Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок музыки во 2 классе

«Детский альбом П. И. Чайковского »



Цель урока: познакомить с фортепианным циклом П. И. Чайковского "Детский альбом".

Задачи:

  • познакомить с историей создания "Детского альбома";

  • прослушать ряд пьес из "Детского альбома";

  • исполнить программные пьесы в инструментальном, вокальном и оркестровом вари антах;

  • учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;

  • развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка, (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку);

  • прививать любовь к прекрасному, к замечательной русской музыке.

Оборудование: презентация, музыкальный материал по теме урока.

Форма урока. Урок – путешествие.

Ход урока

Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс» из «Детского альбома».



Учитель. Вы слышите, ребята, звуки чарующей музыки! Она зовёт нас в музыкальное путешествие. А написал её П. И. Чайковский. Вот с ним мы и отправимся в путь. Музыкальный поезд «Детский альбом» ждёт нас. Сели поудобнее. Готовы?

Дети. Да.

Учитель. Поехали… (Звучит «Мазурка» в исполнении учителя). Посмотрите за окно – какая красота кругом! А вот и первая музыкальная станция – «Русская песня». (Исполняет вокальная группа «Музыкальная капель», в руках у них лукошки с грибами).

«Русская песня»

- С тобой во лесок, во лесок пойдем,

Моя доченька!

- Почто во лесок, во лесок пойдем,

Моя матушка!

- С тобой по грибы, по грибы пойдем,

Моя доченька!

- Ну что ж, по грибы, по грибы пойдем,

Моя матушка.

Пойдем по грибы,

Пойдем по грибы –

Я-го-ды!

Учитель. Вы прослушали «Русскую песню» П. И. Чайковского из «Детского альбома». А начал работать композитор над этим произведением на Украине, в Каменке, гостя у своей сестры. Вот как это было. Весной 1878 года Чайковский вернулся в Россию после путешествия за границу. Он с наслаждением отдыхал в деревне в обществе близких его сердцу людей. В Каменке обычно все бывало подготовлено к приезду композитора. «Я буду жить в очень чистенькой уютной хатке с видом на село и на извивающуюся вдали речку», - писал Петр Ильич в одном из писем. Садик густо усажен душистым горошком и резедой, которые месяца через два будут уже цвести и разливать свой чудесный аромат. Хата моя устроена очень удобно и комфортабельно. Даже инструмент достали и поставили в маленькой комнате рядом со спальней. Заниматься мне хорошо будет».

В Каменке действительно было хорошо, и работать, и отдыхать. Почти все свободное Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников. Он очень любил детей. «Цветы, музыка и дети, - часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни». И чего только не придумывал он для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле – за цветами и грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за роялем сидел неизменный «дядя Петя». Любил Петр Ильич слушать, как ребята – их было семеро – занимаются музыкой. Особенно серьезно относился к музыкальным занятиям семилетний Володя Давыдов, любимец Чайковского. Слушая игру Володи, Петр Ильич не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много… Тога-то и задумал он написать альбом пьес для ребят. Сейчас вы слышите пьесу «Игра в лошадки».



Учитель. А вот и следующая станция! Называется она «Марш деревянных солдатиков». Исполняет группа мальчиков вокального ансамбля «Музыкальная капель».

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,

Вдоль плетней, заборов и оград,

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,

Марширует бравый наш отряд.

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,

Мы легко и весело идем.

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,

Песню деревянную поем.

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,

Марширует бравый наш отряд.

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,

Командир ведет нас на парад.

Учитель. А наш поезд продолжает путь (Звучит пьеса «Новая кукла»).

Учитель. Какие интонации слышны в пьесе?

Дети. Интонации радости. Музыка веселая, потому что для детей это праздник, когда у них появляется новая игрушка.

Учитель. Мы перелистываем страницы «Детского альбома». Здесь 24 маленьких пьесы. По ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. Первая страница альбома – «Утренние размышления»; музыка этой пьесы, исполненная светлого и серьезного настроения, как бы предупреждает нас, что рассказ о детях будет идти в серьезном тоне. Познакомимся сначала с их мамой. (Прослушивание пьески «Мама»).

