Сегодня на уроке мы повторим особенности стихотворной формы, попытаемся понять, что необходимо знать для выразительного чтения произведения, создадим поэтический цветок. И помогут в этом произведения великого русского поэта А.С.Пушкина.
Учитель подходит к портрету А.С.Пушкина, который висит около доски, и обращается к стоящим под ним в вазе осенним цветам словами самого поэта:
Стихи похожи на цветы, которые «растят» поэты. Корнями своими они уходят в землю.
- Что служит почвой поэтическому цветку? (Почва - опыт (жизненный, творческий опыт поэта, фольклор, авторская поэзия, опыт прошлых поколений …))
На доске появляется первый фрагмент. <Рисунок 1>
- Что можно назвать его стеблем? (Стебель - ритм
(повтор группы слогов вокруг ударного в строке, повтор ударных слогов в строках))
На доске появляется второй фрагмент. <Рисунок 2>
Дети читают с доски двустишие, затем «прохлопывают» ритм. Учитель заполняет схему.
- Попробуйте подобрать рифмы к слову «перо». Для пробуждения вдохновения, чтобы
ваши варианты были удачными, мы будем передавать отвечающим гусиное перо с портретом и инициалами А.С.Пушкина. (Ведро, Пьеро, метро, Дидро, мудро, хитро …)
<Рисунок 3>
- Подберите рифмы к слову «хвост». (Рост, мост, тост, прост, дрозд …)
- Вспомните, какие бывают рифмовки по расположению строк. (Парные - аабб, кольцевые – абба, перекрестные – абаб)
Дети приводят примеры:
а) парных рифмовок
б) перекрестных рифмовок
в) кольцевых рифмовок
г) белых стихов
Учитель прикрепляет к стеблю четыре листика определенным образом. <Рисунок 4>
Дети догадываются, что это изображение перекрестной рифмовки.
- Ребята, а что мы можем назвать бутоном в нашем стихотворном цветке? (Бутон - картина жизни, чувства, настроение.)
- Какие выразительные средства помогают создать поэтический образ? (Сравнения, метафоры, эпитеты…)
- А можем ли мы считать средства выразительности языка лепестками нашего цветка? (Лепестки - средства выразительности.)
- Давайте вспомним, найдем и назовем средства выразительности в пушкинских строках.
- Вспомните сравнения:
1. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
2. А как речь-то говорит,
- Найдите метафору:
- Назовите эпитеты:
(Волнистые, печальные.)
Учитель дополняет стебель бутоном. <Рисунок 5>
Перед детьми поэтический цветок одного из стихотворений Пушкина.
- Догадайтесь, образом какого произведения является этот цветок. («Унылая пора! Очей очарованье!». Отрывок из стихотворения «Осень».)
Поэтическая минутка. Дети читают наизусть отрывок.
III. Основная часть урока. (Используются методические разработки курса Г.Н. Кудиной и З.Н.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла»)
1.Сообщение цели.
- Попробуем выразительно прочитать отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Граф Нулин».
- Что нужно понять, чтобы выразительно прочитать стихотворение?
В процессе того, как дети отвечают на поставленный вопрос, на доске появляются таблички с надписями: картина жизни
- Каков здесь рассказчик? ( Рассказчик-герой – «волнует сердце нам», обращается к читателю – «друзья».)
- О чем же нам рассказывает РГ? ( Дети отмечают, что сначала он смотрит на двор – что там происходит. А потом вдруг колокольчик зазвенел, и РГ начинает размышлять о том, кто это может ехать.)
Вывод. Возникают две разные картины: внешняя (то, что рассказчик видит) и внутренняя (мысли и чувства РГ, вызванные звоном колокольчика).
- Обе картины вызывают у РГ одно и то же настроение или разное? (Дети говорят, что разное, и доказывают это «вычитыванием» из текста, объясняют значение слова «глушь».)
Учитель кратко рассказывает детям о ссылке Пушкина в село Михайловское, о приезде к нему И. Пущина. Рассказ сопровождается показом литографии «Село Михайловское» и репродукции картины Ю. Иванова «1825 год. Приезд И.И. Пущина в Михайловское».
Сам Пушкин пишет об этом так:
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил,
Ты усладил изгнанья день печальный.
Картины разные, настроение тоже, значит, при чтении следует менять интонацию, темп.
Проблемная ситуация.
- Только ли с помощью слов Пушкин достигает того, что мы чувствуем изменение картины и настроения? Или, может быть, еще какие-то уровни формы стиха помогают читателю «вычитать» настроение? (Ритм, рифма.)
- А как называется все это? (Ритмический рисунок.)
3. Работа на уровне ритмического рисунка.
- Сможем ли мы заметить изменение ритмического рисунка на схеме? (Дети «прохлопывают» ритм, затем, работая в парах, заполняют схему самостоятельно. Проверка коллективная.)
/ |
/ |
|
|
|
/ |
|
/ |
|
|
|
/ |
/ |
|
/ |
|
/ |
|
/ |
|
/ |
/ |
|
/ |
|
/ |
|
/ |
|
|
|
|
/ |
/ |
/ |
|
/ |
|
/ |
|
|
/ |
|
/ |
|
|
|
/ |
|
|
|
/ |
/ |
|
|
|
/ |
|
/ |
|
|
/ |
|
|
|
/ |
|
/ |
|
|
|
|
/ |
|
/ |
|
/ |
|
/ |
|
|
/ |
|
/ |
|
/ |
|
/ |
|
|
|
|
/ |
|
/ |
|
|
|
/ |
|
/ |
|
|
/ |
|
|
|
/ |
|
|
|
|
/ |
|
/ |
|
|
|
/ |
|
Главное, что сама схема не показывает изменение настроения.
- Может быть, рифмы нам помогут? (Дети вместе с учителем, отделив «конец строки» красным цветом, заполняют схему рифмы – выделяют рифмующиеся строки, звуки.)
óр| б áм | г
óр| б кольцевая áл’|ный’ в перекрестная
ý |жы а áм | г
Как не вспомнить пушкинские строки:
Дети вместе с учителем выясняют звуковой рисунок.
- Попробуйте сделать вывод сами. (В первой части звуки помогают создать скучную картину, жесткое звучание: «гр», «р», «ж». Мечтательное ожидание во второй части передается мягкими и нежными созвучиями: «оло», «олн», «ал’н».)
6. Обобщение.
- Вот сколько мы интересных секретов раскрыли! Они помогут нам прочитать отрывок выразительно. Но сначала послушаем «Романс» Г. Свиридова.
Класс оценивает чтение с помощью белого и черного кругов. Дети делятся впечатлениями, отмечают, что особенно удалось конкретному чтецу, имеют возможность дать ему полезный совет.
- Что было наиболее сложным? (Анализировать стихотворный текст.)
- Что нового узнали вы на уроке? (Секреты выразительного чтения, узнали новое из жизни поэта…)
- Что показалось наиболее интересным? (Разминка, выразительное чтение отрывка…)
Приложение
На практике я столкнулась с тем, что теоретические знания в чистом виде больше помогают мне, чем детям. Не устарели слова К.Д. Ушинского: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить мыслить иначе». Считаю своей творческой находкой поэтический цветок (образ стихотворения), который помогает сделать теорию понятнее и доступнее. Создание детьми собственного цветка к стихотворению настраивает на вдумчивое чтение, на выражение личной точки зрения (самовыражение), на творчество.
07 10 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
16 12 2014
4 стр.
12 09 2014
1 стр.
16 09 2014
1 стр.