Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Второй этап аттестации
Назначение второго этапа — определение уровня продуктивности педагогической или управленческой деятельности аттестуемого, оценка результатов практической деятельности. Формы проведения этого этапа могут быть разнообразными:

— тестирование или анкетирование учащихся;

— проведение контрольных работ;

— посещение открытых уроков (для педагогов), управленческих совещаний, педсоветов (для руководителей);

— оценка умения руководителя осуществлять анализ учебных занятий, внеклассных, воспитательных мероприятий и др.;

— изучение документации и др.

Формы проведения аттестации на втором этапе различны для педагогических и руководящих кадров.

1. Открытый урок (для педагога) [3]

Открытый урок проводится учителем в присутствии членов аттестационной комиссии с целью демонстрации им системы работы, если учитель претендует на первую или высшую категорию.



Этапы подготовки урока
I. Определение типа урока. Тип и структура урока непосредственно зависят от его цели (табл. 1).

Таблица 1

Цель

Тип урока

Структура урока

Восприятие и первичное осознание нового материала

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Мотивация — актуализация опорных знаний — восприятие, осмысление, закрепление — проверка усвоения — анализ и самоанализ

Закрепление знаний и выработка умений по их применению

Закрепление новых знаний

Мотивация — актуализация ведущих способов действий — самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях — самоконтроль — контроль — коррекция знаний и умений

Выработка умений самостоятельного применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях

Комплексное применение знаний

Мотивация — актуализация комплекса знаний — образец комплексного применения знаний — самостоятельное комплексное применение знаний — самоконтроль — контроль — коррекция

Систематизация знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Мотивация — анализ содержания учебного материала — выделение главного — обобщение и систематизация знаний и умений — установление внутрипредметных и межпредметных связей — самоконтроль — контроль — коррекция

Определение уровня овладения знаниями и способами действий

Проверка, оценка и коррекция знаний

Мотивация — самостоятельное выполнение контрольных заданий — самоконтроль — контроль — анализ — оценка и самооценка — коррекция


II. Построение урока.

1. Цели и задачи педагогической деятельности на уроке.

Цель педагогической деятельности учителя на уроке определяется с учетом знания класса и содержания материала. Осуществляется комплексное предварительное планирование задач образования, развития и воспитания учеников класса.

2. Планирование учебных задач.

Конкретизируются задачи развития и образования с учащимися на уроке. Формулируются личные цели учеников.

3. Пути решения поставленных задач.

Обсуждаются с учащимися пути, способы, приемы решения задач урока.

4. Структура урока.

Предполагается гибкая структура урока, т.е. осознанный выбор последовательности этапов урока учителем и обсуждение с учениками.

5. Планирование учебного материала.

Четко выделяется главное, существенное на уроке с учетом поставленных учебных задач. Укрупняются дидактические единицы, повышается уровень обобщенности, расширяются сферы применения конкретного содержания, привлекается личный опыт учащихся. Обеспечивается целостность содержания, осуществляются межпредметные и внутрипредметные связи. Обеспечивается проблемность изучения материала, сочетание репродуктивных и творческих заданий.

6. Методы и средства обучения.

Осознанный выбор оптимального сочетания методов и средств обучения для данного класса. Внесение необходимых корректив в методы обучения по ходу урока. Рост поисковой творческой деятельности, сокращение числа однородных упражнений, регулярная самостоятельная работа становятся источником знания. Возрастание роли проблемных, исследовательских, дедуктивных методов и методов самостоятельной работы.

7. Формы обучения.

Обоснованный выбор форм обучения и познавательной деятельности учащихся. Использование кооперативных форм познавательной деятельности.

8. Права ученика на уроке.

Реализация прав ученика на выбор уровня овладения содержанием, темпа, форм обучения и контроля.

9. Характер взаимоотношений в учебном процессе.

Общение между участниками учебного процесса становится межличностным и носит характер сотрудничества в атмосфере доброжелательности. Сокращается прямое и растет коллективное направляющее руководство, появляются группы учащихся, работающих в рамках самоуправления. Внешняя мотивация заменяется внутренней, внешняя обратная связь заменяется самоконтролем.

10. Контроль и оценивание знаний.

Обоснованное сочетание контроля и оценки знаний со стороны учителя с взаимным самоконтролем и оцениванием. Интерес учителя и ученика должен быть направлен не только на результат учения, но и на сам процесс познания и развития.

