Аннотация
рабочей программы по дисциплине
«Этнолингвистика» по направлению подготовки «Лингвистика» профиль 4 «Теоретическая и прикладная лингвистика»
Цель изучения дисциплины «Этнолингвистика» – дать представление о способах связи языка и культуры в их взаимодействии. Язык рассматривается как активно действующая часть культуры, как один из основных способов ее формирования, закрепления и передачи информации.
Основными задачами курса являются следующие:
– ознакомление с основными положениями, задачами и понятийным аппаратом этнолингвистики;
- изложение истории развития этого направления в языкознании;
- введение в круг важных проблем современной этолингвистики;
- формирование осознанного интереса к языковой и речевой культуре этносов, проживающих на территории Амурской области.
Освоив дисциплину «Этнолингвистика», выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
Ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (СЛОК-1);
Руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (СЛОК-2);
Осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (СЛОК-5);
Понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (СЛОК-12).
Освоив дисциплину «Этнолингвистика», выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Умеет использовать понятийный аппарат теоретической и прикладной лингвистики для решения профессиональных задач (ОНК-1);
Умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ОНК-2);
Владеет стандартными методиками поиска, анализа и обработки материала исследования (НИК-2);
Способен оценить качество исследования в данной предметной области, соотнести новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представить результаты собственного исследования (НИК-3);
Имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ОЛК-5);
Готов преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурных диалог в общей и профессиональной сферах общения (СЛК-3);
Умеет анализировать вербальные и невербальные компоненты речевой деятельности, (СК-2);
Владеет методиками сбора и документирования языковых данных для бесписьменных и вымирающих языков (СК-7).
Содержание дисциплины. Этнолингвистика: предмет, методы. Связь этнолингвистики с др. дисциплинами: социолингвистикой, психолингвистикой, этнографией. Язык и культура, взаимодействие языковых, этнокультурных этнопсихологических факторов. Вклад Л.В. Щербы, Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева, А.А. Потебни, Ф. Боаса, Б. Уорфа и др. в развитие этнолингвистики. Этнолингвистика и фольклористика (Н.И.. Толстой).