Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Урок литературы в IV классе

учителя начальных классов

МОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарска

Беляевой Елены Викторовны

Ритм, рифма и звук как средства выразительности

(по отрывку из поэмы А.С. Пушкина «Граф Нулин»

«Три утки полоскались в луже…»)


Цель урока:

Открытие секретов выразительного чтения на примере отрывка из поэмы "Граф Нулин» А.С. Пушкина «Три утки полоскались в луже…».


Задачи:

  1. Повторить особенности стихотворной формы.

  2. Создать в классе атмосферу творческой лаборатории, помогающей познакомить учащихся с секретами выразительного чтения.

  3. Обучать анализу стихотворного произведения.

  4. Побудить к размышлению о сложности создания и восприятия стихотворного произведения.

  5. Расширить у детей интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, индивидуальный раздаточный материал (листки с текстом), репродукции картины Ю. Иванова «1825 год. Приезд И.И. Пущина в Михайловское» и литографии «Село Михайловское», кассета с записью музыки Г. Свиридова («Романс» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»), авторское наглядное пособие «Цветок поэзии» (при наличии мультимедийной установки возможно его проецирование на экран).

Ход урока:

I. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы повторим особенности стихотворной формы, попытаемся понять, что необходимо знать для выразительного чтения произведения, создадим поэтический цветок. И помогут в этом произведения великого русского поэта А.С.Пушкина.



II. Разминка. Создание поэтического цветка.

Цель: повторить особенности стихотворной формы теоретически и практически.

Учитель подходит к портрету А.С.Пушкина, который висит около доски, и обращается к стоящим под ним в вазе осенним цветам словами самого поэта:



Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Стихи похожи на цветы, которые «растят» поэты. Корнями своими они уходят в землю.

- Что служит почвой поэтическому цветку? (Почва - опыт (жизненный, творческий опыт поэта, фольклор, авторская поэзия, опыт прошлых поколений …))

На доске появляется первый фрагмент. <Рисунок 1>




- Что можно назвать его стеблем? (Стебель - ритм

(повтор группы слогов вокруг ударного в строке, повтор ударных слогов в строках))

На доске появляется второй фрагмент. <Рисунок 2>




Дети читают с доски двустишие, затем «прохлопывают» ритм. Учитель заполняет схему.



В синем небе звезды блещут, _/ _ _/ _ _/ _ _/ _

В синем море волны хлещут …_/ _ _/ _ _/ _ _/ _

Листья - рифмы (звуко-ритмические повторы в конце строк или внутри строки). Сам Пушкин о рифме пишет так:

Рифма, звучная подруга

Вдохновенного досуга …

- Попробуйте подобрать рифмы к слову «перо». Для пробуждения вдохновения, чтобы

ваши варианты были удачными, мы будем передавать отвечающим гусиное перо с портретом и инициалами А.С.Пушкина. (Ведро, Пьеро, метро, Дидро, мудро, хитро …)

<Рисунок 3>
- Подберите рифмы к слову «хвост». (Рост, мост, тост, прост, дрозд …)

- Вспомните, какие бывают рифмовки по расположению строк. (Парные - аабб, кольцевые – абба, перекрестные – абаб)

Дети приводят примеры:

а) парных рифмовок



Опрятней модного паркета Последняя туча рассеянной бури!

Блистает речка, льдом одета, Одна ты несешься по ясной лазури,

Мальчишек радостный народ Одна ты наводишь унылую тень,

Коньками звучно режет лед. Одна ты печалишь ликующий день.

О чем, прозаик, ты хлопочешь?

Давай мне мысль какую хочешь:

Ее с конца я завострю,

Летучей рифмой оперю …

б) перекрестных рифмовок



Встает заря во мгле холодной; Мчатся тучи, вьются тучи;

На нивах шум работ умолк; Невидимкою луна

С своей волчихою голодной Освещает снег летучий;

Выходит на дорогу волк… Мутно небо, ночь мутна.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

в) кольцевых рифмовок



На красных лапках гусь тяжелый Если жизнь тебя обманет,

Задумав плыть по лону вод, Не печалься, не сердись!

Ступает бережно на лед, В день уныния смирись:

Скользит и падает; веселый… День веселья, верь, настанет.

г) белых стихов



Всем красны боярские конюшни:

Чистотой, прислугой и конями;

Всем довольны добрые кони:

Кормом, стойлами и надзором…


Учитель прикрепляет к стеблю четыре листика определенным образом. <Рисунок 4>

Дети догадываются, что это изображение перекрестной рифмовки.

- Ребята, а что мы можем назвать бутоном в нашем стихотворном цветке? (Бутон - картина жизни, чувства, настроение.)


Стихи всегда образны.

- Какие выразительные средства помогают создать поэтический образ? (Сравнения, метафоры, эпитеты…)

- А можем ли мы считать средства выразительности языка лепестками нашего цветка? (Лепестки - средства выразительности.)