11. Итоги урока.

Обсуждение с учащимися в конце урока не только успешности реализации каждым поставленных образовательных задач, но и того, что понравилось (не понравилось), почему, что лично для него было полезным на уроке, что хотел повторить, изменить в дальнейшей работе.

12. Домашние задания.

Необходимы дифференцированные домашние задания: свободный выбор объема, уровня трудностей и характера заданий.
III. Составление плана-конспекта. В конспекте урока рекомендуется отразить следующие моменты:

1. Тема урока.

2. Краткая характеристика учебных и психологических особенностей класса.

3. Комплексная цель урока.

4. Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся на уроке. Вовлечение учеников в процесс осознания и принятия целей учителя и формулирования собственных целей на урок.

5. Содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока. Обратить внимание на оптимальность объема содержания изучаемого материала, его соответствие целям урока, уровню обученности и развития учащихся. Направленность материала на формирование общей культуры учащихся.

6. Структура урока, хронология времени на каждый этап. Обратить внимание на взаимосвязь этапов урока, нацеленность каждого из них на конечный результат. Уметь обосновать выбор структуры урока.

7. Формы и методы работы учителя и ученика на этапах урока. Направленность форм и методов обучения на включение каждого ученика в деятельность по достижению целей урока, на создание условий для активного общения и взаимодействия всех участников учебного процесса, на проявление самостоятельности учащихся в выборе уровня и способов деятельности, на организацию индивидуального подхода.

8. Диагностика начального состояния знаний и умений, которые будут развиваться в ходе урока (конкретные вопросы, задания и методика работы с ними).

9. Формы, методы и средства получения обратной связи как самим учителем, так и учениками о ходе усвоения нового материала (вопросы, задания и методика работы с ними). Обратить внимание на соотношение контроля и самоконтроля, анализа и самоанализа, оценки и самооценки деятельности учителем и учащимися.

10. Методика работы с типичными ошибками.

11. Использование наглядности, ее эффективность.

12. Прогнозирование результатов деятельности каждой категории учащихся. Способы измерения результатов учебного занятия (задания, вопросы, тесты с обоснованием выбора). Анализ учеником результатов собственной деятельности, своего «продвижения» и отношения к уроку и материалу.

13. Домашнее задание. Дифференцированные домашние задания по уровню, объему и характеру заданий. Инструктаж учителя.



Критерии оценки открытого урока

При защите открытого урока оценивается:

• научная и методическая обоснованность всех этапов урока;

• уровень владения современными технологиями обучения и развития учащихся;

• способность оптимально организовывать деятельность учащихся на всех этапах урока;

• умение обеспечить мотивацию деятельности учащихся на всех этапах урока, прогнозировать ход и результаты учебного процесса;

• уровень владения содержанием учебного материала, способность адаптировать его к уровню подготовки и развития учащихся;

• научность, аргументированность, логичность речи учителя.


2. Срезовые работы (для педагога)

На втором этапе аттестации учителя при определении уровня продуктивности педагогической деятельности проводятся срезовые работы для учеников (тесты, анкеты, контрольные работы и др.).

Срезовые работы, предназначенные для выполнения всеми учащимися класса, охватывают основные разделы курса и соответствуют требованиям к уровню подготовки учащихся конкретного класса. Работы содержат задания разной степени трудности.
3. Анализ управленческих совещаний, педсоветов и др. (для руководителей)[10]

Посещение управленческих совещаний, педсоветов и др. осуществляется с целью оценки умения руководящего работника их проводить. В количественном выражении данное умение оценивается от 1 до 2-х баллов. Руководящему работнику, претендующему на первую категорию, достаточно получить 1 балл. Руководителю, претендующему на высшую категорию, необходимо получить 2 балла за данное, умение.

Аттестуемый должен не только уметь провести управленческое совещание, но и дать квалифицированный объективный самоанализ. Это умение оценивается от одного (для первой категории) до 2-х баллов (для высшей категории).

Содержание, цель и планирование управленческого совещания, а также его тип определяет сам аттестуемый. Количество управленческих совещаний для анализа в ходе аттестации определяют эксперты. Но руководитель обязан показать управленческие совещания, в которых участвуют представители учащихся, педработников, родителей.

