Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ГУО «Слободская детский сад - базовая школа Миорского района»

Урок литературного чтения

в 3 классе

учителя начальных классов

Быковой Елены Фёдоровны
2010 г.

Обобщающий урок по теме

«Уж небо осенью дышало ...»

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о произведениях, с которыми они познакомились в разделе «Уж небо осенью дышало...»

Задачи: обобщить читательские представления учащихся об осенних изменениях в природе, поэтических картинах природы, настроении писателей и поэтов, которое в них отражено, об авторах, которые пишут на тему «Уж небо осенью дышало...», о художественных произведениях разных жанров, раскрывающих эту тему;

формировать навыки чтения и правильного произношения русских звуков; обогащать лексику детей словами, обозначающими состояние и настроение;

содействовать развитию устной речи учащихся, воображения, образного мышления; создать условия для развития читательских умений определять эмоциональное настроение произведений, представлять себе картину и рассказывать о ней;

содействовать воспитанию любви к природе родного края, бережного отношения к ней.



Оборудование: стрелки-указатели, нарисованный камень с надписями, иллюстрационный материал с изображением осенних пейзажей, волшебная палочка, карта путешествия, мешочки с сухими листьями, карточки с текстами стихотворений для речевой разминки; шкатулка с предметами (снопик, брусника, кормушка, ивовые прутья, свежее сено); карточки со словами из скороговорок; задания для викторины на индивидуальных листочках; кленовые листочки для рефлексии.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Времена года (осенняя песня)», Вивальди «Времена года (осень)», фонограмма песни «Осень».

Тип урока: урок-обобщение.

Форма урока: сказка-путешествие.


Ход урока:

I. Организационный момент.

На доске изображение камня с надписью:

Налево пойдёшь – богатство найдёшь.

Направо пойдёшь – что утеряно, вернёшь.

Прямо пойдёшь – мудрость найдёшь.

- Ребята, посмотрите, какой необычный камень нарисован у нас на доске. Давайте прочитаем, что на нём написано. (Дети вместе с учителем читают надписи на камне.)

- А сейчас выберите для себя то направление, по которому вы хотели бы пойти, и покажите его при помощи стрелок.

(Ребята показывают направления)

- Мне приятно, что все вы выбрали правильное направление, ведь именно на уроках мы стараемся познать мудрость жизни. Я надеюсь, что и сегодняшний урок литературного чтения подарит нам частицу этой мудрости.



II. Сообщение темы и задач урока. Создание ситуации успеха.

- И не случайно мы с вами сегодня оказались у этого камня, ведь он приглашает нас совершить удивительное путешествие. А вот куда будет это путешествие, вы узнаете, прослушав сказку.

Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и ... капризной. Часто меняла своё настроение. В заколдованном мешочке (показ сумочки, украшенной аппликацией "осенней гаммы") хранила она свое главное сокровище - волшебную палочку. (Из сумочки извлекается большая мягкая кисть, обвитая парчовой золотой ленточкой.) Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и ... раз! Из зеленых они превращаются ... В какие?.. (ответы детей)

Правильно, в красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зелёные и даже лиловые и фиолетовые. Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой - налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко, до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо?



(Ответы: грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, слезливое, мрачное; гневное, вредное, озорное.)

Зимой Осень засыпала, укрывшись снежным толстым одеялом, а весной отправлялась на далекий ледяной и большой остров Гренландия. Все лето Осень гостила в ледяном дворце у одной сказочной королевы. Может быть, вы даже знаете, как ее зовут?

Конечно, Снежная королева. Но каждый сентябрь она обязательно возвращалась, чтобы вновь проверить свою волшебную власть над природой.

Так было и в этом году, мы все с вами могли любоваться удивительной красотой волшебницы Осени, но в одну страну Погодию Осень так и не пришла. И вот именно туда мы с вами сегодня и отправимся, попробуем принести осеннее настроение жителям этой страны. А в этом нам помогут ваши знания, которые вы приобрели, изучая раздел учебника «Уж небо осенью дышало...». Сегодня у нас с вами обобщающий, заключительный урок по этому разделу. Мы должны вспомнить изученные произведения и их авторов.

