Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»

Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

Тема: Урок чистоты.
5-7 класс

Подготовила и провела учитель географии Карпова С.С.



2012 год
Урок чистоты.
Продолжительность: урок - 45 мин.

Методы и формы организации:

- беседа;

- проблемный ;

- метод проекта;

- анкетирование;

- использование ИКТ;

- связь с жизнью;

- опора на жизненный опыт учащихся;

- работа в группах.



Цель:

1.Повышение экологической культуры.

2.Воспитание экологического мышления и сознания.

3.Воспитание гуманного отношения к природе.

4.Мотивация к решению экологических проблем.

Задачи:


  • формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;

  • познакомиться с проблемами утилизации бытовых отходов;

  • сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;

  • создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

  • создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

  • формировать мотивацию природоохранной деятельности;

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, листы бумаги, ручки
1.Эмоциональный настрой.

Слайд 1

(Звучит мелодичная музыка)



2. Организационный момент

Слайд 2

Сегодня мы проведем необычный урок – урок чистоты.



Слайд 3

-Как вы понимаете слово «чистота»? Какая бывает чистота?

(чистота тела, чистота в доме, чистота одежды, чистота во дворе, на улице, в городе, чистота в стране, на планете, чистота души - если у человека чистая душа, значит он добрый, не будет совершать плохих поступков и т.п.)

Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету».

- Как вы понимаете это высказывание?

-Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте. Занимается охраной и защитой природы наука экология.



Слайд 4

- Что такое Экология?



Слайд 5

Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище;

logos – наука.

Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу.

То есть, наука о защите дома-природы.



Слайд 6

А что такое природа? Приведите примеры



Слайд 7-11

Река Волга, озера, пруд, Речка Урюмка , протекающая в центре нашего села. Лес – это легкие нашей планеты. и.т.д

Понравились вам пейзажи?

Какой вывод можно сделать? (Наша Земля очень красивая)

- А как вы думаете, везде ли можно увидеть такую красоту?

- К сожалению, нет, очень часто мы видим и такие тревожные факты.



Слайд 12-17

Свалки, мусор, выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим.

Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.

Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышим мы, люди.

Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

- Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)



Слайд 18

Вот таких черных пятен не счесть.

Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют чёрные ожоги
У земного шара на боках
Мы давно “освоили” планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету -
Чёрные, сотрёшь ли, человек?

Слайд 19

Цели и задачи урока чистоты



3. Актуализация знаний.

-Современное общество – это общество с высоким уровнем потребления продуктов питания, предметов быта, развлечений. А любое потребление всегда связано с отходами. Следовательно, чем больше человек потребляет, тем больше он производит отходов, которые интеллигентно именуются специалистами «твердыми бытовыми отходами» (ТБО). Слайд 20

Что относится к ним?

Слайд 21

(К ним относятся пищевые отходы, бумага и картон, текстиль, древесина, кости, резина, металл, стекло, пластмасса).

Но сроки разложения различных отходов очень сильно отличаются. Примеры приводят дети.

Во многих регионах РФ реальная последовательность удаления отходов потребления и быта состоит из двух этапов:

1) общий сбор и транспортировка;

2) захоронение ТБО.



Слайд 22

Захоронения производятся на так называемых полигонах, или попросту говоря, свалках, которые могут быть как специализированные (санкционированные), так и стихийно возникающие (неразрешенные). По подсчетам специалистов, около 50% всех свалок являются несанкционированными и на них продолжают завозиться отходы.

Почти все российские полигоны, за редким исключением, производят подавляющее психологическое впечатление, отравляя атмосферу и гидросферу, губят растительный покров. Там в огромных количествах размножаются крысы, мыши и насекомые, что угрожает вспышками инфекционных заболеваний. Под полигонами в нашей стране занято 40 тыс. га земли, в том числе плодородной, и это без учета несанкционированных свалок.

Слайд 23

Ежегодно для этих целей отчуждается 10 тыс. га земель. Исходя из вышеизложенного, захоронения ТБО на полигонах очень нерациональны и опасны для природы и общества.

Существует еще один способ утилизации отходов, тоже достаточно древний: сжигание. Сейчас в мире действует около 1000 мусоросжигательных заводов (МСЗ). Но здесь тоже не все гладко. Как уже говорилось, в современных бытовых отходах содержится большая доля полимерных материалов, при сжигании которых в окружающую среду выделяется огромное количество вредных соединений, например, диоксидов – высокотоксичных веществ канцерогенного и мутагенного действия. От сжигания 1 т. мусора образуется 5 тыс. м3 газов, содержащих диоксиды, которые сохраняют свою стойкость в течение десятилетий, образуя зоны отравления до 30 км. Следовательно, и этот способ утилизации бытовых отходов таит в себе немалую угрозу для окружающей среды и человека.

Слайд 24-25

В среднем принято считать, что в России на одного жителя в год приходится 250 – 300 кг мусора. По сравнению с западными странами этот показатель невысок (например, в США на каждого жителя приходится 715 кг мусора в год, в Швеции – 480 кг). Но, если мы приезжаем за границу, там намного чище. Почему?



Слайд 26-33

Что делают с отходами в других странах?



4.Динамическая пауза.

(Дети закрывают глаза, расслабляются, учитель под музыку произносит напевно слова)

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке.

На зеленой мягкой травке.

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

5. Создание проблемной ситуации.

Количество отходов многократно увеличивается в местах большого скопления людей, т.е. в крупных городах. И как следствие этого встает вопрос о том, что делать с этими отходами. Слайд 34

- Вот сегодня на уроке мы и должны с вами подумать, что нужно сделать, чтобы в нашем селе, районе, нашей стране стало чисто.