Общая оценка складывается из среднего балла посещенных управленческих совещаний. Сумма баллов делится на количество посещенных управленческих совещаний.
4. Умение руководителя осуществлять анализ учебных занятий, внеклассных воспитательных мероприятий (для руководителей) [10]

Посещение учебных занятий, внеклассных воспитательных мероприятий эксперты осуществляют вместе с аттестуемым работником с целью выявления:

1) умения аттестуемого давать квалифицированный анализ указанных мероприятий;

2) этики анализа посещенных мероприятий;

3) качества проводимых мероприятий.

Руководители, претендующие на первую категорию, должны уметь осуществлять психолого-педагогический анализ урока.

Руководители, претендующие на высшую категорию, должны уметь выполнять:

1) методический анализ урока;

2) анализ педагогического общения на уроке;

3) сопоставительный анализ уроков;

4) целевой анализ урока;

5) выборочный анализ деятельности отдельных учащихся или группы учащихся на уроке;

анализ с физиолого-гигиенических позиций.

Практическое умение руководителя осуществлять анализ урока следует проверять следующим путем. Накануне урока руководитель берет билет с указанием, какой тип анализа он должен провести. Данное умение оценивается от 1-го до 2-х баллов.

Качество анализа учебно-воспитательных мероприятий, посещенных аттестуемым руководителем, выявляет его отношение к педагогам школы (этика анализа). Оценка за этику анализа мероприятий и за этику самоанализа (на любую категорию) должна быть равной б (3+3) баллам.

В целом по перечисленным показателям аттестуемый, претендующий на 1-ю категорию, должен получить не менее б баллов, а претендующий на высшую категорию — не менее 8 баллов.

Общее число учебных занятий и внеклассных мероприятий, планируемых для посещения, определяется экспертами, но в него входят учебные занятия и мероприятия разных категорий педагогов (возраст, стаж, уровень профессионального мастерства).

Общая оценка по каждому показателю (умение анализировать учебно-воспитательные мероприятия, этика анализа посещенных мероприятий и качество проводимых мероприятий) определяется по среднему баллу. Сумма баллов делится на количество педагогических работников, участвующих в данной процедуре.


5. Проверка документации школы (для руководителей) [10]

Проверка документации школы осуществляется в целях, перечисленных ниже в табл. 2. Вся документация смотрится не менее, чем за два последние года работы аттестуемого. Конкретные пояснения особенностей технологии выставления баллов по пунктам 13-21 помещены после данной таблицы.



Таблица 2 Система выставления баллов при проверке школьной документации

Цель проверки

Документация, подлежащая аналитической обработке

Оценка в баллах

1. Эффективность обучения: динамика знаний, способностей, нравственно-этической ориентации учащихся сравнительно в младшем и среднем звене

Сравнительный анализ журналов вторых и пятых классов (не менее, чем в двух классах). Анализ журналов может по решению экспертной группы заменять аналогичный срез или рассматриваться как подтверждающий результат среза

Мах 30

2. Умение создавать нормальные условия для функционирования школьного коллектива в соответствии с физиологическими требованиями, финансово-экономической обеспеченностью и правовой защищенностью каждого участника учебно-воспитательного процесса

Анализ актов санэпидемстанции, пожарной службы, расширенного медицинского осмотра. Сравнительный анализ сметы расходов на содержание образовательного учреждения и периодической отчетности об исполнении сметы расходов. Анализ документов (договоры, акты, протоколы заседаний совета школы и т.д.), определяющих наличие собственных средств школы и их расходование

0,5

3. Умение организовывать всех участников учебно-воспитательного процесса для достижения образовательных целей

Анализ учебно-воспитательного плана, протоколов педсоветов, книги приказов по учебно-воспитательной работе, протоколов общешкольных конференций, собраний, протоколов других управленческих совещаний (за два года)

0,5

4. Умение обеспечивать взаимодействие различных структурных подразделений школьного коллектива

Сравнительный анализ Устава школы (его положений по управлению в школе) и документов оперативного характера: книга приказов по личному составу, тетрадь по комплектованию кадров, протоколы педсоветов (за два года)

0,5

5. Умение сопоставлять образование в разных регионах с целью обмена опытом, умение соотносить опыт других школ с конкретными условиями своей школы для продуктивного использования этого опыта

Анализ докладов, выступлений, публикаций руководителя в прессе (не менее трех за последние два года)

