Урок русского языка во 2 классе . Школа России ФГОС.
Тема . Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.
Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; формировать умение проверять парные согласные в корне слова разными способами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сопоставлять произношение и написание слов; применять правила правописания; осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её и в последующих письменных работах; подбирать примеры на изученную орфограмму.
( Примечание. Диктант был написан на предыдущем уроке. Цели диктанта: проверить умение писать слова на изученные орфограммы, слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова, делать звукобуквенный анализ слов, развивать орфографическую зоркость учащихся. Текст диктанта « Зяблик».
По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны .
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний
Словарная работа
( На доске записаны слова)
Ребята, дорога, коньки, весело, снеговик, осина, берёза, девочка, морковь.
- Найдите лишнее слово. ( Лишнее слово снеговик. Его можно проверить, остальные слова с непроверяемыми гласными).
- Спишите слова, подчеркните непроверяемые безударные гласные.
- Кто сделал ошибку в каком-либо слове в контрольном диктанте?
- Проговорите это слово вслух. Запомните его.
3. Самоопределение к деятельности
( На доске запись.)
бп вф зс дт жш
- Расшифруйте схему. Что это? ( Это парные звонкие и глухие согласные.)
- Почему эти буквы называются орфограммой? ( В конце слова или в середине перед глухим согласным парные согласные оглушаются.)
- Как проверить парный согласный в конце слова? ( Надо изменить слово или подобрать проверочное, чтобы после согласного звука стоял гласный.)
4. Работа над ошибками
(Учащиеся получают индивидуальные карточки в зависимости от вида ошибок.)
Карточка 1. Правописание безударных гласных в корне слова.
В проверочном слове поставь ударение, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму.
подводник - в…дяной
певчий - зап…вала
ясный – объ…снил
сердце – с…рдечный
тянут – пот…нули
кончик – нак…нечник
долг – зад…лжал
скрип – заскр…пел
винтик – зав…нтил
Карточка 2. Правописание парных согласных в корне слова.
Из двух слов выбери проверочное, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму.
ложечка, ложки – ло…ка
следы, вслед – сле…
просьба, просил – опро…
отрез, вырезать – сре…
обувка, нет обуви – обу…ь
завязал, связка – завя…ка
кладу, клад – закла…кА
травы, травка – сбор тра…
_____________________________________________________________________________
Карточка 3. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ
А) Дополни правило
ЧА – ЩА пиши с буквой …
ЧУ – ЩУ пиши с буквой …
ЧУ –ЩУ пиши с буквой …
Б) Вставь пропущенные буквы.
Поют чиж.. . Летают стриж.. . Волки ищ..т добыч.. . Над рекой крич..т ч..йки.
В ч..сах поменяли пруж..ну. Молоко налили в кувш..н и ч..шку.
5. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
6. Обобщение изученного материала
инструкции к работе
-
Возьми закладку и закрой ею первый столбик таблицы.
-
Выполни задание.
-
Передвинь закладку вниз до следующей горизонтальной линии, проверь, правильно ли выполнено задание ( ответы даны в первом столбике.)
-
Если допущена ошибка, вернись к заданию, перечитай его и исправь ошибку.
-
При проверке ответов будь внимателен, не оставляй неисправленных ошибок.
Звонкие и глухие согласные в корне слова
-
Ж-Ш
З-С
Г-К
Д-Т
Б-П
|
Многие согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости и глухости: Б – П , В – Ф .
Укажи парные глухие для данных звонких согласных:
Ж -.. ; З - ..; Г - ..; Д - ..; Б - .. .
|
Б, П
З, С
Ж,Ш
|
Одна и та же буква может обозначать разные звуки. Какой звук обозначает в словах выделенная буква: дубы -.., дуб -..; возы - .., воз -..; лужи - ..., много луж - ..?
|
Гласный
|
В конце и в середине слова звонкие согласные звуки часто произносятся как глухие. Чтобы правильно писать согласные буквы в конце и в середине слова, их нужно проверять. Для этого надо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы после согласного стоял … звук.
|
Гудок, дубы, книжечка, мороз. Трава, лазить, молотить, косить, ложечка, рассказывать, мягонький, легонько
|
Напиши проверочные слова.
Гудки - … , дуб - … ; книжка - … , заморозки - …, травка - … . залезть - …, молотьба - … , косьба - … , ложка - … , рассказчик - … . мягкий - … , легко - … .
|
Пруд, лебедь, пород, бед, сорок, город, утят, сторож, воровку, робкие, близкий друг.
|
Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
В центре Томска есть большой пру.. . Третий год живёт там лебе..ь Катя. Рядом плавают у..ки разных поро.. . много бе.. утятам от соро.. . Когда горо.. спит, сороки утя.. воруют. Но нашёлся сторо.. – журавль Фомка. Сердитым криком он отгоняет воро..ку. Ро..кие малыши полюбили Фомку. Теперь он для них самый бли..кий дру..
|
-
Рефлексия
- С какой орфограммой познакомились в этом разделе?
- Кто понял материал этого раздела?
- Оцените сою работу на уроке.
8. Подведение итогов урока.
- Давайте обобщим наши знания, выучив стихотворение:
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Домашнее задание
Придумать диктант для соседа: десять слов с пропущенной парной согласной буквой.
Образец: яго..ка - … , творо.. - … .