Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов.
Задачи:
-
повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;
-
развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:
-
расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
-
карточки с заданиями,
-
музыкальное сопровождение,
-
проектор,
-
ручки и листочки.
Ход мероприятия
Учитель (или ведущий):
- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру "Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
Вот правила игры:
"Последний герой” состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…
Во втором туре "слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет "Последним героем 2011 года”.
Итак, начинаем.
I тур.
1 задание. Оно называется "Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.
Вопросы:
-
Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)
-
Кто автор произведений: Дубровский, "Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)
-
Расскажите правило по карточке "ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)
-
Кто написал стихотворение "Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)
-
Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)
-
Назовите автора произведения "Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
-
Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)
-
Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
-
"Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень)
-
Что обычно начинается со слов: "Жили-были” или "В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
-
Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)
-
Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге? (ямб)
-
Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)
-
Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
-
Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
-
Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
-
Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
-
Что написал И.С. Тургенев: "Записки из сумасшедшего дома” или "Записки охотника”? ("Записки охотника”)
-
Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)
-
Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
-
К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)
-
Назовите автора произведения "Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
-
Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)
-
Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)
-
Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
-
Назовите автора "Хамелеона”, "Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
-
Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
-
Кто написал строчки: "Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет)
Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:
-
Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)
-
Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
-
Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
-
Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
-
Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)
-
Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”? (пальцы)
-
Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)
-
Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
-
На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
-
Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)
2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.
|
|
Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.
|
Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. К словам, которые называет ведущий, подобрать как можно больше
- синонимов: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).
- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь.
Слушаем результаты жюри.
3 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.
П. Ершов
|
|
Калашников
|
Остап
|
Капитанская
|
купец
|
Астафьев
|
Виктор Петрович
|
дети
|
дочка
|
Красный нос
|
"Левша”
|
нищий
|
Пеппи
|
А. Линдгрен
|
подземелья
|
"Конёк-горбунок”
|
мороз
|
Длинный чулок
|
"Малыш и Карлсон”
|
Аввакум
|
принц
|
Н.Лесков
|
В. Распутин
|
"Уроки французского”
|
легенда
|
Тарас Бульба
|
протопоп
|
Данко
|
Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в ваших записях, мы вместе поотгадываем эти словосочетания. (Если останется время, позагадываем метаграммы).
- Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет "Последним героем”.
4 задание. "Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта.
Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.
Готовые задания отнести жюри, а в свободное время мы все поиграем в "Звёздный час”: из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).
Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться.
II тур.
- Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).
1 задание. К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову "морковь” - кровь, любовь; "мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова:
Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.
Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.
- Теперь я снова читаю слова, вы поочереди называете рифмы. Выбывает тот, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием. (Потом даю несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть).
2 задание. "Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания.
-
"Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. ("Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)
-
"Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она…первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто…” ("Кусака” Л. Андреев)
-
"И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия. "Рождение Христа”)
-
"Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”. ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)
-
"Грубые скотоводы стояли вокруг него на коленях, и старый Пенруф пробормотал дрогнувшим голосом: "Лучше бы у меня пропало 20 быков!” Я взял Снапа на руки, .. погладил по голове. Он слегка заворчал, как видно на прощанье, лизнул мне руку и умолк навсегда”. ("Снап” Э. Сетон-Томпсон)
-
"И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света его…” ("Старуха Изергиль” М. Горький)
-
"Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. ("Ревизор” Н.В. Гоголь)
-
"И корова уныло молчала, потому что была…покорна жизни… и своей нужде в сыне, который ещё не вырос, чтобы она могла оставить его, и …она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и своё горе”. ("Корова” А. Платонов)
-
"Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. ("Капитанская дочка” А.С. Пушкин)
-
"Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. на пустыре, где он рос, трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю”. ("Неизвестный цветок” А. Платонов)
- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного произведения.
3 задание. А теперь будет ваше любимое задание, разбор слов по составу. Я выдам каждому карточки со словами, потом проверим.
1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;
2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;
3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;
4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;
5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.
- Давайте проверим задание. Кто, по вашему мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички с именами.
4 задание. "Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.
1.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном)
("Узник” А.С. Пушкин)
2.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)
("Не позволяй…” Н. Заболоцкий)
3.
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)
( "Парус” М.Ю. Лермонтов)
4.
Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
(…Зачем? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок.)
("Мцыри” М.Ю. Лермонтов)
5.
Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
(…Пора, красавица, проснись.)
("Зимнее утро” А.С. Пушкин)
6.
Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
(…В небе играют все вольные птицы,
Глядя на них мне и больно, и стыдно.)
("Пленный рыцарь” М.Ю. Лермонтов)
Финал.
1 задание. "Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?
Темы: а) вражда, ссора, драка.
(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся - только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).
б) труд, орудия труда.
(Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).
в) деньги, достаток.
(Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).
2 задание. "Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:
- Без чего дома не построишь? (без угла)
- За чем чай пьют? (за столом)
- За чем во рту язык? (за зубами)
- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)
- По чему в лес ходят? (по земле)
- По чему утка плавает? (по воде)
На этом наша игра заканчивается. Под музыку "Остаться в живых” группы "Би-2” награждаются ученики:
1. "Последний герой-2011” - лентой с надписью, грамотой.
2. грамотой "За волю к победе”
3. грамотой.