0,5

6. Умение анализировать урок

Сравнительный анализ тетради посещенных уроков двух-трех учителей с их аттестационной характеристикой или описанием их работы в книге приказов по учебно-воспитательной работе, в протоколе педсовета, в аналитической части учебно-воспитательного плана. Учителя, анализ уроков которых предлагает руководитель, должны быть различного уровня квалификации

0,5

7. Умение анализировать управленческие совещания и проводить их

Сравнительный анализ тетради совещаний при участии директора и протоколов педсоветов, книги приказов по учебно-воспитательной работе и учебно-воспитательного плана школы

0,5

8. Умение анализировать внеклассное мероприятие

Сравнительный анализ тетради посещенных внеклассных мероприятий двух-трех педагогов и их аттестационных характеристик или описания их работы в книге приказов по учебно-воспитательной работе, протокола педсовета, в аналитической части учебно-воспитательного плана. Педагоги, анализ мероприятий которых предлагает руководитель, должны быть различного уровня квалификации

0,5

9. Умение анализировать различные виды и формы обучения школьников

Анализ экспериментальных планов и программ, утвержденных данным руководителем или получивших педагогическое обоснование. Сравнительный анализ аналитической части учебно-воспитательного плана и предложенных в нем новых видов и форм обучения школьников (за два года)

0,5

10. Умение давать объективную оценку деятельности участников учебно-воспитательного процесса и собственной работе

Сравнительный анализ описания работы учителей (двух-трех с различным уровнем профессиональной подготовки) по протоколам педсоветов, книге приказов по учебно-воспитательной работе, аналитической части учебно-воспитательного плана и характеристик на этих учителей в тех же документах, а также в трудовых книжках и аттестационных характеристик. Сравнительный анализ отчетов руководителя на различных управленческих собраниях (не менее двух) и документов, в которых должны реализовываться принципиальные заявки данного руководителя. Сравнительный анализ документов, в которых подвергался критике аттестуемый руководитель, и представленных им отчетных документов

0,5

11. Обоснование статуса образовательного учреждения

Сравнительный анализ положения о данном типе образовательного учреждения и наличной документации

0,5

12. Взаимосвязанные и координированные действия школы, родителей и правоохранительных органов по профилактике правонарушений и преступности среди учащихся

Анализ воспитательных планов, протоколов совета школы и педсоветов. Сравнительный анализ тетради регистрации правонарушений в школе и в КДН

0,5

13. Взаимосвязанные и координированные действия школы, учреждений культуры, спорта, других общественно-воспитательных учреждений по повышению общей культуры учащихся и воздействию на их образ жизни

Анализ воспитательных планов и классных журналов. Сравнительный выборочный анализ классных журналов (двух -трех классов) и документов учреждений, в которых учащиеся данных классов должны заниматься

ОТ1

14. Создание условий для сочетания различных форм обучения

Проверка учебных планов и расписания факультативов, индивидуальных планов учеников

от 0,5

15. Педагогический потенциал образовательного учреждения

Проверка тарификационной ведомости и книг приказов по личному составу (за два года)

от 0,5

16. Взаимосвязь с высшими учебными заведениями и производством

Проверка справок о трудоустройстве и поступлении выпускников в высшие учебные заведения

от 1

17. Неординарные результаты учащихся

Проверка книги приказов по учебно-воспитательной работе и других документов

от 0,5

Порядок выставления баллов по пунктам 13 -17:

При посещении 50% учащихся внешкольных культурных центров руководителю дается 3 балла. От 30% до 50% — 2 балла. От 10% до 30% -1 балл.

— При положительных результатах проверки за целесообразное оснащение каждого кабинета и технического помещения руководителю дается 1 балл. Данный показатель и все последующие (14 -17), рассматриваемые в таблице, оцениваются без верхнего предела.

— При наличии положительных результатов проверки и анкетирования — 1 балл за каждую услугу. При наличии положительных результатов анкетирования за каждый факультатив руководителю дается 1 балл.

— За каждого ученика, обучающегося по индивидуальному плану, — 0,5 балла;

— За каждого педагога, получившего высшую категорию, и за каждого педагога, принятого в школу с высшей категорией при данном руководителе, дается 1 балл.

— За каждого педагога, получившего первую категорию, и за каждого педагога, принятого в школу при данном руководителе, дается 0,5 балла.

— За каждого учителя-экспериментатора аттестуемому дается 1 балл.

