Урок русского языка по теме «Непроизносимые согласные».
Цели:
-
Закреплять умение писать слова с непроизносимыми согласными, учить подбирать однокоренные проверочные слова.
-
Развивать навык правописания корня, расширять кругозор.
-
Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: Таблица «Непроизносимые согласные», набор открыток «Новый год в разных странах», игрушки Санта-Клаус и Дед Мороз, аудиозапись звучание курая, «Танец маленьких утят», рисунок кураиста.
-
Организационный момент.
Ученица: Набита сказками подушка:
Покрепче прижимай к ней ушко,
Мечтает каждая из сказок
Всем детям вдруг приснится сразу.
Учитель: Во всем невообразимом океане праздников народов Земли раз в году бывает праздник, когда по нашей планете самым законным образом шагают сказки.
- О каком празднике идет речь? (ответ учащихся)
- Посмотрите на число. Сколько дней осталось до наступления самого светлого, самого радостного праздника? (запись числа в тетради).
-
Минутка красивого письма.
Учитель: На минутке красивого письма мы запишем буквы в «снежных комочках».
рдст счет
- Что общего в записанных буквах?
- На какие группы можете разделить? Какую букву назовете лишней?
Учитель: Прикоснулась Зима- волшебница к комочкам волшебной палочкой и стали они словами.
- Чего не хватает в наборах букв, чтобы получить слова?
(запись объяснение слов – радость-разбор по составу, счастье)
- Что общего? (существ, ь)
- В чем разница? (мягкий знак)
Учитель: Какое настроение принесли вам эти слова? (радостное, счастливое, сказочное, веселое, волшебное...)
- Слова, какой части речи мы получили? (прилагательные)
- Запишите транскрипцию однокоренного прилагательного к слову радость. Определите количество производственных звуков.
- Как записывается это слово? Почему? (ответ учащихся)
Работа с правилом по таблице «Непроизносимые согласные».
Запись однокоренных прилагательных к словам радость, счастье.
3.Сообщение темы урока.
- Определите сами тему урока. (Ответы детей)
Учитель: наша встреча со сказкой продолжается. И сегодня у нас парад главных героев Нового года разных стран.
Знаете ли вы, что в Японии, например, Новый год празднуют 7 дней (открытка). А на острове Пасхи нет точного дня Нового года. Там его встречают тогда, когда находят первое яйцо ласточки. А нашедший становится почетным гражданином острова на весь год.
- А кто из вас знает, кто поздравляет детей в Новый год в Англии и Америке? (Ответы учащихся. Демонстрация игрушки Санта-Клауса).
Ученик: Главный герой Нового года США и Великобритании – Санта-Клаус. Он одет в короткую куртку и штаны красного цвета, на ногах черные кожаные сапоги. Любимый напиток кока-кола. Место проживания Лапландия на Ушном холме. Эти ушки напоминают ушки кролика, но на самом деле это ушки самого Санта-Клауса, которыми он слушает, как ведут себя дети в течение всего года.
Учитель: Его задание вам такое. Американцы большие любители поэзии А.С. Пушкина. Послушайте и вы эти строки. Выберите слова с непроизносимыми согласными или сочетаниями СН, ЗН. Запишите их, сначала записывая проверочные слова.
1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
2. Здравствуй , князь ты мой прекрасный,
Что ты тих, как день ненастный.
(Запись слов тетрадь с объяснением по 1 ученику у доски)
Учитель: А эти строки для письма по памяти.
3. Мороз и солнце ; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный?
-На какие слова обратили особое внимание? ( ответы учащихся, запись в тетради по памяти).
Учитель: А у нас в России кто поздравляет с Новым годом всех людей? Как вы думаете, если мы очень захотим, совершится ли сказка, придёт ли он к нам? (Зовем деда Мороза, приходит, поздравляет).
4. Физкультминутка. «Танец маленьких утят» с Дедом Морозом.
5. Закрепление изученного материала.
Учитель: не всегда Дед Мороз был таким веселым. Много лет назад был он печальным (открываю карточку со словом
печальный). Подберите синоним к этому слову. Запись с объяснением слова
грустный.
Но когда пришла к нему жить его внучка Снегурочка. Стал он совсем другим. Подберите анонимы к слову печальный. (радостный, счастливый).
Ученик: А во Франции по Новый год зажигают семейный очаг и кладут в него праздничное полено. Тот, кому в праздничном пироге попадется запеченный в тесто боб, становится бобовым королем, и все члены семьи всю новогоднюю ночь подчиняются его приказам.
Учитель: Задание от жителей Франции таково. На доске группа слов. Что в них общего?
звезда- кость-
яркость- место-
- От данных существительных образуйте и запишите прилагательное. (По 1 учебнику к доске). Что общего в записи всех прилагательных?
Вывод: правило.
Ученик: Во Франции 2 Деда Мороза. Один рождественский Папа Ноэль. Он дарит подарки всем послушным ребятишкам. Кладет он их в специально оставленные для него башмачки. Другой Шалан. В его мешке розги, которыми он собирается наказывать всех непослушных и ленивых. Чтобы задобрить Шалана дети разучивают и используют новогодние песенки.
Учитель: Из Франции мы получили конверт с заданием. Замените одним словом и запишите с объяснением (по цепочке).
-
Число состоящее из 6 единиц и 1 десятка.
-
Внутренний орган человека, отвечающий за движение крови.
-
Говорящий всегда правду.
-
Стебель растения, из которого башкиры делают национальный музыкальный инструмент.
Демонстрация рисунка кураиста, слушание мелодии курая.
Учитель: А этот новогодний персонаж прибыл из солнечной Италии.
Ученик: В Италии вместе с боем часов жители должны успеть съесть 12 виноградин, загадывая на каждую желание. Волшебница Бефани, залетая в трубу, оставляет подарки послушным детям, а непослушным – кучу пепла.
Учитель: Следующее задание такое. Из групп слов составить и записать предложения.
-
Узнать, нашу, зимой, трудно, местность.
-
Ненастная, погода, стоит.
-
Смотреть, на, грустно, деревья, голые.
- Что получили? Определите вид и тему текста.
6. Итог.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему мы учились сегодня на уроке?
- Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями
СН, ЗН?