Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Озимовская средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района Алтайского края
Конспект урока по предмету окружающий мир
2 класс, урок № 6
Температура и термометр. Практическая работа по теме «Знакомство с устройством термометра».
Составитель: Цыгулёва Елена Васильевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
ст. Озимая 2011
Тема урока: Температура и термометр. Практическая работа по теме «Знакомство с устройством термометра».
Цели: 1.Раскрыть понятие температура; формировать навыки работы с термометром; 2. Развивать наблюдательность, умение делать выводы;
3.Воспитывать культуру общения.
Оборудование: модели термометров для каждого ученика; термометры: комнатный, уличный, медицинский, водный; стаканы с теплой и холодной водой; схема «Устройство термометра»; учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» для II класса.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок —
Начинается урок.
А начнем мы урок «Окружающего мира» с лирической нотки.
Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»:
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
II. Актуализация личного опыта учащихся
-Кто автор этих строк?
- О смене каких времен года идет речь в стихотворении?
(Зима приходит на смену осени.)
- А какое сейчас время года?
(Учащиеся высказывают свои мнения: «Осень, так как октябрь — осенний месяц.
Учитель уточняет представления учащихся о смене времен года и обращается к схеме «Смена сезонов в Алтайском крае». В Алтайском крае зима почти повсеместно начинается в первой половине ноября и продолжается до середины марта.)
III. Основная часть урока.
1. Работа с научным понятием температура.
— Что же такое температура?
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, а также научимся пользоваться прибором, измеряющим температуру. Потрите свои ладони, парту. Что вы почувствовали? (Руки нагрелись.) Температура — величина, характеризующая степенью нагретости чего-то. При помощи какого прибора можно точно измерить температуру? (При помощи термометра.) Как же образовалось слово термометр?
Запись на доске: терм о метр
В переводе с греческого: тепло мера
Слово термометр ввел голландец К. Дреббель в 1636 г. Однако идея прибора, который если не измерял температуру, то хотя бы ее оценивал, принадлежит итальянскому ученому Галилею. В 1592 г. он придумал термоскоп, представляющий собой сосуд с очень узким горлом. В сосуд наливалась вода (примерно до половины), которая при нагревании перемещалась к горлышку. Температуры сравнивались по высоте подъема столбика воды в термоскопе. Первый жидкостный (спиртовой) термометр изготовил немецкий физик Г. Фаренгейт в 1709 г., а в 1714 г. — ртутный. Почти два века люди пользовались этими термометрами, пока не перешли на шкалу Цельсия, ту, по которой сегодня измеряет температуру почти весь мир. Эта шкала впервые появилась в 1742 г. Ее автор — шведский физик и астроном А. Цельсий.
2. Ознакомление с видами термометров.
- Рассмотрите современные термометры.
Демонстрируются комнатный, уличный, водный, медицинский термометры.
- Из каких основных частей состоит термометр?
Работа ведется по схеме и моделям термометров. Учащиеся находят шкалу и трубку, наполненную жидкостью, внимательно рассматривают шкалу.
- Каждое деление шкалы соответствует одному градусу. Расстояние между маленькими делениями равно одному градусу. Покажите друг другу один градус, а я пройду между рядами, проверю, а затем проведем опыты.
3. Практическая работа учащихся.
Опыт1. Работа термометра.
- Как же работает термометр?
(На демонстрационном столе в стаканы с холодной и теплой водой поочередно опускаем термометр, наблюдаем за жидкостью в трубке и делаем вывод, что при погружении термометра в теплую воду жидкость поднимается, а при погружении в холодную — опускается).
- Почему так происходит? (Жидкость, нагреваясь, расширяется, а при охлаждении — сжимается.)
- Найдите ноль (0) — границу между градусами тепла и холода. Цифры, стоящие выше нуля, показывают количество градусов тепла, ниже нуля — количество градусов холода.
4.Физкультминутка.
Все старались, вы читали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки.
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей.
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло.
Опыт2. Измерение температуры.
- Мы познакомились с устройством термометра и принципом его работы.
Комнатный термометр прикреплен к доске. Два ученика разного роста выходят к доске и снимают показания термометра. Получены разные результаты.
- Как могло произойти, что два одноклассника, посмотрев на один и тот же термометр в одно и то же время, увидели разные показания температуры? (У них разный рост.)
Необходимо правильно смотреть на термометр. Глаза должны быть на том же уровне, где находится столбик жидкости в трубке термометра. Что нужно делать, если у вас дома термометр висит слишком высоко, а вы хотите снять показания температуры? (Подставить стул.)
На следующем уроке мы научимся записывать показания термометра.
IV. Домашнее задание.