— За каждый выполненный договор с коллегами других учреждений -1 балл.

— За каждого выпускника, поступившего в вуз, -1 балл.

— За каждое призовое место в олимпиадах, конкурсах, других соревнованиях, проводимых учреждениями образования: а) в районе — 0,5; б) в области -1 балл; в) в России -1,5 балла.

— За каждого медалиста, поступившего в вуз, -1 балл.

— За каждого ученика, направленного на обучение за границу (прошедшего конкурсный отбор), -1 балл.

— За каждою воспитанника, получившего высокую правительственную оценку за гражданский поступок, — 1 балл.

— За каждый вопрос, не отраженный в Уставе школы, с руководителя снимается 0,5 балла как за нарушение Закона «Об образовании» и школьного Устава.

— За руководство образовательным учреждением, выявленное с помощью проверки школьной документации, аттестуемый, претендующий на первую категорию, должен получить не менее 20 баллов, на высшую — не менее 25 баллов.

В ходе проверки документации проверяющий обращает внимание на следующие вопросы:

1. Соответствие количества управленческих совещаний, собраний количеству, определенному Уставом школы.

2. Защита прав учащихся, учителей, родителей, связанных с неправомерностью привлечения их к любым непедагогическим мероприятиям (не предусмотренных учебным планом). Привлечение законно, если оно осуществляется по доброй воле участников образовательного процесса и на основании договора.

3. Обоснованность использования школьного здания в непедагогических целях. (При использовании здания школы в качестве источника дополнительного дохода необходимо иметь решение Совета школы по данному вопросу и договоры/ а также соответствующий пункт в Уставе.).

4. Недопустимость срыва учебных занятий, кроме случаев, предусмотренных Законом «Об образовании» и школьным Уставом (стихийные бедствия, выбросы отравляющих веществ и др.), а также других нарушений прав участников учебно-воспитательного процесса, оговоренных в Уставе школы.

Результатом всех процедур экспертизы должна стать сводная оценка профессиональной подготовленности аттестуемого, ее соотнесенность с квалификационными требованиями.

Подвести итоги аттестации педагога поможет общая диагностическая карта профессиональной подготовленности учителя, представленная в табл. 3 [3].



Таблица 3 Общая диагностическая карта профессиональной подготовленности учителя

п/п

Учитель должен знать

Учитель должен уметь

Оценка (1-5)

1-Для II квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетентности («знания» и «умения»)

1

Основные законодательные и нормативные документы по вопросам образования и защите прав обучающихся

Реализовывать требования нормативных документов в своей практической деятельности




2

Содержание и структуру базисного учебного плана, его компонентов

Обеспечивать реализацию базисного учебного плана




3

Основные положения современной дидактики и теории воспитания

Рационально использовать их в учебном процессе




4

Структуру своего учебного предмета по этапам обучения

Организовывать процесс обучения в соответствии со спецификой общеобразовательного учреждения




5

Понятийный аппарат и терминологию предмета

Грамотно использовать в учебном процессе понятийный аппарат. Развивать у учащихся умение пользоваться терминологией учебного предмета




6

Цели обучения

Достигать поставленных целей педагогической деятельности




7

Типологию уроков

Использовать различные типы уроков в зависимости от учебных целей




8

Формы и принципы планирования урока(ов)

Применять различные формы уроков, обеспечивающих реализацию принципов дидактики




9

Методы, средства и организационные формы обучения

Применять методы и приемы, обеспечивающие результативность обучения. Организовывать работу учащихся с учебной и справочной литературой, схемами, графиками и таблицами, техническими средствами обучения и оборудованием. Использовать различные формы организации урока




10

Формы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Осуществлять промежуточный и итоговый контроль с использованием норм оценки за уровнем сформированности знаний, умений и навыков учащихся




11

Современные системы внеклассной работы

Планировать и организовывать внеклассную работу по одной из систем




12

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся

• Создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе.

• Сохранять контингент учащихся.

• Учитывать в ходе обучения психологический тип учащихся, стиль учения и другие особенности





13

Содержание, формы и методы проведения воспитательной работы

Формировать в процессе воспитательной работы социально значимые качества личности обучающихся. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся




14

Основную психолого-педагогическую и методическую литературу

Использовать в своей преподавательской деятельности данные современной психолого-педагогической и методической литературы




15

Функциональные обязанности

• Организовывать собственную деятельность: 1) оценивать и анализировать ход и результаты своей деятельности;

2) применять ЭВМ в организации профессиональной деятельности.

