Внеклассное мероприятие по химии
«Эта удивительная химия»
Подготовили: ученики 11 «А» и 11 «Б» класса МБОУ «Краснослободского многопрофильного лицея»
Учитель: Савкина Татьяна Федоровна
КВН проводится по следующему сценарию:
-
Приветствие команд.
-
Разминка команд.
-
Конкурсы команд.
-
Конкурс капитанов.
-
Домашнее задание.
1-й ВЕДУЩИЙ. Добрый вечер, дорогие ребята,учителя!
2-й ВЕДУЩИЙ. Мы рады видеть вас на нашем КВН.
1-й ВЕДУЩИЙ. Сегодня у нас встречаются команды 11«А» «Реторта» и 11 «Б» «Катионы». Встречу судит жюри.(Перечисляются члены жюри)
2-й ВЕДУЩИЙ. Химия – серьезная наука, но химики – веселый народ, и иногда они любят пошутить.
1-й ВЕДУЩИЙ. Сегодня вы убедитесь в этом сами.
2-й ВЕДУЩИЙ. Итак, наше первое знакомство начинается. На сцену для приветствия приглашаются команды.
Приветствие команд
Участники команды «Катионы» выходят на сцену с двух сторон. Ведущие уходят за кулисы.
Катионы поют.
1-й ВЕДУЩИЙ. Спасибо. На сцену приглашается команда «Реторта».
Реторты поют.
«молодая, веселая, находчивая команда «Реторта образовалась 1 сентября 2011 года нашей эры. В ее составе (выходят поочередно): блюститель порядка (с плеткой в руке); левая рука главного лаборанта ( размахивает рукой, изготовленной из картона); слесарь по оборудованию (с ключами, гайками); охотник за веществами (с ружьем); правая рука главного лаборанта (такая же, как левая); сторож пробирок (в фуфайке, ушанке и с дубинкой); главный лаборант ,он же капитан команды (в белом халате).
ВСЕ (поют): Если ты разбил сегодня
Замечательный сервиз,
Унывать не над вовсе –
Это наш просто девиз.
Настроение упало,
Дело валиться из рук,
Но не все еще пропало,
Если есть хороший друг.
Это-уникальная, уникальная «Реторта»
Это – ваши верные, ваши верные друзья
1-й ВЕДУЩИЙ. Наверное, эта веселая команда уже успела завоевать вашу симпатию и она надеется на вашу поддержку.
2-й ВЕДУЩИЙ. Спасибо. Жюри оценивает приветствия. Оценка за приветствие 5 баллов. Команды прошу на сцену. Начинаем разминку.
Разминка команд
1-й ВЕДУЩИЙ. Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению. Например, флюс – материал, вводимый в шихту для образования шлака, и воспаление надкостницы или десны, сопровождающееся отеком окружающих тканей.
Что означает следующие термины в химии и биологии: ерш, бор, моль, пестик, ржавчина, термит? На одно слово дается 1 минута.
Ответ: Ерш – щетка для мытья химической посуды; рыба семейства окуневых. Бор – химический элемент; сосновый лес; стержень со стальной или алмазной головкой. Моль – единица количества вещества; вид мелкой бабочки. Пестик – короткий стержень из фарфора, агата, металла с округлым концом для измельчения чего – либо в ступке; часть цветка. Ржавчина – результат коррозии металла; заболевания многих растений, например «хлебная ржавчина». Термит – горючая порошкообразная смесь, сгорающая при высокой температуре; отряд насекомых.
2-й ВЕДУЩИЙ. В химии и математике – радикал, цилиндр?
Ответ: Радикал – группа атомов, при химических реакциях остающаяся без изменений; математический знак. Цилиндр – химический мерный сосуд; геометрическое тело.
1-й ВЕДУЩИЙ. В химии и музыке – соль?
Ответ. Соль – сложное вещество, в состав которого входят металл и кислотный остаток; название ноты.
2-й ВЕДУЩИЙ. В химии и кулинарии – бисквит?
Ответ: Бисквит – фарфор с маленькой поверхностью, не покрытый глазурью, используемый для скульптурных работ, изготовления химической посуды, трубочек и пр.; кондитерское изделие.
2-й ВЕДУЩИЙ. Все вы помните сказку о курочке Рябе, которая снесла золотое яйцо, и его разбила мышка. Золото куется, а не бьется. Если золотое яйцо разбилось, то с чем мы имеем дело? Чем была мышка с точки зрения химической реакции?
