то есть.

  • Какая работа есть?

  • У! Как у тебя ума мало! Люди будут родиться, как они огонь добывать станут? – говорит Моу – Нямы. (она умная была, Туй – Няма была глупая).

  • Какой ум у тебя короткий. Пусть хоть сейчас огонь загорится, - какие дрова он есть станет? Может быть, люди родятся – без огня они жить не будут.

  • Ну, что будем делать?

  • Что будем делать? В сторону Солнца (то есть на юг) есть камень (горы). Там, среди гор надо поставить лес на дрова. Может, русский народ будет, самоедский народ будет, тунгусский народ будет, - какими дровами они топить будут?

Огня хозяйка (Туй – Нямы) говорит:

  • Оу! Правильно ты говоришь. Ну что еще? У меня ум будто короткий. Лес надо было родить, поставить.

Попросили теперь другого бога и лес поставили. Русские родятся – пусть избы делают, самоди родятся – пусть шесты для чума делают. Русские, самоди пусть его топят. Тальником тоже надо топить. Самоди найдут тальник, русские не найдут, дровами только топить будут. Ну! Мы нынче без огня ведь живем? Так землю все положили, в воду рыбу положили, еду. До сих пор ее всякий человек ест. Это все два бога положили. Станут люди в воде неводить, рыбу будут добывать.

(Танец шаманов).

Потом шаманы у огня сидели. Некоторые говорили:


  • Оу! Огонь! Почему ты такой тиховатый?

  • Как тиховатым не буду? Кто поставил чум, кто избу – это я все топлю. Все меня ловят, все меня в разные стороны тянут. Тут какой силы хватит. Поэтому я и тиховатый.

Теперь вся земля стала жить. Теперь Туй – Нямы (Огня мать) в чумах, в избах стала жить, другая Моу – Нямы (Земли мать) в земле поселилась. Так стали жить два Бога, и все. Это не сказка, это старая весть.

(музыкальный фон с северным ветром)

Учитель биологии:

Скажите, о какой земле вы получили весть?

Чем она отличается от других уголков страны?

(Раздаются задания группам, на подготовку работы отводится 10 минут).



  1. Объявляется тема «Природные комплексы Таймыра».

Далее ставятся перед классом проблемные вопросы, которые будут рассмотрены на уроке.

  1. Чем отличается ПК Таймыра от других территорий нашей страны?

  2. Какое влияние оказывает окружающая природа на растительный, животный мир и жизнь, и быт людей нашего полуострова?

  1. Творческий отчет групп.

  1. Демонстрация в/ф «Природные зоны Севера».


  1. Группа №1

    Географическое положение Таймыра.


    1. Вспомните о происхождении слова Таймыр.

    2. В какой части расположен полуостров?

    3. Какая замечательная точка ест на Таймыре и как она называется? Какая замечательная линия проходит по полуострову?

    4. Какие моря омывают наш полуостров? Чем их природа отличается от других морей?

Важным компонентом природного комплекса является рельеф, он влияет на все его компоненты. Для хозяйственной деятельности человека большую роль играют полезные ископаемые. Вы уже узнали, что Таймыр в переводе означает «богатый». Есть ли здесь полезные ископаемые, нам расскажет следующая группа.

Итак, рельеф и полезные ископаемые.


  1. Группа №2


    Рельеф и полезные ископаемые Таймыра.


    1. Какие формы рельефа есть на полуострове?

    2. Где расположены горы? Как они называются? Определите, к какой группе по высоте и по возрасту они относятся?

    3. Какие полезные ископаемые есть на Таймыре? Определите их происхождение.

Итак, вы узнали, что Таймыр это край земли. Еще немецкий путешественник А. Шренк побывавший на русском Севере в 1837 году писал: «эта полоса земли принадлежит, бесспорно, к числу самых безотрадных пустынь, подобно которым едва ли много на Земле». Почему он так сказал? Послушаем группу №3.

Учащиеся этой группы поведают также о реках и озерах полуострова.



  1. Группа №3

    Климат и реки Таймыра.


    1. Определите климат полуострова.

    2. Почему так суров климат нашего полуострова?

    3. Приведите доказательства суровости климата Таймыра, сравните с другими территориями Земли.

Экскурсия в плато «Путорана» (демонстрация фильма «Путораны»).

Учитель географии:

- Таймыр - большой полуостров, поэтому климат везде разный и выделяется несколько природных зон. (Заполнение контурных карт).

Учитель биологии:

- Животные и растения распределяются на полуострове не равномерно, в соответствии с природными зонами. Можно выделить три: арктическая пустыня, где редко встречаются животные, а из растений преобладают мхи и лишайники; тундровая зона, где появляются кустарниковые формы растений, а животных больше по видовому составу; и лесотундра, где условия более благоприятные, поэтому растительный и животный мир разнообразнее.

Итак, вы узнали, что на полуострове продолжительная зима, короткое лето, вечная мерзлота. Живые организмы вынуждены бороться с условиями внешней среды.

Группы 4 и 5 расскажут о растениях и животных полуострова, а также их приспособленности к условиям обитания на Севере.




  1. Группа № 4


    Растения Таймыра.

