формировать навыки чтения и правильного произношения русских звуков; обогащать лексику детей словами, обозначающими состояние и настроение;
содействовать развитию устной речи учащихся, воображения, образного мышления; создать условия для развития читательских умений определять эмоциональное настроение произведений, представлять себе картину и рассказывать о ней;
содействовать воспитанию любви к природе родного края, бережного отношения к ней.
- Ребята, посмотрите, какой необычный камень нарисован у нас на доске. Давайте прочитаем, что на нём написано. (Дети вместе с учителем читают надписи на камне.)
- А сейчас выберите для себя то направление, по которому вы хотели бы пойти, и покажите его при помощи стрелок.
(Ребята показывают направления)
- Мне приятно, что все вы выбрали правильное направление, ведь именно на уроках мы стараемся познать мудрость жизни. Я надеюсь, что и сегодняшний урок литературного чтения подарит нам частицу этой мудрости.
- И не случайно мы с вами сегодня оказались у этого камня, ведь он приглашает нас совершить удивительное путешествие. А вот куда будет это путешествие, вы узнаете, прослушав сказку.
Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и ... капризной. Часто меняла своё настроение. В заколдованном мешочке (показ сумочки, украшенной аппликацией "осенней гаммы") хранила она свое главное сокровище - волшебную палочку. (Из сумочки извлекается большая мягкая кисть, обвитая парчовой золотой ленточкой.) Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и ... раз! Из зеленых они превращаются ... В какие?.. (ответы детей)
Правильно, в красные, коричневые, багряные, лимонные, желто-зелёные и даже лиловые и фиолетовые. Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами. Покрутит палочкой над головой - налетит ветер порывистый, безжалостно сорвет с деревьев наряд и то ли унесет его далеко, до реки, то ли, того хуже, бросит в придорожную грязь. Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо?
Зимой Осень засыпала, укрывшись снежным толстым одеялом, а весной отправлялась на далекий ледяной и большой остров Гренландия. Все лето Осень гостила в ледяном дворце у одной сказочной королевы. Может быть, вы даже знаете, как ее зовут?
Конечно, Снежная королева. Но каждый сентябрь она обязательно возвращалась, чтобы вновь проверить свою волшебную власть над природой.
Так было и в этом году, мы все с вами могли любоваться удивительной красотой волшебницы Осени, но в одну страну Погодию Осень так и не пришла. И вот именно туда мы с вами сегодня и отправимся, попробуем принести осеннее настроение жителям этой страны. А в этом нам помогут ваши знания, которые вы приобрели, изучая раздел учебника «Уж небо осенью дышало...». Сегодня у нас с вами обобщающий, заключительный урок по этому разделу. Мы должны вспомнить изученные произведения и их авторов.
- Ну что, отправляемся в путешествие? (Да)
- Тогда повторите за мной следующие слова:
- О чем шепчутся листья с Осенью в лесу?
- Вспомните, как пахнет осенняя листва?
- Медленно вдохните «запах Осени»... (под музыку дети делают медленные вдохи и выдохи)
- Как шуршат сухие листья? (тихо)
-Попробуйте и вы также тихо прочитать следующее стихотворение:
Шумят и шумят камыши,
Шумят о прошедшем тепле.
Пожелтели, пожухли в тиши
Камышинки на жёлтом стебле.
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С клёнов облетели.
IV. Проверка домашнего задания.
Остановка «Сочинялка»
- Идём дальше по дорожке. И у нас с вами следующая остановка «Сочинялка». Дома вам нужно было сочинить либо небольшое стихотворение об осени, либо рассказ, либо сказку. Кто хочет прочитать нам свою работу?
- Кто кому это говорит, и из какого произведения?
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!
(Паучки-телефонисты - медведям; «Осенние задания» В. Орлов)
На окнах, на балконах,
На опушке!
(Паучки-телефонисты - детям; «Осенние задания» В. Орлов)
Вы, мои подруженьки,
Летите стадами
Над чистыми полями...
(Утушка - уткам; сказка “Утушка”)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.
1) Из какого произведения взят отрывок?
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
(«Осень» К. Бальмонт)
Листья прыгучие –
Тучи их!
Кучи их!
