Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Муниципальная Большеклочковская средняя общеобразовательная школа Тейковского района Ивановской области.

Урок истории

«Крымская война 1853- -1856 гг»

Методическая разработка.




Материалы подготовила

Сыроватская Марина Альбертовна

Учитель истории и обществознания

Дата рожд. 13.11.1965г.

Адрес: г. Тейково, ул Советской армии д.6, кв. 6.

Пояснительная записка.

Данный урок разработан для учащихся 8 класса в ходе изучения курса истории России 19 века.

Цели урока:


  • изучить причины, ход и последствия Крымской войны;

  • показать, что война оказала значительное влияние на развитие междуна­родных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последую­щей модернизации;

  • воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной,
    мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы
    медиков в труднейших условиях осажденного Севастополя;

  • развивать навыки работы с документами, умение выделять главное, ус­танавливать причинно-следственные связи.

Форма и методы проведения: урок-лекция с применением ИКТ; самостоятельная работа в парах.

Тематическое содержание.

I. Причины войны.

II. Силы сторон.


  1. Ход военных действий.

  2. Парижский конгресс.

  3. Связь с современностью.


Новые термины и даты: Крымская война (1853-1856), Синопское сражение-18 ноября 1853 г, оборона Севастополя - сентябрь 1854 г.-август 1855 г.,
Оформление и оборудование:

  • на доске : «Крымская война 1853-1856 гг.»;

  • портреты Николая I, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, Н.И.Пирогова.

  • компьютер, проектор, экран.


Раздаточный и дидактический материал на каждую парту:

  • карта «Крымская война 1853 – 1856 гг» и условные обозначения к карте;1

  • пазлы «Состояние российской армии накануне Крымской войны;2

  • листы формата А4, клей;

Предварительная подготовка: сообщение учащихся «Героическая оборона Севастополя (октябрь 1854 - август 1855)», «Подвиг врачей в Крымскую войну»

Ход урока

1. Причины войны

Учитель: Вспомните, что такое восточный вопрос? Какие события внешней политики России связаны с его разрешением?

( ответы детей: восточный вопрос – это отношение с Турцией, у России было много воин с Турцией)

Так вот Крымская война - это тоже война России против Турции. Причины войны заключались в противоречиях между европейскими державами на Ближнем Востоке, в борьбе европейских государств за влия­ние на слабеющую и охваченную национально-освободительным движени­ем Османскую империю. Николай I говорил: «Турция - больной человек и его наследство можно и нужно делить». В предстоящем конфликте россий­ский император рассчитывал на нейтралитет Великобритании, которой он пообещал после разгрома Турции новые территориальные приобретения - Крит и Египет, а также на поддержку Австрии, в качестве благодарности за участие России в подавлении венгерской революции. Однако расчеты Ни­колая оказались неверны: Англия сама подталкивала Турцию к войне, стре­мясь таким образом ослабить позиции России. Австрия так же не желала укрепления России на Балканах. Европейским державам не нужна была сильная Россия.

Презентация ««Крымская война 1853-1856 гг.»

Комментарии учителя к каждому слайду



2 слайд:

Страны - участницы войны

Цели стран-участниц войны

Российская

империя


Пересмотр режима черноморских проливов; Усиление влияния на Балканском полуострове.

Османская

империя


Подавление национально-освободительного движения на Балканах;

Возвращение Крыма и черноморского побережья Кавказа.



Англия,

Франция


Подорвать международный авторитет России, ослабить ее позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от нее территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии;

Укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, используя его как рынок сбыта;

Луи Бонапарт, французский император, мечтал об укрепле­нии своей власти через победоносную войну.


Учитель: Каким был режим проливов Босфора и Дарданелл к началу военных действий? (По Лондонской конвенции 1841 г. судоходство в проливах ставилось под международный контроль, провозглашался принцип их закрытия для военных кораблей всех европейских держав в мирное время. Для России это означало изоляцию ее флота в черноморском бассейне и отсутствие уверенности в безопасности ее южных гра­ниц, т. к. османская империя могла в случае военных действий от­крыть проливы для кораблей европейских держав.)

- Когда и при каких условиях Османская империя потеряла Крым и черноморское побережье Кавказа? (Россия приобрела эти террито­рии в результате двух войн с Турцией во второй половине XVIII в. в 1768-1774 и 1783-1791 гг. и двух войн в первой половине XIX в. -1806-1812 и 1828-1829 гг.)



Работа с учебником

- Прочитайте в учебнике (стр.84) и назовите событие, ставшее поводом к нача­лу войны.