6. Определение целей.

В нашей работе мы поставим своей целью изучить, что делается для решения этой немаловажной проблемы в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем селе, районе, а также сравнить результаты этой деятельности и попробовать вынести свои решения проблемы.



7. Работа по теме.

Давайте сначала перечислим, что делается в нашем селе.

( стоят мусорные урны, проходят субботники, т.д.)

Дополнения учителя.



Слайд 35-38
- Скажите, пожалуйста, стало ли наше село чистым? (Нет)

- А почему?

- Я предлагаю вам поработать в группах 6 мин. и записать ваши предложения. Памятка «Как сохранить чистоту»

(Дети внесли предложения: бережно относиться к природе, не наносить ей вред, чаще проводить субботники, обращаться к жителям через газету, рассказывать о вреде загрязнения, т.е. повышать культуру людей, расклеивать листовки с обращениями о соблюдении чистоты, штрафовать за загрязнения, подключить милицию.)

Вы высказали свои мнения. Как вы думаете, какое самое главное? (Повысить культуру людей, ответственность за свои поступки)

8. Анализ анкеты «Наши поступки»

- Помните вы отвечали на 2 вопроса анкеты, давайте проанализируем.



Слайд 39


Я совершал поступки, которые что-нибудь нарушили на Земле

Я не совершал поступки, которые что-нибудь нарушили на Земле




Статистика. Из 13 человек

8 человек – нарушали (бросали мусор, где попало; ломали ветки, жгли костры; на каникулах ловили бабочек; рвали луговые цветы).

Вывод: Вы наглядно увидели, что большее количество – нарушали. Вот видите, вы мне сказали, что нужно повышать культуру населения, значит, в первую очередь, надо начинать с себя, подумать, прежде чем совершить поступок, а затем остановить другого, не быть равнодушным, когда мы видим безразличных людей. Тогда у нас будет чистый воздух, чистая вода, меньше болезней, увеличится продолжительность жизни и т.п.

- Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.



Работа в группах 7 мин. Правила охраны окружающей среды.

Выступления. Выводы



9. Подведение итогов.

-Значит, мы можем выделить следующие правила:

1. Повышать культуру населения.

2. Сортировка мусора, создание мусороперерабатывающих заводов.

В последнее время и в нашей стране государство стало уделять большее внимание проблеме утилизации отходов. На реализацию подпрограммы «Отходы» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России на 2002 – 2010 гг.» выделило 42 млрд. руб. – на разработку и внедрение новых технологий в области повторного использования и переработки отходов, в том числе и бытовых. Учеными Института проблем химической физики РАН разработан уникальный метод переработки ТБО в горючий газ, не содержащий вредных примесей, при сверхабиотическом горении. Корпорация ТОНАР разработала генеральную концепцию проекта полной безотходной утилизации бытовых отходов и получения из них металлов, стекла, удобрений, стройматериалов.

3. Экономно относиться к продуктам, беречь плодородие земли и труд людей.

4.Беречь электроэнергию, воду.

5. Не сжигать пластмассы и другие материалы, которые выделяют опасные примеси.

6. Беречь и охранять природу.

- Скажите, пожалуйста, сколько из перечисленных вам не под силу?

- Только одно – создание перерабатывающих заводов. Остальные все мы можем соблюдать. ……….

10.Рефлексия.

Я буду………..

Я узнал ……….

Я понял


- Ребята, цепочкой отвечают на вопросы.

Мне хочется закончить урок словами:

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Мы все пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человека не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»

Слайд 40

Домашнее задание: Очистить от мусора территорию вокруг своего дома



Урок чистоты. 5-7 класс

Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте. Занимается охраной и защитой природы наук

76.03kb.

14 12 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.


Класс качества вод Суммарная значимость таксонов

Меча (Рыбновский район) на класс качества чистоты воды. Использовался метод биологического анализа уровня загрязнения малых рек Рязанской области. Обследование проведено на участке

80.46kb.

26 09 2014
1 стр.


Урок был представлен в апреле 2011 года на школьном мо. Класс: 5 класс, история. Тема урока: «Восстание Спартака»

Открытый урок разработан учителем истории и обществознания, первой категории мкоу «Сорочинская сош» Калачинского района Омской области Мацаковой Снежаной Геннадьевной

70.53kb.

27 09 2014
1 стр.


Литература урок. 7 класс Урок теми Ю?Скворцовён «Ултёк» калав нчи сёнарсем? Урок т с. Хутёш урок? Произведени илемне ёнланма: сёнарсене танлаштаруллё хак пама в рентекен урок?

Урок т с.% Хутёш урок? Произведени илемне ёнланма: сёнарсене танлаштаруллё хак пама в рентекен урок?

44.33kb.

24 09 2014
1 стр.


Урок по теме «Черви» 7 класс Урок-игра «Покорение вершины»

Оборудование : магнитная доска, таблица «Кольчатый червь», рисунки нереиды, бычьего цепня, аскариды, нематоды

78.81kb.

10 09 2014
1 стр.


1 урок. Природа Австралии 2 урок. Природа Океании

Умк «сферы» 7 класс ( Технологическая карта по темам «Австралия и Океания», «Антарктида»)

81.15kb.

14 09 2014
1 стр.


Урок по теме «Объем конуса» 11 класс «А» Актуальность урока

Этот урок интерес для педагогического роста учителя богатством выбора задач формирования сложных надпредметных умений

107.49kb.

12 09 2014
1 стр.