Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Розалья Габдулловна Маракаева, учитель русского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №9 имени А.С.Пушкина города Зеленодольска Республики Татарстан»

Урок словесности в 9-10 классе.

Лингвистический анализ стихотворения.

Арсений Тарковский

СЛОВАРЬ

Я ветвь меньшая от ствола России,


Я плоть ее, и до листвы моей
Доходят жилы влажные, стальные,
Льняные, кровяные, костяные,
Прямые продолжения корней.

Есть высоты властительная тяга,


И потому бессмертен я, пока
Течет по жилам - боль моя и благо -
Ключей подземных ледяная влага,
Все эр и эль святого языка.

Я призван к жизни кровью всех рождений


И всех смертей, я жил во времена,
Когда народа безымянный гений
Немую плоть предметов и явлений
Одушевлял, даруя имена.

Его словарь открыт во всю страницу,


От облаков до глубины земной.
- Разумной речи научить синицу
И лист единый заронить в криницу,
Зеленый, рдяный, ржавый, золотой...

 

 Слово учителя.



Уроки, связанные с анализом художественного текста, можно назвать уроками читательского мастерства. Разгадывая тайны слова, текста, мы прокладываем путь к постижению тайны авторского замысла, а также к истокам нашей культуры и духовности. Сегодня мы обратимся к стихотворению русского поэта ХХ века Арсения Тарковского (1907-1989) «Словарь».

 Выразительное чтение стихотворения.

- О чем это стихотворение? ( О родном языке, о любви к русскому языку, о роли языка в жизни народа, человека, о словаре)

- Что в первую очередь помогло вам определить тему этого стихотворения?

( Название, ключевые слова)

- Слово «словарь» многозначное. Определим его лексические значения и в каком из них употреблено это слово в стихотворении Тарковского.

Словарь- 1) собрание слов (обычно в алфавитном порядке), 2) совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в каком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-либо.) В данном стихотворении слово «словарь» употреблено в обоих значениях.

- Что предполагает лингвистический анализ стихотворения? Для чего необходимо делать такой анализ стихотворения?

Лингвистический анализ текста необходим для более глубокого и точного понимания смысла стихотворения и его художественных особенностей. Лингвистический анализ предполагает анализ различных уровней языка текста:

Звуковой


Лексический

Морфологический

Синтаксический

Стилистический

- Какой из этих уровней в первую очередь необходимо проанализировать? Почему?

Лексический, так как само название стихотворения «Словарь» предполагает анализ лексики, словаря текста.

- Какие словари нам понадобятся?

Толковый словарь, словари синонимов, антонимов, устаревших слов.

Работу продолжим в группах (получают задания):

1 группа

Попробует составить словарь из наиболее многозначных слов стихотворения.


- Ключ - вытекающий из земли источник, источник языка – народ:

И потому бессмертен я, пока
Течет по жилам - боль моя и благо -
Ключей подземных ледяная влага,
Все эр и эль
святого языка.

Гений- 1.Высшая творческая способность. 2.Человек, обладающий такой способностью. 3. В древнеримской мифологии – покровитель человека, дух-покровитель человека.

Все три значения этого слова заключены в строках Тарковского:


Когда народа безымянный гений
Немую плоть предметов и явлений
Одушевлял, даруя имена.

Только гениальный народ мог создать наш великий язык, и в то же время сам язык – гений, который формирует нацию.


Криница - (общеславян.) колодец, родник, истоки, глубины:

И лист единый заронить в криницу

Поэт надеется, что и ему удастся сделать свой вклад в словарь родного языка, бессмертный родник народной речи.


В тексте достаточно много стилистически окрашенных слов: книжные (гений, властительная, благо, рдяный), народно- разговорное – криница, меньшая – просторечное, плоть –устаревшее. Все это характеризует богатство словаря национального языка, разнообразие его стилистики.

2 группа

Проанализирует антонимы

- С помощью антонимов и других средств противопоставления передается мысль о том, что словарь, «даруя имена», не знает ограничений во времени и пространстве, объединяя даже несовместимое: влажные - стальные, боль и благо, жизнь- смерть, немую плоть одушевлял, от облаков до глубины земной, ржавый - золотой.
3 группа

Составит словарь эпитетов.

-Эпитетов в стихотворении много. Они подчеркивают разнообразие, красоту языка: ветвь меньшая, жилы влажные, стальные, льняные, кровяные, костяные, прямые продолжения корней, высоты властительная тяга, бессмертен я, ключей подземных ледяная влага, святого языка, народа безымянный гений, немую плоть предметов и явлений, разумной речи, лист единый, зеленый, рдяный, ржавый, золотой...