Учитель. Какой образ мамы мы представляем, когда слушаем эту мелодию?

Дети. Мама добрая, ласковая.

Учитель. Какая мелодия описывает характер мамы?

Дети. - Мелодия певучая, красивая.

- Звучат ласковые интонации мелодии будто успокаивают, объясняют что-то.



Учитель. Молодцы. Наверно, такой была мать самого Петра Ильича: недаром всю жизнь он помнил её чудные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос, проникающий в душу. Снова остановка. (Звучит «Камаринская»).

Учитель. Прозвучала весёлая плясовая из «Детского альбома». Путь наш продолжается. «Полька» из "Детского альбома воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения "Детского альбома", композитор описывает именины сестры Саши: "Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать".(Звучит «Полька»).

Учитель. Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа. "Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается". Когда Пётр Ильич приехал домой, он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано. Называется она "Итальянская песенка". Есть в альбоме ещё мелодии записанные в Италии. "Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. Мы с вами разучивали её, давайте все вместе исполним.

Звучит "Неаполитанская песенка".



Учитель. Стоп! Какая интересная станция! (Под музыку «Бабы-Яги» выбегает «Баба-Яга», пляшет, свистит, стучит, топает…). Ох, как она меня напугала! Давайте скорей уезжать отсюда.

Дети. - А мне все кажется, что Баба-Яга стремительно мчится за нами в погоню.

- И еще как будто летит она над лесами и долами в своей ступе.



Учитель. А путь наш подходит к концу. «Детский альбом» - не просто чередование коротких пьес – зарисовок с натуры, это уроки красоты в вечной школе прекрасного, учеником которой может стать каждый. И в конце нашего путешествия звучит пьеса «Сладкая грёза».

Учитель. Ребята, наше путешествие закончилось, давайте вспомним о чем мы сегодня говорили.

  • Как называется сборник, в который вошли пьесы для детей?

  • Кому посвятил Пётр Ильич "Детский альбом"?

  • Сколько пьес входит в "Детский альбом"?

  • Какая пьеса, из услышанных на уроке, больше всего понравилась?

Учитель. Молодцы! Петр Ильич остался бы доволен нашим с вами путешествием. До новых встреч!!!


Урока: познакомить с фортепианным циклом П. И. Чайковского "Детский альбом". Задачи: познакомить с историей создания "

Цель урока: познакомить с фортепианным циклом П. И. Чайковского "Детский альбом"

53.22kb.

15 12 2014
1 стр.


«кто жить умеет по часам». (3 часа) Задачи

Познакомить обучающихся с историей часов, необходимостью создания и соблюдения режима дня

249.94kb.

15 12 2014
1 стр.


Урок музыки в 4 классе Тема урока : Музыка моего народа Цели: познакомить с русскими народными инструментами и историей их появления в народе

Цели: познакомить с русскими народными инструментами и историей их появления в народе

58.89kb.

27 09 2014
1 стр.


Конспект урока в 8 классе «Индикаторы» Тема урока Индикаторы Тип урока Изучение нового материала Вид урока

Познакомить учащихся с веществами индикаторами, с историей открытия индикаторов, исследовать поведение индикаторов в различных средах

66.37kb.

07 10 2014
1 стр.


Ландшафтный дизайн

Цель урока: познакомить с историей возникновения и развития ландшафтного дизайна

30.17kb.

11 09 2014
1 стр.


Сценарий детского праздника «Путешествие в Здоровьеград»

Познакомить с историей трамвая, правилами безопасного перехода дороги, в игровой форме познакомить с правилами поведения в трамвае

99.16kb.

14 10 2014
1 стр.


Разработка урока риторики по теме:

Познакомить учащихся с историей светского этикета и сравнить его со светским этикетом сегодняшних дней

125.65kb.

25 12 2014
1 стр.


11 класс «Голливуд – империя кино». Цели урока: Обучающая

Обучающая: познакомить обучающихся с историей Голливуда, известными актерами, продюсерами

15.14kb.

15 10 2014
1 стр.