- Ну что, отправляемся в путешествие? (Да)

- Тогда повторите за мной следующие слова:



Нам не страшны любые испытания,

Вперёд, друзья, проверим свои знания!
III. Речевая разминка

Остановка «Разминка»

  • Дыхательная разминка

Педагог достаёт сюрприз - "осенний волшебный мешочек", наполненный отсыревшими листьями, и просит "поймать тишину". В тишине очень выразительно прозвучит шорох сухих листьев:

- О чем шепчутся листья с Осенью в лесу?

- Вспомните, как пахнет осенняя листва?

- Медленно вдохните «запах Осени»... (под музыку дети делают медленные вдохи и выдохи)



  • Артикуляционная разминка

- Назовите звуки «осенних листьев». (ш, с, х)

- Как шуршат сухие листья? (тихо)

-Попробуйте и вы также тихо прочитать следующее стихотворение:

Шумят и шумят камыши,

Шумят о прошедшем тепле.

Пожелтели, пожухли в тиши

Камышинки на жёлтом стебле.


  • Интонационная разминка

- Мы с вами сказали, что у Осени, как и у людей, бывает разное настроение. Попробуйте и вы прочитать одно и то же стихотворение, но так, чтобы у нас возникли разные по настроению картинки осенней природы. А определить нужную интонацию нам помогут цвета. (Карточки «Цветное настроение)

(Дети по очереди выходят к доске и достают из коробочки листочки разного цвета, каждый из которых обозначает определённое настроение, чувство. Например, красный – радость, зелёный – тоска, грусть, серый – равнодушие, чёрный – страх, ужас и т. д.. Остальные ученики пробуют «отгадать» это настроение)

Закружила осень

Рыжие метели,

Золотые листья

С клёнов облетели.
IV. Проверка домашнего задания.

Остановка «Сочинялка»

- Идём дальше по дорожке. И у нас с вами следующая остановка «Сочинялка». Дома вам нужно было сочинить либо небольшое стихотворение об осени, либо рассказ, либо сказку. Кто хочет прочитать нам свою работу?



(выступления детей)
V. Работа по теме урока.

Остановка «Разговорчики»

- Кто кому это говорит, и из какого произведения?



  • - Уж не за горами

Холода!

Пока зима не подошла

К порогу,

Вам нужно срочно

Подыскать берлогу!

(Паучки-телефонисты - медведям; «Осенние задания» В. Орлов)



  • - А где взять мне тепла, у кого попросить?

( Осень – людям; «Отчего осень грустна» Э.Шим)

  • - ... Осень-то велика, зима легка, придёт и весна добра-ведряна. Пойдём ко мне в дупло жить, перезимуешь.

( Белка – утушке; сказка “Утушка”)

  • - Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья?

(Листопадничек – бобрам; сказка «Листопадничек» И. Соколов-Микитов)

  • - Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

(Бобр – Листопадничку; сказка «Листопадничек» И. Соколов-Микитов)

  • - На улице уже холодновато!

Пора для птиц вывешивать кормушки –

На окнах, на балконах,

На опушке!

(Паучки-телефонисты - детям; «Осенние задания» В. Орлов)



  • - Близко ли, далеко ли,

Низко ли, высоко ли

Вы, мои подруженьки,

Летите стадами

Над чистыми полями...

(Утушка - уткам; сказка “Утушка”)


  • - Вот бы и мне так полетать...

(Листопадничек – матери Зайчихе; сказка «Листопадничек» И. Соколов-Микитов)

Остановка «Бюро находок»

В руках у учителя шкатулка, из которой он достаёт предметы. Ученики должны догадаться, из какого произведения эти вещи.

  • Снопик (Закличка, из народной поэзии)

  • Брусника («Осень» К. Бальмонт)

  • Жёлтые, красные листья («Листья осенние» Е. Липатова),

(«Отчего Осень грустна» Э. Шим)

  • Ивовые прутья ( «Листопадничек» И. Соколов-Микитов)

  • Свежее сено ( «Листопадничек» И. Соколов-Микитов)

  • Кормушка («Осенние задания» В. Орлов)

  • Лучинки, сучки, проволока («Галка» Г. Скребицкий)

Остановка «Подвижная»

(Физкультминутка на основе чтения стихотворения

К. Бальмонта «Осень»)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.


Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья.


