Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Открытый урок

для учащихся 10-11 классов «Развитие парламентаризма в России».

Цель урока: помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина, содействовать формированию у школьников старших классов активной жизненной позиции.

Ход мероприятия.

I.Вступительное слово директора школы.

27 апреля 2011 года исполняется 105 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России. В связи с этим Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации V созыва выступила с инициативой проведения открытого урока в 10-11-х классах общеобразовательных школ на тему: «Развитие парламентаризма в России».



II.Развитие парламентаризма в России

1.Исторические этапы становления парламентаризма в России.

В каждой стране парламентаризм как определенная система власти, предусматривающая разделение властей и наличие парламента как представительного органа, обладающего законодательными и контрольными полномочиями, имеет свою специфику, свои исторические корни и предпосылки. Однако общим для всемирной истории стало то, что современные представительные органы, так или иначе, выросли из традиционных народных собраний, присущих еще первобытнообщинным отношениям. Впоследствии на Руси эти народные собрания эволюционировали в вечевые собрания, и народное вече стало важным элементом государственного устройства в Киевской Руси, Новгородской феодальной республике и ряде других раннефеодальных государственных образований.

Следующим этапом в формировании предпосылок развития современного парламентаризма стало образование общенациональных выборных сословно-представительных органов. В Англии это был парламент, во Франции – Генеральные штаты, в России XV-XVII веков – Земские соборы. На Земских соборах, в состав которых входили представители высшего духовенства, а также выборные от провинциального дворянства и верхушки горожан, принимались законы (судебники), решались вопросы об объявлении войны и о заключении мира. В 1613 г. именно на Земском соборе «всем миром» было принято решение о приглашении Михаила Романова на царский престол, что положило начало правлению в России династии Романовых. Функции законосовещательного органа при царе в Российском государстве играла Боярская дума, состоявшая из наиболее родовитых представителей феодальной аристократии.

В XVI-XVIII веках в ряде ведущих стран Западной Европы – Нидерландах, Англии, Франции – в результате буржуазных революций сословные представительные учреждения превратились в общенациональные выборные парламенты, обладавшие законодательными и контрольными полномочиями. В России развитие ее государственности в силу ряда исторических причин пошло по другому пути, который предусматривал сосредоточение всех властных полномочий в стране в руках самодержавного монарха. Этот путь был закреплен в принятии царем Петром I в 1721 г. титула «Император и Самодержец Всероссийский», и Россия стала именоваться Российской империей.

В XVIII-XIX веках неоднократно предпринимались попытки усовершенствовать систему самодержавной власти в России. Императрица Екатерина II в 1767 г. учредила из ряда выбранных депутатов от всех сословий (кроме крепостных крестьян) Комиссию для выработки нового Свода законов Российской империи – Уложения. Эта Комиссия провела 204 заседания, но депутаты не смогли преодолеть противоречия между различными сословиями, и никаких законов так и не было принято. Более удачной оказалась проведенная Екатериной II реформа местного управления. В городах были созданы избиравшиеся из различных категорий городского населения городские думы как распорядительные органы самоуправления, действовавшие под надзором губернатора.

В начале XIX века один из ближайших помощников императора Александра I М.М.Сперанский разработал всеобщий план государственного преобразования. По его предложению в 1810 г. при императоре был создан высший законосовещательный орган – Государственный совет. Другое предложение Сперанского – о создании выборного законодательного органа – Государственной Думы – не было поддержано царем и его окружением.

В эпоху «великих реформ» императора Александра II в России были созданы новые выборные сословно-представительные учреждения – земские собрания в уездах и губерниях. Гласные (депутаты) городских дум стали избираться на внесословной основе, но при наличии имущественного ценза. В этих выборных учреждениях начали зарождаться ростки парламентаризма, и именно из земств и органов городского самоуправления, созданных во второй половине XIX века, вышел целый ряд деятелей, ставших уже в XX веке депутатами Государственной Думы.

Осмысление зарубежного опыта парламентаризма и размышления о его приемлемости в российских условиях стали важным направление в развитии общественно-политической мысли в России в XIX – начале XX века. Когда же в начале XX века в Российской империи стали формироваться первые политические партии, то большую популярность обрел лозунг за создание в России народного представительства как национальной формы парламентаризма.



2.Опыт деятельности Государственной Думы в начале XX века.

