ТРЕБУХОВОЙ ИРИНОЙ ВАСИЛЬЕВНОЙ
Цели урока:
1. Организационный момент.
2.2. Краткий обзор биографии Ф. Шуберта.
2.3. Песня - баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта. Особенность баллады как жанра, характеристика музыкального образа произведения.
3. Закрепление нового материала, вывод урока.
4. Домашнее задание.
1. Организационный момент. Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - «Здравствуйте, ребята, здравствуйте!» (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия). Ответ детей – «Здравствуйте, учитель, здравствуйте!» (полное повторение исходной попевки).
2. Изучение нового материала.
Это направление в искусстве во все времена вызывало много споров. Одни считали романизм стилем, ограничивающим творчество некоторых композиторов: Шумана, Шопена. Листа, Вагнера, Мендельсона. Другие считали, что в музыке будет жить романтизм, пока в мире существуют любовь и страдание.
Возникновение романтизма связано с эпохой, которая последовала за Великой Французской революцией(1789-1799) и периодом наполеоновских войн (слайд 5). Произошли события, которые затронули все сферы жизни, - упразднение монархии и провозглашение республики. Это событие впоследствие оказало огромное влияние на дальнейшее развитие всей Европы. Свидетелями грандиозных исторических событий оказались писатели, художники, музыканты. Многие из них приветствовали перемены, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства. Однако время шло, общественный порядок был далёк от совершенства и не похож на то общество, которое предвещали философы VIII века.
Начались мрачные годы, когда рушились надежды на устройство справедливого общества. Социальное неравенство снова стало набирать силу, и снова любое проявление свободной мысли преследовалось церковью, цензурой и полицией. В философии и искусстве начала XIX века вновь зазвучали трагические ноты.
Возникновение романтизма явилось попыткой, с одной стороны, уйти от действительности, с другой – осмыслить действительность. Это направление выразило «обманутые надежды и разочарования» в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, в последствиях Великой Французской революции. Но в нём возникли черты, обусловленные исторической обстановкой. Весь XIX век отмечен подъёмом национально- освободительного движения во многих европейских странах. И эти настроения нашли живой отклик у деятелей всех видов искусств.
Герой романтических произведений - личность сложная и страстная с необычайно глубоким внутренним миром. Романтиков интересовали страсти - высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех её проявлениях, низкая страсть - зависть, жадность, честолюбие. Романтиков не интересовало материальное устройство жизни. Её они противопоставляли жизнь и силу духа, религию, философию, искусство. Для человека сильных страстей и высоких устремлений были необходимы исключительные обстоятельства. И романтики открывают для широкой аудитории народную музыку, поэзию, сказания – всё, что долгое время считалось не стоящим внимания.
Романтизм в музыке сложился в 20-е годы XIX века под влиянием литературы и развивался в тесной связи с ней. Обращение к опере, песне, инструментальной миниатюре является отличительной чертой музыкального романтизма. Характерно также обращение к внутреннему миру человека, в тяге к эмоциональному напряжению, что определило главенство музыки и лирики в романтизме (слайд 6).
Тема любви у композиторов - романтиков занимает господствующее место. Но эта тема не ограничивается мотивами любви в прямом смысле слова, а отождествляется с самым широким кругом явлений. Лирические переживания героев раскрываются на фоне широкой исторической панорамы. В немецкой и австрийской музыке романтизм вызвал расцвет песни - самого лирического музыкального жанры, слившего поэзию и музыку воедино.
Кто сегодня не знает эту знаменитую мелодию? (звучит фрагмент «Баркарола» Ф.Шуберта). Да, звучит «Баркарола» Ф. Шуберта. А между тем её автор при жизни не добился широкой признательности. Один из первых композиторов - романтиков, Франц Шуберт, вкладывал в каждое своё произведение частицу своей удивительно чистой и наивной души.
Франц Шуберт(1797-1828)- австрийский композитор. Вошёл в историю музыки как основоположник музыкального романтизма и создателя ряда новых жанров: романтической симфонии, фортепианной миниатюры, романтической песни и программно - сюжетного вокального цикла (слайд 7).
Как композитор Шуберт воспитывался на музыке венских классиков.
Франц Серафим Шуберт родился 31 января 1797 года в предместье Вены. Отец музыканта был школьным учителем, и начальное образование он получил под его руководством. Обучаться музыке начал с 8 лет, играя в домашнем квартете. Научился играть на скрипке и фортепиано. В 1808 году поступил в школу для придворных певчих и пел в хоре Венской придворной капеллы. Теорию музыки и искусство игры на органе ему преподавал В. Ружичка, теорию композиции - А.Сальери. Этих уроков было достаточно, чтобы Франц заявил сам себе, что будет серьёзно заниматься сочинением музыки. Звонкий голос и необычайная музыкальность очень скоро сделали мальчика маленькой звездой. Своё первое сочинение Шуберт создал в 13 лет.