- Давайте вспомним, найдем и назовем средства выразительности в пушкинских строках.

- Вспомните сравнения:

1. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!



Что ты тих, как … (день ненастный)

2. А как речь-то говорит,



Словно … (реченька журчит).

- Найдите метафору:



Горит восток зарею новой. (Горит восток)

- Назовите эпитеты:



Сквозь волнистые туманы На печальные поляны

Пробирается луна, Льет печально свет она.

(Волнистые, печальные.)

Учитель дополняет стебель бутоном. <Рисунок 5>

Перед детьми поэтический цветок одного из стихотворений Пушкина.

- Догадайтесь, образом какого произведения является этот цветок. («Унылая пора! Очей очарованье!». Отрывок из стихотворения «Осень».)

Поэтическая минутка. Дети читают наизусть отрывок.
III. Основная часть урока. (Используются методические разработки курса Г.Н. Кудиной и З.Н.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла»)

1.Сообщение цели.

- Попробуем выразительно прочитать отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Граф Нулин».

- Что нужно понять, чтобы выразительно прочитать стихотворение?

В процессе того, как дети отвечают на поставленный вопрос, на доске появляются таблички с надписями: картина жизни



настроение

ритмический рисунок

рифма

звуковой рисунок

  1. Самостоятельное чтение отрывка. Работа с текстом.

У каждого ученика лист с текстом:

Александр Сергеевич Пушкин

Граф Нулин

(отрывок)

Три утки полоскались в луже; Кто долго жил в глуши печальной,

Шла баба через грязный двор Друзья, тот, верно, знает сам,

Белье повесить на забор; Как сильно колокольчик дальный

Погода становилась хуже: Порой волнует сердце нам.

Вдруг колокольчик зазвенел. Не друг ли едет запоздалый,

Товарищ юности удалой?..

- Каков здесь рассказчик? ( Рассказчик-герой – «волнует сердце нам», обращается к читателю – «друзья».)

- О чем же нам рассказывает РГ? ( Дети отмечают, что сначала он смотрит на двор – что там происходит. А потом вдруг колокольчик зазвенел, и РГ начинает размышлять о том, кто это может ехать.)

Вывод. Возникают две разные картины: внешняя (то, что рассказчик видит) и внутренняя (мысли и чувства РГ, вызванные звоном колокольчика).

- Обе картины вызывают у РГ одно и то же настроение или разное? (Дети говорят, что разное, и доказывают это «вычитыванием» из текста, объясняют значение слова «глушь».)



Вывод. В первой картине РГ недоволен, ему все не нравится. А после слова «вдруг» у него появляется волнение, нетерпение: кто же может приехать?

Учитель кратко рассказывает детям о ссылке Пушкина в село Михайловское, о приезде к нему И. Пущина. Рассказ сопровождается показом литографии «Село Михайловское» и репродукции картины Ю. Иванова «1825 год. Приезд И.И. Пущина в Михайловское».

Сам Пушкин пишет об этом так:

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил,

Ты усладил изгнанья день печальный.

Картины разные, настроение тоже, значит, при чтении следует менять интонацию, темп.

Проблемная ситуация.

- Только ли с помощью слов Пушкин достигает того, что мы чувствуем изменение картины и настроения? Или, может быть, еще какие-то уровни формы стиха помогают читателю «вычитать» настроение? (Ритм, рифма.)

- А как называется все это? (Ритмический рисунок.)

3. Работа на уровне ритмического рисунка.

- Сможем ли мы заметить изменение ритмического рисунка на схеме? (Дети «прохлопывают» ритм, затем, работая в парах, заполняют схему самостоятельно. Проверка коллективная.)



Вывод. В основе ритмического рисунка текста повтор группы: _ _/ . Для выразительного чтения можно снять или добавить некоторые ударения.




/

/










/




/










/

/




/




/




/




/

/




/




/




/













/

/

/




/




/







/




/










/










/

/










/




/







/










/




/













/




/




/




/







/




/




/




/













/




/










/




/







/










/













/




/










/



Главное, что сама схема не показывает изменение настроения.



4. Работа на уровне рифм.

- Может быть, рифмы нам помогут? (Дети вместе с учителем, отделив «конец строки» красным цветом, заполняют схему рифмы – выделяют рифмующиеся строки, звуки.)


ý |жы а áл’|най’ в

óр| б áм | г

óр| б кольцевая áл’|ный’ в перекрестная

ý |жы а áм | г



Вывод. В первой части больше односложных рифм, они делают концы строк более «резкими». Во второй части больше двусложных рифм, они помогают протяжности, плавности звучания стиха. В первой части в рифмующихся словах повторяются твердые согласные, придающие звучанию жесткость, во второй части много мягких согласных звуков, смягчающих звучание.

Как не вспомнить пушкинские строки:



В размеры стройные стекались

Мои послушные слова

И звонкой рифмой замыкались.

5. Работа на уровне звукового рисунка.

