Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок русского языка в 5 классе

Путешествие в страну Лексика

(Повторение изученного материала по теме «Лексика»)

Составитель:

Арсланова Гульнара Флюровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №88

Уфа - 2012




Путешествие в страну Лексика

(Повторение изученного материала по теме «Лексика»)


    1. Учитель: Ребята, сегодня мы должны отправиться в путешествие с целью повторения изученного на последних уроках материала. Объект нашего путешествия — страна Лексика, а чтобы попасть туда, как в сказках, необходимо ответить на три вопроса. Ответим?


1. Орфографическая задача: вставить пропущенные буквы в словах, устно подбирая проверочные слова.

Разд..ваться в тишине, по..виться внезапно, к..чаться на качелях, осв..щать комнату, ст..новиться белым, ув..зать в грязи, изм..нять привычке, заст..влять писать, разд..лить на части, в..днеется на горизонте, уд..вляться лазури неба.



Как называется такая орфограмма?
2. Синтаксическая пятиминутка: объяснить наличие \ отсутствие запятой.

Улыбнулись сонные березки растрепали шёлковые косы.

Вот солнце в облаках мигает и иней на снегу сверкает.

(С.А. Есенин)


3. Что изучает раздел науки о языке, который называется « Лексикой»?

Учитель: Испытание прошли. Молодцы! Ну а теперь в путь.
***

II. Учитель: первая станция, где мы остановимся, называется...

Чтобы узнать, послушайте стихотворение. Это упражнение 3.

Дорога

Подумайте только, как много



Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне.

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами...

А скоро пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с её экипажем,

Стоящим у звезд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

( В. Остен)



  • Какое здесь ключевое слово?

  • Какие значения имеет слово дорога в этом стихотворении? Выпишите их.

  • Таким образом, куда мы прибыли, на какую станцию?

  • Расскажите о жителях этого городка.

  • Как еще называются такие слова ( одинаковые или близкие по лексическому значению)?

  • Определите род и склонение всех выписанных существительных- синонимов.



Учитель: второй город. Это...

Узнаем, выполнив задания

Упражнение 4.

1. Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт;

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд.


2. Золотые нивы,

Гладь и блеск озёр,

Светлые заливы,

Без конца простор.



  • Какое слово встречается в обоих текстах?

  • Что значит золотые скорлупки и золотые нивы?

  • Итак, город называется как?

  • Что это за город, кто там живет?

  • Морфологический разбор слова золотые.

  • Объясните постановку тире в первом предложении.


Учитель: следующая станция... Прежде чем остановиться в этом городе, узнаем, название.

Упражнение 5.

Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу, бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

( В. Лифшиц)


  • Как называется город?

  • Чем отличаются жители города Омонимы от многозначных слов?

- Выполняем упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В темноте с..деть было неприятно. 2. Бабушка начала с..деть. 3. Апельсины — пло.. цитрусового дерева. 4. По реке проплывает пло.. .



      • Всегда ли слова-омонимы пишутся одинаково? Приведите примеры.



Учитель: Едем дальше. Впереди город, довольно большой...

Какой город, узнаем, прочитав стихотворение.

Упражнение 7.

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега

Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи —

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

( С.Я. Маршак)


  • Найдите слова, одинаковые или похожие по смыслу. Как мы их называем?

  • Кто живет в этом городе?

  • Выпишите из текста однокоренные слова, выделите их корень.

  • Найдите предложение с обращением. Объясните постановку запятой в таких предложениях.


Учитель: последняя станция. Как вы думаете, как называется?

      • Чем отличаются жители города Антоним от жителей Синонима?

      • Подводить итог по сегодняшнему уроку я хочу, выполнив упражнение 8.

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.

( Л.Н. Толстой)



              • Как вы понимаете значение этого высказывания?

              • Найдите антонимы.

              • Назовите морфологические признаки глаголов в данном предложении.

***


III. Домашнее задание.

П. 64 — 69, упр. 363, 364

Урок русского языка в 5 классе Путешествие в страну Лексика (Повторение изученного материала по теме «Лексика») Составитель

Учитель: Ребята, сегодня мы должны отправиться в путешествие с целью повторения изученного на последних уроках материала. Объект нашего путешествия — страна Лексика, а чтобы попаст

42.06kb.

16 12 2014
1 стр.


Обобщение и повторение изученного по теме Лексика

Учитель русского языка и литературы моу гимназии №2 Климанова Елена Алексеевна. Урок проведён 21. 12 2009

113.33kb.

25 12 2014
1 стр.


Урок «Повторение и обобщение по теме «Углеводороды»

Обобщение предполагает повышение теоретического уровня ранее изученного материала. Повторение основ изученного материала предусматривает использование системы обобщающих занятий, а

77.17kb.

01 10 2014
1 стр.


Урок-путешествие в страну

Урок-путешествие в страну «Глаголию». Урок русского языка в 6 классе с презентацией в Power Point

37.8kb.

01 10 2014
1 стр.


Конспект открытого урока русского языка по теме «Лексика. Фразеология» 9 «Ш» класс. Учитель Харьковская Н. А. Цели и задачи урока

Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Лексика. Фразеология», повторить, закрепить и углубить знания по данной теме

173.58kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок подготовки к егэ по теме «Лексика. Паронимы»

Цели: Образовательные: активизировать знания по теме «Лексика»; ◦ научить правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости

94.95kb.

25 09 2014
1 стр.


Урок русского языка в 5 классе по теме: «Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Закрепление навыков фонетического разбора слова, навыков работы с орфографическим словарём, предупреждение речевых и грамматических ошибок; отработка навыков работы с тестом

44.11kb.

23 09 2014
1 стр.


Повторение и закрепление изученного материала по теме «Давайте познакомимся»

Тема урока: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Давайте познакомимся»

44.04kb.

01 10 2014
1 стр.