Розалья Габдулловна Маракаева, учитель русского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №9 имени А.С.Пушкина города Зеленодольска Республики Татарстан»
Урок словесности в 9-10 классе.
Лингвистический анализ стихотворения.
Арсений Тарковский
СЛОВАРЬ
Я ветвь меньшая от ствола России,
Я плоть ее, и до листвы моей
Доходят жилы влажные, стальные,
Льняные, кровяные, костяные,
Прямые продолжения корней.
Есть высоты властительная тяга,
И потому бессмертен я, пока
Течет по жилам - боль моя и благо -
Ключей подземных ледяная влага,
Все эр и эль святого языка.
Я призван к жизни кровью всех рождений
И всех смертей, я жил во времена,
Когда народа безымянный гений
Немую плоть предметов и явлений
Одушевлял, даруя имена.
Его словарь открыт во всю страницу,
От облаков до глубины земной.
- Разумной речи научить синицу
И лист единый заронить в криницу,
Зеленый, рдяный, ржавый, золотой...
Слово учителя.
Уроки, связанные с анализом художественного текста, можно назвать уроками читательского мастерства. Разгадывая тайны слова, текста, мы прокладываем путь к постижению тайны авторского замысла, а также к истокам нашей культуры и духовности. Сегодня мы обратимся к стихотворению русского поэта ХХ века Арсения Тарковского (1907-1989) «Словарь».
Выразительное чтение стихотворения.
- О чем это стихотворение? ( О родном языке, о любви к русскому языку, о роли языка в жизни народа, человека, о словаре)
- Что в первую очередь помогло вам определить тему этого стихотворения?
( Название, ключевые слова)
- Слово «словарь» многозначное. Определим его лексические значения и в каком из них употреблено это слово в стихотворении Тарковского.
Словарь- 1) собрание слов (обычно в алфавитном порядке), 2) совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в каком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-либо.) В данном стихотворении слово «словарь» употреблено в обоих значениях.
- Что предполагает лингвистический анализ стихотворения? Для чего необходимо делать такой анализ стихотворения?
Лингвистический анализ текста необходим для более глубокого и точного понимания смысла стихотворения и его художественных особенностей. Лингвистический анализ предполагает анализ различных уровней языка текста:
Звуковой
Лексический
Морфологический
Синтаксический
Стилистический
- Какой из этих уровней в первую очередь необходимо проанализировать? Почему?
Лексический, так как само название стихотворения «Словарь» предполагает анализ лексики, словаря текста.
- Какие словари нам понадобятся?
Толковый словарь, словари синонимов, антонимов, устаревших слов.
Работу продолжим в группах (получают задания):
1 группа
Попробует составить словарь из наиболее многозначных слов стихотворения.
- Ключ - вытекающий из земли источник, источник языка – народ:
И потому бессмертен я, пока
Течет по жилам - боль моя и благо -
Ключей подземных ледяная влага,
Все эр и эль святого языка.
Гений- 1.Высшая творческая способность. 2.Человек, обладающий такой способностью. 3. В древнеримской мифологии – покровитель человека, дух-покровитель человека.
Все три значения этого слова заключены в строках Тарковского:
Когда народа безымянный гений
Немую плоть предметов и явлений
Одушевлял, даруя имена.
Только гениальный народ мог создать наш великий язык, и в то же время сам язык – гений, который формирует нацию.
Криница - (общеславян.) колодец, родник, истоки, глубины:
И лист единый заронить в криницу
Поэт надеется, что и ему удастся сделать свой вклад в словарь родного языка, бессмертный родник народной речи.
В тексте достаточно много
стилистически окрашенных слов: книжные (
гений, властительная, благо, рдяный), народно- разговорное –
криница,
меньшая – просторечное, плоть –устаревшее. Все это характеризует богатство словаря национального языка, разнообразие его стилистики.
