“Музыкальная прогулка” Musikalischer Spaziergang.
- Как вы считаете, куда мы отправимся? О ком будем говорить? Давайте попробуем отгадать. Вот подсказка.(2 слайд) Das ist ein berühmter Musiker, Österreicher, Zeitgenosse von F.Schiller. Er hatte große Arbeitslust, Ruhm und Talent. Wer ist das? Кто же это?
Сегодня вы услышите родной язык Моцарта.
2006 год был объявлен годом В.А. Моцарта. в Австрии праздновали 250 – летия со дня рождения великого композитора.
В.: -Итак, мы в Австрии. Неплохо было бы узнать об этой стране поподробнее.
(4 слайд – статистические данные. Аутентичный текст).
( Диск„DEUTSCH PLATINUM DE LUXE“)
У.: - Österreich ist ein Alpenland. Es ist ein attraktives Land für die Touristen. In Österreich gibt es blaue Seen, bewaldete Berge, malerische Städte und Dörfer. In den Alpen kann man Ski laufen, Wanderungen machen, zahlreiche Sehenswürdigkeiten bewundern, schöne Musik hören. Österreich gilt in der ganzen Welt als das Land der Musik. Viele weltbekannte Musiker waren hier beheimatet oder wirkten hier , z.B. : J.Haydn, F. Schubert, J. Strauss, L. van Beethoven. Wolfgang Amadeus Mozart wurde auch hier geboren.( 5 слайд)
(Жизнеописание . Аутентичный текст.) Диск„ „DEUTSCH PLATINUM DE LUXE“ (6-7 слайды)
Программа Вольфганга поражала своим разнообразием и трудностью. Он играет на скрипке, органе и клавесине. Играет, когда отец накрывает клавиши тканью, исполняет трудные пассажи одним пальцем, фантазирует на заданную тему.
Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была “чудом”. Во всем остальном он оставался обычным ребенком – веселым шалуном, приветливым, добрым и любознательным мальчиком.
Однажды во время выступления на сцену выбежала кошка. Вольфганг тут же оставил клавесин и принялся гладить животное.
На уговоры отца вернуться за инструмент, резонно возразил: “Клавесин никуда не денется, а кошка может убежать”.
“Das Menuett”(13 слайд)
Eines Tages sagt Leopold Mozart zu seinem Sohn: ”Wolfgang, trage bitte diese Noten zu dem Theaterdirektor Mühlberger. Ich habe für seine Tochter ein Menuett komponiert.”
Wolfgang nimmt die Noten und läuft schnell aus dem Hause. Bald steht Wolfgang auf der Brücke. Es ist sehr windig, und da liegt auch schon das Notenheft im Wasser.
“Die Noten für den Direktor!,” ruft Wolfgang.
Traurig geht der Knabe zu seinem Freund und sagt: ”Friedrich, hilf mir, gib mir Tinte und Notenpapier!”
Fünf Minuten später sitzt Mozart bei seinem Freund und komponiert ein Menuett. Bald ist die Arbeit fertig.
“Ich danke dir, Friedrich”, sagt er. ”Jetzt muss ich schnell zum Direktor.”
Nach einer halben Stunde ist Wolfgang wieder zu Hause.
Am anderen Tag besuchen der Theaterdirektor und seine Tochter den Kapellmeister Leopold Mozart.
“Das Menuett, Herr Kapellmeister, gefällt uns sehr gut. Geh`, Amalia ,spiel` das Menuett doch einmal vor”, sagt der Direktor zu seiner Tochter.
Das Mädchen spielt das Menuett vor.
“Aber das habe ich nicht komponiert”, sagt Leopold Mozart.
“Wolfgang”, ruft er laut. Der Knabe kommt.
“Wolfgang, dieses Menuett habe ich nicht komponiert.”
“Vater, die Noten habe ich geschrieben”, sagt Wolfgang , erzählt alles und weint.
“Du dummer Junge”, sagt der Vater,” weine nicht! Dein Menuett ist sehr schön.”
В.: -Ах, этот XVIII век! С его строгим этикетом, галантными поклонами, реверансами. Мода на напудренные парики и наряды, похожие на кремовые торты. В середине XVIII века самым модным из танцев был менуэт.
На миг погрузиться в это время нам поможет танец “Менуэт” (В.А.Моцарт “Три немецких танца”, танец №1,клавесинное звучание). (12 слайд)
Wolfgang interessierte sich nicht nur für Musik, sondern auch für Geschichte, Zeichnen und Rechnen. Sorgfältig erlernte er die Fremdsprachen : Französisch, Englisch, Latein und Italienisch. Die italienische Sprache brachte er später bis zur Vollkommenheit.
Seit 1762 begannen sie in Europa Konzerte zu geben: in Deutschland, Österreich, Frankreich…Das Publikum war von den Wunderkindern begeistert. Mozarts Kompositionen wurden gedruckt: vier Sonaten für Klavier und Violine.
