ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:
Австралия: географическое положение, история исследования.
Цели урока:
1. Начать формирование у учащихся представлений и знаний о природе
Австралии;
2. Рассмотреть особенности географического положения Австралии;
3. Продолжить отрабатывать умение определять географическое положение
объекта;
4. Расширить знания географической номенклатуры;
5. Познакомить учащихся с историей открытия и исследования Австралии.
Учебно-наглядный комплекс: карта полушарий, физическая карта Австралии,
мультимедийный учебник по географии для 7 класса –
С-1 (ММУ), О.В.Крылова география 7 класс, атлас,
контурные карты.
Термины и понятия:
географическое положение материка, крайние точки, береговая
линия, история освоения и исследования.
Географические объекты:
Мысы: Йорк, Саут-Ист-Пойнт, Стип-Пойнт, Байрон;
Океаны: Индийский, Тихий;
Моря: Арафурское, Коралловое, Фиджи, Тасманово;
Заливы: Карпентария, Большой Австралийский;
Проливы: Торресов, Бассов, Кука;
Полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк;
Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия (о.Северный, о.Южный), Тасмания,
Большой Барьерный Риф.
Течения: Восточно-Австралийское, Западно-Австралийское, Западных ветров.
Имена:
В.Янсзон, Л.Торрес, А.Тасман, Дж.Кук, М.Стюарт, Р.Берк, Дж.Форрест.
ХОД УРОКА.
-
Организационный момент: приветствие, запись даты и темы урока.
-
Прослушать заставку ММУ по Австралии:
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами.
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады.
Там в октябре, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды.
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье…
Обсуждение и объяснение некоторых особенностей материка.
-
Работа по рисункам учебника с.149 рис.101, с.150 рис.102, обсуждение размеров материка и государства.
-
Австралия – это материк, к которому во многом можно добавить слово «самый» (самый маленький, самый удаленный и т.д.). На полях написать слово «самый» и в течение изучения темы записывать подходящие определения. Просмотрев в ММУ подразделы площадь, высота, самый сухой материк, площадь лесов, записать несколько определений и добавить свои. В конце изучения темы подводятся итоги.
-
Практическая работа по определению географического положения Австралии. Просмотр подраздела ММУ - географическое положение.
А) Положение Австралии на градусной сетке – устный ответ ученика у карты
(положение относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных
кругов, определение полушарий).
Б) Определение и запись в тетрадях и на доске
крайних точек материка, их
географических координат. Расчет
протяженности Австралии с севера на юг в
градусах и в километрах между крайними точками. Сравнение результатов.
Работают несколько учеников у доски по очереди. Дома рассчитать
протяженность Австралии с запада на восток в градусах и в километрах между
крайними точками.
Крайние точки Австралии:
Север – мыс Йорк 11* ю.ш. 142* в.д.
Юг – мыс Саут-Ист-Пойнт 39* ю.ш. 147* в.д.
Запад – мыс Стип-Пойнт 26* ю.ш. 113* в.д.
Восток – мыс Байрон 28* ю.ш. 153* в.д.
Протяженность:
с севера на юг 39*ю.ш. – 11*ю.ш. = 28*
1* = 111 км 28* х 111 км = 3108 км
1 см – 500 км 6,4 см х 500 = 3200 км
В)
Климатические пояса Австралии. Называет и делает вывод о климате материка
один ученик с места (субэкваториальный, тропический, субтропический).
Теплый и сухой материк, самый пустынный.
Г) Чем омываются берега Австралии? Один ученик с места называет все объекты
по порядку, двигаясь по часовой стрелке, начиная с Индийского океана. Все
отмечают эти объекты в атласе, дома – в контурной карте.
Д) Береговая линия Австралии отмечается в атласе под диктовку учителя, дома –
в контурной карте.
Е) Положение Австралии относительно других материков – устный ответ ученика
у карты (самый удаленный материк, соединяется с Евразией через Малайский
архипелаг).
Ж) Вывод о географическом положении Австралии – устно один ученик с места.
-
Запись домашнего задания в дневник:
-
параграф 45;
-
рассчитать протяженность Австралии с запада на восток в градусах и в километрах между крайними точками;
-
контурная карта.
-
История исследования Австралии. Просмотр подразделов ММУ – заселение материка, открытие Австралии. Рассказ ученика по опережающему домашнему заданию об открытии Австралии, используя рис.103 на с.151 в учебнике. Просмотр подраздела ММУ – открытия и исследования. Рассказ ученика по опережающему домашнему заданию о колонизации Австралии.