Остановка «Викторинка»

(Самостоятельная работа учеников по выполнению заданий на карточках. Приложения 1,2. )

1) Из какого произведения взят отрывок?



  • Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

(«Осень» К. Бальмонт)


  • Ах ты, ноченька, ночка тёмная!

Ночь ты тёмная, ночь осенняя!

(Народная песня)

  • Листья летучие

И кувыркучие!

Листья прыгучие –

Тучи их!

Кучи их!


(«Листья осенние» Е. Липатова)

  • - Алло, зайчата! –

Слышится из трубки. –

Идёт зима,

Скорей меняйте шубки!

(«Осенние задания» В. Орлов)


  • ... А вечером облепят деревья где-нибудь в городском саду или парке, прижмутся друг к дружке и сидят греются.

(«Галка» Г. Скребицкий)

  • ...Сбрызнула Осень поля да луга стеклянной росой, покрыла серебряным инеем. Засверкало всё под солнышком, заискрилось.

(«Отчего Осень грустна» Э. Шим)

  • Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора ...



(А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...»)

  • ... Частый дождик поливает.

А дубравушка шумит,

Мне лететь не велит...



( Сказка «Утушка»)

  • Раз случилась на лесной речке большая беда. Ранней весной прорвала вода построенную бобрами большую плотину...

( «Листопадничек» И. Соколов-Микитов)

2) Продолжи предложение:

Ребята скорее на крышу – посмотреть, не разрушилась ли за лето труба, не завалились ли в дымоход кирпичи. Смотрят – труба цела. Но в чём дело? Взяли длинную проволоку, согнули крючком, стали в дымоходе шарить. Вот зацепили и тащат что-то наружу – какие-то тряпки, солому, перья. Да ведь это ... ! (старое галочье гнездо)

3) Из каких произведений иллюстрации?













Остановка «Мудрая»

(Работа в парах)

- Из предложенных слов вы должны составить пословицы и поговорки об осени, объяснить их смысл.



  • Весна красна цветами, а осень плодами.

  • Сентябрь холоден, да сыт.

  • Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.

  • Ноябрь – зиме родной брат.

  • Осень – запасиха, а зима – подбериха.

  • Осенью и воробей богат.

  • Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом.

Остановка «Образная»

(Учитель надевает на голову венок из осенних листьев)

- Представьте, что я – осень. Попробуйте описать меня. Какая я? Для этого вспомните, как описывали осень авторы в своих произведениях.



(Дети по очереди называют слова-эпитеты (образные слова) к слову ОСЕНЬ)

Остановка «Музыкальная»

(Дети исполняют песню «Осень золотая». Приложение 2.)
VI. Обобщение материала.

- Вои и пришли мы с вами в страну Погодию. Принесли жителям этой страны осеннее настроение. Думаю, теперь они будут знать, какое волшебство приносит в мир своим появлением Госпожа Осень.

- Каждое время года хорошо по-своему. А осень мы привыкли видеть яркой, прекрасной с разноцветными осенними красками. И эту красоту нам помогли увидеть писатели и поэты, с которыми мы и познакомились, изучая раздел «Уж небо осенью дышало...»

- Какое произведение из этого раздела вам понравилось больше всего? Почему?

- Продолжите фразы:


  • Изучая этот раздел, я узнал ...

  • Я хотел бы ...


VII. Домашнее задание. Его инструктаж.

- Вы уже знаете, что осени поклоняются, как прекрасной даме, и художники, и поэты. Первые описывают ее красками, вторые восторгаются ею в стихах. Стихи и рассказы об осени вы уже писали, теперь попробуйте дома нарисовать иллюстрацию к любому произведению из пройденного раздела «Уж небо осенью дышало...»


VIII. Итог урока.
IX. Рефлексия.

( У каждого ученика на парте разноцветные листья клёна)

- Поделитесь своим впечатлением от урока. Если урок вам очень понравился, и вам было интересно на нём работать, то прицепите на страну Погодию жёлтый листочек, если урок вам не во всём понравился и вы хотели бы в нём что-нибудь изменить, то повесьте оранжевый листочек. Ну а если этот урок был вам вовсе не интересен, то прицепите красный листочек.



Приложение 1.

I. Из каких произведений взяты отрывки?


  • Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.


  • Ах ты, ноченька, ночка тёмная!