Первая Государственная Дума.
Решение царской власти об учреждении в России Государственной Думы было принято летом 1905 г., в разгар первой русской революции. Самодержавие вынуждено было пойти на уступки революционным и либерально-демократическим силам, чтобы сбить революционный накал в стране. 6 августа 1905 г. вышел Высочайший Манифест императора Николая II об учреждении в Российской империи Государственной Думы. Затем по инициативе председателя Комитета министров С.Ю.Витте император Николай II 17 октября 1905 г. подписал Манифест, получивший название Октябрьского манифеста. В Манифесте, в частности, заявлялось:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.



  1. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

  2. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей".

20 февраля 1906 г. был издан царский манифест, согласно которому одна половина состава Государственного совета по-прежнему назначалось императором, а другая половина становилась выборной. Фактически Государственный совет стал верхней палатой. Отныне каждый закон должен был получить поддержку большинства в Государственной Думе и Государственном Совете, а затем быть подписан императором.

В результате выборов в Первую Государственную Думу были избраны 490 депутатов. Наибольшее число депутатских мандатов получили представители конституционно-демократической партии (партии кадетов, называвших себя также партией Народной свободы). Они создали кадетскую фракцию, численность которой достигала 178 человек. И хотя кадеты не имели абсолютного большинства в Первой Думе, в целом именно они задавали тон всей её работе.

Второй по численности и влиянию фракцией была Трудовая группа (трудовики) (100-110 человек), в которую входило значительное число депутатов-крестьян. Депутаты-рабочие (13 человек) объединились во фракцию социал-демократов (меньшевиков). Представители национальных окраин Российской империи (белорусы, украинцы, поляки, латыши, литовцы, эстонцы, некоторые депутаты-казаки и депутаты-мусульмане) объединились в Группу автономистов, численность которой достигала свыше 100 человек. Депутаты от партии крупных промышленников и землевладельцев "Союз 17 октября" (партии октябристов), торгово-промышленной партии и некоторые другие депутаты образовали в Первой Государственной Думе правое крыло, насчитывавшее около 40 человек. Наконец, в составе Первой Государственной Думы присутствовали 105 беспартийных депутатов.

К высшим классам тогдашнего российского общества относились не менее 139 депутатов, низы представляли более 190 депутатов, включая 150 землепашцев. Также депутатами было избрано немало священников. В результате Первую Думу нередко называли "крестьянской" или "поповской".

Торжественное открытие Первой Государственной Думы и обновлённого Государственного совета состоялось 27 апреля 1906 г. в Георгиевском зале Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Император Николай II выступил с приветствием к членам Думы, назвал их выборными от народа, "лучшими людьми" и выразил надежду, что они отдадут все силы самоотверженному служению Отечеству для выяснения нужд крестьянства, просвещения народа, развития его благосостояния, духовного величия и благоденствия государства. Особо царь подчеркнул, что для всего этого "необходим порядок на основе права".

Затем депутаты проследовали в Таврический дворец, реконструированный для работы в нём Государственной Думы. Депутаты избрали Председателем Государственной Думы одного из лидеров партии кадетов С.А.Муромцева, который в своем вступительном слове, в частности, сказал: "Совершается великое дело: воля народа получает своё воплощение в форме правильного, постоянно действующего, на неотъемлемых законах основанного законодательного учреждения... Пусть эта работа совершится на основах подобающего уважения к прерогативам конституционного Монарха и на почве совершенного осуществления прав Государственной Думы, истекающих из самой природы народного представительства".

Однако на практике с самого начала сотрудничество между царским правительством и Государственной Думой не задалось, и вместо этого возникла жёсткая конфронтация. Думское большинство требовало отмены смертной казни и амнистии политическим заключенным, осужденным в ходе революции 1905-1906 гг., установления ответственности правительства перед Государственной Думой, ликвидации казённых, удельных, монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих земель или их полной национализации в пользу крестьян, а также реального осуществления политических свобод и всеобщего равенства. Ведомая кадетами, Первая Дума получила ещё одно название - "Дума народного гнева".

После того как правительство в лице его премьера И.Л.Горемыкина категорически отвергло все эти требования, Дума большинством голосов выразила недоверие правительству. К тому же депутаты направили более 300 запросов правительству по различным острым вопросам государственной политики.

За всё время работы Первой Государственной Думы депутаты смогли принять лишь два закона - об отмене смертной казни (этот закон был отвергнут в Государственном совете) и о продовольственной помощи населению голодающих губерний. В то же время депутаты Первой Думы заложили основы многих парламентских процедур, разработали порядки рассмотрения законопроектов и ведения пленарных заседаний, образовали фракции и думские комиссии, сформировали Канцелярию (аппарат) Государственной Думы.