• Организовывать познавательную и практическую деятельность учащихся.





2. Для I квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетентности («знания» и «умения»)

Аттестуемый на I квалификационную категорию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1 -15. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующее



16

Теоретические основы преподаваемого предмета:

• историю развития и методики преподавания;

• место и роль предмета в системе школьного образования;

• содержание предмета



• Пополнять профессиональные знания по предмету. Обосновывать выбор программ, учебников.

• Преподавать на различных уровнях обученности и развития учащихся






17

Целостную систему организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении

Строить обучение на основе блочно-модульных и интегрированных педагогических технологий.

• Активно использовать дифференциацию и мобильность образования как фактор создания возможностей для реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий. • Стимулировать самостоятельность учащихся в учении






18

Современные средства обучения

Использовать электронные и экранные ТСО для классных и внеклассных занятий




19

Основные положения личностно-ориентированного обучения

Применять основные положения в процессе обучения:

1) учить учащихся ставить собственные цели учения;

2) согласовывать цели преподавания с целями учения учащихся;

3) применять гибкие технологии обучения в зависимости от возникающих на уроке ситуаций;

4) адаптировать материал учебника к конкретной учебной ситуации;

5) формировать у учащихся приемы учения






20

Технологию диагностики и мониторинга уровня овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования, уровня развития и воспитания

• Владеть методикой проведения диагностики и мониторинга овладения учащимися основными компонентами содержания базового образования.

• Выявлять уровень развития личности учащихся, их достижений в получении знаний по ступеням обучения.

• Формировать у учащихся умения самоконтроля и самооценки, самовоспитания и саморазвития





21

Методологию общения, теорию и практику коммуникации с развивающейся личностью, технологию коммуникативности учебного процесса

Регулировать процесс общения, эффективно строить общение с различными участниками образовательно-воспитательного процесса




3. Для высшей квалификационной категории предусматриваются следующие уровни компетентности («знания» и «умения»)

Аттестуемый на высшую квалификационную категорию должен владеть знаниями и умениями, предусмотренными пп. 1 — 21. Кроме того, он должен знать и уметь нижеследующее



22

Основные тенденции развития современной педагогической науки и практики

Осознанно строить ход учебно-воспитательного процесса в соответствии с тенденциями и новациями педагогической науки




23

Новейшие достижения в данной научной области и методики ее преподавания

В меру необходимого использовать в учебном процессе современные достижения науки, методику преподавания




24

Модель педагогического процесса как целостного явления

Выстраивать уроки в условиях реализации системного, целостного подхода, определять оптимальные структурные компоненты урока




25

Сущность современных образовательных технологий

• Применять оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения, обеспечивающих высокую результативность учения школьников.

• Создавать собственные системы обучения, повышающие эффективность учения школьников.

• Формировать у школьников информационные умения: умения поиска и переработки информации. Применять гибкую структуру урока в зависимости от возникающих ситуаций





26

Способы интегрированного изучения смежных предметов

Широко использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний школьников. Проводить интегрированные уроки, обеспечивающие формирование у школьников целостной картины мира



Уровень теоретических знаний и оценка умений учителя определяются по пятибалльной шкале (каждый укрупненный показатель оценивается отдельно).



Отметка в баллах

Квалификация (теоретические знания)

Умения

5

Аттестуемый показал глубокие и прочные знания по данному аспекту, дал четкие ответы на дополнительные вопросы

Аттестуемый владеет данным умением в полном объеме

4

Аттестуемый хорошо знает теоретический материал, не допускает при ответе существенных ошибок

Аттестуемый владеет обозначенным умением на достаточно высоком уровне

3

Ответы аттестуемого содержат значительные пробелы, допускаются существенные ошибки и неточности

Аттестуемый владеет указанным умением

2

Знания весьма поверхностные и фрагментарные

Аттестуемый владеет данным умением слабо

1

По данному вопросу теоретические знания отсутствуют

Указанное умение у аттестуемого отсутствует


Таблица 4 Показатели оценки результативности деятельности учителя

п/п

Показатели

Оценки в баллах

Результаты методической подготовки учителя

1

Степень достижения цели обучения




1.1. Цели не ставятся на уроках и вызывают трудности у учителя при их формулировке, цели урока не достигаются

