Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок литературы в 5 классе

«Он был вовсе не злой, а просто озорник…»

Урок-обобщение о повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Цели: 1) выявить читательское восприятие повести, помочь уч-ся увидеть положительные и отрицательные черты в главном герое, вынести нравственный урок из прочитанного; 2) продолжить работу по формированию умений и навыков аргументированной речи, выразительного чтения; 3) способствовать развитию творческого воображения учащихся; 4) работа над лексикой и грамматикой языка на литературном произведении.

Оборудование: текст повести, Microsft Power Point, иллюстрации учащихся к повести, элементы костюма для инсценировки эпизода.

Ход урока.

Слайд № 1 – тема урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим о недавно прочитанном произведении художественной литературы. Что является отличительной чертой художественной литературы? (художественный образ)

- Стремление человека видеть в жизни торжество справедливости, стремление к познанию жизни, стремление сделать свою жизнь интересной и красивой привело к рождению в художественной литературе жанра, очень близкого сказке, жанра приключений. Каковы особенности этого жанра? Слайд № 2. Запись в тетрадь определения

- Какие приключенческие произведения и каких авторов нам знакомы? (Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо», Р.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»)

- Сегодня у нас в гостях один из самых интересных людей своего времени, не только любитель невероятных приключений, но и великий мастер их рассказывать. Кто же это? Слайд №3.

- Марк Твен. Я рассчитываю на ваш интерес к моей ранней повести «Приключения Тома Сойера». Я хочу узнать, кто из вас является самым внимательным читателем и предлагаю небольшую викторину по содержанию повести. Слайды № 4-6

Слайд №7– рисунки к повести.

- М. Твен не случайно задал вам вопрос о том, что любит читать Том. Согласитесь, наши читательские вкусы говорят о многом: о наших интересах, нашем вкусе, нашем жизненном опыте, о наших желаниях. И сегодня у нас появляется очередная возможность рассказать о себе, поделившись своими впечатлениями о прочитанной повести М. Твена и о его главном герое Томе Сойере. Нашу беседу я назвала, обратившись к цитате, «Он был вовсе не злой, а просто озорник…». Кто сказал о Томе эти слова? (Тетя Полли)

- Согласны ли вы с ее мнением?

- Наша задача сегодня – доказать справедливость этой характеристики (или опровергнуть ее), обратившись к тексту. Что мы знаем о судьбе Тома, об условиях его жизни? Послушаем самого героя.

- Наше знакомство с Томом на страницах повести происходит в следующем эпизоде: «Драка». Каким мы видим Тома в этой сцене?

Чтение по ролям из гл. 1 «Драка», с.203. (Том в этой сцене задиристый, забияка, драчун) – в тетрадь.

- Но у Тома в городке много друзей и приятелей. Почему? Какие качества его характера, поступки привлекают в нем? (Уч-ся вспоминают эпизоды в школе с Бекки, когда он взял вину на себя, в пещере, дружбу с Геком и др. Приходят к выводу, что Тома Сойера отличают доброта, способность дружить, не таить долго обиду, умение заинтересовать друзей новой игрой. Он выдумщик, фантазер, ему присущи смекалка, великодушие.) – в тетрадь.



Во время беседы уч-ся делают запись в тетрадь относительно характера Тома.

- Вспомните, в каком эпизоде Тому пришлось перешагнуть через страх перед убийцей, через страх перед следующими преследованиями? Слайд №9 (Том добрый и честный человек, он не мог допустить свершения несправедливости над Меффом Поттером. Это признание требовало от мальчика мужества.)



- А как вы думаете, если бы Том был вашим товарищем, у вас были бы причины для ссор и размолвок?

- Вспомним следующий эпизод. О чем он? Как вы оцениваете Тома в этой сцене?

Инсценировка «Маляр». (Опережающее домашнее задание группе уч-ся)

Ребята отвечают на поставленный вопрос: Том здесь хитрый, ленивый, пользуется доверчивостью товарищей, чтобы переложить на их плечи работу – в тетрадь.



Физпауза. Уч-ся выполняют вместе с учителем упражнения на дыхание, на позвоночник, на зрение.