Ответ: Имеется в виду катализатор, осуществляющий переход из одной модификации в другую. Мышка – это катализатор.
1-й ВЕДУЩИЙ. Вы все читали сказку «Василиса Прекрасная». Какая в ней проблема, с которой часто сталкиваются химики?
Ответ: Проблема содержится в задании Бабы Яги Василисе: отделить рожь от чернушки и мак от земли. Героине сказки помогли голуби, а химик, используя различные в свойствах компонентов смеси, сможет отделить вещества друг от друга.
2-й ВЕДУЩИЙ. Объясните с химической точки зрения следующие выражения: «собака на сене», «каким ты был, таким остался».
Ответ: «Собака на сене» - ингибитор. «Каким ты был, таким остался» - катализатор.
1-й ВЕДУЩИЙ. Разминка окончена. Жюри прошу подвести итоги. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Конкурсы команд
1 конкурс «Из жизни учёных»
2-й ВЕДУЩИЙ. В жизни учёных бывали курьёзные случаи. Ничего не поделаешь, постоянную концентрацию внимания на проблемах науки приходилось платить, попадая в забавные житейские истории. Иногда учёные просто любили пошутить. Вспомните истории из их жизни. Итак, слово предоставляется команде «Катионы»
От команды на сцену выходит один участник и начинает свой рассказ.
2-й ВЕДУЩИЙ. Спасибо. Слово предоставляется команде «Реторта»
От команды на сцену выходит один участник и начинает свой рассказ.
1-й ВЕДУЩИЙ. Оценка за конкурс 5 баллов.
2 конкурс «Составьте формулу»
1-й ВЕДУЩИЙ. Из выданных вам карточек составьте формулу вещества.
Команда «Реторта» получает карточки:
Cu
S
O
4
1
8
6
9
Команда «Катионы» получает карточки:
3
O
N
Н
1
8
4
7
1-й ВЕДУЩИЙ. Что означают даты в карточках?
Ответ: CuSO4, 1869 г. – открытие периодического закона химических элементов Д.И. Менделеевым. HNO3, 1748г. – открытие закона сохранения массы веществ М. В. Ломоносовым.
1-й ВЕДУЩИЙ. Оценка конкурса до 3 баллов.
3 конкурс «Поиграем в слова»
1-й ВЕДУЩИЙ. Предлагаем слово : сульфадиметоксин (химическое вещество, применяемое при пневмонии и других заболеваниях). Вам необходимо составить, используя буквы этого слова, как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией. На это дается 2 минуты, жюри засекает время.
2-й ВЕДУЩИЙ. Чья команда составит шесть и более слов, получит 3 балла (0,5 балла за слово).
4 конкурс «Демонстрация опытов»
1-й ВЕДУЩИЙ. Возьмите два кусочка ваты, один смочите в нашатырном спирте, а другой, точно также, в растворе соляной кислоты. Затем кусочки ваты приблизьте друг к другу на расстоянии 1 см. Посмотрите, что получится и объясните опыт. Первыми продемонстрируют опыт команда «Катионы».
«Катионы» показывают опыт.
1-й ВЕДУЩИЙ. А теперь
опыт показывает команда «Реторта»
2-й ВЕДУЩИЙ. Чудесное это занятие – химические опыты. Берешь одно, смешиваешь с другим, а получаешь что-то третье.
1-й ВЕДУЩИЙ. Хорошо, если опыты проводятся с соблюдением правил по технике безопасности. Тогда и руки, и ноги будут целы, и голова – на месте.
5 конкурс «Жертвы химических опытов».
(О конкурсе командам известно заранее)
2-й ВЕДУЩИЙ. Изобразите памятники, которые называются «Жертвы химических опытов». Придумайте тексты для них.
1-й ВЕДУЩИЙ. Раннее периодическое утро. На троне восседает король Кислород. Каждое утро он осматривает свои владения.
На сцену выходит король Кислород. Он внимательно смотрит.
КИСЛОРОД. Лепота. Какие химические лаборатории внизу? Ну-ка, ну-ка, а здесь что?
Под медленную музыку выходят «жертвы химических опытов» с табличками, Кислород хватается за голову.
КИСЛОРОД. А это кто такие? (читает таблички). Теллур, подойди сюда. (выходит Теллур.) Теллур, почему ты в синяках? Опять к вольфраму приставал? И когда ваша междоусобица кончится? Посмотри (показывает на скульптуры), ты почто заветные правила не донес до их слуха?
Получал я водород
И прибавил кислород.
Они взорвались сразу,
Теперь хожу без глаза.
