Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Юдина Елена Александровна, педагог дополнительного образования.
«Интегрированный урок как путь к формированию целостного взгляда дошкольника на окружающий мир».
Особо актуальной в настоящее время является задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с дошкольного возраста. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение. Я, работая с дошкольниками, использую систему интегрированного обучения на своих уроках постоянно, так как при этом появляется возможность показать детям мир во всем его разнообразии, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка, формированию его творческого мышления.

Как известно, интегрированное занятие – это не новшество современной педагогики. К проблеме межпредметных связей в разное время обращались Я. Коменский, К. Ушинский, Ф. Дистерверг и другие. Но предметная система обучения, предполагающая автономное рассмотрение отдельных сторон деятельности и ориентирующая детей на частное усвоение знаний в тех или иных областях, слабо связанных между собой, остаётся и по сей день доминирующей и более привычной для всех.

Я стараюсь внедрить технологию интегрированного обучения в традиционную программу и связать на первый взгляд несовместимые предметы (окружающий мир, грамматика, развитие речи, математика, логика, декоративно-прикладное искусство) в одно целое. Структура интегрированного занятия отличается от традиционного следующими особенностями: компактностью и сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью, взаимопроникновением материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большой информативной ёмкостью учебного материала. Я считаю интеграцию чрезвычайно привлекательной формой урока для ребёнка. Дети больше подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока пробуждает в них интерес, стимулирует активность. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

В данной статье предложен конспект итогового интегрированного учебно-игрового занятия по теме «Многообразие мира животных» и 3 приложения для выполнения заданий детьми 5-6 лет.

Занятие включает 6 заданий. Задание 1 – на развитие связной речи, умения классифицировать, обобщать и выделять главное; задания 2-3 – на развитие математических представлений; задание 4 – на обучение звуко-буквенному анализу; 5 – на развитие графических навыков; последнее задание носит творческий характер: это может быть аппликация, рисование или лепка. Между 3 и 4 заданиями рекомендуется проведение пальчиковой гимнастики, игровой или танцевальной паузы.

Предлагаемый конспект занятия демонстрирует, как можно при разработке центральной темы связывать даваемые из различных областей знания воедино. Автор предполагает, что каждый педагог дошкольного образования, имеющий желание использовать эту систему, может творчески переработать и дополнить как содержательную, так и методическую сторону занятия.


Тема занятия: Многообразие мира животных.

Цель занятия: Обобщить представления детей об отличительных особенностях рыб, птиц, насекомых и млекопитающих.

Оборудование и материалы:

Приложения 1, 2, 3.

Набор букв.

Детали мозаики красного, синего, зелёного цвета.

Фломастеры.


Ход занятия:

  1. Игры «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Угадай, кто я».

Игра «Назови одним словом»:

Педагог называет 4 слова, например: цесарка, пингвин, павлин, страус – дети должны назвать 1 слово «птицы». Чтобы закрепить знания по теме «Птицы», можно попутно задать следующие вопросы: Каких ещё птиц вы знаете? Назовите отличительные особенности птиц (перья, клюв, птенцы из яиц, крылья, умеют летать, но не все). Почему их называют «пернатые»?

Карась, окунь, пескарь, форель – рыбы. Каких ещё рыб вы знаете? Назовите их отличительные признаки (чешуя, жабры, плавники, мальки из икры, умеют плавать).

Шмель, саранча, муравей, кузнечик – насекомые. Каких насекомых вы знаете? Назовите их отличительные признаки (6лапок, усики, у многих есть крылья).

Тигр, слон, кенгуру, рысь – млекопитающие. Назовите других млекопитающих. Каковы их отличительные признаки (покрыты шерстью, вскармливают детёнышей молоком). Каких животных называют травоядными? Насекомоядными? Хищниками? Земноводными?
Игра «Четвёртый лишний». Педагог называет 4 слова - дети должны выделить лишнее слово и обосновать свой ответ.

Медведь, волк, лось, корова.

Белка, дупло, лиса, ёж.

Курица, утка, гусь, ворона.

Аист, журавль, крыло, стриж.

Лиса, нора, берлога, гнездо.

Лев, тигр, кошка, мышка.

Заяц, хомяк, крот, ёжик.


Хорошо, если дети смогут предложить и обосновать разные варианты ответов. Например, в последней строчке правильным может быть вариант «крот», так как он живёт под землёй – остальные на земле, или «ёжик», так как у него есть колючки, у остальных – нет.

Игра «Угадай, кто я». Предлагаем детям превратиться в разных животных (рыба, птица, насекомое, млекопитающее) и рассказать о себе, не называя себя. Должна получиться загадка о животном. Можно сказать, чем животное питается? Где живёт? Как выглядит? А все остальные отгадывают, в какое животное вы превратились.