Обратим внимание на то, что стихотворение заканчивается эпитетом «золотой». В нем – восхищение поэта родным языком, его богатством, совершенством, красотой, благородством. В «Словаре символов» Н.Жюльен пишет: «Отцы Церкви превратили золото в символ Иисуса Христа, света, познания и откровения…» Слово – золото, оно откровение, открытие мира и средство его познания.




4 группа

Найдет другие тропы в этом стихотворении.

-Самыми яркими в стихотворении являются образы дерева, словаря, лирического героя. Они построены с помощью развернутой метафоры, пронизывающей все стихотворение: Я (лирический герой) ощущает себя ветвью, листом дерева-ствола России. Его жилы-корни питаются влагой святого языка, словарем народа, который поэт называет безымянным гением.

Словарь-язык народа пронизывает весь мир – от облаков до глубины земной.

Лирический герой, дерево, словарь, культура народа предстают в нерасторжимом единстве.
Развернутая метафора (Словарь – дерево.) строится на архетипическом образе: дерево – архетип (в греч. - первообраз) – в культуре, мифологии понятие, означающее общие первичные образы, мотивы, воспроизводимые подсознательно в конкретных образах, сюжетах.

Дерево, древо мировое символизирует космос, устройство мира: корни-подземный мир, ствол - земной, крона - небеса.

Символические образы в стихотворении также - ключ, птица – синица.

5 группа

Поработает над звуковой стороной стихотворения.

- Мы знакомы с такими приемами звукописи, как аллитерация, ассонанс. Вот еще один прием.

Анаграммирование – вид звукописи, прием подбора слов текста в зависимости от состава ключевого слова. Например: мука-кума, смеха-схема. Псевдоним Харитон Макентин – Антиох Кантемир. На древних языках составлялись стихотворения, в которых отдельные звуки стихотворения повторяются в других словах (это явление открыл французский лингвист Ф. де Соссюр)

Тарковский сам подсказал, какие звуки в его стихотворении ключевые:

«все эр и эль святого языка». Эти звуки-буквы есть в слове «словарь» и еще в 43 словах стихотворения: ствола России, плоть листвы, жилы, стальные, льняные, бессмертен, кровь и т.д. Всего стихотворение состоит из 89 слов самостоятельных частей речи и 15 служебных. То есть половина слов стихотворения содержит эти звуки-буквы. Анаграмма, по определению В.А. Лукина, – «это способ формально-семантической организации стиха, при котором повторы звуков и слогов воспроизводят центральное в смысловом отношении слово данного текста». Действительно, в стихотворении «Словарь» ключевое слово оказывается рассредоточенным по всему пространству текста в виде отдельных звуков и слогов В результате отдельно повторённые звуки, составляющие слово Словарь, принимая на себя семантическую нагрузку ключевого слова, обогащают его семантикой значения других слов, в которых наблюдается звуковой повтор. В этом и заключается эффект анаграммирования

Эти два звука звонкие сонорные согласные, мягкие и твердые, также добавляют краски в характер русского языка. Арсений Тарковский продолжает традиции поэтов-символистов, которые звук речи видели в цвете. Например, Андрей Белый. (См. приложение)

( Каждая группа докладывает о результатах исследовательской работы)



Подведение итогов

Какие же выводы мы можем сделать на основании исследования некоторых уровней языка текста стихотворения?

-У Тарковского причастность к миру культуры означает власть над временем и бессмертие, несмотря на смертность. Древо России здесь «прорастает» сквозь тело поэта, образуя «властительную тягу» языка. Это почти физиологическая связь («жилы влажные, стальные, льняные, кровяные, костяные…»), и она наделяет поэта бессмертием, ограниченным, правда, «сроком годности» его бренного тела («бессмертен я пока…»). Она включает его в бесконечную цепь поколений,

Каждое художественное произведение, тем более лирическое отражает личность самого автора. Каким вы представляете автора этого произведения?

-Поэт любит свой народ, родной язык, прекрасно знает его, восхищается им. Он верит в бессмертие языка и народа. Тарковский – поэт-философ, поэт-художник.

Какими новыми словами вы обогатили сегодня свой личный словарь?

- Мы познакомились с такими словами: криница, анаграмма, рдяный, архетип.
Заключительное слово учителя.

Жизнь не только отдельного человека, но и народа, и человечества в целом корнями уходит в язык – так считает поэт. В стихотворении "Словарь" эта мысль, пожалуй, выражена с наибольшей силой.