Химик здесь лежит безвестный в мире.
Выпил, бедный, целое ведро,
Полное H2SO4, думая что это Н2О.
Беде на встречу тот идет,
Кто что попало в рот кладет.
Так вот запомните, друзья,
Чтоб вам не отравиться.
Учите химию всегда.
Она вам пригодится.
-
Экспонат «Жертва действия щелочи»
Вы не думайте, друзья,
Что пришла так в школу я.
Злая щелочь платье съела,
Вот такое, братцы, дело.
-
Экспонат «Жертва любопытства»
Сунул палец я в пробирку,
Получилась в пальце дырка.
Вот беда, игра опасна,
Слезы лью теперь напрасно.
-
Экспонат «Жертва дегустации»
Попробовать на вкус решила кислоты,
Глядь, языка уж нет во рту.
Растаял мой язык, как лед,
И до сих пор во рту все жжет.
-
Экспонат «Жертва волшебства»
Мне не хватало волшебства,
В пробирке размешал я вещества.
Взрыв раздался - еле жив остался.
ТЕЛЛУР. Не вели казнить. Помилуй, мил – государь.
КИСЛОРОД. Нет тебе прощенья. Отныне ты отстраняешься от должн7ости правого уха (отрывает прикрепленное из бумаги правое ухо). Иди прочь, чтобы очи мои тебя не видели. (Хлопает в ладоши. Теллур уходит.)
КИСЛОРОД. (гневно.) Селена. Ванадия.
(Входят Селена и Ванадия.)
СЕЛЕНА. Что, мил – государь, случилось?
КИСЛОРОД. Это вы мне объясните, что случилось?
СЕЛЕНА. Они выросли и позабыли правила техники безопасности.
ВАНАДИЯ. Внимание. Открыта скульптурная галерея «Жертвы химических опытов».
Команда «Катионы» и «Реторта» представляют свои скульптуры:
КИСЛОРОД. Это ужасно, что вы забыла правила техники безопасности. Селена, Ванадия, огласите наши заветные правила.
Селена и Ванадия читают правила.
Правила выживания в химической лаборатории
-
Если откупорили что-либо – закупорьте.
-
Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное не выпустите наружу.
-
Если включите – выключите.
-
Если открыли – закройте.
-
Если разобрали – соберите.
-
Если не можете собрать - позовите на помощь умельца.
-
Если не разбирали - не вздумайте собирать.
-
Если пользуетесь чем – либо – держите в чистоте и порядке.
-
Если хотите воспользоваться тем, что принадлежит другому, попросите разрешения.
-
Если не знаете, как это действует, - не трогайте.
-
Если вас это не касается – не вмешивайтесь.
-
Если не знаете, как это делается, - сразу спросите.
-
Если не можете что – либо понять почешите в затылке.
-
Если все же не поймете, то не пытайтесь.
-
Если у вас что – либо взорвалось, проверьте, остались ли живы.
-
Если не усвоили этих правил – не входите в лабораторию.
1-й ВЕДУЩИЙ. Спасибо всем. Оценка жюри за этот конкурс до 5 баллов.
6 конкурс «Реши ребус»
1-й ВЕДУЩИЙ. В этих маленьких ребусах зашифрованы названия двенадцати химических элементов. Расшифруйте их.
Командам предоставляются ребусы.
2-й ВЕДУЩИЙ. Команда получает 1 балл за 1 правильный решенный ребус.
7 конкурс ««Я тебя рисую»
1-й ВЕДУЩИЙ. Для этого конкурса нужно от каждой команды три человека: артист, художник, экспериментатор. Задача экспериментатора – продемонстрировать опыт, артиста – показать увиденного с помощью мимики и жестов, художника – нарисовать показанное артистом. Художников прошу выйти из зала. Итак, внимание.
2-й ВЕДУЩИЙ. Кто из вас может получить огонь без спичек?
1-й ВЕДУЩИЙ. Прошу экспериментатора из команды «Катионы» продемонстрировать опыт.
2-й ВЕДУЩИЙ. Экспериментатор из команды продемонстрирует опыт «Несгораемый платок».
(Выходит экспериментатор и демонстрирует опят. В фарфоровую чашку помещает 1-2 г перманганата калия и несколько капель концентрированной серной кислоты, все это перемешивает стеклянной палочкой. Затем той же палочкой с прилипшей к ней смесью прикасается к фитилю спиртовки – происходит воспламенение)
1-й ВЕДУЩИЙ. Приглашаю художников в зал. Художники будьте внимательны, Вам нужно зарисовать опыт, который покажут артисты, с помощью мимики и жестов.