Поводом к войне послужил спор между католическим и православным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма гроба Гос­подня в Иерусалиме и храма в Вифлееме. При этом речь не шла о доступе к святым местам, т.к. ими пользовались на равных правах все паломники. Спор о Святых местах нельзя назвать надуманным поводом к развязыванию войны. Историки иногда называют этот спор одной из причин войны, учи­тывая «глубокий религиозный менталитет людей того времени… Заши­та привилегий православной общины Палестины составляла часть общей задачи покровительства России всему христианскому населению в Турции»3.

II. Силы сторон

Учитель: Кто же был участником войны?

Запись и в тетради:

Участники войны:

Российская империя с одной стороны;

Османская империя, Англия, Франция - с другой;

Враждебный нейтралитет по отношению к России со стороны Австрии,

Пруссии.

- У России в Крымской войне не было союзников. При этом по южным и западным границам страна была окружена либо непосредственными про­тивниками, либо странами, готовыми в любой момент вступить в войну против России. Поэтому шансов выиграть войну у России не было не только из-за военно-технической отсталости.



Игра в пазлы «Состояние российской армии накануне Крымской войны»4

Учащимся раздаются карточки, из которых они должны составить бло­ки, исходя из наличия причинно-следственной связей между написанными на карточках утверждениями.

Карточки наклеиваются учащимися на чистый лист бумаги

Учащиеся работают в парах:


Например:


Отмена крепостного права


права
П оражение в
Крымской войне


  1. Ход военных действий

3 слайд.

Запись в тетради:

20 октября 1853 г. - Николай I подписал Манифест о начале войны с Тур­цией.

Первый этап войны (ноябрь 1853 - апрель 1854) - русско-турецкие военные действия.

Второй этап войны (апрель 1854 - февраль 1856) - англо-французская ин­
тервенция в Крым, появление военных кораблей Западных держав на
Балтийском и Белом морях и на Камчатке.

4 слайд. Давайте посмотрим на карту которая есть у вас на столах. Вы видите что военные действия шли не только на суше, но и на море. Найдите на карте Севастополь - это база Черноморского флота Российской империи, найдите на территории Турции Синоп.

5 слайд. Событие, к которому мы должны теперь обратиться вписано золотыми буквами в историю славы русского народа.

6 слайд. А теперь давайте посмотрим соотношение сторон в Синопском бою. (дети читают по слайду)

7 слайд. Это адмирал П.С Нахимов, который привел эскадру к победе. А теперь я вам прочитаю, как это было.

8 слайд. Нахимов, как только подошли подкрепления, решил немедленно войти в Синопскую гавань и напасть на турецкий флот.

В сущности, решив напасть на турецкий флот, Нахимов рисковал очень серьез­но. Береговые батареи у турок в Синопе были хорошие, орудия на судах также были в исправности. Но уже давно, еще с конца XVI в., турецкий флот, некогда один из самых грозных и дееспособных в мире, не имел в решающие моменты своего суще­ствования сколько-нибудь способных адмиралов. Так оказалось и в фатальный для Турции день Синопа. Осман-паша расположил, как бы веером, свой флот у самой набережной города; набережная шла вогнутой дугой, и линия флота оказалась во­гнутой дугой, закрывавшей собой если не все, то многие береговые батареи. Да и расположение судов было, естественно, таково, что они могли встретить Нахимова только одним бортом: другой был обращен не к морю, а к городу Синопу. Гений русского флотоводца и первоклассный по своей боевой морали и выучке состав эки­пажей его эскадры справились бы со всеми препятствиями, даже если бы турецкое командование оказалось более дееспособным.

На рассвете 18(30) ноября 1853 г. русская эскадра оказалась километрах в пятна­дцати от Синопского рейда.

Турецкий флот, застигнутый Нахимовым, погиб полностью - не уцелело ни од­ного судна, и погиб он почти со всей своей командой. Были взорваны и преврати­лись в кучу окровавленных обломков четыре фрегата, один корвет и один пароход «Эрекли», который тоже мог бы уйти, пользуясь быстроходностью фу», но на нем командовал турок, который не последовал примеру Слэда. Были за­жжены самими турками пробитые и искалеченные другие три фрегата и один кор­вет. Остальные суда, помельче, погибли тут же. Турки считали потом, что из состава экипажа погибло около трех тысяч с лишком. В английских газетах упорно приво­дилась цифра четыре тысячи.

Перед началом сражения турки были так уверены в победе, что они уже наперед посадили на суда войска, которые должны были взойти на борт русских кораблей по окончании битвы.