Непримиримость позиций царя и его правительства и позиций большинства Думы, а также провал попыток умеренных представителей правящих кругов договориться с думскими лидерами об их участии в составе правительства привели к тому, что 8 июля 1906 г. царским указом Первая Государственная Дума, просуществовав всего 73 дня, была распущена. Одновременно был удалён в отставку премьер И.Л.Горемыкин, и на его место Николай II назначил П.А.Столыпина.



Вторая Государственная Дума.

Вторая Государственная Дума в результате выборов оказалась по своему составу ещё более левой, чем Первая Государственная Дума. В этой Думе фракции и группы, представлявшие левых и левый центр - трудовики, социалисты-революционеры, народные социалисты, социал-демократы (меньшевики и большевики), составили в совокупности примерно половину её состава. Достаточно многочисленной, хотя и уменьшившейся по своему составу, оставалась фракция кадетов. Фракция октябристов, Группа правых и другие депутаты правее центра несколько увеличили своё представительство. Председателем Второй Государственной Думы был избран кадет Ф.А.Головин.

В начале деятельности Второй Государственной Думы к ней обратился новый премьер П.А.Столыпин, который в своей правительственной декларации обозначил широкую программу реформ, выдвинул целый ряд законодательных инициатив и призвал Думу к сотрудничеству. Однако леворадикальное крыло Думы тут же отвергло сотрудничество с "правительством разгона Думы", "правительством военно-полевых судов", "правительством крепостников-помещиков", заявив при этом, что законодательная власть должна подчинить себе власть исполнительную. В ответ премьер П.А.Столыпин произнёс свою знаменитую фразу: "Не запугаете!"

При такой конфронтации с правительством Второй Государственной Думой было принято всего около 20 правительственных законопроектов. Один из них, принятый, кстати, вопреки оппозиции со стороны левого блока, утвердил контрольные цифры по контингенту солдат-новобранцев, подлежащих призыву на военную службу в 1907 г. Другой законопроект предусматривал выделение государственных ассигнований на помощь пострадавшим от неурожая. Эти законопроекты были одобрены Государственным советом, подписаны царём и вступили в силу. Следует также отметить, что во Второй Государственной Думе впервые началось, хотя и не было завершено, обсуждение государственного бюджета.

Камнем преткновения между Второй Думой и правительством стал, как это было и в Первой Думе, аграрный вопрос. Левый блок отказал в поддержке аграрной реформе Столыпина, направленной на укрепление крестьянских хозяйств фермерского типа, и продолжал выступать за передачу крестьянам всей земли или части помещичьих земель.

Оппозиционным большинством Вторая Государственная Дума одобрила законопроект об упразднении военно-полевых судов, введенных царским правительством в 1906 г., и пересмотре их приговоров (этот закон был отклонен Государственным советом). В то же время большинство депутатов отказались официально осудить террор в отношении представителей государственной власти, развязанный революционными силами. Депутаты -представители левых партий, пользуясь статусом депутатской неприкосновенности, постоянно использовали думскую трибуну для своей политической агитации.

В конце концов правительство П.А.Столыпина обвинило всю фракцию социал-демократов в том, что она ведёт революционную агитацию в войсках и замышляет военный переворот с целью захвата государственной власти в стране. Премьер лично явился в Думу и потребовал принять решение о снятии депутатской неприкосновенности со всех членов думской фракции социал-демократов. В ответ левые депутаты и поддержавшая их фракция кадетов заявили, что надо сначала изучить и обсудить эти обвинения. Тогда по предложению Столыпина Николай II подписал обнародованный 3 июня 1907 г. Манифест о роспуске Второй Государственной Думы. После этого правительство незамедлительно арестовало тех депутатов-членов социал-демократической фракции, которые не успели или не пожелали скрыться.

Таким образом, Вторая Государственная Дума просуществовала 103 дня. Вскоре после ее роспуска был издан новый избирательный закон, значительно ограничивавший возможности для радикально настроенных низов российского общества впредь избирать своих представителей в Государственную Думу. Эти действия были восприняты многими критиками действий царского правительства как "третьиюньский переворот".



Третья Государственная Дума.

Третья Государственная Дума оказалась единственной из всех дореволюционных Государственных Дум, которая полностью проработала предусмотренный законодательством того времени пятилетний срок её полномочий.