    1. Какие растения произрастают на Таймыре?

    2. Какие формы растений преобладают и почему?

    3. Как растения Таймыра приспосабливаются к суровым условиям Севера?




  1. Группа № 5


    Животные Таймыра.

    1. Какие животные обитают на Таймыре?

    2. Какие виды рыб обитают в водоемах Таймыра?

    3. Как животные Севера приспосабливаются к суровым условиям обитания?

Демонстрация в/ф «Плато Путорана».

Учитель географии:

Говоря о хрупкой, ранимой северной природе надо учитывать, что органический мир борется за выживание не только в экстремальных условиях, но и с человеческой цивилизацией. Сейчас вы узнаете, как влияет на природу человек, и какие меры он предпринимает для защиты растений и животных.




  1. Группа № 6


    Человек и экология на Таймыре.

    1. Какие виды диких животных и растений используются человеком?

    2. Каково отрицательное влияние человека на видовой состав растений и животных, обитающих на Таймыре?

    3. Какие меры предпринимает человек для охраны животных и растений?

Сообщения: «Нганасаны»,

«Путоранский заповедник».

Учитель:

- Вернемся к вопросам, которые вам задали в начале урока.


  1. Чем отличается ПК Таймыра от других территорий нашей страны?

  2. Какое влияние оказывает окружающая природа на растительный, животный мир и жизнь, быт людей нашего полуострова?

  1. Проверочный этап урока: усвоение нового материала.

Учащимся раздают тесты, на которые они отвечают, после чего происходит взаимопроверка.

  1. Подведение итогов.



Тест

к интегрированному уроку по географии и биологии.


  1. Географическое положение полуострова Таймыр:

А) на западе России

Б) на севере России

В) на юге России.


  1. Кто назвал Таймырскую землю Таймыром?

А) Ф.Б. Шмидт

Б) Н.Н. Урванцев

В) А.Ф. Миддендорф.


  1. Какие коренные народности проживают на Таймыре (нужное подчеркнуть)

Ненцы, коряки, нганасаны, эвенки, долганы.

  1. Климат полуострова Таймыр суров потому, что ...

А) рядом Северный Ледовитый океан

Б) далеко от экватора

В) большой угол падения солнечных лучей.


  1. На полуострове Таймыр протекает одна из крупных рек России:

А) Лена

Б) Енисей

В) Обь и Иртыш


  1. Выберите растения, которые растут на Таймыре:

А) Кипрей

Б) Ландыш майский

В) Купальница азиатская


  1. Какие приспособленности выработались у тундровых растений в связи с суровыми условиями обитания:

А) высокий ствол

Б) «опушенность» листовых пластинок

В) система развитых боковых корней.


  1. Какие из перечисленных животных занесены на Таймыр для разведения:

А) снежный барс

Б) росомаха

В) овцебык


  1. Какие приспособленности выработались у животных.?

А) теплый длинный или пушистый мех

Б) длинные уши и хвост

В) округлые копыта у оленей


  1. Какие виды растений или животных находятся под охраной человека?

А) пушица

Б) Купальница азиатская

В) краснозобая казарка
Среднегодовое количество осадков. лесотундра
Тундра

Арктические

пустыни

139 мм 275 мм 400 мм

Средние январская и июльская температуры на Таймыре.

40

30



20

10

I III V VII IX


-10

-20


- 30

-40

Урок №26 27 Интегрированный урок по географии и биологии. Природные комплексы Таймыра. Задачи

Карта Таймыра, схема «Многолетняя мерзлота», «Взаимодействие компонентов природы в пк», гербарий, в/фильм «Природные зоны России», «Путорана», «Красная книга», картины «Арктические

92.45kb.

08 10 2014
1 стр.


Интегрированный урок биологии и химии в 10 классе по теме «Белки» Белки жизнь Интегрированный урок биологии и химии. Учебно-воспитательные

Расширить и конкретизировать знания о белках, полученных на уроках химии и биологии

75.29kb.

18 12 2014
1 стр.


Интегрированный урок «Многоликая симметрия»

Азванных курсах. Поэтому, чтобы более полно и широко обрисовать данное явление, нами был разработан интегрированный урок, который включил в себя данные о симметрии в химии, математ

89.09kb.

10 10 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.


8 класс. Урок №53. Тема урока «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы»

Этот урок пройдёт интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те кто равнодушен к географии, с нашего урока ушёл с глубоким убеждением: география – интересный и очень

199.4kb.

01 10 2014
1 стр.


Интегрированный урок (география и математика) «План и карта. Литосфера. Гидросфера.»

«План и карта», «Литосфера», «Гидросфера»; изучить межпредметные связи географии и математики, показать важность математических знаний на уроках географии, точки соприкосновения ге

64.66kb.

23 12 2014
1 стр.


Компете́нция — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач. Интегрированный урок

Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления

103.91kb.

08 10 2014
1 стр.


Урок игра по географии Учитель географии Аксенова О. В урок игра Путешествие капельки

Используя игровую форму занятия, повторить, систематизировать и расширить знания по теме

67.59kb.

10 09 2014
1 стр.