- И снова обращаюсь к словам тети Полли: «Он был вовсе не злой, а просто озорник…И сердце у него было золотое…» Чего же все-таки в Томе больше: озорства или доброты? Почему его любят? (Доброты в нем больше. На Тома можно положиться: в трудных ситуациях он не предаст, выручит, поможет. Он не испытывает ненавистм к людям, наоборот, их любит, жалеет.) – в тетрадь вывод.

- О том, что Том является одним из любимых героев, говорят и ваши иллюстрации, на многих из них главным действующим лицом является Том.

И хоть Том и жил в 19 веке, но его судьба и судьба его товарищей продолжают волновать и наших современников. По мотивам этой повести был поставлен спектакль (слайд №10), созданы художественный фильм, мультфильм.

--А теперь подведем итог нашей беседы. Справились ли мы с задачей: доказали, что слова тети Полли о Томе справедливы?

--А как вы думаете, к кому обращена повесть в первую очередь? (Детям)

--Для чего писатель рассказал эту историю? Чему учит повесть? (Повесть учит доброте, мужеству, честности, любви к нашим близким, заботе о них.)

--А какой урок, на ваш взгляд, могут вынести взрослые читатели? (Их повесть научит доверять детям, не допекать по мелочам, понимать их, заботиться о них (судьба Гека). Учителя должны понять, что урок нужно вести так, чтобы у них не было времени играть на уроке с жуком. Нельзя наказывать детей физически: это унижает их.)

--Почему повесть волнует и современного читателя? (В ней освещаются и «вечные» темы, поднимаются нравственные проблемы, которые будут волновать людей всегда.)

--Вы правильно поняли, что повесть М.Твена обращена и к детям, и ко взрослым. Она учит доброте, взаимопониманию и дружбе: дружбе детей, дружбе детей и взрослых, потому что нет ничего более ценного в человеческих отношениях, как умение понимать друг друга, умение заботиться друг о друге. И завершить беседу об этих прекрасных человеческих отношениях мне бы хотелось на поэтической ноте, обратившись к стихам нашего современника, поэта Василия Фёдорова:

Слайд № 11. Всё в дружбе есть:

Огонь, чтоб согревать,

И молот есть,

Взлетающий упруго,

И наковальня,

Чтобы поддержать

При дружеском ударе



Сердце друга.

Подведение итогов, оценки за урок, за иллюстрации

Урок литературы в 5 классе «Он был вовсе не злой, а просто озорник…»

Оборудование: текст повести, Microsft Power Point, иллюстрации учащихся к повести, элементы костюма для инсценировки эпизода

46.45kb.

12 10 2014
1 стр.


Урок по музыке в 5-в классе. Учитель моу сош №4 Пушняк. Е. В. Первая четверть. 2005 год. Открытый урок в 5 классе по теме «Союз музыки и литературы»

Цель: через сопоставление произведений различных жанров показать взаимодействие музыки и литературы как творческого союза и его влияние на музыкальный образ

65.34kb.

04 09 2014
1 стр.


Урок литературы в 9-м классе "Трагедия и самоотверженность "маленького человека" по рассказу И. А. Бунина "

Урок литературы в 9-м классе "Трагедия и самоотверженность "маленького человека"

63.8kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок литературы в IV классе учителя начальных классов моу «Гимназия №6» г. Новочебоксарска

Создать в классе атмосферу творческой лаборатории, помогающей познакомить учащихся с секретами выразительного чтения

125.16kb.

07 10 2014
1 стр.


Урок по теме "Функция" в 7 классе Обед, знакомство с выставкой учебно-методической литературы 13. 00 14. 00 Пленарное заседание

Климина Марина Ивановна, занятие элективного курса в 9 классе Решение задач по теме “Функция”

83.99kb.

15 09 2014
1 стр.


Урок по теме «Уж небо осенью дышало » Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о произведениях, с которыми они познакомились в разделе «Уж небо осенью дышало »

Этот урок был вам вовсе не интересен, то прицепите красный листочек

141.19kb.

16 09 2014
1 стр.


-

Открытый урок литературы в 9 классе «Парадоксы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

287.92kb.

25 12 2014
1 стр.


Урок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина»

Развить у учащихся познавательную активность

94.78kb.

01 10 2014
1 стр.