Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА

НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

НА ПРИМЕРЕ УМК Л.В. ЗАНКОВА

Попова Ирина Витальевна (iya2110@yandex.ru)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21
городского округа город Шарья Костромской области


Аннотация

В Федеральных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир» рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. К тому же, он первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Использование современного оборудования (цифровой микроскоп, мультимедийный проектор, АРМ учителя) при изучении этого предмета позволит достичь результатов более высокого уровня, как по предмету, так и для развития личности ученика в целом. Ведь современное оборудование позволяет увеличить долю активных форм работы в процессе обучения, осуществлять деятельностный подход.



Статья

Начальная школа – это та ступенька обучения, на которой ученик многое желает понять, узнать, осмыслить, на которой он по-детски наивно стремится познать странности мира и устройство его организмов. Раскрыть перед учащимися как начальной, так и основной общеобразовательной школы целостную картину мира призваны уроки естественнонаучного цикла. В начальной школе это «Окружающий мир». Данный учебный курс призван решать в системе общего развития учащихся ряд задач, одной из которых является: формирование широкой картины мира с опорой на современные научные достижения.

Сегодня, когда образовательный процесс проходит этап глубокой модернизации: оснащение современным оборудованием, открываются новые возможности для педагогов и главное для учащихся. Появление цифрового и интерактивного оборудования в школах существенно влияет на уровень проведения учебных занятий.

Ещё совсем недавно первое знакомство с микроскопом проходило в среднем звене школы на уроках биологии: один микроскоп на класс. При проведении практических лабораторных работ – один микроскоп на парту. И, хотя и в то время это было увлекательным моментом в обучении, возникали трудности: каждый ученик наблюдал изучаемый объект в отрыве от одноклассников, учителю приходилось многократно повторять комментарии, направляя деятельность учащихся.

Сегодня появилась возможность использовать микроскоп и в начальной школе. Он вновь один на весь класс, только гораздо умнее, имеет уникальную возможность вывода информации с предметного столика на монитор компьютера, а также позволяет проектировать изображение на интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора. В таких модернизированных условиях изучаемый и исследуемый природный объект становится доступным для обозрения и анализа одновременно для всего класса, что позволяет оптимизировать учебный процесс, поддерживать интерес к предмету у всего класса. Учащиеся получают возможность исследовать микромир, скрытый от человеческого глаза. Для учеников начальной школы это прибор-находка, поскольку абстрактное мышление их ещё не сформировано. Для учителя же, это экономия времени на объяснение материала. И, конечно же, увеличенные в десятки раз объекты, масштабируясь при выведении на доску, становятся более удобными для детального анализа. Чем чаще ребёнок будет проникать в глубины окружающего мира, тем больше этот мир будет его удивлять и увлекать.

Курс предмета «Окружающий мир» по УМК Л.В. Занкова выстроен так, что знакомство и работу с цифровым микроскопом можно начинать уже в 1 классе, когда ребёнок по-настоящему удивляется, восхищается, ликует, открывая тайны микромира. Ведь о мире, окружающем его, он ещё так мало знает. Поэтому главная задача для учителя 1 класса – не упустить сензитивный период развития, когда первоклассник, как губка, впитывает информацию, записывая её на свободные дорожки своего сознания.

Так, при изучении темы «Природа и её изменчивость», рассматриваем внутреннее строение листьев разных пород деревьев, изучаем особенности жилкования и клеточного строения листовой пластинки. Выясняем, что листья отличаются друг от друга не только по форме, цвету, размеру, жилкованию, но и по строению и форме клеток.

Знакомясь с темой «Объекты природы и объекты, сделанные человеком», изучаем «парашютики» одуванчика, определяя сходство с парашютом. Выясняем, за счёт какой особенности устройства «зонтика» он парит и переносит свои семена на огромное расстояние. А, рассматривая крыло стрекозы, выясняем, как необычен и сложен узор её крыльев.

При изучении темы «Земля рассказывает о себе», исследуем частички разного грунта: их структуру и состав. Делаем выводы о пригодности или непригодности почвы для выращивания культурных растений.

Знакомясь с темой «Мы заняты разным делом» анализируем образцы пыли, взятые в разных уголках класса: в открытом доступном месте и, там, где доступ затруднён. Сравниваем однодневную и недельную пыль. Делаем выводы о необходимости ежедневной уборки помещений. Проводим исследование о наличии или отсутствии пыли после сухой и влажной уборки.

Во 2 классе, знакомясь с темой «Как изучают окружающий мир. Инструменты и приборы», говорим более подробно об устройстве микроскопа и назначении каждой его детали. Находим характерные отличия оптического и электронного, цифрового микроскопа.

При изучении темы «Тела и вещества» рассматриваем образцы твёрдых и жидких веществ, обнаруживаем их особенности на уровне клетки. Зарисовываем каплю воды и спил ствола сосны, делаем выводы.