Когда у Франца стал ломаться голос, он был вынужден уйти из конвикта. Отец уговорил его поступить в учительскую семинарию. Так Шуберт, повинуясь отцовской воли, стал преподавать азбуку в младших классах. Между уроками он продолжал сочинять музыку. К 20 годам он был автором 5 симфоний, 20 фортепианных сонат, около 300 песен, среди которых «Маргарита за прялкой», баллада «Лесной царь» на слова Гёте.
Этот невысокий, застенчивый, но очень обаятельный молодой человек создал вокруг себя такое пространство, которое притягивало лучшие умы Вены (слайд 10). Композитор устраивал для друзей знаменитые вечера музыки – шубертиады, на которых звучала исключительно его музыка (см. иллюстрации в учебнике стр.41). Беседы об искусстве, философии, политике чередовались с исполнением песен и танцев, которых Шуберт написал огромное количество танцевальной музыки: это менуэты, вальсы, экосезы, полонезы, лендлеры, польки, галопы.
Уверившись в своём призвании, Шуберт бросает ненавистную работу школьного учителя. Возмущённый отец оставил его без средств существования. Несколько лет Шуберту пришлось жить у своих друзей, которые как могли, помогали композитору. Он писал ежедневно, ежечасно, без устали и остановки. Музыка не оставляла его даже во сне: он вскакивал посреди ночи, чтобы записать её на клочках бумаги.
Знаменитый тенор Иоганн Фогель, мастерски исполнявший песни Шуберта, стал звездой венских музыкальный салонов, а сам автор этих романтических произведений оставался скромным аккомпаниатором. Шуберт не был пианистом - виртуозом, как многие его современники – Моцарт, Лист, Шопен. Он не мог потворствовать интересам публики, ожидающей головокружительных пассажей. Чтобы прокормиться, он давал уроки бездарным детям богачей. Он был робок и не умел просить, ожидая милости от влиятельных особ. Франц часто становился жертвой своих издателей, наживавшихся на его доверчивости. Нищета не позволила ему жениться на любимой девушке. «Что будет со мной, - писал Шуберт,- мне, пожалуй, придётся в старости как гётевскому артисту, ходить с протянутой рукой, стучась в дверь, и просить милостыню». Он не знал, что старости у него не будет. Когда композитор был на грани отчаяния, переменчивая фортуна улыбнулась ему: он был избран членом Общества друзей музыки и 26 марта 1826 года впервые дал авторский концерт. Успех превзошёл все ожидания. Первый и последний раз он узнал, что такое триумф. Жизнь Шуберта была подорвана годами лишений. Судьба отпустила венскому романтику всего 31 год жизни. На скромном памятнике высечено: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды».
Своеобразным эпиграфом к песенному творчеству композитора могут случить его слова (слайд13):
Песни Шуберт писал на протяжении всей своей жизни, их более 600.Слова, прочитанные вами, определяют творчество композитора. Что стремился передать в своих произведениях композитор?
Теперь предлагаю вам послушать балладу «Лесной царь» на немецком языке в исполнении Д. Фишер-Дискау. Слушая музыку, обратите внимание на сочетание мелодии и сопровождения, выразительности и изобразительности. Какими приёмы развития музыки использовал композитор? (прослушивание баллады «Лесной царь»).
действующие лица |
литературная строка и музыкальная фраза |
интонация |
динамика |
аккомп-нт |
повествователь |
- Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? - Ездок погоняет, ездок доскакал… |
|
|
|
отец |
- Дитя, что ко мне ты так робко прильнул? - О нет, то белеет туман над водой. - О сын мой, ослышался ты… - О нет. Всё спокойно в точной глубине… - Родимый, лесной царь нас хочет догнать.
|
|
|
|
ребёнок |
- Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул; - Родимый, лесной царь со мной говорит… - Родимый. Лесной царь созвал дочерей…
|
|
|
|
лесной царь
|
- Дитя, оглянися; младенец, ко мне; весёлого много в моей стороне - Ко мне, мой младенец! - Дитя, я пленился твоей красотой…
|
|
|
|
3. Ученик (возможный вывод): зная содержание произведения, очевиден контраст общего состояния и эпизодов тревоги и опасности, лирических эпизодов. Музыка явилась дополнением к литературному произведению, давая новое прочтение текста.
Наш урок будет завершён следующими словами:
4. Домашнее задание: выполнить задание в творческой тетради на стр. 34-35 (слайд 17).
11 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.
26 09 2014
15 стр.
13 10 2014
1 стр.
15 09 2014
1 стр.
30 09 2014
1 стр.
15 09 2014
1 стр.