2 группа
Проанализирует антонимы
- С помощью антонимов и других средств противопоставления передается мысль о том, что словарь, «даруя имена», не знает ограничений во времени и пространстве, объединяя даже несовместимое: влажные - стальные, боль и благо, жизнь- смерть, немую плоть одушевлял, от облаков до глубины земной, ржавый - золотой.
3 группа
Составит словарь эпитетов.
-Эпитетов в стихотворении много. Они подчеркивают разнообразие, красоту языка: ветвь меньшая, жилы влажные, стальные, льняные, кровяные, костяные, прямые продолжения корней, высоты властительная тяга, бессмертен я, ключей подземных ледяная влага, святого языка, народа безымянный гений, немую плоть предметов и явлений, разумной речи, лист единый, зеленый, рдяный, ржавый, золотой...
Обратим внимание на то, что стихотворение заканчивается эпитетом «золотой». В нем – восхищение поэта родным языком, его богатством, совершенством, красотой, благородством. В «Словаре символов» Н.Жюльен пишет: «Отцы Церкви превратили золото в символ Иисуса Христа, света, познания и откровения…» Слово – золото, оно откровение, открытие мира и средство его познания.
4 группа
Найдет другие тропы в этом стихотворении.
-Самыми яркими в стихотворении являются образы дерева, словаря, лирического героя. Они построены с помощью развернутой метафоры, пронизывающей все стихотворение: Я (лирический герой) ощущает себя ветвью, листом дерева-ствола России. Его жилы-корни питаются влагой святого языка, словарем народа, который поэт называет безымянным гением.
Словарь-язык народа пронизывает весь мир – от облаков до глубины земной.
Лирический герой, дерево, словарь, культура народа предстают в нерасторжимом единстве.
Развернутая метафора (Словарь – дерево.) строится на архетипическом образе: дерево – архетип (в греч. - первообраз) – в культуре, мифологии понятие, означающее общие первичные образы, мотивы, воспроизводимые подсознательно в конкретных образах, сюжетах.
Дерево, древо мировое символизирует космос, устройство мира: корни-подземный мир, ствол - земной, крона - небеса.
Символические образы в стихотворении также - ключ, птица – синица.
5 группа
Поработает над звуковой стороной стихотворения.
- Мы знакомы с такими приемами звукописи, как аллитерация, ассонанс. Вот еще один прием.
Анаграммирование – вид звукописи, прием подбора слов текста в зависимости от состава ключевого слова. Например: мука-кума, смеха-схема. Псевдоним Харитон Макентин – Антиох Кантемир. На древних языках составлялись стихотворения, в которых отдельные звуки стихотворения повторяются в других словах (это явление открыл французский лингвист Ф. де Соссюр)
Тарковский сам подсказал, какие звуки в его стихотворении ключевые:
«все эр и эль святого языка». Эти звуки-буквы есть в слове «словарь» и еще в 43 словах стихотворения: ствола России, плоть листвы, жилы, стальные, льняные, бессмертен, кровь и т.д. Всего стихотворение состоит из 89 слов самостоятельных частей речи и 15 служебных. То есть половина слов стихотворения содержит эти звуки-буквы. Анаграмма, по определению В.А. Лукина, – «это способ формально-семантической организации стиха, при котором повторы звуков и слогов воспроизводят центральное в смысловом отношении слово данного текста». Действительно, в стихотворении «Словарь» ключевое слово оказывается рассредоточенным по всему пространству текста в виде отдельных звуков и слогов В результате отдельно повторённые звуки, составляющие слово Словарь, принимая на себя семантическую нагрузку ключевого слова, обогащают его семантикой значения других слов, в которых наблюдается звуковой повтор. В этом и заключается эффект анаграммирования
Эти два звука звонкие сонорные согласные, мягкие и твердые, также добавляют краски в характер русского языка. Арсений Тарковский продолжает традиции поэтов-символистов, которые звук речи видели в цвете. Например, Андрей Белый. (См. приложение)
( Каждая группа докладывает о результатах исследовательской работы)
Подведение итогов
Какие же выводы мы можем сделать на основании исследования некоторых уровней языка текста стихотворения?
