Урок литературного чтения во 2 классе по УМК Планета знаний
С. Я. Маршак. «Чего боялся Петя?»
Терещук Людмила Юрьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Педагогические цели:
Содействовать формированию умений рассказывать о переживаниях героя, давать им оценку, определять их причины, сопоставлять героев разных произведений. Создать условия для развития внимания к ритму лирического произведения.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
Выразительно читают текст, делая нужные паузы; определяют своё отношение к прочитанному, аргументируют его; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; характеризуют состояние героев, определяют причины совершаемых ими
поступков, отношение автора к ним; привлекают опыт собственных переживаний в процессе анализа произведения; рассказывают истории из собственной жизни по аналогии с прочитанным;
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; оценивают свои эмоциональные реакции, поступки и действия других людей с точки зрения представление о добре и зле, общих нравственных категориях; соотносят жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; сопереживают, внимательно относятся к переживаниям других людей
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные:
самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; Коммуникативные:
Ведут диалог: выслушивают мнение оппонента, формулируют свою точку
зрения; оценивают свои переживания по поводу собственных поступков;
Познавательные:
Сопоставляют иллюстрации разных художников к произведениям одного автора;
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, портрет Маршака. – Режим доступа: https://s-marshak.ru/art/portraits/portraits08.jpg , презентация к уроку литературного чтения во 2 классе, знакомящая со стихотворением С. Я. Маршака «Чего боялся Петя», озвученной Вениамином Смеховым. – Режим доступа: https://www.proshkolu.ru/user/lydasek230373/file/2605050/
Сценарий урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Ходит солнышко по небу,
Поднимаясь в ранний час,
Мы ж, ребята, ежедневно,
По утрам приходим в класс
Нам сегодня не до смеха,
Солнце мы не подведём.
Обязательно к успеху,
К новым знаниям придём.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
-
Краткий пересказ текста.
-
Рассказ об известных детям произведениях Н Носова.
-
Вспомните известные вам произведения Маршака.
-
Как фамилия человека, портрет которого вы видите перед собой?
-
Детский писатель. Самуил Яковлевич Маршак.
-
Маршак был уверен в том, что детская книга должна помочь ребенку открыть и понять окружающий мир, расширяя его знания о земле и людях, воспитывая в нем любовь к родному языку, интерес к поэзии. Поэтому все стихи С.Я.Маршака, затрагивая самые серьезные и сложные проблемы человеческих взаимоотношений, написаны понятным для детей языком, в увлекательной игровой форме, что делает их такими любимыми и популярными вот уже у нескольких поколений читателей.
III. Постановка учебной задачи
-
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением С. Я. Маршака «Чего боялся Петя?»
-
Цель нашего урока состоит в том, чтобы разобраться в причинах Петиного страха и постараться помочь мальчику от него избавиться.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
-
Знакомство с биографией С. Я. Маршака.
-
Самуил Маршак родился 22 октября (3 ноября) 1887 года в Воронеже, в еврейской семье, отец его, Яков Миронович (1855—1924), работал мастером на мыловаренном заводе. Мать Евгения Борисовна Гительсон была домохозяйкой.
-
Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке Острогожске под Воронежем. Учился в 1898—1906 годах в Острогожской, 3-й Петербургской и Ялтинской гимназиях. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта, и считал его вундеркиндом.
-
Печататься начал в 1907 году. В 1923 году он выпускает свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»).
-
Более 50 лет посвятил писатель своей литературной деятельности. Книги Маршака переведены на многие языки мира.
-
Самуил Яковлевич Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
-
Подготовка к восприятию текста. Интонационные особенности текста.
-
Прочитайте название произведения. ( «Чего боялся Петя?»)
-
Вам когда - ни будь было страшно? Если да, то когда и почему? Расскажите. (Страшно оставаться одному дома, находиться ночью на улице или в тёмной комнате).
-
Что вы чувствовали в такие моменты. (Страх, тревогу)
-
Как бы вы передвигались в тёмной комнате? (Медленно, осторожно).
-
При чтении этого стихотворения нужно постараться передать все чувства, о которых мы сейчас говорили.
-
Читать стихотворение нужно медленно, не спеша. В конце строк выдерживать паузы. Постараться своим чтением передать тревогу, которую испытывает мальчик.
