Урок-КВН (урок-конкурс) по теме:
«Язык мой – друг мой».
Цель: закрепить материал по теме, развивать образное мышление учащихся, прививать любовь к родному языку.
Вступительное слово учителя.
- Язык, на котором мы говорим, красив и богат. И.С.Тургенев говорил о нём, что он «великий, могучий и правдивый». Это не только наш родной язык, который мы должны знать в совершенстве. Это язык, который знают во всём мире, который дал миру многих великих людей.
На доске эпиграф:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…».
-
Представление и приветствие команд.
Вот приветствие команды «Вопросительный знак!».
-
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем? Отчего?
О ком? Что? Кому?
Который? Чья? Какие?
В чём?
Вот какой я мастак-
Вопросительный знак.
-
Стерегут нас загадки и тайны вокруг,
А ответ не даётся никак,
И волнуется рядом ваш искренний друг,
Ваш слуга – вопросительный знак.
-
Мы под грудой вопросов согнулись дугой.
Но поверьте, что это пустяк.
Никому никогда не угнаться за мной,
Всех быстрей вопросительный знак.
-
Мы ответ хоть на дне, хоть в огне, но найдём –
Вот какой вопросительный знак!
-
А когда вместе с вами я к цели пробьюсь
И ответ нам блеснёт, как маяк,
Я от радости вмиг
Разогнусь,
Распрямлюсь,
Превращусь
В восклицательный знак!
-
Песня на мотив В. Шаинского «Улыбка».
Любит КВН наш дружный класс,
И начнутся состязания сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачный бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной зык.
Ты наш друг, и в это
Все мы будем верить!
Команда приветствует жюри и вручает свою эмблему.
- Вам и слава, и почёт –
Мы все любим точный счёт .
Болельщики приветствуют команду.
- За команду мы «болеем»
И друзьям помочь сумеем!
Приветствие соперников:
- Мы весёлые ребята и не любим
Мы скучать:
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет в ней.
-
Конкурсы.
-
Разминка (для команд) .
Объясните значение фразеологизмов, придумав к ним синонимы.
- Водой не разольёшь.
- Как в воду опущенный.
- Седьмая вода на киселе.
- Набрал в рот воды.
- Прошла огонь и воду.
- Носить воду в решете
- Толочь воду в ступе.
-
Разминка для болельщиков.
Перед нами препятствие – пропасть, на дне которой плещется вода. В состав ещё каких фразеологизмов входит слово «вода»? ( За каждый быстрый и правильный ответ команда получает очко).
- толочь воду в ступе.
- концы в воду.
- как в воду канул;
- как с гуся вода;
- как рыба в воде;
- много воды утекло;
- вилами по воде писано;
- выйти сухим из воды.
4.Конкурс капитанов.
(вытягивая по очереди карточки с именами собственными, вспоминают фразеологические обороты с ними).
Ерема ( Я ему про Фому…)
Емеля (Мели, Емеля, …)
Фома ( Фома неверующий)
Макар ( Куда Макар…)
Сидор (Драть, как…)
Федот ( Федот, да не тот).
Капитаны соревнуются в конкурсе чтецов (учащиеся читают стихи).
5.Конкурс художников.
Нарисовать иллюстрации к фразеологическим оборотам:
-
Он хромает по русскому языку.
-
Семь пятниц на неделе.
6.Конкурс болельщиков.
Отгадать загадки:
-
Стоит дом, кто в него войдет,
Тот ум приобретёт (школа).
-
Белый зайчик прыгает по чёрному
Полю. Слёзы проливает.
Дети их читают и стирают (мел).
-
Одной рукой всех встречает,
Другой – провожает ( дверь).
-
Конкурс «Кто грамотней запишет «вредный» совет.
Если ты пришёл к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
-
Разгадать кроссворд
«Про всё на свете»
-
Конкурс для болельщиков.
Что это? (Загадки-шутки).
-
Его вешают, приходя в уныние,
Его задирают, зазнаваясь,
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
-
Не цветы, а вянут;
Не ландыши , а ими хлопают,
Не бельё, а их развешивают чрезмерно
Доверчивые и любопытные.
-
Он в голове у легкомысленного,
Несерьёзного человека;
Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь
Бесследно исчез;
На него бросают слова и деньги;
Кто их не ценит.
-
Её заворачивают, затевая какое-либо
Неприятное, хлопотное дело, а потом
Расхлёбывают, распутывая это дело;
Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;
Её «просит» рваная обувь;
Она в голове у путников.
-
Её толкут в ступе или носят решетом те,
Кто занимается бесполезным делом;
Её набирают в рот, когда молчат;
Ею нельзя разлить неразлучных друзей;
В неё прячут концы нечестные люди,
Иногда они выходят из неё сухими.
-
Его проглатывают, упорно не желая
О чём-нибудь говорить;
Он хорошо подвешен у человека, который
Говорит бойко, легко, за него тянут
Или дёргают, настойчиво заставляя высказываться;
Его держат за зубами,
Когда не хотят говорить лишнего.
-
Поэтический конкурс (буриме)
Щенка – пока
Помогите – найдите.
У меня есть три щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите –
Клички для щенков найдите.
-
Домашнее задание.
Было прочитано стихотворение
А.Барто «Сильное кино».
И вот он начал свой рассказ;
- они ползут, а он им - раз.
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Она им – раз! Они ей – раз!
Но тут как раз её он спас,
Ведь он был с нею заодно…
Нет, видно, я ещё мала,
Я ничего не поняла.
Учащиеся подготовили инсценированный диалог А.Шибаева «Несуразные вещи».
-
Зоологический зверинец. Используя предложенный рисунок, вспомнить фразеологизмы с названием каждого изображённого зверя.
-
Конкурс. Какая команда знает больше пословиц о языке.
-
Конкурс для команд: Быстро и правильно назовите антонимы к фразеологизмам:
- жить душа в душу (как кошка с собакой);
- чуть свет ( на ночь глядя);
- хоть пруд пруди (кот наплакал);
- рукой подать (куда Макар телят не гонял);
- дать волю языку (держать язык за зубами);
- спустя рукава (засучив рукава).
-
Шуточные вопросы для болельщиков.
-Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?
- В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?
-Из какой поговорки можно было бы заключить,
Что дрова заготавливают не в лесу?
- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?
- Есть ли у Земли лицо?
- Может ли вопрос заболеть?
- Есть ли у вопроса ребро?