Урок по теме «Северная Америка» (география 7 класс).
Учитель Корсунова Е.А.
Цели урока: выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся по изуче-
нию темы «Северная Америка»;
способствовать развитию умений учащихся оценивать результат
путешествия;
расширять кругозор учащихся о дополнительных источниках и
справочных материалах по изучаемой теме;
воспитывать интерес к предмету географии.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепление умений.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: атласы, настенные карты: «Физическая карта мира», «Физическая карта Северной Америки», «Маршрутные листы»
1. Оргмомент.
- Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. В детстве, читая книги Д. Верна, Обручева, Ферсмана, Каверина, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовёт за собой. Однако в реальной жизни не каждому удаётся стать участником открытий, и тогда наши сердца отзываются на трогательные строки Роберта
Рождественского:
Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вёл по свету мои корабли,
Только в стёклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звёзды сползают к фиордам всё ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен.
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Северной Америке.
Каждая парта будет отдельным экипажем. На столе у вас «Маршрутные карты», в которых отмечены маршруты (этапы) путешествия, вернее путешествие по знаниям о материке Северная Америка. Здесь же вы будете отмечать заработанные баллы. Всю работу будете выполнять в парах, вы можете дополнять ответы своих товарищей с другого экипажа, за что будете получать дополнительные очки. В конце урока мы подведём итоги, чей экипаж самый активный и любознательный.
3. Актуализация знаний («Путешествие по Северной Америке»)
1-й этап.
Северная Америка – это континент, где преобладают равнины, есть горы, которые протянулись по западному побережью материка с севера на юг, контрастные природные комплексы.
Задание: - Укажите и подпишите крайние точки материка.
- По строению поверхности материк подразделяют на три части. Укажите границы и название этих частей.
- Укажите и подпишите максимальную и минимальную высоты материка.
- Укажите наиболее крупные элементы береговой линии: проливы, заливы,
архипелаги, острова.
Работа выполняется в контурных картах. При проверке у доски каждый «экипаж» может заработать дополнительные баллы, если сделают дополнение к ответу другого «экипажа».
2-й этап.
Положение материка между Северным полярным кругом и северным тропиком определяет различное поступление солнечного тепла и способствует формированию различных воздушных масс и циркуляции атмосферы.
Задание: - Установите причины, влияющие на формирование климата Северной Америки? (
большая протяжённость материка с севера на юг; почти меридиональное расположение горных хребтов, преграждающих путь ветрам с Тихого и атлантического океанов; по обширным равнинам, лежащим в центральной части материка, свободно проникают ветры с севера на юг и с юга на север)
- Назовите особенности распределения природных зон Северной Америки. (На севере они подчинены закону зональности, то есть тянуться с запада на восток, а в центральной и южной частях – расположены в меридиональном направлении).
- Что повлияло на такое расположение природных зон?
(рельеф и господствующие ветры)
- Какие части материка богаты водами и почему?
Игра «Кто такой? Что такое?»
Прерии
Колорадо
бизон
Йелоустон
Большой Каньон
секвойя
тундра
койот
Орисабо
3-й этап: Население Северной Америки составляет около 450 млн. человек. Коренные жители материка – индейцы, эскимосы, алеуты – относящиеся к монголоидной расе. Основную часть населения составляют выходцы из разных стран Европы. На территории Канады и США живут в основном потомки европейцев, переселившихся сюда из Великобритании и Франции (в Канаде), а на юге материка – из Испании. Большая часть населения говорит на английском языке. В Северной Америке более 20 млн. негров – потомков рабов, привезённых сюда из Африки для работы на плантациях.
Большая часть негров живее в США и в странах Карибского бассейна. Негры США говорят на английском языке и составляют часть американской нации. в Центральной Америке и на островах много смешанного населения – мулатов метисов.
Задание:- Назовите страны с самой большой плотностью населения.
- Определите территории проживания:
эскимосов
индейцев
американцев и негров
англо и франкоканадцев
4-й этап: Вы получили домашнее задание – подготовить интересное сообщение, связанное с материком Северная Америка. Сейчас мы заслушаем ваши сообщения, которые будут оцениваться по пятибалльной системе.
(Сообщения членов «экипажей»)
5-й этап: Игра «Почта».
Задание: Каждый экипаж сейчас получит карточки с названием географических объектов материка. Вам необходимо правильно разнести почту и доставить её нужному адресату.
6-й этап : Книга рекордов Гиннеса.
Задание: За 3 минуты на листочках написать любые географические понятия, связанные с материком. Победит тот экипаж, который больше напишет таких слов и грамматически правильно.
4. Подведение итогов.
Вот и подошло концу наше путешествие по знаниям о материке Северная Америка. Давайте посчитаем, сколько баллов заработал каждый экипаж, чей экипаж стал победителем и почему.
Самоанализ урока.
Урок-путешествие в 7 классе по «Северной Америке» является обобщающим уроком, способствующим в игровой форме закрепить, проверить знания учащихся по изучаемой теме.
Логическое построение этапов урока способствовало повторению изученного материала в той же последовательности, как и на предыдущих занятиях при изучении нового материала. Каждый этап был смысловым блоком с отдель-ными познавательными задачами. На уроке использовалось соотношение эмпирических (номенклатура, представления, факты) и теоретических ( поня-тия, связи, закономерности) знаний, соотношение основного и дополнительного материала.
Основной формой организации учебной деятельности учащихся на уроке стало сочетание работы в парах и коллективной работы. В каждом «экипаже» был ученик с высоким или средним уровнем развития и низким уровнем, что давало возможность быть равными по силе знаний каждому «экипажу».
Дифференцированный подход к учащимся выражался в подборе индивиду-альных заданий для каждого «экипажа», с учётом их возможностей и способ-ностей познавательного развития.
Хочется отметить доброжелательный психологический климат на уроке и стремление к здоровому соперничеству. Проведение обобщающего урока в нетрадиционной форме с использованием интерактивных методов обучения дало положительные результаты в реализации целей и задач данного урока.