Художники зарисовывают опыт.
1-й ВЕДУЩИЙ. Итак, жюри подводит итоги. Оценка за конкурс 5 баллов.
8 конкурс «Составь рассказ»
2-й ВЕДУЩИЙ. Члены команд обладают способностью описывать химические процессы. В следующем конкурсе «составь рассказ, используя следующие слова: кослород, водород, две молекулы, медь, оксид меди, капельки воды.».
Оценка за конкурс 5 баллов.
Пока команды пишут рассказы, проводится конкурс болельщиков.
1-й ВЕДУЩИЙ. Вспомните как можно больше строк из стихов М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин со словом «золото».
Ответы.
-
«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч света золотой»
(Лермонтов «Парус»)
На груди утеса великана»
(Лермонтов «Утес»)
-
«Отделкой золотой блистает мой кинжал»
(Лермонтов «Мцыри»)
-
«У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том…
Там царь Кащей над златом чахнет»
(Пушкин А.С.)
-
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок»
(Пушкин А.С.)
-
«Пришел невод с одной рыбкой
С непростою рыбкой – золотою»
(Пушкин А.С.)
-
«В багрец и золото одетые леса»
(Пушкин А.С.)
9 конкурс «Конкурс капитанов»
2-й ВЕДУЩИЙ. Прошу подойти капитанов команд. Вы в команде самые главные. Вы можете, все знать.
Выносится дерево «Познание», на ветках которого вместо плодов – карточки с химическими загадками.
Вам необходимо снять карточку с загадкой с дерева, прочитать ее и дать ответ. Победит тот, у кого будет большее количество правильных ответов. За каждый правильный ответ капитаны получают один балл.
Капитаны по очереди вытягивают карточки.
Ответы:
-
В холод прячется в нору, поднимается в жару(ртутный столбик термометра)
-
Действует как решето, но выглядит иначе, на столе стоит и плачет(фильтр)
-
Только вводу окунется, невидимкой обернется(растворимое вещество)
-
Лопата стояла у двери, без дела стала тяжелее 9металл окисляется, масса лопаты увеличивается за счет образования оксидов)
-
Зловонный элемент, как вещество ожоги причиняет. Но пользу он несет, как соль в больнице применяют (бром)
-
Он в белом песке и кварце,
В составе стекла и кварце,
И если в резину войдет, стойкость и морозу придает.(кремний)
-
На солнце нашли меня,
Но издавна в воздухе я.(гелий)
-
Темным облаком летала,
Опустилась птицей белой,
Превратилась в человека,
Постояла у крылечка,
Покатилась кувырком и запела ручейком.(пар, снег, лёд, жидкость)
1-й ВЕДУЩИЙ. Поаплодируем капитанам команд. Жюри подводит итоги.
10 конкурс «И какой же любитель химии не уметь решать задачи!»
1-й ВЕДУЩИЙ. Команды, внимание, вы должны решить задачу: Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 2 моль магния (Mg) с разбавленной серной кислотой (HCl)?
Команды решают, после чего отдают решения жюри. За правильное решение задачи команды получают 5 баллов.
11 конкурс «Закончите предложения»
2-й ВЕДУЩИЙ. Ваша задача правильно дополнить предложение, за каждый верный ответ 1 балл. Итак, игроки приготовились, жюри ухо востро.
-
Мельчайшей неделимой химической частицей является…
-
Сложные вещества, молекулы которых образованы атомами водорода и кислотными остатками, называют…
-
Реакция взаимодействия кислоты и основания, в результате которой образуется соль и вода, называется…
-
Вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток - …
-
Атом или ион, отдающий электрон, называют …
-
Явление, при котором атомы одного элемента могут образовывать несколько простых веществ, называют…
Жюри подводят итоги.
Домашнее задание
1-й ВЕДУЩИЙ. Наши команды хорошо знают химию. А откуда пошло слово «химия».
Команды показывают домашнее задание на тему: «Версия появления слова «химия»».
2-й ВЕДУЩИЙ. Просим жюри подвести итоги и назвать победителя встречи.
Подводятся итоги. Награждается победитель.
1-й ВЕДУЩИЙ. Нам осталось пожелать всем вам удачи и успеха.
2-й ВЕДУЩИЙ. Учите химию, и Ваши мысли будут более стройными, а чувства – более тонкими.
Всем спасибо за внимание,
с вами были 11 «А» и 11 «Б»!!!