Der Vater wollte mit dem jungen Wolfgang nach Italien fahren, damit der Sohn die italienische Musik studierte. (13,14,15 слайды)
В.: - В Италии с Вольфгангом произошла интересная история, которая восхитила искушённую итальянскую публику! (17 слайд)
“Сикстинская капелла”
(Звучит “Мизерере”, по ходу текста учащиеся на сцене постепенно гасят свечи.)
У.: -В Соборе святого Петра в Риме шла ночная служба. Народу в знаменитой Сикстинской капелле было очень много. От дыхания сотен людей таинственно колебалось пламя свечей. В их полусвете оживали грозные лики фресок Микеланджело. И когда зазвучал хор, присутствующим показалось, что это они, герои библейских сказаний, созданные бессмертной кистью гениального художника, оживили своими голосами гулкое пространство храма.
Два больших хора пели торжественную молитву “Помилуй!” - “Мизерере”. В капелле становилось все темнее и темнее. Это к концу молитвы, как того требовал ритуал, служители постепенно гасили свечи. Помещение начало погружаться во тьму. От этого музыка приобретала еще большую таинственность и привлекательность.
Жадно вслушивались в ее звучание присутствующие. Ведь в следующий раз это прекрасное сочинение Грегори Аллегри им доведется услышать через год. Таково распоряжение самого Римского Папы – исполнять молитву только на святой праздник Пасхи. Даже певцы и руководитель хора не имеют права прикасаться к нотным партиям. Говорят, что ноты прячут чуть ли не в покоях самого Римского Папы, чтобы никто не мог тайком переписать хоровые партии и разучить их за пределами папских владений.
В таинственной темноте к угасающим звукам хора прислушивался мальчик, крепко вцепившись в руку отца. Вдвоем они совершили далекое путешествие из Австрии в Рим.
Музыка смолкла, погасли свечи, и слушатели стали тихо расходиться. Осторожно, словно боясь расплескать, уносили они с собой впечатление от услышанного, чтобы сохранить его до конца своих дней.
Через несколько дней во время одного из своих концертов 14-летний виртуоз В.А.Моцарт исполнил “засекреченное” сочинение Аллегри, не пропустив ни одной ноты.
Весть о том, что музыка каким-то образом покинула стены своей “золотой клетки”, привела Папу Римского в негодование, а затем в восторг. Выяснилось, что юный музыкант просто запомнил это многоголосое произведение.
Разумеется, юный Моцарт не собирался выдавать чужое произведение за собственное. Просто ему хотелось, чтобы поклонники великого произведения встретились с прекрасной музыкой.
Похитителя одного из величайших сокровищ не наказали, а наградили. Да еще как! Высшей рыцарской наградой – орденом “Золотой шпоры!”
В.:- Послушайте сонату №1 В.А.Моцарта (ученик играет на фортепиано).
У.: - Der 15 jährige Mozart bestand die schwere Prüfung in die Academia filarmonika. Es war damals ein Ausnahmefall. In Italien hatte Mozart einen kolossalen Erfolg. Es schien dem Vater, dass er das Schicksal seines Sohnes gemeistert hatte. Aber alle Versuche des jungen Musikers die Arbeit in Italien zu finden waren vergeblich. Er musste nach Hause zurückkehren.
Nach der Rückkehr nach Salzburg komponierte er Musik für die Kirche und für Hofkonzerte. Aber er wollte kein Hofmusiker sein. Seine Musik begeisterte Keiser und Könige, trotzdem blieb Mozart ein freischaffender Musiker. (17 слайд)
Сальери и похвастался:
-Я написал этакую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме меня!
Сальери посмотрел ноты и воскликнул:
-Ты шутишь, Моцарт! Даже ты не сможешь сыграть это. Здесь обе руки должны исполнять труднейшие пассажи на противоположных краях клавиатуры. И как раз в этот момент нужно взять несколько нот посредине клавиатуры. Даже если ты будешь играть ещё и ногой, всё равно исполнить написанное не удастся - слишком быстрый у музыки темп! Моцарт рассмеялся, сел за клавир и исполнил музыкальную пьесу в точности так, как она была написана. А звуки посредине клавиатуры он с лёгкостью брал, нажимая на клавиши своим довольно длинным …носом. (19 слайд) В.: -Моцарт много и легко сочинял. (20 слайд)
"Mozart über das Komponieren."
(Инсценировка на немецком языке.)
Mozart machte einmal eine lange Reise durch Deutschland.
Der Junge setzte sich ans Klavier und spielte einige schöne Stücke. "Kein schlechtes Spiel ",sagte Mozart.
"Ich...", sagte der Junge zu Mozart", ich kann sogar schwere Stücke gut spielen, Aber ich
spiele immer die Stücke anderer Künstler. Wann werde ich meine eigenen Stücke spielen? Wie
komponiert man ein gutes Konzert? Was raten Sie mir?"
