БОУ СМР «Житьёвская основная общеобразовательная школа»
Урок музыки во 2 классе.
Учитель Денисова А.В.
Тема четверти: «О чём говорит музыка?».
Тема урока: «Изобразительность в музыке».
Цель урока:
учиться лучше слышать и понимать музыку;
учиться рисовать музыку в своём воображении.
Задачи:
повторение пройденного материала по теме «Что выражает музыка?»;
введение в новую тему «Изобразительность в музыке»;
слушание и исполнение уже знакомых произведений: «Разные ребята», «Три подружки» Д.Б. Кабалевского; «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского и знакомство с новыми: «Песенка паровозика», звуковые фрагменты;
продолжить разучивание песни «Новый год», повторение и исполнение песни «Пришла зима».
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, баян, презентация.
Музыкальный материал:
«Разные ребята», «Три подружки» Д.Б. Кабалевского; «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского; «Песенка паровозика» из мультипликационного фильма «Паровозик из Ромашкова» В. Юровского; звуковые фрагменты для игры: дождь и гром, ружьё, поезд, соловей, рейнстик.
План урока:
1. Вход.
2. Музыкальное приветствие.
3. Повторение пройденного.
4. Введение в новую тему, работа над новой темой.
5. Итог урока.
6. Разучивание и исполнение.
7. выставление оценок.
8. Выход.
Слайд 1 (класс, тема четверти, тема урока, цель урока, задачи урока – информация для гостей урока).
Ход урока
1. Вход под музыку (мелодия попевки «Разные ребята» - аккомпанемент).
2. Музыкальное приветствие:
- Здравствуйте ребята!
- Здравствуйте учитель! (после приветствия дети садятся на свои места).
Здравствуйте гости, здравствуйте!
3. Повторение пройденного.
- Какая музыка открыла наш урок? Узнали? («Разные ребята» - спокойные ребята и непоседы).
- А как вы думаете, как выглядят спокойные ребята? (спокойные – чистые, аккуратные; непоседы – рваная одежда, лохматые).
- Давайте исполним эту попевку «Разные ребята», стали как исполнители.
Исполнение. («Разные ребята»).
Сегодня мы продолжим разговор главной темы четверти «О чём рассказывает музыка?».
Слайд 2 (тема четверти)
Сейчас к нам придут в гости уже знакомые вам девочки. Они живут рядом, дружат и играют в одном дворе, но очень разные. У каждой свой характер, как и у каждого из вас.
Слайд 3 («Три подружки» - музыкальные фрагменты).
Итак, вот 1-я из них.
Слушание. Фрагмент пьесы Д.Б. Кабалевского «Три подружки» - «Резвушка».
-Какой вы её увидели? Что она делает? О чём нам рассказала музыка, какая она? (игривая, озорная, прыгает) Как назовём её? Что выразила музыка? (настроение, характер, чувства)
-А следом за ней и вторая идёт.
Слушание. Фрагмент пьесы Д.Б. Кабалевского «Три подружки» - «Плакса».
- Что о ней скажете? (грустная, жалобная, плачет) О чём нам рассказала музыка, какая она? (печальная, тихая). Как зовут эту девочку? Что выразила музыка? (настроение, характер, чувства)
-А теперь какая девочка?
Слушание. Фрагмент пьесы Д.Б. Кабалевского «Три подружки» - «Злюка». О чём нам рассказала музыка, какая она? (отрывистая, грубая, злая) Как мы её назовём? Что выразила музыка? (настроение, характер, чувства)
- Изобразите «злюку». Она хорошая?
-С какой из девочек вы стали бы дружить? А с плаксой? А со злюкой дружить будете?
- Я прочитаю вам маленькое «стихотворное пожелание» посвящается оно всем злюкам планеты:
Злиться вам никак нельзя –
Для здоровья вредно.
Злой и грубый человек-
Это очень скверно!
-Не стоит зря злиться и расстраиваться. Помните, что после плохого обязательно наступит хорошее! Надо работать над своими недостатками.
Слайд 4 (Музыка – язык чувств. Что выражает музыка?).
- Что выражает музыка? (настроение, характер, чувства).
- Музыка – язык чувств. Не зная, о чём музыка, мы можем сказать, какие чувства она передаёт.
4. Введение в новую тему, работа над новой темой.
- А может ли музыка изображать? (может - звуки природы, ветер, шелест, стук колёс и другое).
Слайд 5 (тема урока и цель урока)
Итак, тема нашего урока «Изобразительность в музыке», как вы думаете, какова цель урока - (учиться лучше слышать и понимать музыку;
учиться рисовать её в своём воображении).