Турецкая артиллерия в Синопском бою была слабее нашей, если считать только орудия на судах (472 пушки против русских 716), но действовала она энергично. Не­лепейшая расстановка судов турецкого флота обезвредила, к счастью для Нахимова, некоторые из очень сильных береговых турецких батарей, но все-таки две батареи нанесли русским судам большой вред. Некоторые корабли вышли из боя в тяжком состоянии, но ни один не потону



9 слайд. Вот картина, представшая перед глазами экипажа корниловской эскадры, когда она вошла в Синопскую бухту: «Большая часть города горела, древние зубчатые стены с башнями эпохи средних веков выделялись резко на фоне моря пламени. Большинство турецких фрегатов еще горело, и когда пламя доходило до заряженных орудий, происходили сами собой выстрелы, и ядра перелетали над нами, что было очень неприятно. Мы видели, как фрегаты один за другим взлетели на воздух. Ужасно было видеть, как находившиеся на них люди бегали, метались на горящих палубах, не решаясь, вероятно, кинуться в воду. Некоторые, было видно, сидели не­подвижно и ожидали смерти с покорностью фатализма. Мы замечали стаи морских птиц и голубей, выделяющихся на багровом фоне озаренных пожаром облаков. Весь рейд и наши корабли до того ярко были освещены пожаром, что наши матросы ра­ботали над починкой судов, не нуждаясь в фонарях. В то же время весь небосклон на восток от Синопа казался совсем черным»5 А здесь вы видите знаменитую картину И.К. Айвазовского «Синоп. Ночь после боя 18 ноября 1853 года»

10 слайд. Среди пленных находился и сам флагман турецкой эскадры Осман-паша, у кото­рого была перебита нога. Рана была очень тяжелая. В личной храбрости у старого турецкого адмирала недостатка не было так же, как и у его подчиненных. Но одного этого качества оказалось мало, чтобы устоять против нахимовского нападения. Вы видите палаш Осман-Паши, которую он отдал при пленении, сейчас он храниться в Музее Черноморского Флота в Севастополе.

11 слайд. Итак, военные действия на море были успешными для Российской империи. Но начался новый этап войны. Посмотрите на карту. Какой город подвергся нападению англо – французского десанта? (Севастополь) Героическая оборона Севастополя продолжалась 349 дней октябрь 1854г – август 1855г.

Виктор Гюго сравнил осаду Севастополя с осадой Трои. Историк Камилл Руссе, так разъясняет метафору Гюго: “Все это также происходило на уголке земли, на границе между Азией и Европой, где великие империи встретились... Десять лет перед Троей, десять месяцев перед Севастополем”.



(Сообщение учащегося «Героическая оборона Севастополя (октябрь 1854 - август 1855)»6 По ходу рассказа учитель демонстрирует слайды 12-18)

19-20 слайд. Давайте посмотрим соотношение сил и потерь воюющих сторон.

(Ребята читают, сколько потеряла Россия в ходе почти годовой обороны Севастополя)



21 слайд. Это памятник в Севастополе Героям Крымской войны.

Сообщение учащегося «Подвиг врачей в Крымскую войну»7



(В ходе рассказа учитель демонстрирует слайды 22-23)

Учитель: Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, В. А. Корнилов и П. С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчиненных, доказывающие правильность этого решения?

(Они понимали необходимость этого решения, лучше потерять в малом, но выиграть в большем.)

- Почему оборона Севастополя считается единственной для русской армии светлой страницей всей Крымской войны?



(Военные действия для России развивались крайне неудачно. И лишь самоотвержен­ность солдат и офицеров Севастополя, которые упорно сопротив­лялись превосходящему их в технике противнику, ускорила заключе­
ние мирного договора и его относительную мягкость для России,
спасла честь страны.)


Учитель: Обратимся опять к карте. Одновременно с событиями в Крыму борьба велась и на другом фронте - Кавказском, хотя он в данном случае был второстепенным. Здесь русским войскам традиционно сопутствовал успех. В 1855 г. назначенный главноко­мандующим русскими войсками на Кавказе Н. Н. Муравьев начал наступ­ление на оплот турецкой обороны в этом регионе - крепость Каре, который был взят после двухмесячной осады. Дорога во внутренние земли Турции была практически открыта. Только окончательная сдача Севастополя поме­шала русским войскам развить свой успех.
IV. Парижский конгресс.

Запись в тетради:

Февраль-март 1856 г. - Парижский конгресс.
24 слайд. Учитель: Назовите условия Парижского мирного трактата.