4. утешительные призы за участие.
за его чистоту Всему название дано – И зверю и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном мире – море – слов Купайся ежечасно! (Шибаев).
Учитель: Сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной и плутовской. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы выявим лучших знатоков русского языка. В нашем соревновании принимают участие 2-е команды. Команда 7 «Д» класса и команда 7 «Г» класса. А оценивать ваши знания будут….
Представление жюри.
- Ну вот. Все представлены, можно бы и начинать игру. Но, мне кажется, чего-то не хватает.
- Чего, как вы думаете?
Конечно. У нас играют команды, а это-коллектив – единое целое. Значит у них должно быть название.
- Пожалуйста, капитаны команд, представьте свою команду.
- У каждой команды было домашнее задание. Им были представлены слова – рифмы, из которых ребята составили четверостишия. Передайте работы жюри, их работа уже начинается.
(Звучит музыкальная композиция Ванессы Мей)
- А мы с вами тоже наконец приступаем к игре, которая будет проводиться в виде знакомого вам с детства «Морского боя» (Объясняется условия игры) (См.Методическое сопровождение)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ:
-
В каких случаях причастный оборот не выделяется запятыми? (Если стоит перед определяемым словом)
-
Как правильно сказать «с двумястами пятью вариантами» или с «двести пятью вариантами»? (С двумястами пятью вариантами)
-
Что такое переходные глаголы? (Это глаголы, которые могут употребляться с существительными в в.п. без предлога )
-
Сколько раз в предложении «Ваня все вспомнил» встречается звук В? (Один раз)
-
Сколько Н в слове «кожа…ый»? (Одна)
-
Чем является СЯ в слове улыбается? (Постфиксом (возвратной частицей))
-
Найдите ошибки в употреблении причастия, исправьте её : «Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинкой» (Правильно будет :Он не замечал ни лесов, ни озер, заросших кувшинкой )
-
Как напишете слово «обт…рать»?Почему? (Обтирать, т.к. есть суффикс - а -.)
-
Какое русское слово соответствует иностранному «кастинг»? (Выбор, подбор)
-
Сколько морфем в слове «расположиться» - 4, 5 или 6? (Шесть )
-
Назовите глагольные признаки у причастий. (Вид, время, переходность, синтаксическая роль (сказуемое – краткое причастие).
-
Сколько звуков в слове «якорь»? (Пять звуков)
-
Сколько Н в слове «покраше…ый» забор? (Две)
-
Как правильно сказать: «Он наша гордость» или «Он наша гордыня»? (Он наша гордость)
-
Какое слово лишнее: Лекарственный, искусственный, мужественный, вытащенный? Почему? (Вытащенный, т.к. все слова прилагательные, а это слово является причастием)
-
Назовите строку из таблицы умножения, которая имеет рифму. (Пятью пять – двадцать пять; Шестью шесть – тридцать шесть …)
-
Как правильно сказать: «Чехов был знаком с Толстым» или «с Толстовым»? (С Толстым)
-
Сколько запятых нужно поставить в предложении «И лишь Вася и Паша знали это правило»? (Ни одной)
-
Какого морфологического признака нет у причастия: число, род, время, лицо? (Лицо)
-
Сколько несклоняемых существительных во фразе: «Глядя в зеркало, он заметил, что какаду сел на банку с кофе»? (Два)
-
Какое из этих существительных мужского рода – шимпанзе, пальто или какао? (Шимпанзе)
-
Как называется причастие, которое обозначает признак того, что кто-то совершает над ним действие? (Страдательное причастие)
-
В чем ошибка ученика, который сказал, что в его классе двадцать пять человек учеников? (Лишнее слово или человек или учеников)
-
Какая пословица получится, если заменить все слова антонимами? «2 новых врага хуже старого». (Один старый друг лучше новых двух)
-
«В саду горит костер рябины красной» - это эпитет, олицетворение или метафора?
(Метафора)
-
Не нарушены ли синтаксические нормы в предложении «Возвращаясь домой, меня застиг дождь»? (Нарушены. Правильно: «Возвращаясь домой, я попал под дождь»)
-
Что называется причастным оборотом? (Причастие с зависимыми словами)
-
Какой падеж стоит на четвертом месте в системе падежных окончаний? (Винительный)
-
Почему можно сказать «очень веселый», но нельзя сказать «очень фруктовый»? (Со словом очень сочетаются качественные прилагательные, а прилагательное фруктовый относительное)
-
На какой слог падает ударение в слове «баловать»? (На третий)
-
Верно ли утверждение: односоставные предложения всегда являются неполными? (Нет)
-
Слова «болотный» и «болотистый» - это синонимы? (Нет)
-
Как правильно сказать: Держаться обеими руками» или «Держаться обоими руками»? (Держаться обеими руками)
-
Каков смысл выражения быть начеку? (Быть наготове, настороже)
-
На какой слог падает ударение в слове мизерный? (На второй)
-
Являются ли обращения членами предложения? (Нет)
-
Примечание: если команда попадает на квадрат «Совет команде» - участвуют болельщики с домашней заготовкой (Совет – пословица); квадрат «Перестрелка» - играют болельщики (слова – синонимы)
Подведение итогов
Награждение команд