Царский манифест от 3 июня 1907 г. таким образом изменил закон о выборах депутатов Государственной Думы, что избирательные права были предоставлены преимущественно имущим и состоятельным слоям тогдашнего российского общества. В результате выборов в Третью Государственную Думу по новому избирательному закону значительно усилились позиции партии октябристов, фракция которых вместе с примкнувшими к ней представителями некоторых других правых сил составила свыше 150 человек. Фракция кадетов насчитывала свыше 50 человек. В Группу трудовиков первоначально входили 14 человек, а во фракцию социал-демократов - 19 человек. Большинство в Третьей Государственной Думе составила октябристско-кадетская коалиция, настроенная на сотрудничество с царским правительством. Председателем Третьей Государственной Думы был избран член руководства партии октябристов Н.А.Хомяков. Впоследствии его сменил другой октябрист, крупный промышленник А.И.Гучков, а после ухода последнего в отставку Председателем Третьей Государственной Думы был избран еще один октябрист, крупный землевладелец М.В.Родзянко.

Именно в Третьей Государственной Думе впервые состоялось полноценное обсуждение и принятие закона о годовом государственном бюджете. Таким образом, начал реализовываться на практике один из важнейших элементов парламентаризма, предусматривающий совместную работу над бюджетом исполнительной и законодательной ветвей власти.

В решении одного из ключевых вопросов государственной политики -земельного вопроса правительство П.А.Столыпина решительно отвергло любые попытки покушения на частновладельческие земли. Третья Государственная Дума одобрила правительственную реформу крестьянского землевладения, направленную на постепенную замену общинной и семейной собственности личной собственностью на землю.

Третья Государственная Дума существенно продвинулась в развитии рабочего законодательства в Российской империи. Важным результатом её законодательной деятельности явилось принятие страховых законов по обеспечению рабочих в случаях травматизма и болезней.

Третью Государственную Думу назвали "Думой народного образования", ибо во многом благодаря ей были существенно увеличены государственные дотации земствам на строительство и содержание школ, значительно расширилась сеть народных школ и училищ.

Важное место в работе Третьей Государственной Думы заняли законы об учреждении земств на южной и западной территориях Российской империи. Особую остроту приобрело обсуждение закона о создании земств в западных губерниях России, где преобладало нерусское население. Вслед за Государственной Думой этот закон отказался поддержать Государственный совет, и тогда премьер П.А.Столыпин уговорил императора Николая II воспользоваться имевшейся в законодательстве нормой о праве царской власти на трехдневный роспуск обеих палат и принятие закона царским указом с последующим утверждением его палатами. Таким способом в марте 1911 г. был принят проталкиваемый Столыпиным закон, но позиции самого Столыпина существенно пошатнулись как в царском окружении, так и в Государственной Думе. Через несколько месяцев, 1 сентября 1911 г., П.А.Столыпин был смертельно ранен в Киеве. После его смерти Николай II назначил премьером министра финансов В.Н.Коковцева.

При всех попытках октябристско-кадетского большинства в Третьей Государственной Думе сохранить лояльность к правительству и рабочее взаимодействие с министрами с думской трибуны продолжалась критика многих действий правящих кругов, вызывавшая острое раздражение у царя и его окружения. Так, в Думе в плохо замаскированной форме осуждали огромное влияние на царскую семью её фаворита Г.Распутина. С большим трудом в Думе была принята активно поддерживаемая Николаем II программа морского ведомства, предусматривавшая значительное увеличение государственных средств на строительство крупных военно-морских судов без увеличения средств на другие рода войск. Кроме того, большинство в Думе выступало против намерения царя установить финансирование церковно-приходских школ из государственного бюджета. Это было крайне негативно воспринято Николаем II, о чём он заявил депутатам на прощальной аудиенции перед завершением полномочий Третьей Государственной Думы в июне 1912г.

3.Конституция Российской Федерации и основы современного российского парламента.

Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» (управление), которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров. В эпоху буржуазных революций Конституции представляли собой единые правовые акты высшей юридической силы. Первые из них: Конституция США 1787 года. Конституция Франции 1791 года и Конституция Польши 1793 года.

В современном правоведении под Конституцией понимается Основной закон (или система законов) государства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, закрепляющий основы общественного строя, правовой статус человека и гражданина, а также форму конкретного государства.

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

25 декабря 1993 года новая Конституция Российской Федерации была Официально опубликована и начала Действовать..