Дайте определение термину «нейтрализация Черного моря».

Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития»

- Как вы понимаете эту фразу?

Речь идет о техническом превосходстве флота и армии Англии и Франции над российскими. Об этом сказано и в учебниках: паровой двигатель и броня кораблей, нарезные орудия и стрелковое оружие, снабжение армии, не подверженное воровству интендантов, тактическая выучка войск и т. п. Все это вместе взятое оказалось сильнее самоотверженности и храбрости российских солдат и офицеров.
V. Связь с современностью.

Учитель: Российская империя проиграла Крымскую войну. Но посмотрите, в течении всего урока мы говорим о подвиге: подвиге моряков в Синопском бою, подвиге врачей и сестер милосердия, подвиге защитников Севастополя. Севастополь и в годы ВОВ оказал сопротивление захватчикам: оборона длилась около 250 дней. Посмотрите на карту: кто из вас знает, в какой стране находится этот город? (В Украине). Действительно исторически сложилось так, что этот город в1954 г. указом Президиума ВС СССР, Крымская область по инициативе Никиты Хрущёва была передана из РСФСР в УССР.

25-26 слайд. Тогда никто не мог предположить, что это будут разные страны. В Севастополе до сих пор есть база Черноморского Флота России.

27 слайд. Сейчас Украина хочет вступить в НАТО. Что произойдет с Севастополем? В этом случае мы лишаемся военно-морской базы в Черном море. Ветераны ВОВ не могут представить себе, что на земле, обагренной кровью русских солдат, будет расположена база НАТО.

28 слайд. Не равнодушные люди живут в Севастополе. Они выступают против вступления Украины в НАТО и против учений НАТО в Крыму.

Мы с вами попытались поговорить о мужестве, подвиге. Кажется, это было давно – в 19 веке. Но мы с вами должны помнить и знать великие победы, поражения и потери нашей Родины. Вы, молодое поколение учитесь на героическом прошлом нашей страны, чтобы быть готовыми защищать ее так же, как наши прадеды и деды и отцы.


Источники и литература.


  1. История России XIX – начало XX вв. Учебник для исторических факультетов университетов. М.. 1998, С.172.




  1. Соловьев В. История Отечества. Новая популярная энциклопедия. М., 2000 . С 683.




  1. Лященко Л.М. История России. XIX век. 8т.: Учебно – методическое пособие. М. 2000.С. 58.



1 См. Приложение № 1

2 См. Приложение № 2

3 История России XIX- начала XX в. Учебник для исторических факульте­тов университетов. М., 1998, С. 172.)

4 См. Приложение №2.

5 К В. Тарле. Крымская война.


6 См. Приложение №3.

7 СМ. Приложение №4.


Урок истории «Крымская война 1853-1856 гг»

Данный урок разработан для учащихся 8 класса в ходе изучения курса истории России 19 века

123.64kb.

16 12 2014
1 стр.


Крымская война 1853-1856 г

Борьба европейских монархий с революцией лишь на время отвлекла их от восточных дел. Задушив совместны ми усилиями революцию 1848—1849 гг., державы Священного союза вновь обратилис

150.61kb.

10 09 2014
1 стр.


Тема исследовательской работы по истории: Гражданская война на территории юга Приморья

Гражданская война 1918-1920 гг продолжает оставаться одним из важнейших событий отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, ее последствия и сего

168.65kb.

14 09 2014
1 стр.


Презентация «Никто не забыт и ничто не забыто»

Началась Великая Отечественная война, самая страшная война в истории нашей страны

65.3kb.

14 10 2014
1 стр.


Эссе «Крымская война: позорное поражение или всего лишь относительный неуспех?»

Севастополь обменивался на Карс, Россия утрачивала свои позиции в Валахии, Зап. Молдавии и Сербии, теряла свой берег Дельты Дуная, лишалась права держать военный флот на Чёрном мор

25.22kb.

15 10 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.


Урок по всемирной истории (9 класс) «Япония во второй половине XIX начале XX веков»

Продолжить работу над понятиями: сегун, кризис, промышленность, капитализм, конституция, национализм, модернизация, самурай, бусидо, реформа, реставрация, гражданская война, национ

121.01kb.

04 09 2014
1 стр.


Календарно-тематическое планирование по всемирной истории, естественно- математическое направление, 10 класс

Iii. Вторая Мировая война- самый крупный конфликт в истории человечества (2 часа)

39.47kb.

08 10 2014
1 стр.