В теме «Взаимодействие сил природы. Суша под солнцем» рассматриваем структуру гранита. Проводим опыт, объясняющий причину разрушения плотной горной породы. Воздействуем на кусочек гранита: то, нагревая его, то охлаждая – чередуя многократно данные действия. Наблюдаем появление микротрещин.

Знакомясь со свойствами воды, в частности темы «Вода-растворитель», проводим исследование по изменению её структуры при насыщении частицами сахара, соли, глины и т.п.

При знакомстве с темой «Живая природа» наблюдаем за особенностями внутреннего строения мхов, лишайников и травянистых растений. Узнаём, каким образом растения получают из почвы влагу и питательные вещества. Рассматривая срезы корней и стеблей, сравниваем их и анализируем. В ходе изучения этой темы сравниваем строение еловой и сосновой хвоинки, процесс развития плесени на разных пищевых продуктах (ржаном и пшеничном хлебе, овощах, фруктах, сыре и т.п.), изучаем грибы-дрожжи.

Работая по теме «Разнообразие животных», останавливаемся не только на видимых глазу особенностях строения их тел, но и более детально рассматриваем строение лапок и усиков, хоботков и жала насекомых. Сравниваем строение шерсти домашних животных и человеческого волоса. Изучаем строение пера водоплавающих птиц, выясняем, по какой причине они не намокают. При знакомстве с бактериями проводим опыты, изучая гигиеническое состояние кожи рук до мытья и после. Выясняем, помогает ли твёрдое и жидкое мыло избавиться от бактерий на руках.

В 3 и 4 классах более детально изучаем темы «Почва» и «Клетка», исследуем различные готовые образцы и изготавливаем свои образцы для изучения.

Как видите, цифровой микроскоп – это замечательный помощник на уроках окружающего мира в начальных классах. Он способствует более глубокому изучению тем предмета, развитию мышления, речи и памяти учащихся, оптимизирует учебный процесс. К тому же, работа с цифровым микроскопом возможна не только в рамках уроков окружающего мира. Этот уникальный увеличительный прибор снабжён функцией фотоаппарата и видеозаписи и может использоваться в кружковой работе экологической направленности, которая активно ведётся в нашей школе на разных ступенях обучения, а так же в проектной исследовательской деятельности, которая сейчас весьма популярна и распространена.



Со своими первоклашками в прошлом учебном году я запускала проект «Раз – микроб, два – микроб…»https://sites.google.com/site/skolaetomir/, в ходе реализации которого мы исследовали чистоту наших рук и наблюдали с помощью цифрового микроскопа за размножением микроорганизмов. Дети серьёзнее стали относиться к личной гигиене, особенно к гигиене своих рук.

Таким образом, значимость цифрового микроскопа для учебного процесса трудно переоценить, а возможности, которые он открывает, позволяют сделать процесс познания для учащихся увлекательным, ярким, образным, живым и одновременно научным. Как здорово, что сегодня модернизация образования шагает в ногу со временем, предоставляя нам: учителям и учащимся такие возможности. Остаётся лишь учиться быть мобильными в современном цифровом мире.

Возможности цифрового микроскопа на уроках естественнонаучного цикла в начальной школе
54.95kb.

17 12 2014
1 стр.


Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе

Мы живём в эпоху четвёртой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий и обеспечивает человеку безграничные возм

534.23kb.

15 12 2014
3 стр.


Тема: «Проектирование учебного занятия с планированием цифрового интерактивного оборудования в начальной школе. Типовые затруднения в педагогической деятельности»
41.6kb.

13 10 2014
1 стр.


Тема: «Проектирование учебного занятия с планированием цифрового интерактивного оборудования в начальной школе. Типовые затруднения в педагогической деятельности»
43.33kb.

13 10 2014
1 стр.


Анализ работы шмо учителей естественнонаучного цикла. 2011- 2012 уч год

В 2011-2012 уч году в школе работали 5 учителей естественно- научного цикла. Все педагоги имеют высшее образование, а также прошли подготовку на курсах повышения квалификации в нир

57.93kb.

11 10 2014
1 стр.


Статья Ортологическая направленность лексико – фразеологической работы на уроках русского языка в начальной школе.

Ортологическая направленность лексико – фразеологической работы на уроках русского языка в начальной школе

51.16kb.

23 09 2014
1 стр.


Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе. Именно здоровьесберегающие технологии являются составляющими здоровьесберегающей педагогики

490.82kb.

24 09 2014
3 стр.


Тема: «Игры на уроках немецкого языка в начальной школе». учитель немецкого языка

Цель работы: поделиться идеями, как при помощи игры разнообразить разные виды деятельности на уроках немецкого языка

206.56kb.

16 12 2014
1 стр.