"Nichts", sagte der berühmte Meister, ein guter Künstler arbeitet fleißig und wartet."- "Warum soll ich warten?" fragte der Junge. Sie waren schon als Junge ein Komponist."
"Mit Komponieren ist es so", antwortete Mozart. "Man hat etwas Neues zu sagen, dann komponiert man und fragt niemanden."
Der Junge verstand Mozart nicht und fragte wieder: "Haben Sie kein gutes Buch über das Komponieren?"
"Nein, das Komponieren lernt man nie aus Büchern", sagte Mozart. "Ein wirklicher Künstler
hat seine Musik im Herzen, im Ohr, und im Kopf (20 слайд)
У.: -Одна радость была у Моцарта – творчество. Каждый день из-под пера выходили новые творения. Чем тверже становился Моцарт на ноги, тем сильнее росло в нем чувство протеста. “Только не пресмыкаться!” - повторял он. Не выдержав унизительных издевательств хозяина, Моцарт подал архиепископу просьбу об уходе. Никто из слуг никогда не осмеливался добровольно отказываться от службы при дворе архиепископа. Неслыханная дерзость молодого композитора привела хозяина в бешенство. Один из приближенных архиепископа вместо ответа столкнул Моцарта с лестницы, осыпая его бранью.
Потрясенный звериной грубостью, Моцарт потерял сознание и надолго заболел. Это случилось в 1781 году. Дорогой ценой заплатил композитор за свободу. Зато как радостно стало на душе, когда наступили первые дни свободной жизни в Вене. С каким воодушевлением взялся он за работу. Он сочинял, бегал по урокам, вечерами выступал перед публикой.
В семье Моцарта было двое детей - Карл и Франц. Младший сын Моцарта композитор Франц Ксавер Моцарт около тридцати лет жил в Львове: организовал хор, учил детей игре на фортепиано, выступал и дирижировал, даже написал пьесы на мотивы украинских народных песен.
По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт написал комическую оперу “Похищение из сераля”. “Сераль”- это женская половина дома богатого восточного вельможи. Написать национальную оперу на родном немецком языке было заветной мечтой композитора. Опера была восторженно принята слушателями. Только императору она показалась слишком уж сложной.
“ Ужасно много нот, мой милый Моцарт”, - недовольно сказал он композитору. “Ровно столько, сколько нужно, ваше величество”,- с достоинством ответил Моцарт. (27 слайд)
Стиль композитора считался олицетворением изящества, лёгкости, живости ума и аристократической изысканности. Но Моцарт выразил не только дух своей эпохи, а, прежде всего духовный мир человека - человека всех эпох, во всей сложности его желаний, борьбы и внутренней противоречивости.
В жаркий июльский день к нему явился человек очень высокого роста, одетый во всё серое (потом его назовут человеком в чёрном).
Незнакомец заказал реквием, не назвав ни своего имени, ни имени заказчика. К радости и ужасу Моцарта, деньги за произведение он получает сразу. Заказ был необычным. Моцарт прославился на весь мир своими жизнелюбивыми и радостными сочинениями, незнакомец заказал траурную музыку. Это посещение произвело на Моцарта подавляющее впечатление: давно испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ на заупокойную мессу как пророчество своей близкой смерти. Работа вытягивает все силы Моцарта. Однажды ложится в постель и уже не встанет. Несмотря на лихорадочную поспешность, закончить Реквием Моцарт не успел. Это сделал его ученик Зюсмайер, используя черновые записи Моцарта.
Позднее всё объяснилось: странный посетитель оказался слугой графа Вальзегга, имевшего обыкновение заказывать нуждающимся композиторам различные произведения, покупать их за бесценок и издавать их под своим именем. Так он
собирался поступить и с Реквиемом Моцарта. (30 слайд)
У.: “Реквием” (С.Граховский)
Душа изныла от чужого горя,
Неудержимой бурею эмоций
Тревога, нежность, вдохновенья взлёты
Гусиное перо из рук упало,
Ветер выл, срывая с петель двери,
Только тот ему тревожил душу:
А когда поспешною рукою
Может быть, бокал - в одно из окон
- Моцарт прожил всего 35 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, он создал за это время около 50 симфоний,19 опер, сонаты, квартеты, Реквием и другие произведения различных жанров. (36 слайд) (Звучит “Соната для фортепиано с оркестром” В.А. Моцарта).
-Сейчас вам сыграют известную мелодию. Кто готов спеть 1 куплет этой песни и получить приз? (Звучит мелодия детской песни о сереньком козлике).
-Да будет вам известно, что это гениальное произведение было написано маленьким Моцартом. Так что пишите музыку в любом возрасте, она всегда может оказаться бессмертной!
В.: - Музыка Моцарта звучит и трогает сердца слушателей около 200 лет. Не удивительно, что имя Моцарта стало крупной торговой маркой. Именем Моцарта названы отели, цветы, конфеты, мягкая мебель, светильники, ручки. Есть даже шоколадный Моцарт. (38-40 слайды).
- “Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт!”
03 09 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
14 09 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.