Конституция РФ является:

Основным законом страны;

Ядром правовой системы;

Имеет высшую юридическую силу;

Возглавляет всю систему нормативно-правовых актов;

Имеет прямое действие.

Своим Указом от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 г. единый согласованный проект Конституции Российской Федерации.

Конституционное совещание было созвано в Москве летом 1993 г. На его заседаниях в обсуждении проекта Конституции Российской Федерации приняли участие ведущие правоведы, государственные деятели, лидеры ряда политических партий, возникших в нашей стране в начале 1990-х годов.

12 декабря 1993 г. одновременно с выборами депутатов Государственной Думы первого созыва состоялось всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации. Большинством голосов избирателей Конституция Российской Федерации была принята, что стало началом принципиально новой эпохи в общественно-политическом развитии нашей страны.

Именно в Конституции — основополагающем правовом документе Российской Федерации — впервые за всю историю российской государственности было зафиксировано и обрело свой конституционный вес само понятие "парламент". Статья 94 Конституции определяет Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации. Тем самым сбылась мечта многих поколений российских реформаторов об учреждении в нашем Отечестве общенационального парламента.

В этой же статье Конституции парламент провозглашён как представительный и законодательный орган Российской Федерации. Таким образом, авторы Конституции совершили решительный разрыв с традициями и практикой советской политической системы, в которой высший законодательный орган формально обозначался как высший орган государственной власти, к тому же наделённый контрольными и распорядительными полномочиями. В силу этого Федеральное Собрание было определено в Конституции не как высший орган государственной власти, а как законодательный и представительный орган Российской Федерации. Эта конституционная норма четко обозначила место нового российского парламента в системе разделения властей и обеспечила ему надежную правовую основу.

Не менее крупным достижением Конституции 1993 г. в создании правовых основ современного парламентаризма явилось закрепление в ней принципа разделения властей как одного из основополагающих конституционных принципов. Он обрёл вполне определённое воплощение именно в Конституции 1993 г., статья 10 которой гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

Последнее положение этой конституционной статьи также исключительно важно для дальнейшего развития и укрепления парламентаризма в нашей стране. Парламент действительно должен быть самостоятельным в своих полномочиях, что является основой основ парламентаризма как такового.

Принципиально важным является определение Конституцией парламента как одного из органов государственной власти. Статья 11 устанавливает: "Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации". Тем самым Конституция чётко и недвусмысленно наделяет статусом органа государственной власти не одну палату Федерального Собрания - Государственную Думу или Совет Федерации, а Федеральное Собрание в целом.

Новый этап в развитии парламентаризма в нашей стране наступил после того, как в Конституции Российской Федерации было установлено, что депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе.

На современном этапе развития России первостепенными задачами остаются обеспечение целостности Российской Федерации и сохранение общественно-политической стабильности в стране в интересах всего общества. Для решения этих стратегических задач объективно необходимым является наличие сильной президентской власти и дееспособного правительства, подотчетного, прежде всего президенту как главе государства. В то же время Конституция Российской Федерации 1993 г. наделила палаты Федерального Собрания целым рядом по сути контрольных полномочий.

В Конституции Российской Федерации отсутствует разделение палат Федерального Собрания на нижнюю и верхнюю, что вполне закономерно, поскольку у каждой палаты имеются свои важные прерогативы. В то же время в законотворческом процессе Конституция отводит ведущую роль именно Государственной Думе.



4.Значение парламентаризма в современной России

В настоящее время парламентаризм в России развивается на всех уровнях законодательной и представительной власти - федеральном, региональном, местном. Это обусловлено, прежде всего, тем, что заложенные в современной российской Конституции принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и принцип самостоятельности этих властей распространяются на все органы государственной власти в Российской Федерации, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации можно с полным основанием рассматривать как региональные парламенты в современной России.

В настоящее время в деятельности региональных парламентов отчётливо проявляются многие элементы парламентаризма. Именно эти органы рассматривают и утверждают проекты законов о региональных бюджетах, представляемые в региональные парламенты исполнительными властями регионов. Тем самым законодательные органы субъектов Российской Федерации осуществляют парламентский контроль над бюджетно-финансовой политикой региональных органов исполнительной власти, что является одной из фундаментальных основ парламентаризма.