1
















1.2. Цели обучения ставятся на отдельных уроках, но не всегда достигаются




2













1.3, Цели обучения ставятся учителем и достигаются на отдельных уроках







3










1.4, Цели ставятся на каждом уроке, однако учащиеся не привлекаются к формулировке личных целей, подведению итогов урока, тем не менее, цели уроков, поставленные учителем, регулярно достигаются













5




1.5. Цели обучения формулируются на каждом уроке, учащиеся привлекаются к постановке личных целей и подведению итогов урока по достижению личных и коллективных целей










4




2

Оптимальность использования методов, средств и организационных форм обучения




2.1. Уроки проводятся однообразно; при раскрытии тем используется, в основном, пересказ материала учебника

1

2

3










2.2. Кроме традиционных, используются средства, организационные формы и методы, активизирующие деятельность учащихся










4







2,3, Налицо оптимальное сочетание средств обучения, организационных форм и методов обучения, в том числе авторских













5

3

Использование новых педагогических технологий




3.1. О новых технологиях имеется некоторое представление, применяют лишь традиционные

1

2













3.2. Кроме традиционных, используются некоторые элементы новых педагогических технологий







3










3,3, Хорошая осведомленность о новых технологиях и возможное их использование










4







3.4. Использует оптимальное сочетание традиционных и новых технологий, что обеспечивает эффективность обучения













5

4

Типология уроков




4.1. Нет системы в выборе типа урока, наблюдается единообразие типов

1

2













4.2. Эпизодически практикуются разные типы уроков







3










4.3. Тип урока определяется поставленной целью










4







4.4. Применяются типы уроков, активизирующие самостоятельную познавательную творческую деятельность учащихся и обеспечивающие высокое качество обучения













5

5

Нормы оценки знаний учащихся




5.1. Не знает норм оценки знаний, умений и навыков, оценивает интуитивно

1
















5.2. Знает нормы оценок знаний, но оценивает интуитивно




2













5.3. Использует только поурочный и четвертной контроль







3










5.4. Оценивает знания учащихся в соответствии с установленными нормами, но не обучает учащихся навыкам самоконтроля и самооценки










4







5.5. Использует все виды контроля, знает нормы оценок и формирует у учащихся навыки самоконтроля и самооценки













5

6

Уровень использования воспитательного потенциала предмета




6.1. В процессе обучения учитель лишь частично реализует воспитательный потенциал изучаемого предмета

1

2

3










6.2. В процессе обучения учитель достаточно широко использует воспитательный потенциал изучаемого предмета










4







6.3. Учителем достигается гармоничное единство между приобретением знаний учащимися и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу













5

7

Наличие системы внеклассной работы




7.1. Система внеклассной работы отсутствует, внеклассные занятия проводятся эпизодически

1

2

3










7.2. Система внеклассной работы разработана, однако уровень ее реализации удовлетворительный, вовлеченность учащихся низкая










4







7.3. Функционирует эффективная система внеклассной работы, вовлеченность учащихся высокая













5

8

Использование наглядности и ТСО




8.1. Работа с ЭВМ, ТСО и средствами наглядности не проводится

1

2













8.2. Наглядность и ТСО используются редко и неэффективно







3










8.3. Наглядность и ТСО используются достаточно широко










4







8.4. Наглядность и ТСО используются систематически, обоснованно, в полном объеме и достаточно эффективно













5

9

Соответствие уровня подготовки учащихся требованиям Государственного стандарта общего среднего образования




9.1. Частично соответствует

1

2

3










9.2. В основном соответствует










4







9.3. Соответствует всем параметрам













5

10

Качество званий учащихся по предмету




10.1. До 30%**

1

2













10.2. От 30% до 40%







3










10.3, От 40% до 50%










4







10.4. Выше 50%













5

11

Результаты участия обучаемых в конкурсах, олимпиадах и других творческих мероприятиях (за три последних года)




11.1. Ученики нигде не принимали участия

1
















11.2. Ученики участвовали в районных (городских) мероприятиях




2













11.3. Ученики стали призерами районных (городских) мероприятий







3










11.4. Ученики участвовали в мероприятиях областного и федерального уровней










4







11.5. Ученики стали призерами областных и федеральных мероприятий













5

Максимальная оценка результативности деятельности учителя составляет 55 баллов. На высшую категорию может претендовать аттестуемый, набравший не менее 44 баллов, т.е. не менее 80% максимального числа баллов.