-У Тарковского причастность к миру культуры означает власть над временем и бессмертие, несмотря на смертность. Древо России здесь «прорастает» сквозь тело поэта, образуя «властительную тягу» языка. Это почти физиологическая связь («жилы влажные, стальные, льняные, кровяные, костяные…»), и она наделяет поэта бессмертием, ограниченным, правда, «сроком годности» его бренного тела («бессмертен я пока…»). Она включает его в бесконечную цепь поколений,
Каждое художественное произведение, тем более лирическое отражает личность самого автора. Каким вы представляете автора этого произведения?
-Поэт любит свой народ, родной язык, прекрасно знает его, восхищается им. Он верит в бессмертие языка и народа. Тарковский – поэт-философ, поэт-художник.
Какими новыми словами вы обогатили сегодня свой личный словарь?
- Мы познакомились с такими словами: криница, анаграмма, рдяный, архетип.
Заключительное слово учителя.
Жизнь не только отдельного человека, но и народа, и человечества в целом корнями уходит в язык – так считает поэт. В стихотворении "Словарь" эта мысль, пожалуй, выражена с наибольшей силой.
И в других стихотворениях А.Тарковского «Слово", "Имена", "Когда вступают в спор природа и словарь", "Явь и речь", "Рифма" и т.д. мы видим запечатленное в слове внимание поэта к тайной сущности слова и языка. Почитайте эти стихи. Они помогут вам приблизиться к тайне Слова, Языка своего народа, к пониманию Жизни.
Список использованной литературы.
1.Тарковский А.Стихотворения.
2.Дейкина А.Д. , Пахнова Т.M.Русский язык: Учебник-практикум для ст. кл.-М.,2001.
3.Журавлев А.П.. Звук и смысл. Кн. для внеклассного чтения ст.кл.-М.,1991.
4.Жюльен Надя. Словарь символов.- Пер. с фр.- Челябинск, 1999.
5.Лукин В.А. Художественный текст. - М.,2005.
6.Прокофьева Л.П. Звук и смыл в поэзии Андрея Белого. //https://teneta.rinet.ru/rus)
Приложение. Цветовые представления звуков А.Белого
|
Образное представление
|
Ассоциация с цветом
|
А
|
"белый, летящий открыто"
|
белый
|
Б
|
"голубизна"
|
светло-синий
|
В
|
"волнисто, сине"
|
синий
|
Г
|
"желтый"
|
желтый
|
Д
|
"в голубеющем Д есть поверхность растительной ткани"
|
сине-зеленый
|
Е
|
"желтозелень"
|
желто-зеленый
|
Ж
|
"тепло-красное чадное пламя"
|
красный
|
З
|
"розоватость, заря"
|
светло-красный
|
И
|
"синева, вышина, заостренность, восторги"
|
синий
|
К
|
"красный"
|
красный
|
Л
|
"сонанты Л - желты"
|
Желтый
|
М
|
"синева фиолетового М отливают пурпуром"
|
сине-красный
|
Н
|
"глубина и вода в сочетании с зеленью"
|
сине-зеленый
|
О
|
"краснооранжевый О - полость тела и рта"
|
красно-желтый
|
Р
|
"красный-красный"
|
красный
|
С
|
"свет на тьме глубины, он дает синеву"
|
синий
|
Т
|
"синее Т"
|
синий
|
У
|
"в звуке У соединяются пурпур с лазурями"
|
красно-синий
|
Х
|
"буква Х растворима кармином"
|
красно-коричневый
|
Ч
|
"проекция темноты на материю, черное"
|
черный
|
Ш
|
"свист, огонь, ослепительность тьмы"
|
темно-красный
|
Щ
|
"темно-коричневый цвет"
|
темно-коричневый
|
Ю
|
"фиолетовый Ю"
|
красно-синий
|