- Давайте сегодня в этом хорошо разберёмся. А для начала поиграем в игру «Звуки». Вы сейчас будете слушать различные звуки и говорить мне – что услышали. Сели правильно и чтобы я видела, что кто-то уже узнал звук – поднимайте руку.
Слайд 6 (звучат различные звуки: дождь и гром, ружьё, поезд, соловей, рейнстик, дети узнают и называют, что они услышали).
- Композиторы хорошо знают тембры музыкальных инструментов и всегда используют эти знания, когда в музыкальных произведениях надо что-то или кого-то изобразить. Тембр это окраска голоса, звука. У каждого из вас тембр голоса совершенно индивидуален, поэтому вы даже не увидев своего одноклассника можете легко узнать его по голосу. Давайте проверим это с помощью игры «Угадай чей голосок». (Один из обучающихся выходит вперёд и становится спиной к детям, учитель даёт сигнал кому из ребят назвать по имени водящего игры, водящий называет имя ребёнка, который позвал его, если узнал, то они меняются местами, если не узнал, то игра продолжается с тем же водящим).
-Ребята, мы с вами убедились, что у каждого своя окраска голоса – свой тембр? (да, убедились), (на слайде № 6 появляется определение термина тембр).
- Музыка очень хорошо изображает чьё-то движение. Например, марш. Послушайте музыкальный фрагмент и назовите, кто это шагает?
Слушание («Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского).
- Какой кит прозвучал? (марш).
- Кто шагал? (маленькие человечки, деревянные солдатики).
- Кто узнал произведение, назовите его? («Марш деревянных солдатиков»).
- Кто написал «Марш деревянных солдатиков»? (П.И. Чайковский).
Слайд 7 (портрет композитора, название произведения, иллюстрация)
Физ. Минутка.
- Поиграем в игру «Паровоз». Сели на корточки. Я буду машинистом. Итак, машинист «спускает пар».
- Как изобразим? (дети дуют).
- Какими звуками можно изобразить идущий паровоз? (чи-чи-чи, чи-чи-чи).
- Ну что, поехали? (да) Едем сначала медленно и топаем ногами, затем быстро и приподнимаясь. Даём гудок (Ту-у-у-у)- медленнее, остановка – наклон вперёд с выдыханием воздуха (п-ф-ф-ф-ф), опустили руки.
- Поедем в гости к деду Морозу!? (игра повторяется).
- Мы озвучили паровоз в движении. А можно озвучить или изобразить стоящий поезд? (Нет, пар не идёт, он не свистит, колёса не крутятся).
-Давайте послушаем, как музыка изображает движение паровоза.
Слушание (песня «Песенка паровозика»).
Слайд 8 («Паровозик из Ромашкова» звуковой файл, после обсуждения появляется картинка).
- Что вы услышали? (стук колёс, гудок паровоза, его движение вперёд).
- А паровоз игрушечный или настоящий?
- Каким вы его нарисовали в своём воображении? Что увидели?
У нас в гостях был паровозик из мультипликационного фильма «Паровозик из Ромашкова», посмотрите на слайд и поднимите руки если ваш воображаемый паровозик похож на этот…
-Совпадает ли ваше музыкальное впечатление с настроением художника? Композитора? (дети делятся своими впечатлениями).
Я дарю вам паровозик раскраску, раскрасьте его так, как представили и принесите на следующий урок. Так же ребята вы можете нарисовать свой паровозик.
5. Итог урока.
- Что может изобразить музыка? (барабан, трубу, шаги, движение, конницу, звуки природы…).
Слайд 9 (звуки природы, ветер, шелест, стук колёс, шаги, движение).
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (музыка может не только выражать, но и изображать; слушали «Песенку паровозика»; познакомились с новым словом - тембр).
- Что означает слово тембр? (окраска голоса, звука).
6. Разучивание и исполнение.
-Ребята, скоро Новый год и сегодня мы продолжим разучивать песенку, с которой познакомились на прошлом уроке, как она называется? (Новый год). (работа над исполнением песни).
- Я предлагаю вам ребята для наших гостей исполнить песню «Пришла зима», а заодно и повторим слова этой песни.
Выставление оценок за работу на уроке. (в дневники учитель выставляет оценки после урока).
Рефлексия: - Какое у вас настроение после нашего урока? (дети высказывают своё мнение).
7. Выход.
- Для того чтобы вам легче было раскрашивать и рисовать паровозик, закончим наш урок повторным прослушиванием новой для вас песенки
«Песенка паровозика».
Слайд 8.
(дети слушают первый куплет и выходят под эту музыку из класса.