И в других стихотворениях А.Тарковского «Слово", "Имена", "Когда вступают в спор природа и словарь", "Явь и речь", "Рифма" и т.д. мы видим запечатленное в слове внимание поэта к тайной сущности слова и языка. Почитайте эти стихи. Они помогут вам приблизиться к тайне Слова, Языка своего народа, к пониманию Жизни.

Список использованной литературы.

1.Тарковский А.Стихотворения.

2.Дейкина А.Д. , Пахнова Т.M.Русский язык: Учебник-практикум для ст. кл.-М.,2001.

3.Журавлев А.П.. Звук и смысл. Кн. для внеклассного чтения ст.кл.-М.,1991.

4.Жюльен Надя. Словарь символов.- Пер. с фр.- Челябинск, 1999.

5.Лукин В.А. Художественный текст. - М.,2005.



6.Прокофьева Л.П. Звук и смыл в поэзии Андрея Белого. //https://teneta.rinet.ru/rus)

Приложение. Цветовые представления звуков А.Белого



Образное представление

Ассоциация с цветом

А

"белый, летящий открыто"

белый

Б

"голубизна"

светло-синий

В

"волнисто, сине"

синий

Г

"желтый"

желтый

Д

"в голубеющем Д есть поверхность растительной ткани"

сине-зеленый

Е

"желтозелень"

желто-зеленый

Ж

"тепло-красное чадное пламя"

красный

З

"розоватость, заря"

светло-красный

И

"синева, вышина, заостренность, восторги"

синий

К

"красный"

красный

Л

"сонанты Л - желты"

Желтый

М

"синева фиолетового М отливают пурпуром"

сине-красный

Н

"глубина и вода в сочетании с зеленью"

сине-зеленый

О

"краснооранжевый О - полость тела и рта"

красно-желтый

Р

"красный-красный"

красный

С

"свет на тьме глубины, он дает синеву"

синий

Т

"синее Т"

синий

У

"в звуке У соединяются пурпур с лазурями"

красно-синий

Х

"буква Х растворима кармином"

красно-коричневый

Ч

"проекция темноты на материю, черное"

черный

Ш

"свист, огонь, ослепительность тьмы"

темно-красный

Щ

"темно-коричневый цвет"

темно-коричневый

Ю

"фиолетовый Ю"

красно-синий

Урок словесности в 9-10 классе. Лингвистический анализ стихотворения. Арсений Тарковский словарь

Розалья Габдулловна Маракаева, учитель русского языка высшей квалификационной категории мбоу «Лицей №9 имени А. С. Пушкина города Зеленодольска Республики Татарстан»

89.42kb.

18 12 2014
1 стр.


Рейтинг топ-100 книг по запросам читателей ргб лингвистический энциклопедический словарь

Лингвистический энциклопедический словарь / Гл ред. В. Н. Ярцева изд., доп. М. Большая Рос энцикл., 2002 (Моск тип. ј 2). 707, [2] с ил.; 27 см

139.42kb.

08 10 2014
1 стр.


«Лингвистический анализ текста В. П. Астафьева «И прахом своим …»»

Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка

115.68kb.

18 12 2014
1 стр.


Урок английского языка в 6 классе по теме

Компьютер, проектор, экран, магнитофон, кассета с текстом, компьютерная презентация, карточки с местоимениями и формами глагола to be, умк м. З. Биболетовой, словарь учащегося, про

28.3kb.

10 10 2014
1 стр.


Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» Цели урока: а. Закрепить знания учащихся о жизни и творчестве

Н. А. Некрасова, ознакомить с содержанием стихотворения «Размыш ления у парадного подъезда» ипроанализировать его, обратить

61.71kb.

12 10 2014
1 стр.


План анализа лирического стихотворения

Связь стихотворения с эпохой (если это необходимо для понимания основной идеи стихотворения)

43.58kb.

17 12 2014
1 стр.


Сочинение- это просто. Урок-практикум. Обучение анализу стихотворения. Задания для анализа основной части стихотворения

Каким чувством проникнута 1 часть? Какой характер придают ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов?

18.68kb.

11 10 2014
1 стр.


Н. А. Заболоцкий ( анализ стихотворения «Журавли» ) Цели урока: обучение анализу лирического стихотворения, исследование

Эпиграф “Стихотворение подобно человеку. У него есть лицо, ум и сердце Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все движения ума и сердца. Я рассчитываю на ум

90.69kb.

18 12 2014
1 стр.