Ночь ты тёмная, ночь осенняя!



  • Листья летучие

И кувыркучие!

Листья прыгучие –

Тучи их!

Кучи их!



  • - Алло, зайчата! –

Слышится из трубки. –

Идёт зима,

Скорей меняйте шубки!



  • ... А вечером облепят деревья где-нибудь в городском саду или парке, прижмутся друг к дружке и сидят греются.



  • ...Сбрызнула Осень поля да луга стеклянной росой, покрыла серебряным инеем. Засверкало всё под солнышком, заискрилось.




  • Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора ...




  • ... Частый дождик поливает.

А дубравушка шумит,

Мне лететь не велит...




  • Раз случилась на лесной речке большая беда. Ранней весной прорвала вода построенную бобрами большую плотину...


II. Продолжи предложение:

Ребята скорее на крышу – посмотреть, не разрушилась ли за лето труба, не завалились ли в дымоход кирпичи. Смотрят – труба цела. Но в чём дело? Взяли длинную проволоку, согнули крючком, стали в дымоходе шарить. Вот зацепили и тащат что-то наружу – какие-то тряпки, солому, перья. Да ведь это ... !



III. Из каких произведений иллюстрации?

1.

2.



3.









Приложение 2.
Лист ответов
Фамилия, имя ученика _________________________________________________


I

1







1

Закличка




2




2

Народная песня




3




3

«Осень» К. Бальмонт




4




4

«Листья осенние» Е. Липатова




5




5

«Осенние задания» В. Орлов




6




6

«Галка» Г. Скребицкий




7




7

«Отчего Осень грустна» Э. Шим




8




8

«Уж небо осенью дышало...»

А. Пушкин




9




9

«Утушка» (сказка)

II







10

«Листопадничек» И. Соколов-Микитов




III

1







2







3





Приложение 3.

Осень золотая.

1. В золотой карете,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

Припев: Осень, осень золотая,

И повсюду – красота!

Осень, осень золотая!

Будь такою ты всегда.

2. Ходит осень по равнинам

Тихой светлой сказкою

И расписывает рощи

Солнечными красками.

Листья клёнов опадают

Жёлтою метелицей.

А грибы под солнцем вышли –

На полянке греются!

Припев.


3. Хлопотливые синицы

Улетают за реку.

Разбросала там рябина

Красные фонарики.

Осень – славная пора!

Очень любит детвора!

И радушно скажет каждый:

«Здравствуй, осени пора!»




Урок по теме «Уж небо осенью дышало » Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о произведениях, с которыми они познакомились в разделе «Уж небо осенью дышало »

Этот урок был вам вовсе не интересен, то прицепите красный листочек

141.19kb.

16 09 2014
1 стр.


А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Урок разработан учителем начальных классов моу сош №2 городского округа г. Буй Костромской области

78.4kb.

16 09 2014
1 стр.


Урок по теме «Древний Египет» Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме
45.26kb.

14 12 2014
1 стр.


Тематическое планирование по теме: «Деревья и кустарники осенью»

Цель: Обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников осенью

94.12kb.

16 09 2014
1 стр.


Конспект урока по теме:"Прогрессии" цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме"

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме"прогресии";ознакомить учащихся со свойствами прогрессий,развивать умение пользоваться формулами,находить неизвестные члены п

54.32kb.

25 09 2014
1 стр.


Урок по теме: «Отношения и пропорция»

Цель: Систематизировать знания учащихся по теме: «Отношения и пропорция». Закрепить умения решать пропорцию и задачи с помощью пропорции. Развивать чувства взаимопомощи и товарищес

33.97kb.

01 10 2014
1 стр.


Мкоу «Люксембургский Агротехнологический лицей им. М. И. Шихсаидова» Класс: 7 Провела: Кадырова Гульнара Ярашовна декабрь 2012 год Цель

Цель: Обобщить пройденный материал. Оценить знания и умения учащихся. Закрепить знания об особенностях природы материка

61.83kb.

11 10 2014
1 стр.


Опасные обитатели, встречающиеся на территории заповедника

Цель: познакомить учащихся с опасными растениями и животными заповедника, обобщить и закрепить знания учащихся, полученные на занятии

197.89kb.

07 10 2014
1 стр.