Приложение
Использование мультимедийных учебников на уроках географии.
Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях,
что способствует четкому восприятию материала по той или иной теме.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
-
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
-
интерактивные доски,
-
электронные энциклопедии и справочники,
-
тренажеры и программы тестирования,
-
образовательные ресурсы Интернета,
-
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
-
Видео- и аудиотехника,
-
интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,
-
интерактивные конференции и конкурсы,
-
материалы для дистанционного обучения,
-
научно-исследовательские работы и проекты,
-
дистанционное обучение.
Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения, которые выполняют следующие функции:
-информационная, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета;
- углубление изучения географии, использование материалов справочника, выход в Интернет не только для получения нужной информации, но и для работы в режиме дистанционного обучения;
- организация самостоятельной учебной деятельности школьников;
- контролирующая, разделы "Тесты" и "Практика" - задания для проверки знаний и умений в разной форме, разного уровня сложности, с оцениванием результата.
Рассмотрим некоторые приемы работы с мультимедийными учебниками на примере учебника 7 класса. География: наш дом - Земля. Материки, океаны, народы и страны.
Диск разработан на основе учебных материалов авторов Душиной И.В.,
Коринской В.А. и Щенева В А.
Темы диска:
-
Мир
-
Материки
-
Океаны
-
Страны
В диск включены разделы:
-
Тесты
-
Практика
-
Справочник
-
Интернет
Диск содержит:
-
текстовый учебный материал
-
дикторский текст
-
около 1500 слайдов
-
25 видеороликов
На диске представлены сведения о нашей планете, о строении и особенностях ее оболочек, о географической карте. Приведены мультимедиа описания отдельных стран мира, в том числе и стран нового зарубежья.
Использование средств мультимедиа позволило поместить большое количество карт, слайдов, схем, рисунков и видео сюжетов. Анимация позволяет смоделировать реальные ситуации. Многие природные процессы и явления показаны в динамике.
Для закрепления теоретических знаний по каждой теме на диске содержатся практические задания. Большинство практических заданий носит игровой характер, то есть пользователь в увлекательной форме должен принять то или иное решение.
Тестовые задания предназначены для самопроверки, самоконтроля и оценки полученных знаний.
|
|
-
Обсуждение заставки к теме. Например, к теме: «Австралия» - заставка в виде стихотворения, в котором приведены интересные факты о природе материка. Их можно сразу обсудить с учениками.
-
В линейке подразделов есть небольшие темы-иллюстрации, которые могут служить для конкретизации главных особенностей материка. Например, «Площадь», «Высота», «Самый сухой материк», «Площадь лесов».
-
Крупные подразделы могут занимать большую часть урока или целый урок. Например, «Географическое положение», «Рельеф», «Климат» и другие. Каждая тема начинается со слов диктора, которые можно прослушивать и обсуждать или заранее отключить звук, если нет такой необходимости.
-
Многие подразделы содержат географические карты, всплывающий текст к ним, который во многом помогает при анализе содержания карты.
-
Многие подразделы сопровождаются различными иллюстрациями, которые в свою очередь так же имеют всплывающий текст с названиями изображений. В подразделе «Климат» представлены климатограммы.
-
К каждой теме, (если есть такая необходимость), можно открывать текст, который приближен к тексту бумажного учебника, и работать с ним.
-
В каждой теме есть набор тестов, которые ограничены по времени и дают возможность учащимся потренироваться и, наконец, проконтролировать их знания. Оценка выставляется автоматически.
-
Каждая тема содержит набор практических работ разной степени сложности, которые позволяют учащимся закрепить знания.
Таким образом, в процессе использования мультимедийных учебников выделяются следующие положительные стороны:
- учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ и тестовых заданий;
- создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их;
- создана возможность нелинейного перемещения по курсу (очень быстро можно найти нужный материал из любой темы в случае, если он забыт);
- демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер;
- имеются широкие функциональные возможности работы с интерактивными картами, работа со слоями карты, метод сопоставления карт путем накладывания одной карты на другую.
Поэтому использование мультимедийных учебников на уроках очень эффективно, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, растет уровень обучаемости, изменяется роль учителя на уроке, учитель растет профессионально, создавая новую модель урока.