Н-р: Сейчас я очень красивая. У меня есть усики и разноцветные крылышки. Но когда-то давно я была толстой, неповоротливой гусеницей.

Загадка не должна быть длинной. Достаточно 2-3 предложений.




  1. Игровое задание «Сосчитай животных» - примеры на сложение и вычитание в одно и несколько действий (см. прил.1).




  1. Геометрическая раскраска (см. прил.2)

Задаём вопрос детям: «С помощью каких геометрических фигур изображены животные?» Задание: раскрасить круги ЖЁЛТЫМ цветом, овалы – КРАСНЫМ, прямоугольники – ЗЕЛЁНЫМ, треугольники – СИНИМ (можно дать дополнительное задание – придумать своё животное из геометрических фигур).
Пальчиковая гимнастика (поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного; в обратном направлении – от мизинца к указательному).

Ёж, медведь, барсук, енот спят зимою каждый год (смена рук).

Волка, зайца, рысь, лису и зимой найдёшь в лесу.


  1. Буква «Ь». Фонетический разбор слов с мягким знаком.

Какие слова из стихотворения, использованного в пальчиковой гимнастике, заканчиваются на «Ь»? В названии каких ещё животных есть «Ь»? Из набора букв собираем слова: РЫСЬ, ЛОСЬ, ОКУНЬ, ДЕЛЬФИН, ЛОШАДЬ, ЛАНЬ, ГУСЬ, СНЕГИРЬ, ШМЕЛЬ. Расставляем под буквами «звуковички»: красные - под буквами, обозначающими гласные звуки, синие - под буквами, обозначающими твёрдые согласные, зелёные – под буквами, обозначающими мягкие согласные звуки. Можно задать дополнительный вопрос: почему мы не ставим «звуковички» под мягким знаком?


  1. Рисуем животных по клеточкам – нарисовать бабочку по образцу (см. прил.3).




  1. Лепка из солёного теста. Предлагаем детям из теста разных цветов слепить героев сказки «Теремок».

Литература.




  1. Баряева Л., Зарин А. Скоро буду первоклашкой: изобразительные игры и упраж-нения по подготовке к обучению письму. Тетрадь 1. – СПб.: Издательство «Союз», 2003.

  2. Гордиенко С. Учимся считать/ Альбом для раскрашивания. - М.: Издательство «Астрель», 2004.

  3. Крупенчук О. И. Готовим руку к письму: Контур, линия, цвет. – СПб.: Издатель-ский дом «Литера», 2005.

  4. Крупенчук О. И. Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издатель-ский дом «Литера», 2004.

  5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Издательский дом

«Литера», 2004.

  1. Узорова О.В, Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике (счёт от 6 до 10). – М.: Издательство Астрель, 2002.

  2. Хананова И. И. Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс книга,2006.

  3. Чаянова Г. Н. Солёное тесто. – М.: Дрофа-плюс, 2005.

  4. https://www.solnet.ru

  5. https://www.karapuz.com

Урок как путь к формированию целостного взгляда дошкольника на окружающий мир

Ированное обучение. Я, работая с дошкольниками, использую систему интегрированного обучения на своих уроках постоянно, так как при этом появляется возможность показать детям мир во

53kb.

16 12 2014
1 стр.


6. Литература. Приложение

Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов

172.08kb.

15 12 2014
1 стр.


Урок по предмету «Окружающий мир»

Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них

78.33kb.

13 12 2014
1 стр.


Урок конференция. Тема урока : Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение

Цели урока: ознакомить со строением глаза, его функционированием; правилами гигиены зрения; развивать творческие способности учащихся, критичность мышления, речь, умение работать в

183.94kb.

14 12 2014
1 стр.


Интегрированный урок (лит чтение-окр мир) «Владимир Мономах и его

Содействовать формированию у учащихся стремления больше знать об истории своей страны

55.49kb.

10 09 2014
1 стр.


Биографический очерк интеллектуальные предшественники истоки изучения самоактуализации

Каким был задуман человек, как вел бы он себя, как относился бы к себе подобным, к своему делу, как понимал бы окружающий мир, если бы обладал наилучшими психическими чертами?

335.63kb.

08 10 2014
1 стр.


Как человек воспринимает окружающий мир

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

58.54kb.

14 12 2014
1 стр.


Книга «Путь Божественного Сознания, искусство созерцания с двойными и тройными санкальпами»

В вайшнави-мудре мы удерживаем сознание внутри и даем какую-то установку, но при этом воспринимаем окружающий мир. В шамбхави-мудре мы не даем никакой установки сознанию, сознание

285.23kb.

04 09 2014
1 стр.