Дети вместе с учителем выясняют звуковой рисунок.

- Попробуйте сделать вывод сами. (В первой части звуки помогают создать скучную картину, жесткое звучание: «гр», «р», «ж». Мечтательное ожидание во второй части передается мягкими и нежными созвучиями: «оло», «олн», «ал’н».)

6. Обобщение.

- Вот сколько мы интересных секретов раскрыли! Они помогут нам прочитать отрывок выразительно. Но сначала послушаем «Романс» Г. Свиридова.



- Подумайте, чем стихи и музыка созвучны?

7. Выразительное чтение детей.

Класс оценивает чтение с помощью белого и черного кругов. Дети делятся впечатлениями, отмечают, что особенно удалось конкретному чтецу, имеют возможность дать ему полезный совет.



IV. Заключение.

- Что было наиболее сложным? (Анализировать стихотворный текст.)

- Что нового узнали вы на уроке? (Секреты выразительного чтения, узнали новое из жизни поэта…)

- Что показалось наиболее интересным? (Разминка, выразительное чтение отрывка…)



V. Домашнее задание.

  1. Попробовать нарисовать поэтический цветок к отрывку А.С. Пушкина.

  2. Быть готовым объяснить свой рисунок.

Приложение



Описание педагогической идеи
Преподаю по программе Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла» 12 лет. Разработанный мною урок входит в цикл уроков открытия особенностей стихотворной формы. Путешествуя по Стране Стихов, дети знакомятся с ее секретами, строгими законами. Убеждена, что выразительное чтение стихотворения невозможно без детального анализа текста и знания особенностей стихотворной формы. Поэтому на уроке вводятся основные теоретические понятия.

На практике я столкнулась с тем, что теоретические знания в чистом виде больше помогают мне, чем детям. Не устарели слова К.Д. Ушинского: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить мыслить иначе». Считаю своей творческой находкой поэтический цветок (образ стихотворения), который помогает сделать теорию понятнее и доступнее. Создание детьми собственного цветка к стихотворению настраивает на вдумчивое чтение, на выражение личной точки зрения (самовыражение), на творчество.



Этапы создания поэтического цветка

  1. Цветку нужна почва. Это опыт, наследие (фольклор, авторская поэзия, творческий и жизненный опыт поэта…)

  2. Стебель – ритм (повтор группы слогов вокруг ударного в строке; повтор ударных слогов в строках).

  3. Листья – рифмы (звуко-ритмические повторы в конце или внутри строки).

  4. На стебле 4 листика – это строфа (по расположению строк рифмы бывают парные (аавв), перекрестные (авав), кольцевые (авва)). Рифмующиеся строки изображаются в виде одинаковых по форме и размеру листиков.

  5. Бутон – в центре картина жизни, чувства, настроение (стараемся передать цветом).

  6. Лепестки – те выразительные средства, которые помогают лучше представить картину жизни, передать чувства, настроение (эпитеты, сравнения, метафоры, контраст…) .

Очень полезно дать возможность автору поэтического цветка объяснить, защитить свой рисунок, рассказать, как стихотворение построено, как выбранные формы, линии, цвета помогают выразить идеи, чувства, настроение.

Урок литературы в IV классе учителя начальных классов моу «Гимназия №6» г. Новочебоксарска

Создать в классе атмосферу творческой лаборатории, помогающей познакомить учащихся с секретами выразительного чтения

125.16kb.

07 10 2014
1 стр.


Согласные звуки [ п ],[ п’], буквы П, п

Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 «а» классе, учителя начальных классов Фантокиной Е. П. Моу алексеевская сош

82.46kb.

06 10 2014
1 стр.


Урок для учащихся начальных классов

Методическое пояснение. Данный материал предлагается ученикам начальных классов. Частично – в 1 и 2 классах, и во всей полноте – в 3 классе. Разбираемая тема рассматривается после

45.73kb.

17 12 2014
1 стр.


Урок по музыке в 5-в классе. Учитель моу сош №4 Пушняк. Е. В. Первая четверть. 2005 год. Открытый урок в 5 классе по теме «Союз музыки и литературы»

Цель: через сопоставление произведений различных жанров показать взаимодействие музыки и литературы как творческого союза и его влияние на музыкальный образ

65.34kb.

04 09 2014
1 стр.


Урок провела учительница начальных классов моу сош с. Трунтаишево Хуснетдинова Р. М
54.37kb.

14 10 2014
1 стр.


Программа для 3 класса по окружающему миру учителя начальных классов моу улисьялская начальная школа-детский сад
523.39kb.

16 12 2014
4 стр.


Методическое объединение учителей начальных классов моу нош№5 г. Буя

Цель: пополнять и активно использовать ресурсы учителя как субъекта управления качеством образовательного процесса

116.72kb.

12 09 2014
1 стр.


А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Урок разработан учителем начальных классов моу сош №2 городского округа г. Буй Костромской области

78.4kb.

16 09 2014
1 стр.