На первую категорию может претендовать аттестуемый, набравший не менее 38 баллов, т.е. не менее 70% максимального числа баллов.

На вторую категорию может претендовать аттестуемый, набравший не менее 33 баллов, что составляет не менее 60% максимального числа баллов.

При аттестации руководящих работников на первую и высшую квалификационные категории соответствие уровня профессиональной компетентности работников требованиям (показателям) к их квалификации, профессионализму и продуктивности (устойчивым результатам деятельности) проводится с помощью таблицы, представленной в приложении 1.1 данного сборника.
Литература

1. Аттестация образовательных учреждений, педагогических и руководящих работников. — М.:ТЦ Сфера, 2004.

2. Аттестация педагогических кадров / Сост. Е.М. Шибанова. — М.: АСТ-Астрель, 2003.

3. Аттестация учителей математики / Авт.-сост. О.В. Тараканова. — 2-е изд., испр. и дополн. — М.: Айрис-пресс, 2004.

4. Грибов Ю.А., Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — С. 57 – 62.

5. Единые требования к формам экспертизы профессиональной компетентности аттестуемых работников образования // Юридический журнал директора школы. — 2004. — № 1. — С. 26 — 41.

6. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. — М., 1998.

7. Молл Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем // Вопросы психологии. -1998. — № 3. — С. 85 — 103.

8. Организация работы школьной аттестационной комиссии. Методические рекомендации для руководителей, методистов. — М.: УЦ «Перспектива», 2004.

9. Самсонов Ю.А. Аттестация руководителя образовательного учреждения. Научно-методическое пособие для работников органов управления в образовании и образовательных учреждений. — М.: АПК и ПРО, 2001.

10. Самсонов Ю.А., Тучкова Т.К., Исаев Г.Ю. Контрольно-оценочная деятельность органов управления образованием и институтов повышения квалификации (методические рекомендации) — М.: АПК и ПРО, 2001.

11. Самсонов Ю.А., Тучкова Т.К. Тесты и задания для проведения экспертизы профессиональной компетентности руководящих работников учебных заведений. — Липецк: ЛОИУУ, 1997.



12.. Сидорова Л.К. Аттестация педагогов и руководителей специальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — М.: Айрис-пресс, 2004.

13. Тубельский А. Как меня аттестовывали // Директор школы. — 1999. — № 8. С. — 31 — 43.

14. ФедоренкоЛ.Г. Аттестация в школе: после и до. — Спб.: КАРО, 2003.

15. Черникова Т.В. Три стратегии подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. -2003. — № 2. — С. 9 — 12.



16. http: // nevizhin/narod/ru/arhiv/Normativ/tariff/htm

Калуга, 2005


Второй этап аттестации

Назначение второго этапа — определение уровня продуктивности педагогической или управленческой деятельности аттестуемого, оценка результатов практической деятельности. Формы провед

373.28kb.

25 12 2014
1 стр.


Последовательность взаимодействия эц «луч» с заявителем/кандидатом при аттестации персонала в области неразрушающего контроля

И сроках аттестации Заявитель/кандидат получает обратившись в Экзаменационный центр «луч» (далее – эц). Информация об исходном комплекте документов для аттестации и объеме квалифик

16.3kb.

25 12 2014
1 стр.


Г. Монтевидео, стадион Центенарио Отборочные чм, Второй групповой этап, 1 Тур
59.31kb.

03 09 2014
1 стр.


Г. Монтевидео, стадион Центенарио Отборочные чм, Второй групповой этап, 6 Тур
55.63kb.

03 09 2014
1 стр.


Г. Банджул, стадион Латдиор Отборочные чм, Второй групповой этап, 6 Тур
53.59kb.

09 10 2014
1 стр.


Г. Буэнос Айрес, стадион Бомбонера Отборочные чм, Второй групповой этап, 3 Тур
59.76kb.

05 09 2014
1 стр.


Г. Берберати, стадион Стад де Бойен Отборочные чм, Второй групповой этап, 2 Тур
69.07kb.

10 10 2014
1 стр.


Г. Валенсия, стадион Мисаэль Дельгадо Отборочные чм, Второй групповой этап, 4 Тур
65.24kb.

06 10 2014
1 стр.