-
Чтение стихотворение Маршака «Чего боялся Петя?» учителем или просмотр презентации к уроку литературного чтения во 2 классе, знакомящей со стихотворением М. Я. Маршака «Чего боялся Петя», озвученной Вениамином Смеховым. (https://www.proshkolu.ru/user/lydasek230373/file/2605050/ )
-
Работа с содержанием текста. Размышление над заданием 1 (с. 85): «Почему Петя боялся темноты?»
-
Предлагаю помочь Пете разобраться с его страхами. Давайте выясним, чего же он боялся? Прочитайте 1 и 2 четверостишия.
-
О чём просил мальчик маму? Чего он боялся? (темноты)
Прочитайте 2 следующие четверостишия.
-
Найдите сравнения, которые помогут нам ответить на вопрос. (Рукавами, как руками).
-
С кем перепутал Петя куртку и штаны? (с человеком).
-
Как можно охарактеризовать этот страх? (Он боится чужих людей).
-
Что же ещё пугает Петю? Прочитайте следующий отрывок.
-
Кого мальчик увидел в своей комнате? (Ступу с бабою – ягой и великана).
-
Что перепутал Петя с великаном? (Замки чемодана, освещенного луной).
-
Найдите сравнение. Что сравнивает автор? (два замка и два зрачка).
-
Оказывается, мальчик испытывал страх ещё и перед сказочными героями.
-
Давайте подведём итог. Перед чем и перед кем Петя испытывал страх?
-
Продолжите предложение. Петя испытывает… (страх темноты, страх перед чужими людьми, страх перед злыми сказочными героями).
-
Работа с содержанием текста. Размышление над Заданием 2. Развитие внимание учащихся к переживаниям литературных героев, умение находить их причину и определять свое отношение к герою: «Расскажи о переживаниях Пети. Как I ты считаешь, был ли он трусом?»
-
Как называют людей, которые всего боятся?
-
Можно ли считать Петю Трусом?
-
А никто из вас никогда не боялся темноты?
-
Как вы думаете, а откуда ребята узнали о страхах мальчика?
(ответы детей)
-
Как они поступили? Почему?
-
Был ли Петя на самом деле трусом?
-
Перечитайте две последние строки произведения.
-
Как вы думаете, что испытал мальчик, услышав, что над ним все смеются?
-
Можно ли назвать детей во дворе друзьями Пети? Почему?
-
Вызывают ли сочувствие переживания мальчика?
-
Стал бы ты смеяться над Петей?
-
Что бы ты посоветовал мальчику, чтобы помочь избавиться от его страхов?
-
Работа с содержанием текста. Задание 3. Работа в паре. Соотнесение жизненных наблюдений с читательскими впечатлениями.
-
Вспомните кинофильмы, литературные записи, телевизионные программы. На кого из ребят, о которых ты узнал из них, похож Петя?
-
Знакомство с окончанием стихотворения.
-
Кто из вас обратил внимание на «неправильность» его названия?
(глагол «боялся»- прошедшее время, а действие происходит в настоящем)
-
Оказывается, у этого стихотворения есть продолжение. Прочитайте его.
Нет, - сказал он, - я не трус!
Темноты я не боюсь!
С этих пор ни разу Петя
Не ложился спать при свете.
Чемоданы и штаны
Пете больше не страшны.
Да и вам, другие дети,
Спать не следует при свете.
Для того чтоб видеть сны,
Лампы вовсе не нужны!
-
Задание 4.
-
Прочитайте и прохлопайте первые четыре строчки стихотворения.
-
Сравните иллюстрации в учебнике с иллюстрациями в презентации.
V. Первичное закрепление
-
Выполните задание № 1 на стр. 22 рабочей тетради 2.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
-
Выполните задание № 2 на стр. 22 рабочей тетради 2. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
-
Конкурс на лучшее прочтение стихотворения.
-
Хочется надеяться, что наши советы помогли Пете и помогут другим ребятам.
-
А сейчас прочитайте это стихотворение так, чтобы было понятно, что сначала Петя боялся темноты, а теперь - перестал.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
-
Какую задачу ставили на уроке?
-
Удалось решить поставленную задачу?
-
Каким способом?
-
Какие получили результаты?
-
Что нужно сделать ещё?
-
Где можно применить новые знания?
-
Что на уроке у вас хорошо получилось?
-
Над чем ещё надо поработать?
IX. Домашнее задание
-
Дома читаете стихотворение А. Барто «Олень» на с. 86, вспоминаете произведения А. Барто, с которыми вы уже знакомы, приносите книжку стихов А. Барто. По желанию можно приготовить сообщение о жизни и творчестве Агнии Львовны.