В целом к исключительным полномочиям каждого регионального парламента относится принятие законов регионального уровня. Исполнительная либо судебная ветви региональной власти вправе в установленном законодательством порядке выдвинуть обоснованные возражения против любого закона, принятого региональным парламентом. Но это, впрочем, не означает какого-либо ограничения основополагающего полномочия законодательных и представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Исполнительная и судебная власти в регионах действуют на основании законов, принимаемых федеральным и региональными парламентами, что само по себе является крупным достижением современного российского парламентаризма.

О значимости региональных парламентов в современной России убедительно свидетельствует и то, что в регионах возникла постоянная практика ежегодных выступлений глав регионов перед депутатами с докладами об итогах и перспективах работы органов исполнительной власти. Важно, что между законодательными и исполнительными органами в регионах сложилось рабочее взаимодействие. Это взаимодействие отнюдь не исключает разногласий по тем или иным вопросам, но в целом региональные парламенты и региональные правительства стремятся к согласованным решениям насущных проблем.

В последние годы роль законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации ещё более возросла. Теперь именно они принимают решения о наделении полномочиями высших должностных лиц регионов, кандидатуры которых вносит в региональные парламенты Президент Российской Федерации. Тем самым возрастает ответственность и значимость действий депутатов регионального уровня.

Современная российская государственность установила самостоятельность законодательных (представительных) органов власти разных уровней и отсутствие соподчинённости между ними. В то же время между Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и законодательными органами субъектов Российской Федерации сформировались отношения многостороннего сотрудничества. На базе новейших технологий налажен своевременный обмен обширной информацией о рассматриваемых законопроектах. При Государственной Думе создана Ассамблея российских законодателей, объединяющая руководителей региональных парламентов. Ассоциации удалось качественно улучшить взаимодействие Государственной Думы и региональных парламентов по согласованию планов и позиций в сфере новых законодательных инициатив. Это уже привело к значительному увеличению числа поступающих из регионов законодательных инициатив, ставших федеральными законами, что также способствует дальнейшему развитию современного российского парламентаризма.

В законодательных органах субъектов Российской Федерации, отметивших в 2010 г. 15-летие своей деятельности, складываются важные традиции парламентаризма. В региональных парламентах укоренились парламентские процедуры, накоплен опыт межфракционной законотворческой работы, депутаты и сотрудники аппаратов приобрели высокопрофессиональный опыт парламентской деятельности. Большое внимание региональные парламенты уделяют обеспечению прямой и обратной связи между депутатами и избирателями - этого непременного атрибута парламентаризма.



Аналогичные явления характерны и для работы представительных органов местного самоуправления в современной России. Депутаты городских и сельских представительных органов муниципальных образований принимают решения, которые оказывают большое воздействие на распределение и использование местных бюджетных финансовых ресурсов, реализацию программ экономического и социального развития муниципалитетов, реализацию работ по обеспечению функционирования жилищно-коммунального хозяйства и благоустройству территорий. Осуществляя свои полномочия, постоянно взаимодействуя с главами местных администраций и работая в непосредственном контакте с местными жителями, депутаты представительных органов местного самоуправления, по существу, действуют в русле парламентаризма во имя общего блага наших сограждан.

Урок для учащихся 10-11 классов «Развитие парламентаризма в России»

Цель урока: помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина, содействовать формированию у школьни

205.24kb.

24 09 2014
1 стр.


Урок "Развитие парламентаризма в России"

Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей становления российского парламентаризма, роли представительного органа в системе власти в Российской им

33.89kb.

24 09 2014
1 стр.


Урок «Развитие парламентаризма в России»

«Развитие парламентаризма в России», посвященный 105-летию парламентаризма в России

13.13kb.

24 09 2014
1 стр.


Развитие парламентаризма в России

Познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России, Деятельностью Госдумы, процессом принятия законов, правами и обязанностями депутатов

97.17kb.

24 09 2014
1 стр.


Развитие парламентаризма в России

Цель урока – сформулировать представление учащихся об исторических этапах развития отечественного парламентаризма, его особенности

117.7kb.

24 09 2014
1 стр.


Урок «Развитие парламентаризма в России»

Исполняется 105 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России. О первых шагах развития парламентаризма своими рассуждениями поделится Грошева Алиса, ученица 10 клас

27.19kb.

24 09 2014
1 стр.


Урок для учащихся 9-го класса Урок по теме

Развитие мыслительных способностей учащихся, умения действовать в нестандартной ситуации

39.8kb.

04 09 2014
1 стр.


История развития парламентаризма в России

Моя работа посвящена проблемам становления современного российского парламентаризма, перспективам его развития в России

34.2kb.

24 09 2014
1 стр.