Идёт зима,
Скорей меняйте шубки!
(«Осенние задания» В. Орлов)
Довольно скучная пора ...
Мне лететь не велит...
2) Продолжи предложение:
Ребята скорее на крышу – посмотреть, не разрушилась ли за лето труба, не завалились ли в дымоход кирпичи. Смотрят – труба цела. Но в чём дело? Взяли длинную проволоку, согнули крючком, стали в дымоходе шарить. Вот зацепили и тащат что-то наружу – какие-то тряпки, солому, перья. Да ведь это ... ! (старое галочье гнездо)
3) Из каких произведений иллюстрации?
- Из предложенных слов вы должны составить пословицы и поговорки об осени, объяснить их смысл.
- Представьте, что я – осень. Попробуйте описать меня. Какая я? Для этого вспомните, как описывали осень авторы в своих произведениях.
- Вои и пришли мы с вами в страну Погодию. Принесли жителям этой страны осеннее настроение. Думаю, теперь они будут знать, какое волшебство приносит в мир своим появлением Госпожа Осень.
- Каждое время года хорошо по-своему. А осень мы привыкли видеть яркой, прекрасной с разноцветными осенними красками. И эту красоту нам помогли увидеть писатели и поэты, с которыми мы и познакомились, изучая раздел «Уж небо осенью дышало...»
- Какое произведение из этого раздела вам понравилось больше всего? Почему?
- Продолжите фразы:
- Вы уже знаете, что осени поклоняются, как прекрасной даме, и художники, и поэты. Первые описывают ее красками, вторые восторгаются ею в стихах. Стихи и рассказы об осени вы уже писали, теперь попробуйте дома нарисовать иллюстрацию к любому произведению из пройденного раздела «Уж небо осенью дышало...»
- Поделитесь своим впечатлением от урока. Если урок вам очень понравился, и вам было интересно на нём работать, то прицепите на страну Погодию жёлтый листочек, если урок вам не во всём понравился и вы хотели бы в нём что-нибудь изменить, то повесьте оранжевый листочек. Ну а если этот урок был вам вовсе не интересен, то прицепите красный листочек.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Листья прыгучие –
Тучи их!
Кучи их!
Идёт зима,
Скорей меняйте шубки!
Довольно скучная пора ...
Мне лететь не велит...
Ребята скорее на крышу – посмотреть, не разрушилась ли за лето труба, не завалились ли в дымоход кирпичи. Смотрят – труба цела. Но в чём дело? Взяли длинную проволоку, согнули крючком, стали в дымоходе шарить. Вот зацепили и тащат что-то наружу – какие-то тряпки, солому, перья. Да ведь это ... !
2.
I |
1 |
|
|
1 |
Закличка | |||
|
2 |
|
2 |
Народная песня | ||||
|
3 |
|
3 |
«Осень» К. Бальмонт | ||||
|
4 |
|
4 |
«Листья осенние» Е. Липатова | ||||
|
5 |
|
5 |
«Осенние задания» В. Орлов | ||||
|
6 |
|
6 |
«Галка» Г. Скребицкий | ||||
|
7 |
|
7 |
«Отчего Осень грустна» Э. Шим | ||||
|
8 |
|
8 |
«Уж небо осенью дышало...» А. Пушкин | ||||
|
9 |
|
9 |
«Утушка» (сказка) | ||||
II |
|
|
10 |
«Листопадничек» И. Соколов-Микитов | ||||
| ||||||||
III |
1 |
| ||||||
|
2 |
| ||||||
|
3 |
|
1. В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
Припев: Осень, осень золотая,
И повсюду – красота!
Осень, осень золотая!
Будь такою ты всегда.
2. Ходит осень по равнинам
Тихой светлой сказкою
И расписывает рощи
Солнечными красками.
Листья клёнов опадают
Жёлтою метелицей.
А грибы под солнцем вышли –
На полянке греются!
Припев.
Улетают за реку.
Разбросала там рябина
Красные фонарики.
Осень – славная пора!
Очень любит детвора!
И радушно скажет каждый:
«Здравствуй, осени пора!»
16 09 2014
1 стр.
16 09 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
16 09 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.
01 10 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
07 10 2014
1 стр.